|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политические события в Германии в эпоху Реформации. Великая крестьянская война. Завершение Реформации в Германии. Аугсбурский религиозный мирНародное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). Его ранняя биография малоизвестна. До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюр-герско-княжеский. Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание. Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества — крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием — эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Начало Великой Крестьянской войны. Кульминационным пунктом общественного движения эпохи Реформации в Германии была Крестьянская война 1524—1525 гг. Она началась в Юго-Западной Германии, где острее всего ощущался феодальный гнет и где крестьяне и раньше не раз уже поднимались на борьбу со своими угнетателями. В этом соседнем со Швейцарией районе протекала особенно напряженная религиозно-политическая борьба, распространилось учение Цвингли и крайне радикальное направление Реформации — анабаптизм. Благодатную почву получила здесь революционная пропаганда Мюнцера и его сторонников. Выступление крестьян началось летом 1524 г. в ландграфстве Штюлинген на Верхнем Рейне. Крестьяне ряда деревень восстали против своих господ и потребовали отмены «новых и несправедливых поборов». Вслед за этим поднялись на борьбу крестьяне в областях между Верхним Рейном и Верхним Дунаем, предъявив своим господам аналогичные требования. Руководители крестьянских отрядов во главе с Гансом Мюллером были склонны к компромиссным соглашениям. Этим воспользовались феодалы, стремившиеся не допустить распространения восстания. Было достигнуто соглашение, но его не поддержали революционно настроенные массы. Осенью 1524 г. восстание распространилось по всему Верхнему Рейну, оно приобретало все более организованный характер. Этому способствовала деятельность анабаптистов и сторонников Мюнцера. В городе Вальдсгуте широким влиянием пользовался анабаптистский проповедник Бальтазар Губмайер, находившийся в то время под влиянием Мюнцера. Там побывал и сам Мюнцер. Его эмиссары развернули энергичную пропагандистскую деятельность. Ставшее популярным к тому времени требование введения «божественного права» рассматривалось ими как провозглашение социального переворота. В конце 1524 г. или в начале 1525 г. здесь появилась первая общая революционная программа — «Статейное письмо». В отличие от всех других программ, выдвинутых в ходе Крестьянской войны, «Статейное письмо» не призывало к борьбе за уступки и частичные изменения, а провозглашало идею коренного социального и политического переворота и построения общества на началах социальной справедливости. Авторы программы обращались ко всем, в первую очередь, к трудящимся, с призывом вступить в христианское объединение и начать строить свою жизнь на основе служения «общей пользе», т.е, на основе всеобщего и полного равенства. Господа тоже приглашались в это объединение, чтобы разделить общую со всем народом судьбу. Они должны были покинуть свои замки и дворцы, поселиться наравне со всеми в хижины, трудясь и довольствуясь тем, что им положено по «божественному праву». В противном случае, говорилось в «Статейном письме», они будут подвергнуты «светскому отлучению», т.е, всеобщему бойкоту, что не оставит им иного выбора, как только примкнуть к общему объединению или погибнуть, как «отрезанные от тела члены». Все замки и монастыри, служившие очагами угнетения и предательства, подлежали немедленному разрушению. Идеалом составителей «Статейного письма» было общество полного имущественного равенства, в форме демократической республики с неограниченным народным суверенитетом. Но «Статейное письмо» не стало общей программой борьбы. Большинство руководителей восстания склонялось к переговорам и компромиссам. Крестьянские выступления в верховьях Рейна и Дуная были только прологом Великой Крестьянской войны, которая охватила ряд областей Германии — Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрин-гию, Саксонию, альпийские владения Габсбургов. Причины поражения Крестьянской войны. Крестьяне не могли добиться победы без надежного союзника и гегемона в лице городского класса — буржуазии или наемных рабочих. Но ни тот, ни другой класс в ту пору еще не сложился. Примкнувшее во многих местах к восстанию среднее бюргерство не могло возвыситься над местными узкосословными интересами и в конце концов предало крестьян. Крестьянство в решающий момент осталось в одиночестве. Против него выступили все эксплуататорские слои общества. Мартин Лютер, идеолог бюргерской Реформации, превратившийся в холопа князей, призывал в мае 1525 г. к расправе над восставшими крестьянами: «Всякий, кто может, должен их бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать как бешеную собаку». В Крестьянской войне в Германии с особой наглядностью проявилась провинциальная разобщенность, ограниченность политического кругозора крестьян и их вожаков. Восстание проходило в трех разных районах при отсутствии единого центра. Единства не было и в пределах отдельных областей. Восставшие создавали свои местные отряды, которые действовали порознь, и каждый в отдельности вступал в переговоры с противником. Только Мюн-цер и его сторонники, представлявшие явное меньшинство в руководстве восстанием, боролись за идейное и организационное единство. Но они были не в состоянии преодолеть стихийную крестьянскую разобщенность. Поражение Крестьянской войны, которая была кульминацией всего общественного реформационного движения в Германии, тяжело отразилось на положении немецкого крестьянства и бюргерства, на исторической судьбе всего немецкого народа. Начавшаяся еще до войны сеньориальная реакция все более усиливалась. От поражения Крестьянской войны в наибольшем выигрыше оказались князья, подчинившие себе горожан и дворян и обогатившиеся за счет секуляризации церковной собственности. Раздробленность Германии прогрессировала.
Завершение Реформации в Германии. Аугсбургский религиозный мир. Германия на пороге нового времени. Победа княжеской Реформации. Аугсбургский религиозный мир. Народная и радикально-бюргерская Реформация потерпела поражение в результате разгрома Крестьянской войны. В ряде германских земель распространилась княжеская Реформация, идеологом которой стал Лютер. Крестьянская война подорвала позиции реакционно-католического лагеря и объективно содействовала укреплению лютеранских князей, которые упрочили свое господство над местной церковью и провели секуляризацию церковного землевладения в своих княжествах. Частичная секуляризация была осуществлена и католическими князьями с санкции папы, стремившегося путем уступок удержать князей в лоне католицизма. Шпейерский рейхстаг 1526 г. даже признал за князьями право свободного выбора между лютеранским и католическим вероисповеданием. Карл V, занятый войной в Италии и нуждавшийся в поддержке немецких князей, не мог этому помешать. Но когда наступила передышка, он созвал в 1529 г, рейхстаг и добился восстановления Вормского эдикта 1521 по запрещении лютеранского вероучения. Лютеранские князья и города не подчинились и заявили протест (от этого произошло название «протестанты»). В 1530 г. на Аугсбургском рейхстаге соратник Лютера Филипп Меланхтон дал систематическое изложение основ лютеранского вероучения, получившего название «Аугсбургского вероисповедания», в котором провозглашалось, что главой церкви является не папа, а светский владетель (князь). Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря. Император решительно отказался признать «Аугсбургское вероисповедание». Тогда лютеранские князья вместе с рядом имперских городов заключили на съезде в городе Шмалькальдене военный союз. Положение Карла V стало критическим, так как протестантское вероисповедание было уже принято тремя из семи курфюрстов (Саксонским, Бранденбургским и Пфальцским), а четвертый (Кельнский архиепископ) явно к нему склонялся. Но вскоре саксонский герцог перешел на сторону императора, что дало Карлу V возможность одержать победу над протестантами в 1-й Шмалькальденской войне. Согласно Аугсбургскому интериму (1548 г.) католическое вероисповедание, хотя и несколько реформированное, должно было стать единственным в Германии. Но мир длился недолго. Боязнь усиления императора побудила князей (в том числе и некоторых католических) заключить антигабсбургский союз с французским королем Генрихом II. Началась 2-я Шмалькальденская война, закончившаяся полным поражением Карла V, который еле избежал пленения войсками саксонского курфюрста, перешедшего теперь на сторону протестантских князей. В 1555 г. был заключен религиозный мир в Аугсбурге на условиях признания за князьями полной свободы в выборе вероисповедания — католического или лютеранского, по принципу «чья страна, того и вера» (cujus regio-ejus religio). Карл V, видя полное крушение своих планов, отрекся от императорской власти в пользу своего брата Фердинанда I.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |