|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Варварские королевства. Общая характеристикаОбщественный строй варварских королевств Король и управление Король был признанным главой войска в военном походе, он же ведал назначением высшего командного состава (графы, дуксы-герцоги). Он руководил также внешними сношениями, обладал наивысшей административной и судебной властью, издавал законы, распоряжался государственной казной, доходами от налогов и военной добычей. Он созывал соборные собрания церкви и назначал епископов. Ему предоставлялось право раздавать дары из государственного имущества. Эти полномочия и перемены особенно упрочились в конце V в. при королях Эрике и Аларихе II. В практике Вестготского государства получили распространение церковные соборы, которые определяли порядок наследования трона, процедуру королевских выборов, регулировали порядок споров между королевской властью и магнатами (графами, комитами). Епископы, участники соборов, занимались также финансовыми вопросами и оказывали влияние на процесс выработки законов. Созывались они королем в Толедо в одной из его церквей. Здесь происходил обмен речами и чтение проектов законов, а затем их утверждение епископами и магнатами. Король воспринимался как руководитель церкви. В первые дни соборов решались чисто церковные вопросы, и магнаты при этом не присутствовали. Постановления соборов именовались канонами. Они находили одобрение одновременно священников и феодалов. Постановления соборов обретали силу только после издания королем специального декрета о подтверждении принятого закона. Государственное устройство варварских королевств Варвары расселялись на территории Римской империи по военно-десятичной системе: несколько родов составляли сотню,несколько сотен - округ, потом из них получились графства и герцогства. Основа - община (центр - деревня). Деревней управлял староста, избираемый всей деревней. Волость - расселение племени, которое возглавлял племенной вождь. Особенности правового общения и законодательного регулирования варварских королевств Согласно законодательным установлениям, существовала единая юрисдикция для римлян и готов. Однако суд вершили лица, которые были одновременно и судьями, и военачальниками, и администраторами, и потому они часто злоупотребляли своей властью. Поскольку государство было военно-бюрократическим, много внимания уделялось регулированию воинской повинности. Служили только свободные, служба считалась и правом и обязанностью и специально не вознаграждалась. Позднее к службе в войске допускали испано-римлян, рабов. Во время войны солдаты получали вознаграждение, в мирное время в их пользу осуществлялся сбор налогов. Семья оставалась патриархальной. Она возглавлялась отцом, хранителем домашнего культа и строгой дисциплины, которой подчинялись все (люди и вещи), причем жена находилась на положении, приравненном к положению детей и внуков. Вначале существовал запрет на межнациональные браки, который при Леовигильде был снят. Семейные личновластные отношения предполагали возможность продажи детей в рабство с правом выкупа. Семейные лично-имущественные отношения, как и в римском праве, включали вопросы предоставления приданого, наследства, а также дарение. Усыновление подразделялось на усыновление несовершеннолетнего и лица полноправного. Наследование было трех родов: по завещанию; по закону; так называемое необходимое (обязательное) наследование, которое определялось в четвертую часть имущества. Процедура оформления завещания, изобретенная римлянами и заимствованная в определенной части вестготами, имела четыре разновидности: завещание при пяти свидетелях; завещание преторское при семи свидетелях; публичное завещание (в присутствии войска);собственноручное. Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов. Вина подразделялась на три разновидности — умысел и два вида небрежности, грубая и легкая. Участники правоотношений подлежали подчинению обычному или кодифицированному праву в зависимости от их племенной принадлежности. Исполнение обязательства обеспечивалось также угрозой продажи в рабство. Уголовное наказание было социально-стратифицированным: знатным и простолюдинам присуждалось неравное наказание за одно и то же преступление. Особенные меры были предусмотрены против правонарушающей деятельности евреев, еретиков и рабов. Принципы судебного разбирательства в варварских королевствах Незнание закона не освобождало от ответственности. Отец не мог быть наказан за преступления сына и наоборот. В этом положении воплощен принцип, требующий в обеспечение справедливости наказывать в точном соответствии с законом и с мерой виновности обвиняемого. Субъектами преступного деяния могли быть признаны дети 10 лет. Этот возрастной предел оставался типичным для многих европейских государств на протяжении всего средневековья. Детализированными были наказания за оскорбление личности или нравственных чувств, в последнем случае — за прелюбодеяние, невыполнение женщиной своих обязанностей по уходу за младенцем. За мужеложство предусматривалась кастрация. Сильным оскорблением считалось дерганье за бороду или за волосы, а также за одежду. Строго наказывались гробокопатели (грабители и осквернители могил), потребители наркотиков с целью вызова преждевременных родов. В судоговорении действовал библейский принцип "один свидетель не свидетель". Предусматривалось также наказание за отказ от свидетельских показаний. Таким образом, законодательство Вестготского государств V—VII вв. явилось своеобразным синтезом германского и церковного права на прочной основе римского наследия, что нашло воплощение примерно в четырех крупных кодификациях: Эриха (475 г.), Алариха (506 г.), Леовигильда (572 г.) и Рессевинта (654 r.). Еще одно положение также весьма характерно для варварских сборников законов раннего средневековья, когда началось приобщение к христианской вере, — требование,чтобы законы были нравственными по своему содержанию.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |