АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАКС ШЕЛЕР. низации человека и что посредством орудия реализуются ценности такой же сущности, природы и высоты, как и посредством прогрессивных изменений в организации;

Читайте также:
  1. Головні ідеї роботи Шелера «Форми знання та освіти».
  2. Лекция 6. Феноменология ценностей в работах М. Шелера
  3. МАКС ШЕЛЕР
  4. Макс Шелер: пять идей о человеке
  5. Основные установки философской антропологии. Виды и особенности философско-антропологических направлений (М. Шелер, А. Гелен, К. Лоренц).
  6. Специфичность человеческого существования в мире (М.Шелер, Х.Плеснер, А.Гелен).
  7. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (М. ШЕЛЕР, А. ГЕЛЕН, Г. ПЛЕССНЕР И ДР.)

низации человека и что посредством орудия реализуются ценности такой же сущности, природы и высоты, как и посредством прогрессивных изменений в организации; что процессом формирования орудий и организации руководят по сути одни и те же законы; что, наконец, и результат вышеуказанного процесса тот же самый — «приспособление к окружающему миру!». Такова, например, главная идея всей биологии и социологии Спенсера'.

Нетрудно заметить, что образ вещи здесь принимают за саму вещь, совершенно не придавая значения тому, происходит ли формирование органов с помощью избирательного, сознающего свою цель и упорядочивающего интеллекта или мыслится как чисто механический процесс. В обоих случаях орган представляют как продукт соединения ряда обособленных в пространстве частей; в обоих случаях в органе видят лишь средство «приспособления» организма к окружающему миру, который мыслится константным и замкнутым, то есть к миру мертвой природы физики и химии. Однако обе точки зрения одинаково неадекватны по отношению к «органу».

Процесс образования органов — появление формы, рост, регенерация и т. п. — происходит совсем не так, как его воспроизвели бы мы, поставив перед собой (неразрешимую) задачу «сделать» орган. Мы привнесли бы наше собственное понимание с характерной для него установкой на неживое в реальный процесс возникновения жизни; это был бы «антропоморфизм» по отношению к жизни и самому человеку

' То, как эти предпосылки с необходимостью приводят Спенсера к пацифизму, я показал в книге «Гений войны и Германская война».


 

==197

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

(как части живого мира)*. Здесь мы не можем показать, что сущность процесса образования органов заключается не в агрегации частиц многих пространственно и качественно определенных веществ, а в формирующем воздействии некоего активного начала, которое, относясь к не-пространственному многообразию, внедряется в пространство и пронизывает вещества вплоть до их последних элементов, не меняя при этом их физического и химического состава, не нарушая принцип сохранения энергии и действуя в противоположном принципу энтропии направлении. Во всяком случае процесс образования органов можно понять лишь при условии, если в каждом органе мыслится деятельное проявление всего живого существа как единого целого и если не только «части даны для целого», но и «целое дано для частей» (как верно определял сущность организма еще Кант); если в качестве высшего принципа образования органов всех живых существ предполагается, что из любой пространственно определенной части зародыша может образоваться любой орган сформировавшегося существа, хотя органы сформировавшегося существа и устанавливают границы перед единой жизненной деятельностью и заложенными в ее сущности направлениями активности"149. Со-

' Недавно это еще раз превосходно объяснил И. фон Юкскюль в своей книге «Структурные элементы биологического мировоззрения» (Uexkull J. Bausteine zu einer biologischen Weltanschauung München 1913).

i* Аналогичный принцип сформулировал недавно Оскар Хертвиг в труде «К учению о наследственности» (Hertwig О. Beiträge zur Vererbungslehre). См. также аргументы в пользу механической природы жизненных процессов, которые приводит Х.Дриш в книге «Философия органического» (Driesch H. Die Philosophie des rganischen. 1908). Правда, мы не можем последовать за Дришем в его позитивных построениях.


 

==198

МАКС ШЕЛЕР

гласно этому биологическому принципу, образование органов существенно отличается от формирования орудий; последнее происходит и «оправдывает себя» только там, где жизненное начало больше не может создать нового органа, то есть там, где вид остановился в своем развитии и стал относительно неспособным к чисто витальной эволюции.

В то же время, образование органов — это не «приспособление» к данной мертвой природной среде; тот же самый процесс, в котором формируется орган, определяет сущность и структуру «среды» или «природы» как потенциального объекта приспособления с помощью орудий. Природная среда (Naturmilieu), к которой человек приспособился благодаря орудиям и по большому счету всей своей технической цивилизации, не является для происходящей в ней жизнедеятельности человека некоей «данностью», или «объектом» (пассивного) приспособления; целенаправленная активность человеческой жизнедеятельности уже сформировала ее, выбрав из Есего многообразия феноменов. Сами по себе феномены не имеют той структуры, которая определена основными формами человеческого рассудка и созерцания. Главное заблуждение механистического учения о жизни (выявленное в принципе уже Бергсоном) заключается как раз в том, что явления жизни понимаются и объясняются в созерцательных и понятийных формах, свойственных «рассудку», который сам сформировался в качестве инструмента жизнедеятельности человека и полностью зависит от ее направлений'.

' См. А. Бергсон; «Творческая эволюция». Что касается отношения между естественной организацией и средой, то наиболее интересные взгляды на этот счет изложил в своей последней книге «Окружающий мир и внутренний мир животных» Я. фон Юкскюль


 

==199

 


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

На самом деле развитие форм и направлений жизнедеятельности различных видов живых существ, постоянно порождая что-то новое, пробивается, словно мореплаватель-первопроходец, отважно входящий в неизвестное географам море, к безграничной вселенной, которая омывает «природу», понимаемую в смысле совокупности определенных через пространство, время и механическую причинность явлений, как «смутно предчувствуемое» омывает ясно видимый нами горизонт бытия; «приспособление» же с помощью орудий происходит и имеет смысл только там, где жизнедеятельность пребывает в стагнации и где больше невозможно действительное расширение среды путем образования новых органов. Между тем мировоззрение, корни которого уходят в ресентимент частично мертвого по отношению к живому, хочет запереть жизнь в границах, положенных ею себе самой в ходе эволюции, понимая образование органов как «приспособление» к «окружающему миру», основанное лишь на более или менее длительном периоде застоя в жизненной активности и процессе образования органов. «Окружающий мир», к которому мы, люди, приспосабливаем наши орудия, — в действительности лишь угол в необъятной вселенной, выбранный нашей витальной организацией, а не целое, охватывающее кроме нас всех живых существ, к которому последние якобы «приспособились».

(UexkültJ. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere). См. также его учение о «замечаемых мирах» («Merkwelten») в книге «Структурные элементы биологического мировоззрения». Об органе и орудии см. также размышления С.Ллойда Моргана в его книге «Инстинкт и привычка» (Morgan С. Lloyd. Instinkt und Gewohnheit).


 

К оглавлению

==200

МАКС ШЕЛЕР

Современное мировоззрение, движимое ресентиментом, извращает само существо дела. Как всякое мышление, базирующееся на упадке жизни, оно спекулирует à baisse, пытаясь живое истолковать по аналогии с мертвым; оно стремится понять жизнь как непредвиденный инцидент в мировом механическом процессе, живую организацию — как случайное приспособление к абсолютно неизменному мертвому окружающему миру: глаз — по аналогии с очками, руку — по аналогии с лопатой, орган вообще — по аналогии с орудием! Не удивительно, что в механической цивилизации, которая есть следствие относительной стагнации жизнедеятельности и потому лишь суррогат отсутствующего процесса образования органов, современное мировоззрение усматривает триумф, продолжение и расширение жизни, в ее безграничном «прогрессе» — «цель» всякой жизнедеятельности, а в бесконечном совершенствовании калькулирующего рассудка — «смысл» жизни.

Тот факт, что особая ценность полезного орудия ставится выше и «ценности жизни», и «ценности культуры», — следствие основополагающего воззрения на соотношение органа и орудия'. Смещение же ценностей — не следствие, а в конечном итоге причина этого ложного воззрения. Ceteris paribus как раз витально зависимое, пребывающее в относительной стагнации человеческое существо, которое «пошло по плохой дорожке», ставит орудие выше ценностей жизни. Естественно — ведь оно ими обделено! Именно близорукий хвалит очки, хро-

' Ценность культуры мы рассматриваем как «более высокую» по сравнению с ценностью жизни. Однако здесь мы не можем останавливаться на анализе всей ценностной сферы. См. «Формализм в этике...», разделы I и II.


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

==201

мой — палку, а плохой альпинист — шипы на ботинках и трос в руках того, кто лучше него. Мы имеем в виду не то, что человек не должен производить орудий, что-де цивилизация — вообще «фальшиво взятая нота»; это было бы ужасной глупостью. Человек как биологически самый стабильный из всех животных видов должен и будет создавать цивилизацию до тех пор, пока с ее помощью высшие силы не освободятся от служения низшим, в конечном счете — силам мертвой природы. Однако человек должен делать это лишь в указанных границах — то есть до тех пор, пока орудие служит жизни и более полной жизни. Следствие ресентимента — не позитивная оценка орудия, а приравнивание ценности орудия к ценности органа!

Наверное, нет другого вопроса, в котором проницательные и благоразумные люди нашей эпохи были бы столь единодушны, как в вопросе о том, что в ходе развития современной цивилизации природа, которой человек хотел овладеть, стремясь поэтому свести ее к механике, превратилась, как и вещь, в господина и хозяина человека, машина — в господина и хозяина жизни; что «вещи» становились все умнее и мощнее, красивее и крупнее, а человек все больше превращался в деталь созданной им самим машины.

Но мало кто осознает, что этот общепризнанный факт — следствие фундаментального переворота в ценностях, уходящего корнями в победу ценностей людей со слабой витальностью, париев человеческого рода, низших, и что первопричиной этого переворота является ресентимент! Все механистическое мировоззрение (поскольку оно претендует на статус метафизической истины) — гигантский интеллектуаль-

8 M Шелер


 

==202

МАКС ШЕЛЕР

ный символ восстания рабов в морали«. Становление и распространение механистического мировоззрения и соответствующих ему оценок можно понять в конечном счете лишь как результат ставшего конститутивным ослабления жизни в ее господстве над веществом, ослабления духа, и в первую очередь воли, — в их господстве над автоматизмом жизни".

Уяснение ошибочности этого основополагающего представления о соотношении органа и орудия позволяет глубже понять многие явления нашей эпохи, основанные на этой предпосылке.

Это прежде всего негативные последствия одностороннего индустриализма. Кто видит в цивилизации орудий продолжение процесса образования органов, естественно желает индустриализму безграничного развития. И тогда любой вред, наносимый им жизни, — например детский и женский труд, тенденции разложения семьи, образование крупных городов с вредными для здоровья условиями проживания, конститутивное ослабление жизненной силы представителей целых (трудовых) профессий из-за

i Разумеется, речь идет не о том, чтобы поставить под вопрос механистическое воззрение на природу как таковое; сомнение вызывает только его ложный теоретико-познавательный статус, поскольку оно либо воспринимается как метафизика, либо возводится в a priori «чистого» рассудка О подлинном смысле этого воззрения на природу см мою готовящуюся к изданию книгу «Феноменология и теория познания» («Phanomenologie und Erkenntnistheorie»)

" Можно ли считать случайностью тот факт, что самое впечатляющее достижение ресентимента в эпоху Нового времени — Французская революция — совпадает с непререкаемым господством механистического мировоззрения7 В книге «Причины ненависти к немцам» (Лейпциг, 1917) я — в продолжение настоящего сочинения — показал, что ресентимент сыграл свою роль в формировании ненависти к немцам.


РЕСЕНТИМЕНТ И ЦЕННОСТНЫЕ СМЕЩЕНИЯ

==203

ядов, применяемых в технологическом процессе, специализация трудовой деятельности по обслуживанию машин вплоть до превращения людей в их колесики, растущее число случаев, когда на заключение брака и зачатие детей идут исключительно ради собственности и денег, игнорируя витальные качества, разложение национальных единств, — рассматривается как «временные трудности», которые индустриализм сам же и преодолеет, выйдя на более высокий уровень развития. Таков, в частности, метод оправдания индустриализма, избранный Гербертом Спенсером и применяемый им с достойной удивления строгостью и последовательностью.

Другое дело, когда от этого глубочайшего заблуждения отказываются'. Тогда индустриальный прогресс рассматривается как ценный не безусловно, но лишь при условии, что он не наносит долговременного вреда ценностям жизни. В этом случае мы должны сказать: сохранение здоровья расы и составляющих ее групп — в той мере, в какой они наделены природой полноценными, «благородными» витальными качествами и способностями, — самоценно по сравнению с их достижениями, приносящими пользу, и заслуживает предпочтения даже там, где оно приведет к снижению темпов индустриального роста. Так, семья и нация нуждаются в поддержке и заботе даже в том случае, если будет доказано, что эти меры замедлят индустриальный прогресс и распространение цивилизации. Составляющие народ группы заслуживают льгот в распределении благ и почестей не в соответствии с мерой их вклада в производство полезных и приятных продуктов, но в первую очередь в соответствии с тем исторически-политическим значением, которое они имеют для создания и сохране-


 

==204

МАКС ШЕЛ EP

ния в народе витально ценных властных отношений. Сельское хозяйство — сам по себе более ценный вид деятельности, чем промышленность и торговля, и его следует всячески поддерживать и оберегать уже по той простой причине, что оно сопряжено с более здоровым образом жизни, который в одинаковой мере мобилизует все человеческие силы; а если учесть, что сельское хозяйство делает национальные единства независимыми от других стран, то станет понятным, почему оно заслуживает внимания и заботы даже тогда, когда фактически более выгодна — с чисто экономической точки зрения — дальнейшая индустриализация. Точно так же следует охранять — вопреки опустошительным тенденциям индустриализма — все виды растений и животных, лесов и ландшафтов.

Если взглянуть на переоценку соотношения органа и орудия в целом, то совершивший ее дух современной цивилизации представляет собой отнюдь не «прогресс» в развитии человечества, как думал Спенсер, а упадок. Этот дух привел к господству слабых над сильными, расчетливых над благородными, количеств над качествами. Он сам изобличает себя как явление декаданса тем, что всюду означает ослабление стержневых, главенствующих сил в человеке в их борьбе с анархией его автоматических стремлений, то есть забвение целей ради развития средств. А ведь именно это и есть декаданс!

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

' Ясперс Карл (1883—1969) — немецкий психиатр и философ-
экзистенциалист

2 Различение между «синтетически-конструктивной и объяс-
няющей психологией (методически ориентированной на естест-
вознание)», с одной стороны, и «аналитически-понимающей и
дескриптивной психологией», с другой, на которое опирается
Шелер, восходит к различению между «генетической психологией»
и «дескриптивной психологией», или «психогнозией» (описатель-
ной феноменологией) Франца Брентано Но еще более очевидна
связь этой методологической дизъюнкции с принципиальным
различением Вильгельма Дильтея между «синтетической и объяс-
няющей
психологией», с одной стороны, и *аналитически-расчле-
шющей»,
или понимающей, психологией, с другой См Scheler M
Versuche einer Philosophie des Lebens // Scheler M Gesammelte
Werke Bd 3 Vom Unisturz der Werte 5 Aufl Bern, München A
Francke AG Verlag 1972 S 320

3 Аналогичная проблема возникает при переводе слова «res-
sentiment» на русский язык Мы не нашли в русском языке слова,
способного стать эквивалентом французскому термину Более
того, трудно найти слово, выражающее хотя бы половину того
смысла, который вкладывает в это понятие M Шелер «Злопамят-
ность», «злоба», «зависть», «вражда», «ненависть», «обида», «не-
приязнь» и т д — лишь феноменальные моменты, или стадии
переживания глубинного эмоционально-волевого комплекса, на-
зываемого им ресентиментом Но даже все вместе они не исчер-
пывают палитры отрицательных эмоций, которую, по замыслу
M Шелера, должно раскрыть исследование способов явленности
людям космического начала, противоположного любви Рассматривая
чистую любовь как божественное начало в человеке и единственно
верный путь к Христу, M Шелер видит в «ресентименте» источ-
ник и корень лжелюбви, дьявольского начала в человеке — всего
того, что в конечном счете ведет человека к Антихристу В такой


208 ПРИЛОЖЕНИЕ

философско-религиозной трактовке ресентимента M Шелер от-
талкивается от Φ Ницше, поэтому он и не считает возможным
заменять ницшеанское понятие другим словом, переводя его с
французского на немецкий, — ведь это неминуемо сузило и
исказило бы его значение Мы также берем на себя смелость
оставить в русском переводе французский термин слово «ресен-
тимент* — сложившееся понятие Лишь оно передает все то
историко-философское, культурологическое и социологическое
содержание, которое вкладывали в него Φ Ницше и M Шелер и
которое делает его на редкость емким по смыслу

На наш взгляд, слово «ресентимент» (как и «сентименталь-
ный», «сентиментальничать», «сентиментальность», «сентимента-
лизм» и др) имеет шансы стать общеупотребительным иностран-
ным словом русского языка В немецком языке оно уже давно
стало таковым В Большом немецко-русском словаре (М Русский
язык, 1980 Т 2 С 256) оно переводится как «(затаенная) обида,
неприятное [неприязненное] чувство, (неосознанная) зависть
[вражда]» Для сравнения приведем значения этого слова в Новом
французско-русском словаре (М Русский язык, 1994 С 952)
1) злопамятство, злоба, горькое воспоминание, 2) озлобленность,
враждебность, 3) уст горечь, 4) уст признательность Однако
встречается оно уже и в русском языке (Оссовская М Рыцарь и
буржуа Исследования по истории морали М Прогресс, 1987
С 368)

4 Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ, родо-
начальник «философии жизни» как идейного течения, сочетавше-
го в себе консервативно-романтическое умонастроение, волюнта-
ризм и иррационализм

Взгляды Φ Ницше оказали большое влияние на философию
М Шелера (См МалинкинА Η Учение Макса Шелера о ресен-
тименте и его значение для социологии // Социол журн 1997
№ 4 С 117-150)

5 Terminus technicus (лат) — технический термин, специаль-
ный термин

6 Der Groll — злоба, неприязнь, der Groller — злопамятный
[злобный] человек, рассерженный [сердитый] человек, das Grollen

1) der Groll, 2) раскаты грома

7 Этот и последующие фрагменты из книги Фридриха Ницше
«К генеалогии морали» даны в переводе К А Свасьяна по изда-
нию Φ Ницше Сочинения В 2-х тт М Мысль, 1990 Т 2

8 Detraktiver Impuls Detraktiv l) отвергающий, отрицающий,

2) унижающий, дискредитирующий Происходит от detracto, de-


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 209

trecto (лат) — 1) отвергать, отрицать, отклонять, 2) унижать,
умалять, бросать тень, дискредитировать

9 Wertdetraktation Die Detraklation — существительное, обра-
зованное от латинского глагола detracto

10 Cetens paribus (лат) — при прочих равных условиях

11 Ротюре (фр) — презрительное прозвище представителей
третьего сословия, разночинцев и простолюдинов, данное им
французской аристократией в эпоху буржуазной революции конца
XVIII века

12 Гете Иоганн Вольфганг фон (1749—1832) — немецкий пи-
сатель, основоположник немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель

13 Шелер имеет в виду классическую драму Гете «Торквато
Тассо» (1790)

14 В этом месте, сразу после ссылки на знаменитые формулы
К Маркса, нельзя не усмотреть терминологической аллюзии Го-
воря о том, что одна жизненная фаза имеет в современном
обществе «большую ценность* по сравнению с другой, Шелер
использует центральное понятие К Маркса «der Mehrwert.» (курсив
Шелера) В немецком языке оно, как и понятие «der Wert»,
выражает и этический (ценностный) и экономический (стоимост-
ной) смыслы Общепринятый перевод этого понятия на русский
язык, утвердившийся после русского перевода «Капитала»
К Маркса, передает лишь его экономический смысл — «приба-
вочная стоимость», «сверхстоимость» Шелер прибегает к аллюзии,
чтобы показать, насколько далеко заходит специфический для
капитализма взгляд на жизнь, при котором качественная уникаль-
ность каждого возрастного периода сводится к его количественной
унифицирующей характеристике, как и вообще «ценность»
жизни — к ее «стоимости»

15 Руссо Жан-Жак (1712—1778) — французский мыслитель и
писатель, один из виднейших идеологов французского Просвеще-
ния В своих педагогических взглядах Руссо исходил из того, что
все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и
черт Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят нера-
венство, порабощение человека человеком, коррупция, деспоти-
ческая власть, отнимающие у подрастающего поколения ум и
совесть Свои взгляды на воспитание Руссо изложил в литератур-
но-педагогическом романе «Эмиль, или о воспитании» (1762)

16 Ранке Леопольд фон (1795—1886) — немецкий историк
Занимался преимущественно политической историей Западной
Европы XVI-XVII веков


210 ПРИЛОЖЕНИЕ

17 Спиноза Бенедикт (Барух) (1632—1677) — голландский фи-
лософ-пантеист. Основное произведение — «Этика, доказанная в
геометрическом порядке» (1661—1665) — закончена незадолго до
смерти.

18 В «Формализме...» М. Шелер квалифицирует описанные
выше представления о «хорошем» и «плохом», «добре» и «зле» как
«этический номинализм». Номинализм в этике отрицает, согласно
Шелеру, реальность нравственных фактов как таковых. «Мы же-
лаем чего-либо не потому, что считаем хорошим, а называем это
хорошим, потому что желаем (Спиноза, Гоббс и др.)», — пишет
Шелер. В результате «добро» и «зло» оказываются «произвольными
обозначениями фактов и их толкованиями, основанными на кон-
венции о мере человеческих действий, подобно конвенции о
физических мерах» (Scheler M. Gesammelte Werke. Bd 2: Der For-
malismus in der Ethik und die materiale Wertethik. 6. Aufl. Bern;

München: A. Francke AG Verlag. 1980. S. 179, 181). Критику
этического номинализма см. там же. С. 177—187.

19 Рибо Теодюль Арман (1839—1916) — французский психо-
лог, родоначальник опытно-экспериментального направления во
французской психологии. Интерес к психопатологии объяснял
тем, что болезнь является тончайшим экспериментом, который
поставила сама природа. Особую известность Рибо приобрел бла-
годаря своей «двигательной» теории произвольного внимания и
воображения, а также исследованиям в области психологии эмо-
ций.

20 Мильтон Джон (1608—1674) — английский поэт, автор од-
ного из наиболее значительных произведений английской литера-
туры эпической поэмы «Потерянный рай» (1667).

21 Эвмениды (Евмениды) или Эринии — в греческой мифо-
логии богини мщения, обитающие в подземном царстве. Пресле-
дуя преступника, они лишают его рассудка. В мифологии древних
римлян им соответствуют «фурии».

22 Аполлон — в греческой и римской мифологии бог солнца,
музыки, поэзии, прорицания, земледелия и пастушества, предво-
дитель муз. Аполлон и Артемида — дети-близнецы Зевса и Лето
(Латоны). Древнегреческие скульптуры представляют Аполлона
идеалом мужской красоты.

23 Афина (Афина Паллада) — в греческой мифологии богиня
войны, мудрости, искусств и ремесел (у римлян Минерва), по
преданию родившаяся взрослой из головы Зевса.

24 Говоря об английском «cant», Шелер имеет в виду нацио-
нальный тип лицемерия и ханжества.


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ

25 Эллис (Генри) Хэвлок (1859—1939) — английский психолог,
автор многих работ по психологии пола, в том числе «Исследова-
ния психологии пола» в семи томах (1898—1928).

Зомбарт Вернер (1863—1941) — немецкий экономист, со-
циолог, историк культуры.

27 Бисмарк Эдуард Леопольд Отто фон Шёнхаузен (1815—
1898), князь, первый рейхсканцлер Германской империи в 1871—
1890 гг.

28 Немецкое слово «die Schwiegermutter» означает одновремен-
но и мать жены (свекровь) и мать мужа (тещу).

29 Homo religiosus (лат.) — человек религиозный. Согласно
М. Шелеру, это идеальный тип человека, основными ценностями
которого являются «ценности священного». Познание «сферы
абсолютного» — его призвание (но не профессия). Он живет в
соответствии с религиозными ценностями (но не обязательно
проповедует основанное на них учение). Как религиозный отшель-
ник монах «homo religiosus» обычно удаляется от мирской суеты
Но в определенные моменты истории он, будучи наделен хариз-
мой, предсказывает пришествие мессии (пророк) или возглавляе!
религиозные движения (реформатор).

30 Habitus (лат.) здесь — конституция; предрасположенност!
(к заболеваниям). Говоря о «душевном Habitus», Шелер имеет e
виду ресентимент как душевную конституцию.

31 Иннокентии III, папа римский (в миру Лотарио ди Сеньи
1160/61—1216), автор указанного выше трактата, известного ποι
сокращенным названием «De miseria humanae conditionis» («С
ничтожности человеческого положения»). Трактат, написанный ι
1195 г., представляет собой первую, негативную, часть задуманно-
го Иннокентием 111 труда. (Во второй, позитивной, части пред·
полагалось рассмотреть человеческое достоинство; однако она та1
и не появилась). В трех книгах своего трактата Иннокентий II
доказывает полную ничтожность человека. К какой бы сословно(
или возрастной группе человек ни принадлежал, его все равн(
настигнут всяческие болезни, пороки, и, наконец, смерть, nocni
которой его как неисправимого грешника ждут ад и страшный суд
Цель трактата — усмирение человеческой гордыни путем демон
страции слабости человека. Односторонность выраженного Инно
кентием 111 мировосприятия, которую, правда, можно объяснит
незаконченностью его труда, способствовала довольно широко!
популярности книги вплоть до позднего средневековья. Проти]
традиции, основывающейся на этом трактате, направлены работ!
гуманистов, отстаивающие человеческое достоинство.


 


ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 


32 Der Apostat — (веро)отступник, отщепенец, ренегат; свя-
щеннослужитель, сложивший с себя сан, расстрига.

33 Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160—220) —
христианский богослов и писатель. Выступал в Риме как судебный
оратор; после принятия там христианства вернулся около 195 г. в
родной город Карфаген. Позднее сблизился с монтанистами и
вступил в конфликт с церковью. В то время как современные ему
христианские мыслители стремились привести библейские учения
и греческую философию в единую систему, Тертуллиан всячески
подчеркивал пропасть между верой и разумом.

34 «Credibile est, quia ineptum est, certum est, quia impossibile
est — credo, quia absurdum» (лат.) — «Оттого и заслуживает веры,
что нелепо, достоверно, потому что невозможно — верую, ибо
абсурдно». De carne ehr. 5, praescr. 7 — Шелер ссылается на соот-
ветствующие места в двух книгах Тертуллиана, где встречается это
изречение («De carne Christi» и «De praescriptione haereticorum» —
«О плоти Христовой» и «Возражение еретикам»).

35 Шелер имеет в виду прежде всего неокантианскую «крити-
ческую философию» или «критицизм».

36 Omnis determinatio est negatio (лат.) — всякое определение
есть отрицание.

37 Зигварт Христоф (1830—1904) — немецкий логик, фило-
соф-неокантианец; автор двухтомного труда «Логика» (1873—1878,
в русском переводе: СПб., 1908—1909), в котором, в частности,
исследует отрицательные суждения.

38 Гёльдерлин Фридрих (1770—1843) — немецкий поэт. В его
творчестве (оды, лирика, трагедия «Смерть Эмпедокла» (1798—
1799)) сочетаются принципы просветительского классицизма с
мотивами зарождающегося романтизма. Для лирического героя
Гёльдерлина характерны ''тремление к возвышенным идеалам, к
слиянию человека с природой (в духе античности), переживание
разлада с обществом и самим собой.

39 Шлегель Фридрих (1772—1829) — немецкий критик, фило-
соф культуры, языковед, писатель. Ведущий теоретик йенских
романтиков (учение о романтической иронии и др.). Один из
основоположников немецкой индологии («О языке и мудрости
индусов» (1808)). Итог позднего периода его жизни и творчест-
ва — труд «Философия жизни» (1827), предвосхитивший в неко-
торых аспектах (размышления о дионисическом и аполлоническом
началах в европейской культуре, философский критический исто-
ризм) мотивы более поздней европейской «философии жизни».

40 Лука 6, 29.


 


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ


 


41 Ср.: Послание к Римлянам святого апостола Павла, 12,
20—21: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет,
напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие
уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

42 Висцеральный (от лат. viscera — внутренности) — внутрен-
ностный, свойственный внутренним органам животного организма.

43 Неоплатоники — приверженцы неоплатонизма, направле-
ния античной философии III—VI веков. Неоплатоники система-
тизировали учение Платона, соединив его с идеями Аристотеля,
неопифагореизма и других течений античной мысли. В центре
неоплатонизма — учение о единстве и иерархическом строении
бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом.

44 Декарт Рене (1596—1650) — французский философ, мате-
матик, физик и физиолог. В основе философии Декарта
лежит дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной»

субстанции.

45 Джеме Уильям (1842—1910) — американский философ и
психолог, один из основателей философского прагматизма.

46 «Le moi est haissable» (фр.) — Ненавистное «я».

47 Паскаль Блез (1623—1662) — французский математик и
физик, религиозный философ и писатель. Основной философский
труд — «Мысли» (1669).

Идею Б. Паскаля о «логике сердца» (восходящую к Бл. Авгус-
тину) Шелер развивает в своей феноменологически обоснованной
концепции «материального априори». Последняя образует фунда-
мент «материальной этики ценностей», программа которой изло-
жена в главном труде М. Шелера «Формализм в этике и матери-
альная этика ценностей» (1913/1916). См. прим. 55—57.

48 Гюйо Жан-Мари (1854—1888) — французский философ и
социолог. Социальная философия Гюйо строится на идеях Фулье,
Конта, Паскаля и английских утилитаристов XIX века.

49 «Ordre du coeur» (фр.) — порядок сердца, «logique du coeur»
(фр.) — логика сердца.

50 Шелер применяет здесь понятийный аппарат своего учения
о ценностях, разработанный им в труде «Формализм в этике и
материальная этика ценностей». Перевод важнейшего для пони-
мания аксиологии Шелера раздела II книги «Формализм и апри-
оризм» см.: в книге Шелер М. Избранные произведения. М.: Гно-
зис, 1994. С. 259-337.

В данном случае Шелер говорит о «Lebhaftigkeitswerte» —
ценностях живости, бойкости. Здесь имеется в виду особый «модус
чувства жизни». «Модусы чувства жизни» — особая подгруппа


214 ПРИЛОЖЕНИЕ

группы «ценностей витального чувства» или «ценностей жизни»,
выражающая разные психологические состояния, в которых чело-
веку дано переживать разные «ценности жизни» (другими слова-
ми — это «ценности состояния», характерные для «ценностей
витального чувства»). В иерархии четырех групп «ценностных
модальностей» «ценности витального чувства» имеют второй ранг,
находясь на втором месте снизу после «ценностей приятного и
неприятного» и соответственно перед «духовными ценностями» и
«ценностями святого».

«В качестве второй ценностной модальности, — пишет Ше-
лер, — выделяется совокупность ценностей витального чувства.
Предметные ценности в пределах этой модальности — если это
самостоятельные ценности — это все те качества, которые охва-
тывает противоположность „благородного" и „низкого" (или же
.доброго" — с тем особым оттенком этого выражения, когда оно
приближается к „порядочному" и противопоставляется уже не
„злому", но.дурному"). Производными от них являются все те
ценности, которые относятся к сфере значений „благополучия" и
„благосостояния" и которые подчинены [ценностям] благородного
и неблагородного; как состояния сюда же относятся все модусы
чувства жизни (например, чувство „подъема" и „спада" в жизни,
чувство здоровья и болезни, чувство старости и смерти, чувства
слабости и силы и т. д.); как ответные реакции, проявляющиеся
в чувствах, — например, радость и печаль, (определенного рода);

как инстинктивные ответные реакции — „мужество" и „страх",
импульс мести, гнев и т. д. Здесь невозможно даже намекнуть на
чрезвычайное богатство этих ценностных качеств и их коррелятов»
(Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей.
Раздел 2. Формализм и априоризм // Шелер М. Избранные
произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 325).

51 В своем учении о ценностях М. Шелер говорит о двух
наслаивающихся друг на друга порядках, в которых ценности
выстраиваются по их «высоте». Один из них — иерархия ценнос-
тей по их модальности (см. предыдущее примечание). Другой
постулирует существование «априорных отношений между высо-
той ценности и „чистыми" носителями ценностей». (Там же.
С. 319—323). Шелер выделяет восемь групп ценностей по их
«чистым», или «сущностным», носителям (более «высокие» те,
которые стоят первыми): 1) личностные и предметные ценности;

2) собственные и чужие ценности (равны по высоте); 3) ценности
актов, функций, реакций; 4) ценности убеждения, действия, ус-
пеха; 5) ценности интенции и состояния; 6) ценности оснований,


 


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ


 


форм и отношений; 7) индивидуальные и коллективные ценности;

8) самостоятельные и производные ценности.

В данном случае имеются в виду «Übergangs- und Mittelwer-
te» — разновидности так называемых «производных ценностей».
«Среди ценностей есть такие, — пишет Шелер, — которые сохра-
няют свой ценностный характер независимо от всех остальных
ценностей и к сущности которых принадлежит феноменальная
(наглядно чувствуемая) соотнесенность с другими ценностями, без
которой они не могут быть „ценностями". Первые я называю
„самостоятельными"', вторые — „производными" ценностями». (Там
же. С. 321). «Переходные ценности» — это те же «ценности-сред-
ства», поскольку используются как временные средства для пере-
хода от одного к другому. Сами же «ценности-средства» следует
отличать от ценностей, которые «могут служить» средством.
К производным ценностям относятся «технические ценности»
(например, автомобиль) и «символические ценности» (например,

флаг).

52 Говоря о «сфере ценностного внимания» («Wert-Beachtungs-
sphäre»), Шелер предполагает наличие у человека особой чувстви-
тельности к восприятию всего, что для него значимо, с которой,
собственно, и начинается «опыт познания ценностей». Внимание
к ценностному измерению мира — одна из промежуточных сту-
пеней в этом процессе. Следующей такой ступенью является
«ценностное сравнение» (см. выше).

53 Гёте И. В. Западно-восточный диван. М.: Наука, 1988.

С. 59.

54 «Ценностное чувство» (das Wertfühlen) — это, по Шелеру,

способность человека интуитивно схватывать все ценностно зна-
чимое. На нем основываются все последующие ступени «ценност-
ного познания» и вообще — человеческого «познания».

Идею первичности ценностного (эмоционального) познания
над теоретическим и практическим Шелер выдвигает в «Форма-
лизме...» (1913—1916) и развивает в незаконченной работе «Ordo
amoris» (1914). «Ordo amoris» — это «порядок любви и ненависти»,
или ценностных предпочтений, основанный на ценностном чув-
стве. «Вещные блага, подле которых человек ведет свою жизнь,
практические вещи: сопротивления волению и действованию, к
которым он прилагает свое воление, — также и они [суть нечто
такое, что] всегда уже прошло и как бы просеялось через особый
механизм отбора его ordo amoris. Не те же самые люди и вещи,
но как бы тот же самый вид [их] — и эти „виды", которые в любом
случае являются видами ценностей, всюду притягивают его — по


 


ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 


определенным постоянным правилам предпочтения (или небре-
жения) одного перед другим — или же отталкивают его, куда бы
он ни попал» (Шелер M. Ordo amoris // Шелер M. Избранные
произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 343).

55 «Этос» — система ценностных предпочтений и оценок.
Ядро этоса — «порядок любви и ненависти» (= «ordo amoris»), или
структура влечений. (Там же. С. 341). «Господствующий этос»
фактически сложившаяся система преобладающих в группе, клас-
се, обществе, эпохе ценностных предпочтений и оценок.

56 Конт Исидор-Огюст-Мари-Ксавьер (1798—1857) — фран-
цузский философ, основоположник позитивизма и позитивист-
ской социологии, создатель термина «социология». Главный
труд — шеститомный «Курс позитивной философии» (1830—1842).

57 Милль Джон-Стюарт (1806—1873) — английский философ,
экономист и общественный деятель. Последователь О. Конта,
основатель английского позитивизма. Основные труды — «Систе-
ма логики» (1843), «Утилитаризм» (1861).

58 Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и
социолог-позитивист, основатель органической школы в социоло-
гии. Основной труд — десятитомная «Система синтетической фи-
лософии» (1862-1892).

59 Птолемей Клавдий (ок. 90—ок. 160) — древнегреческий ас-
троном, создатель геоцентрической системы мира. Разработал
математическую теорию движения планет вокруг неподвижной
Земли, позволявшую предвычислять их положение на небе.

60 Коперник Николай (1473—1543) — польский астроном,
создатель гелиоцентрической системы мира. Объяснил видимые
движения небесных светил вращением Земли вокруг собствен-
ной оси и обращением планет (в том числе Земли) вокруг
Солнца.

61 Земпер Готфрид (1803—1879) — немецкий архитектор и
теоретик искусства. Строил музеи, театры в Дрездене и Вене.
Изучал соотношение стиля с конструкциями и материалами.

62 Ригль Алоиз (1858—1905) — австрийский искусствовед.
В противовес позитивистским представлениям о «прогрессе» в
искусстве выдвинул концепцию несоизмеримости эпох художест-
венного развития. Исторически разные стили в искусстве опреде-
ляются, согласно теории Ригля, принципиально различными ти-
пами «художественной воли».

63 Августин Аврелий (Блаженный) (354—430) — христианский
философ-теолог, церковный деятель, главный представитель за-
падной патристики. Учение Бл. Августина, вобравшее в себя


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 217

многие идеи неоплатонизма, господствовало в западно-европей-
ской философии и католической теологии вплоть до XIII в.

«Материальная этика ценностей» М. Шелера, в центре кото-
рой — понятие любви в его августиновском понимании, в значи-
тельной мере опирается на идейное наследие Бл. Августина.

w Agape (греч.), Caritas (лат.) — «благородная», «возвышен-
ная» любовь, сущностью которой является бескорыстное самопо-
жертвование (в чистом виде свойственна лишь Богу). Eros (греч.),
Amor (лат.) — «чувственная», «низкая» любовь, сущностью кото-
рой является эгоистическое стремление завладеть и обладать пред-
метом любви (свойственна человеку как животному существу).

Определения обеих пар понятий (Eros—Agape, Amor—Caritas)
даются здесь в том смысле, в каком их, прибегая к идеализации,
интерпретирует Шелер. Этот смысл не вполне совпадает с их более
богатым и сложным культурно-историческим содержанием. Так,
Платон в «Пире» (180 с-е) говорит о двух Эротах, принадлежащих
двум Афродитам — Афродите Урании («Небесной») и Афродите
Пандемос («Пошлой», букв. «всенародной»), подразумевая любовь
идеальную, возвышенную и любовь чувственную, житейскую. Со-
гласно античным воззрениям, Афродита Урания покровительству-
ет любви к юноше, в атлетически-прекрасном теле которого
воплощена высшая красота, Афродита Пандемос — любви к жен-
щине, существу низшему, способному рожать лишь детей, но не
рождать мысли и идеи, которыми живет общество и ради которых
мужчина-герой идет на подвиг и даже на смерть.

65 μη ον (греч.) — небытие; ον (греч.) — бытие.

66 В работе «Любовь и познание» М. Шелер называет пони-
мание Платоном «Эроса» интеллектуалистским: «Эрос — это вле-
чение и страсть „несущего" = плохого к „сущему" = хорошему»
(Scheler M. Liebe und Erkenntnis. 2. Aufl. Bern; München: Francke.
Verlag, 1970. S.8). В другом месте он, имея в виду миф об
«андрогинах», характеризует платоновское понимание любви как
«особую форму глубочайшего метафизического заблуждения инду-
сов, [состоящего в том], что любовь есть интуитивное познание
единства бытия соответственно кажимости фактического разделе-
ния, индивидуальности, многообразия...». (Там же. С. 15). С этого
интеллектуалистского понимания любви как эгоистического
стремления к восполнению собственного «я» и начинается, по
мнению Шелера, вся холистская традиция «пантеизма от Спинозы
до Гегеля и Шопенгауэра». «Ибо чем иным может быть здесь
любовь, — пишет он, — если не фактическим эгоизмом целого,
который лишь принимает кажимостную форму любви к кажимос-


218 ПРИЛОЖЕНИЕ

тной форме индивидуальности и самостоятельности того, что на
самом деле — только часть и модус? Что это, если не „egoisme a
deux"? Но любовь иллюзорных индивидов — это тоже не более
чем иллюзорная любовь». (Там же. С. 16).

67 Ορεγεσ8αι, εφιεσθαι (греч.) — стремиться к чему-либо, же-
лать
чего-либо, достигать.

68 Νουζ (греч.) — высший разум.

69 Prima materia (лат.) — первичная материя, первоматерия.

70 Фома Кемпийский (1379/80—1471) — христианский теолог,
автор знаменитого трактата «De imitatione Christi» («Последователи
Христа»), возникшего до 1420 г. в русле обновленческого движе-
ния «Devotio moderna» («Новое освящение»). Его приверженцы
практиковали обращенную внутрь человеческой личности мисти-
ку, согласно которой Бог есть все, человек — ничто. Четыре книги
этого труда учат тому, как начать новую жизнь, обратившись
внутрь самого себя и к Богу перед лицом хрупкости и тленности
внешнего мира.

71 Summum bonum (лат.) — высшее благо.

72 Λογοζ (греч.) — понятие; мысль, разум — духовное перво-
начало, всеобщая закономерность, мировой разум.

73 «И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не
заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что
одеться душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на
воронов они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц,
и Бог питает их; сколько же вы лучше' птиц? Да и кто из вас,
заботясь, может прибавить себе роста хотя бы на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о
прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не
прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не
одевался так, как всякая из них» (Лука 12, 22—27).

74 Эпикурейцы — последователи эпикуреизма. Эпикуреизм —
направление в древнегреческой и римской философии, названное
по имени его основателя Эпикура (341—270 гг. до н. э.). Согласно
Эпикуру, наслаждение, понимаемое им как отсутствие страда-
ния, — это единственное благо для человека. Лучшее средство
избегнуть страданий — самоустранение от тревог и опасностей, от
общественных и государственных дел, достижение независимости
от внешних условий.

75 Эта объявленная М. Шелером книга, «Смерть и душа»
(«Der Tod und die Seele»), не была им написана. Подготовительные
материалы к ней были опубликованы впервые в 1933 г., а затем
вышли в собрании сочинений Макса Шелера под названием


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 219

«Смерть и загробная жизнь». См.: Scheler M. Der Tod und das
Fortleben // Scheler M. Gesammelte Werke. Bd 10. Schriften aus dem
Nachlass. Bd l. Zur Ethik und Erkenntnislehre. Bonn: Bouver Verlag
Herbert Grundmann, 1986).

76 Фрациск Ассизский (1181/1182—1226) — итальянский про-
поведник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных
поэтических произведений.

77 Шопенгауэр Артур (1788—1860) — немецкий философ. Глав-
ное его произведение — «Мир как воля и представление» (1819—
1844).

В раннем, теистическом, периоде (к которому относится «Ре-
сентимент в структуре моралей») Шелер критикует этику Шопен-
гауэра, в первую очередь ее основное понятие — «сострадание».
В поздний, антропотеистический, период становится очевидным
влияние на него метафизики Шопенгауэра — опосредованное
(через философию бессознательного Э. фон Гартмана) и непо-
средственное, когда М. Шелер развивает «пессимистичекую» ме-
тафизику всесильного, но слепого «порыва» (Drang) и бессильно-
го, но исполненного смысла «духа» (Geist). См.: Шелер М. Фило-
софское мировоззрение. Сборник статей // Шелер М. Избранные
произведения. М.: Гнозис, 1994. С. 3—128.

78 «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что
составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им:

истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех,
клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она
от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое»
(Марк 12, 42—44). В русской монетарной системе «лепте» соот-
ветствовала «полушка» — самая мелкая медная монета, равная 1/4
копейки.

79 Альтруизм (фр. altruisme, от лат. alter — другой) — нравст-
венный принцип, противоположный эгоизму, согласно которому
благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собствен-
ное «Я» и его благо. Термин впервые введен О. Контом, сформу-
лировавшим принцип «vivre pour altrui» — «жить для других».
О. Конт различал инстинктивный альтруизм, присущий всем
живым существам, служащий объединению индивида и рода и
разрушаемый цивилизацией, и сознательный альтруизм, возника-
ющий уже в рамках цивилизации. Последний, согласно его мо-
ральной философии, превращается в конечном итоге в при-
рожденное человеческое свойство, объединяющее всех людей.
Спенсер рассматривал альтруизм как адаптивное качество, возни-
кающее в ходе естественной эволюции.


220 ПРИЛОЖЕНИЕ

80 «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним
на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы
наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему что ты называешь
Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь
заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвиде-
тельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал
ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. Иисус,
взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает:

пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь
сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что
у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит
ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие
Божие!» (Марк 10, 17-23).

81 Гуго из Сен-Виктора (1096—1141) — средневековый фи-
лософ-схоласт, известный своим толкованием учения Аристо-
теля.

82 Фарисейство — 1) учение фарисеев; 2) лицемерие, ханжест-
во; показное благочестие. Фарисеи (др.-евр. — «отделившиеся») —
члены религиозной секты в Древней Иудее, в которую входили в
основном представители зажиточных слоев населения. Фарисеи
отличались клановым чванством, высокомерным отношением ко
всем, кто не входил в их религиозный союз и не являлся строгим
блюстителем отеческой традиции. «Невежд.в Законе Божием» они
считали проклятыми. Традиционно-культовые устои, националь-
ное наследие превращалось ими в своего рода фетиш, непри-
косновенную реликвию, что вело к ханжеству и лицемерию.
Христос обличает фарисеев за их слепую приверженность букве,
обрядам, уставам, канонам. Он говорит, что они наложили на
народ непосильное бремя, а сами»оставили важнейшее в Зако-
не» — милосердие к людям и подлинную любовь к Богу. Живя в
постоянном страхе нарушить какой-либо канон, они, по еван-
гельскому выражению, «отцеживали комара, а проглатывали вер-
блюда».

83 Νοησιζ νοησεωζ (греч.) — мышление мыслимого [О].

84 Chez-soi (фр.) — свой дом, свой угол.

85 См. ИоаннУ,, 3-11.

86 См. Лука 7, 36-48.

87 См. Лука 15, 1-32.

88 См. Лука 18, 24-27.

89 «Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он
сказал: невозможное человекам возможно Богу» (Лука 18, 26—27)


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ 221

90 Лютер Мартин (1483—1546) — немецкий религиозный:

мыслитель и общественный деятель, основатель немецкого прол
тестантизма (лютеранства), глава Реформации в Германии, один;

из создателей общенемецкого литературного языка.

91 Рессаге fortiter (лат.) — греши смелей.

91 К убеждению, что предписываемый католицизмом пут^
спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, паломничество к;

святым местам, пожертвования церквям и монастырям и пр.)
недостаточен, Лютера привел личный опыт. Вот как описывает
положение Лютера Л. Шестов: «Он сам был глубоко убежден^
ным и верующим католиком. Был монахом и священником. Оц
пошел в монастырь единственно потому, что видел в монашестл
ве лучшую возможность служить Богу. И этому Лютеру при^
шлось после десяти лет монашества убедиться, что он попал в
стан Антихриста, что он служит не Христу, а Его вечному ц
непримиримому врагу. Он, решившийся, вопреки советам дру^
зей и против воли отца, дать тяжкие обеты бедности, воздержав
ния и послушания, надеялся, что своими трудами он совершает
угодное Богу, — и вдруг убедился, как он впоследствии рассказ
зывал, что, произнося монашеские обеты, он этим самым
отрекался от Бога» (Шестов Л. Potestas clavium // Лев Шестов,
Сочинения. В 2-х тт. Т. l. M.: Наука, 1993. С. 56.). Выход щ
глубокого душевного кризиса Лютер нашел в самостоятельное
толковании Священного Писания.

93 Понятия «гетерономной» и «автономной» этики были вве^
дены И. Кантом в «Критике практического разума» (1788). Гете^
рономная этика исходит из того, что нравственные принципы ^
требования зависят от каких-либо внешних по отношению ^
нравственности условий, интересов и целей (например, экономь
ческих, политических, экстремально-ситуативных и т. д.). Aвтo^
номная этика исходит из того, что нравственные принципы 1<
требования не зависят от каких-либо внешних по отношению 1^
нравственности условий, интересов и целей: каждый индивид
абсолютно свободен в своем нравственном самоопределении. *Ав\
тономия
воли есть единственный принцип всех моральных зaкo^
нов и соответствующих им обязанностей; всякая же гетерономю)
произвольного выбора не создает никакой обязательности, а,
скорее, противостоит ее принципу и нравственности воли«
(Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения,
В 6-ти тт. Т. 4, ч. l. M.: Мысль, 1965. С. 350). ^.Автономия есть,
таким образом, основани& достоинства человека и всякого разум\
ного естества». (Там же. С. 278).


222 ПРИЛОЖЕНИЕ

Под стоицистской «автономией» Шелер имеет в виду этиче-
ский личностный идеал стоиков — нравственно независимого от
внешних обстоятельств «мудреца», достигшего добродетели и бес-
страстия (апатия), нравственно «самодовлеющего» (автаркия).

94 Трёльч Эрнст (1865—1923) — немецкий теолог-протес-
тант, историк религии, философ, социолог. Главные историче-
ско-социологические произведения: «Социальные учения хрис-
тианских церквей и групп» (1912), «Историзм и его преодоле-
ние» (1923).

95 Kosmopolites (греч.) — гражданин мира. Первую, негатив-
ную,
трактовку этого понятия (приписывавшуюся Диогену Синоп-
скому, Феодору, самому Сократу) дали сократики, Аристипп и
Антисфен: «У философа нет родины». Вторую, позитивную, трак-
товку дали стоики: подлинное государство — это не одно из
исторически известных государств, а общество, объединяющее
мудрецов всего мира между собой и богами (Sen. dial. 8, 4; Cic.
fin. 3, 64). У других философских школ было сдержанное отноше-
ние к космополитизму.

96 Стоя (от греч. στοά — портик), или стоицизм, — школа в
древнегреческой философии, получившая название от портика в
Афинах — места, в котором она была основана Зеноном из
Китиона ок. 300 г. до н. э. Принята следующая периодизация:

Древняя, или Ранняя Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф,
Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (2—1 вв. до н. э.; Панетий,
Посидоний) и Поздняя Стоя (римский стоицизм — Сенека, Му-
соний Руф, Эпиктет, Гиерокл-стоик, Марк Аврелий).

97 Мамона(а) — от греч. «богатство». 1) В христианских цер-
ковных текстах — злой дух, идол, олицетворяющий сребролюбие
и стяжательство. 2) Утроба, брюхо как символ алчности, обжор-
ства, стяжательства.

98 Безличный бог-субстанция Спинозы, который «любит са-
мого себя бесконечной познавательной любовью» и,«любя самого
себя, любит людей» (Спиноза Б. Этика, доказанная в геометричес-
ком порядке... М; Л.: Государственное социально-экономическое
издательство, 1933. С. 216, 217), несовместим с идеей благодати и
избранности. Согласно Спинозе, «кто любит бога, тот не может
стремиться, чтобы и бог в свою очередь любил его». (Там же.
С. 208).

99 Имеется в виду организованная практика христианской
деятельной любви и помощи в новейшее время, а именно работа
«Германского союза Каритас» («Deutscher Caritasverband»). Он был
основан в лоне католической церкви в 1897 г. во Фрейбурге-на-


 


ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ


 


Брейсгау, с 1924 г. входит в международную организацию «Caritas
Internationalis» со штаб-квартирой в Риме.

100 Бентам Иеремия (1748—1832) — английский философ и
юрист, родоначальник утилитаризма. Основные труды — «Введе-
ние в принципы морали и законодательства» (1789), «Теория
наказаний и наград» (1811), «Деонтология, или Наука о морали»
(1834; большая часть рукописей относится к 1814—1831 гг.).
Согласно Бентаму, главный нравственный принцип — полезность.
Он самоочевиден, не нуждается в доказательстве и служит основой
всех нормативных суждений. Главный критерий нравственного
поведения — «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и
счастья». Нравственно все, что способствует «общей сумме чело-
веческого счастья человечества» (total sum of happiness of mankind).

101 Хатчесон Фрэнсис (1694—1747) — шотландский философ.
Согласно его моральной философии, сложившейся под влиянием
Шефтсбери, в основе нравственности лежит врожденное нравст-
венное чувство — инстинктивное эмоциональное одобрение или
осуждение поступков. Оно является источником и критерием
нравственных оценок и суждений. Добродетель Хатчесон понимал
как склонность ко всеобщему благу.

102 Смит Адам (1723—1790) — шотландский экономист и фи-
лософ, профессор моральной философии в университете Глазго,
один из крупнейших представителей классической буржуазной
политической экономии. В «Исследовании о природе и причинах
богатства народов» (1776) обосновал принципы и сформулировал
важнейшие понятия «трудовой теории стоимости». В «Теории
нравственных чувств» (1759) А. Смит исследует, почему одни
поступки и характеры мы одобряем, а другие — осуждаем, и видит
причину этого в феномене «симпатии».

103 Юм Дэвид (1711—1776) — янглийский философ, историк,
экономист и публицист. Основные этические сочинения — «Трак-
тат о человеческой природе» (1739—1740) и «Исследование о
принципах морали» (1751). Во второй книге «Трактата...»
«О страстях» Д. Юм, рассматривая способы явленности сознанию
аффектов и страстей — любви, ненависти, гордости, стыда, —
приходит к выводу, что симпатия является важнейшим механиз-
мом, благодаря которому возникают и усиливаются аффекты и
страсти. Это происходит в совместном переживании, со-чувствии
людей путем психического заражения.

104 Бэйн Александер (1818—1903) — шотландский философ и
психолог. Профессор логики, а впоследствии ректор университета
в Эбердине, основатель философского журнала «Mind». Близкий


 


ПРИЛОЖЕНИЕ


 


 


друг и единомышленник Дж. С. Милля. Разрабатывал философию
сознания с эмпирицистских позиций и этику — с позиций утили-
таризма. Главные произведения «Чувства и интеллект» (1855),
»Наука о сознании и морали» (1868).

105 Идея прямого плебисцитарного народного суверенитета,
развитая Руссо в работе «Об общественном договоре, или принци-
пы политического права» (1754), предполагает добровольное рав-
ноправное объединение людей в одно органическое целое, имею-
щее совокупное общественное тело с «общим Я* (moi commun) и
«общей волей» (volonté générale). Такую общность невозможно себе
представить без единомыслия и единочувствия, основанных на
со-чувствии и психическом заражении. Вот почему ее сохранению
и поддержанию должна была содействовать, по замыслу Руссо,
«гражданская религия» (religion civile) — инстанция, контролиру-
ющая в общих интересах морально-психологическую благонадеж-
ность отдельных членов общности.

106 Дарвин Чарлз Роберт (1809—1882) — английский естество-
испытатель, основатель эволюционного учения о происхождении
видов. Основной труд — «Происхождение видов путем естествен-
ного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе
за жизнь» (1859). Большое значение для развития наук и научного
мировоззрения имели работы Ч. Дарвина «Происхождение чело-
века и подбор по отношению к полу» (1871), «Выражение эмоций
у человека и животных» (1872); в них он апеллирует к фактам
поразительного сходства в поведении, интеллектуальных и эмоци-
ональных способностях у человека и высших животных.

107 Мандевчль Бернард (1670—1733) — английский писатель.
В сатирическом произведении «Басня о пчелах, или Частные
пороки — общая выгода» (1714) в аллегорической форме крити-
кует буржуазные отношения.

lös Повязка Листера — повязка, увлажненная раствором
карболовой кислоты и покрытая прорезиненной тканью. Джозеф
Листер (1827—1912) — английский хирург, известный введением
в практику антисептики.

109 Toto caelo (лат.) — в целом, в совокупности; целиком,
абсолютно.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.065 сек.)