|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б) Ценность полезного и ценность жизни, рассмотренные в частностиМежду тем современная мораль несет в себе более глубокое извращение рангового порядка ценностей — возрастающее подчинение ценностей жизни ценностям полезного, усугубившееся с победой индустриального и коммерческого духа над воинским и теолого-метафизическим духом и проявляющееся ныне даже на уровне конкретных оценок. Если попытаться сформулировать это иначе, объединив в ι Постепенный переход большого города от «потребительского» типа, характерного в старину — если верить Зомбарту (см. «Роскошь и капитализм») — для всех больших городских поселений, к «производительному» типу — лишь одна из важных составных частей процесса, в котором ценности приятного realiter ставятся на службу ценностям полезного. РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==177 понятии «благородный» качества, составляющие ценность жизни в живом организме, то речь идет о подчинении «благородного* ^полезному». Новый общественный строй, наметившийся с выдвижения буржуазии в XIII веке, получивший развитие в эмансипации третьего сословия во времена Французской революции и оформившийся в основанное на этой эмансипации политическо-демократическое движение — это лишь внешняя, политико-экономическая форма выражения того ценностного сдвига, который, в свою очередь, был вызван взрывом ресентимента, накопившегося за времена преимущественно авторитарного управления жизнью, победой и распространением его ценностей. По мере того как в государствах (особенно западных) к власти начали приходить торговцы и промышленники, по мере того как их сущность и суждения, их вкусы и наклонности стали преобладающими при выборе оснований для принятия решений в сфере производства духовной культуры, по мере того как необходимо вытекающие из их деятельности символы и образы первопричин вещей преодолевали старые религиозные символы, именно их способ оценки повсеместно стал формировать «мораль» вообще». Но сущностей движущей силой этого грандиозного процесса также был ресентимент. 1 Формирование капиталистического «экономического способа мышления», переход от желания трудиться и зарабатывать, направлявшегося идеей материального достатка, соответствующего сословному положению в обществе, к безграничному и бесцельному приобретательству, отводящему на собственное «содержание» только те заработанные блага, что остались в виде излишков после того как было осуществлено ставшее автоматическим стремление расширить «дело», — это лишь часть процесса смены одного господствующего этоса другим. Ср. с книгой «Буржуа».
==178 МАКС ШЕЛЕР Извращение оценки выразилось в первую очередь в том, что профессионально-значимые ценности торговца или человека, занятого иной доходной деятельностью, — ценности тех человеческих качеств, благодаря которым именно этот тип Homo l42 делает свой гешефт и преуспевает, — возносятся на пьедестал общезначимых моральных ценностей и даже «наивысших» среди них. Житейский ум, способность к быстрому приспособлению, безотказно калькулирующий рассудок, знание толка в том, что касается «безопасности» жизни и всестороннего свободного общения, соответственно качества, способные их обеспечить, чутье на «сбалансированность» и предсказуемость всех отношений, постоянство в труде и прилежании, экономность и педантичная точность в заключении и соблюдении договоров — таковы теперь главные добродетели, перед которыми отступают мужество, смелость, готовность к самопожертвованию, восторг решимости, великодушие, жизненная сила, жажда завоеваний, равнодушное отношение к экономическим благам, любовь к родине, верность семье, преданность роду и государю, способность править и господствовать, смирение и т. д. Еще более глубокие изменения претерпевают понятия, даже если за ними сохраняются старые имена'. Мы уже показали это применительно к понятию «человеколюбия». Но и такие понятия, как «справедливость», «самообладание», «верность», «правдивость», «экономность», тоже приобретают новый смысл. Античная идея справедливости предполагала, что правосудие имеет место лишь там, где равное выпадает на долю равному, и только поскольку они равны — согласно 'См. мою книгу «Гений войны и Германская война» (1915). РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕШЕНИЯ ==179 древнегерманскому принципу: «suum cuique»'·" и «si duo faciunt idem, non est idem» i44; поэтому судить по справедливости мог лишь равный равного. Современное же понятие справедливости, совпадающее с новой идеей фактического «равенства всех людей», делает любое законодательное решение, адресованное определенной группе, по сути дела «несправедливым исключением», выдвигая всеобщее требование одинакового отношения ко всем людям и группам, равных ассигнований на полезные цели и в случае покрытия ущерба, на блага и нужды, — и при этом совершенно независимо от разницы натур и природных способностей людей'. Естественно, благодаря такому понятию справедливости в правосудии скоро будет покончено с принципом, согласно которому лишь равный должен судить равного. Смысл понятия «самообладание» выражал в первую очередь суверенную власть духовной личности над хаосом низменных влечений, рыцарскую волю к господству над «склонностями», смиренное пред Богом и «в» Боге, но гордое сознание собственной силы и уверенности в способности «совладать» с ними — неважно, пойдет ли это на пользу самому себе или нет. Сегодня самообладание — лишь средство, благодаря «трезвости», «солидности», «умеренности», удачно вести свои дела, а по возможности и разделаться с конкурентом; там же, где такой цели нет, его и оценивают не позитивно. «Верность» была естественным продолжением и сохранением отношений любви и доверия, а «верный» воспринимал как оскорбление требование ' Точно так же, опираясь на эту идею справедливости, господствующую в современном международном праве, хотят сделать, чтобы решения международного арбитража были не зависимы от статуса участвующих в нем государств.
К оглавлению ==180 МАКС ШЕЛЕР любых «обещаний» и тем более «договоров», способных его как-то связать, ибо они ставили под вопрос то самое естественное продолжение отношений, для которого и нужна искусственная гарантия. Ныне «верность» — всего лишь расположение к практическому соблюдению обещаний и договоров. В «правдивости» всегда видели мужество откровенного признания, противоположность раболепному отношению к чужим оценкам и интересам, которым подчиняется — по крайней мере на один момент — тот, кто лжет. Теперь правдивость получает иной смысл: не следует делать и думать того, о чем нельзя было бы сказать перед судом социальной морали и общественного мнения! «Экономность» ценилась как смягченное выражение того же стремления, которое нашло выражение в евангельском идеале «добровольной бедности», то есть исходя из идеи жертвенности; в то же время бедными она ценилась (не будучи «добродетелью») как умение жить. И вот, подхваченная только бедными, она уже безо всякой оглядки на идею жертвенности и евангельский идеал была возведена в «добродетель», и что особенно важно, в добродетель богатых, хотя на словах христианский пафос, конечно, остался. Размышляя об Альберти, Зомбарт придает этому факту исключительное значение: «Это было неслыханно, это было что-то новое: некто имел средства — и все-таки придерживал их! В мир вступила идея экономии! На сей раз не вынужденной, а сознательной, экономии не из нужды, а из добродетели. Экономный хозяин превращается отныне в идеал самих богатых, поскольку они стали „бюргерами"»·. ι См.: Зомбарт В. Буржуа. 1913. С. 139. РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==181 Справедливость, самообладание, верность, правдивость, экономность я привожу лишь как примеры. В таком же духе меняется смысл понятий всех положительных качеств. Даже там, где за ними сохраняются старые имена, под ними имеется в виду нечто совершенно новое. Аналогичные изменения претерпевает и ранговый порядок благ. Теперь сама жизнь — индивида, семьи, рода, народа — в самом факте своего существования должна быть оправдана пользой, приносимой более широкой общности. Уже недостаточно чистого наличного бытия жизни как носителя более высоких ценностей, чем те, что представлены пользой, — само это наличное бытие должно быть сначала «заслужено». Право на существование и жизнь, которое старая мораль принимала в числе «естественных прав», теперь отвергается как теоретически, так и практически. В силу вступает другой принцип: кто не может приспособиться к механизму цивилизации, ориентированной на пользу, к его меняющимся «потребностям» в человеческой деятельности, тот «должен» погибнуть, какими бы витальными ценностями он ни был наделен от природы. Представление о том, что жизнь как лишенный целей феномен выражения со всеми его формами, как некое «дыхание», скрывающее в себе сложнейшие внутренние процессы, есть соиообоснованная ценностная целостность, которой все полезные действия предназначены лишь служить и которая благодаря всевозможным механизмам должна лишь свободней развиваться, представление о том, что жизнь, если можно так выразиться, — прирожденная госпожа и царица неодушевленного мира и что ее высокое развитие — вовсе не результат преимуществ при-
==182 МАКС ШЕЛЕР способления к неодушевленному миру к способности производить полезное, — теперь это представление отступает в воззрении и чувстве под натиском другого: простое выражение жизни — лишь балласт, сомнительная роскошь, «атавизм» некогда полезной способности двигаться и действовать. Если исходить из этой основополагающей идеи, то и в теории, и в практике обращаться с жизнью как самодостаточной ценностью больше нет никакого смысла; поэтому теряет смысл и техника жизни — будь то техника продолжения рода или индивидуальная и социальная техника укрепления жизненных сил, к какой прибегали почти все предшествующие цивилизации, — например, в кастах, предназначенных для селекции лучших и совершенствования унаследованных положительных качеств — физических, интеллектуальных, моральных; путем установления твердого, как бы автоматически действующего порядка распределения культурных благ; с помощью всех форм аскезы, тренировок, игровых состязаний, рыцарских упражнений. Взгляните на касты и аскезу в Индии; на сословный порядок у греков, их беговую дорожку, игры, гимназии; на сословное устройство обществ средневековья, их аскезу, рыцарские игры и турниры; на подготовку японского самурая; на древнекитайский сословный порядок и принятый в нем способ воспитания — и вы увидите, что мертвая машинная техника повсюду уступает первенство технике витальной, что жизнь сама по себе заслуживает образования во всем богатстве присущих ей сил — совершенно независимо от вопросов «к чему» и «для чего» в смысле полезного профессионального труда! Современная же цивилизация не только лишила себя витальной техники в ее практическом применении,
==183 РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ но и утратила саму идею таковой!«В целях того, чтобы гешефт можно было делать еще лучше, высвободив все необходимые для этого силы, на свалку истории выбрасываются последние остатки сословного социального порядка как осмысленной селекции лучших, как слепка присущей всей живой природе аристократии — и общество атомизируется. Вместо «сословия» — понятия, в котором групповое единство определяется благородной кровью и традицией, — появляется пустое понятие «класса», то есть группы, объединенной на основе собственности, так называемого «образования» и известных модных нравов. В любой тренировке тела и его сил видят не более чем «отдых» от работы или накопление сил для будущего полезного труда — как чистую самоценную игру жизненных сил ее уже не рассматривают. Это означает, что тренировка жизненных функций не ради труда, а ради самой жизни (как мышления ради мышления в диалектике древних), а также любого рода витальная и духовная аскеза, целесообразное распределение традиционных образовательных средств и накопленных духовных богатств в соответствии с групповыми предрасположенностями окончательно утратили смысл. Всем этим управляет ныне слепой случай. Все это — «развлечения»; «по-настоящему серьезны» лишь гешефт и работа. Современный «спорт» — тоже отдых от работы, а не выражение свободы жизни, которой на самом деле призван служить труд». Между тем биологическая теория защищает «аргументами и фактами» только современный вари- 1 Надо сказать, наша «молодежь» близка к тому, чтобы вновь открыть для себя эту идею, в чем я вижу верный признак постепенного преодоления современного буржуазного духа. " См. предыдущую сноску. ==184 МАКС ШЕЛЕР ант рангового порядка ценностей. А именно, в свете нового мировоззрения, сформировавшегося со времен Декарта, «жизнь» — не прафеномен, а лишь комплекс механических и душевных процессов. В механистическом воззрении на жизнь само живое существо уподобляется «машине», а его «организация» — сумме полезных орудий, которые отличаются от искусственно изготовленных лишь по степени сложности. Если бы это было так, то, конечно, жизнь не имела бы самостоятельной ценности, отличной от ценности пользы, то есть от суммы ценностей пользы этих «органов»-орудий, а идея самостоятельной техники жизни, принципиально отличной от механической техники, была бы также бессмысленной — ведь она требовала бы развития и тех способностей, которые во многих отношениях противоположны функциям, свойственным лучшей машинной технике. Этому воззрению близок другой принципиальный взгляд, приобретающий в современной биологии статус само собой разумеющегося, а именно, что все выражения, движения, действия живого существа формируются, а обслуживающие их органы и иннервационные механизмы при размножении наследуются также лишь в той мере, в какой они «полезны», то есть имеют определенную ценность самосохранения применительно к сохранению машины физического тела. Так, «пробные движения», из которых (при непредубежденном взгляде) успешные полезные движения образуют лишь малую часть, будучи результатом отбора в соответствии с мерой их успешности!; выразительные ι См.: Дженнингс Г. С. Поведение низших животных (Jennitfgs H. S. Das Verhalten der niederen Tiere. Leipzig,1910). РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==185 движения!, не имеющие (объективно) никакого отношения к «практическим целям», а просто «выражающие» богатство или скудость жизни; «инстинктивные движения», первично служащие (помимо самосохранения индивида) сохранению рода; игровые выражения чистой жизненной силы — все они сводятся биологической теорией либо к «полезным движениям», либо к зачаточным формам этих движений, либо к движениям, которые когда-то таковыми были, но утратили полезный характер, либо к таким, полезность которых науке еще не ясна. К сожалению, эти воззрения биологии (здесь мы не можем показать их принципиальную несостоятельность) находят свое развитие в теориях возникновения цивилизации и культуры. В них также мотивы пользы объявляются мотивами, приведшими к созданию орудий труда, к науке, возникновению языка, религии, искусства'!. Так, практика жизни тесно смыкается с теорией, и последняя, казалось бы, ее оправдывает, в то время как в действительности теория складывается под влиянием того же самого смещения ценностей. Это воззрение на жизнь, не будучи источником утилитаристской и механистической философии (как часто неверно думают), а лишь ее отчетливо прослеживаемым со времен Бэкона^5 ответвлением, стало господствующим сначала в Англии, а затем завоевало 1 См.: Конштам О. Целевая деятельность и выразительная деятельность (Kohnstamm· O. Zwecktätigkeit und Ausdruckstätigkeit.// Arch. Z. ges. Psychologie. Bd XXIX. (1913)). ч О принципиальной ошибочности этого взгляда см. «Формализм в этике и материальная этика ценностей», разделы I и II. См. там же мою теорию воли в разделе I.
==186 МАКС ШЕЛЕР почти весь культурный мир. Для него характерны четыре основных момента. 1. Всякую жизненную целостность — индивид, орган, вид, род и т. д. — оно рассматривает как сумму частей, которые лишь во взаимодействии создают жизненный процесс; например, индивид рассматривается им как «государство клеток». 2. «Орган» оно представляет в образе «орудия*, которое родилось из тотема и изначально несет в себе то, что называется «пользой», а потому в возникновении технических орудий (труда) видит лишь «непосредственное продолжение» процесса образования органов (в особенности типично для Герберта Спенсера). 3. Все «явления развития и роста» оно сводит к тенденции «сохранения», так что они становятся эпифеноменами процессов самосохранения, соответственно «приспособлениями к окружающей среде». Стремление индивида отдать себя в распоряжение одновременно живущего с ним рода; как и его готовность принести себя в жертву будущему поколению, объясняются стремлением сохранить наличное бытие индивида или наибольшей суммы индивидов; другими словами это означает: процессы размножения оно считает деятельностью индивида, а необходимые для этого вещества и силы — частями, соответственно частичными функциями индивидов и индивидуальных функций. 4. Понятия «жизнь» и «организм» оно соотносит таким образом, что физически-телесный организм больше не рассматривается как центр и носитель жизненных проявлений, вызванных единой самостоятельной силой — в «жизни» видят лишь имманентное свойство составляющих организм веществ и сил, РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==187 исчезающее вместе с их совокупностью. Отсюда — резкие выпады в адрес так называемой «живой субстанции». Только исходя из этих принципов можно понять ценностное отношение, выражающее господствующий этос индустриализма: превосходство ценностей полезного и инструментальных ценностей над ценностями жизни и органическими ценностями. Это правило предпочтения, проявляющееся даже в самых незначительных конкретных оценках, основано на ресентименте — ресентименте людей бездарных и не умеющих жить по отношению к людям одаренным и умелым, людей как бь; отчасти неживых по отношению к людям, полным жизненных сил! Между тем у всех четырех принципов один общий корень: взгляд на жизненные процессы исключительно через образы и категории, заимствованные из картины мира, в которой человек как фиксированное в своем развитии и не способное к дальнейшему развитию живое существо обрабатывает мертвое вещество — то есть проецирование на естественный живой мир (Lebewelt) 146 структуры человеческой цивилизации, ориентированной на пользу. Но это есть не что иное, как разновидность «антропоморфизма», — антропоморфизма специфически человеческого «рассудка», который в виде константной части своих категорий и мыслительных форм сам представляет собой лишь одну жизненную функцию, а именно жизненную функцию ставшего стабильным вида живых существ. Тем самым универсум, поскольку он «понятен» рассудку и является замком для этого ключика, то есть •См. мою книгу «Гений войны и Германская война», 1-й раздел.
==188 МАКС ШЕЛЕР в той мере, в какой является универсумом «механическим», кладется в основу всего живого как его «среда» («Milieu»). A стало быть, многообразные живые организации рассматриваются уже не в качестве инобытийных факторов, также образующих среду, а просто как различающиеся по степени сложности приспособления к обжитому человеком миру; сущностно иные в действительности формы сознания — формы растения, животного, человека — понимаются как простые ступени, предшествующие человеческому «рассудку». Подчинение феноменов жизни принципам механики есть лишь крайнее научное выражение этого процесса. Ибо принципы механики представляют не чистый рассудок или сущность «разума», а рассудок, служащий созданию человеческих орудий труда'. Итак, рационализм, объявляющий принципы механики законодательством чистого разума, а их коррелят, механистически редуцированный универсум, «миром» всех живых существ, оказывается фактически «антропоморфизмом». В Действительности же механический универсум — это самое чистое и самое совершенное выражение тех избирательных принципов, по которым человек перерабатывает феномены в единство своей собственной среды, то есть выражение человечески-родового предпочтения к _' Много верного пишет на эту тему А. Бергсон в книге «Творческая эволюция». Жаль только, что он (как мы надеемся показать) допускает ошибку в своей дедукции рассудка, не проводя различия между принципами чистой логики и принципами логики, применяемой в механистической физике. В результате он оказался вынужден предпринять заведомо неудачную попытку вывести из жизненных стремлений также и принципы «чистой» логики. Однако от принципов чистой логики до принципов механики и механистического принципа причинности еще очень далеко. См. «Формализм...*, часть II, последний раздел РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ ==189 движимым твердым вещам, представляющее собой подлинное a priori «человека». На самом деле механический универсум — малая часть «у» универсума «у», коррелята совокупного живого мира (gesamte Lebewelt), который, в свою очередь, есть малая часть универсума «У», коррелята духовной вселенской личности (geistige Allpersönlichkeit). Это «у» — всего лишь «мир человеческого труда» («menschliche Arbeitswelt») i l47. Далее мы рассмотрим содержание указанных выше принципов с точки зрения следствий, вытекающих из них для ценностного сознания, и покажем,— если установим ложность этих принципов, — что причиной их ложности является ресентимент как душевный источник такого рода заблуждений. 00.htm - glava13 Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |