|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мавзолей Кожа Ахмета Яссауи
Историческим архитектурным центром Казахстана является Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи - архитектурное сооружение, построенное в конце XIV в. в городе Туркестан. После кончины Ходжа Ахмед Яссауи был захоронен в небольшом мазаре. Вскоре его могила стала священным местом массового паломничества мусульман. По указанию эмира Тимура в 1399г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Яссауи был сооружен новый монументальный мавзолей (рис. 1.19). Строительство было возложено на Мавляна Убайдулла Садра. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи - портально - купольное сооружение больших размеров. Его ширина 46,5м, длина - 65м. Внутренний диаметр купола 18,02м. а диаметр внешней стороны 20,5м. Вокруг центрального зала расположены 35 помещений различного назначения. В центральном зале красуется легендарный бронзовый казан. Казан был изготовлен по приказу Тимура и передан в качестве дара Мавзолею Кожа Ахмета Яссауи. Он был изготовлен в местности Карпак, что в 25км от г.Туркестана в 1399 году мастером по имени Абдул-Аль-Азиз Тебризи. Это ритуальный казан, предназначен для воды . Главный фасад здания решен в виде гигантского портала. Арка портала поднимается на высоту 37,5м. Толщина наружных стен 1,8 – 2,0м, толщина стен комнаты «Казандык» -3м. Посетители входят в центральный зал через дверь главного портала. Казандык обрамляется куполом, диаметр которого равен 18,3м. Это самый большой среди сложенных из кирпича куполов на территории Казахстана и Средней Азии. Отсюда через красиво инкрустированную деревянную дверь можно пройти усыпальницу. Здесь установлена сагана – надгробный памятник Ходжи Ахмеда Яссауи. Начиная с XVI в., и 3 июня 1999г в отдельных помещениях мавзолея производятся захоронения останки выдающихся личностей: Жолбарыс – хана, Есим – хана, Абылай-хана, правнука эмира Тимура – Бабыр хана, Казыбека – би, Жанибек – батыра и др. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави включен в красную книгу ЮНЕСКО. На втором этаже расположены библиотечные залы. В архитектуре Казахстана в IX-X вв., как и по всей Средней Азии, происходили большие качественные изменения. В XI - XII вв. она достигает наибольшего расцвета. В это время города имели 3 частную структуру - цитадель, шахристан и рабат (предместья). В постройках раннего средневековья переход от квадратного в плане к круглому основанию купола осуществляли тромпы, обычно в форме ступенчатых арочек. В структуре зданий возникали восьмигранные барабаны. Они упрощали переход к куполам от кубовидного нижнего объема здания. Обожженный кирпич вначале применялся в ответственных конструкциях и облицовке фасадов сырцовых сооружений (башни Сараман - Коса и Бегим - Ана в Кызылординской обл.).
Рисунок 1.19 Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи. XVI в. Эти 2 памятника, имеющие башнеобразную композицию внешнего объема, представляют большой интерес с точки зрения сохранения древнейшей местной традиции строительства надгробных сооружений с шатровыми покрытиями (сев. Группа мавзолеев Тегискена, XI-VI вв. до нашей эры; мавзолей Баланды 2, IV-II вв. до нашей эры). При Караханидах архитектура достигла наивысшего расцвета. На территории Казахстана сохранились или уцелели остатки таких памятников караханид-ского периода, как мавзолей Бабаджихатун (X-Х1вв.), Карахана, XI в.,Айша - биби (XI-ХПвв.) в Жамбылской обл., Жубан - ана (XI-ХIIвв.) в Жезказганской обл., бани в Таразе и др. дальнейшее развитие архитектуры в XIII-XIV вв. отражало общую тенденцию развития зодчества народов Средней Азии и Казахстана. Совершенствовались подкупольные конструкции, возникали двухъярусные стройные барабаны, изменившие композиционную структуру сооружений, разноцветные поливные кирпичи, облицовочные плитки, придавшие зданиям красочность и архит. самобытность. Культовые и мемориальные памятники XV-XVII вв. в степных районах Казахстане подразделяются 3 основные группы: 1) купольные мавзолеи, 2) ограды (саганатам, торткулак), 3) надгробия и надмогильные стены (сыпи, уштас, бестас, койтас, кулпытас и др.). Мавзолеи делятся по композиции - на башенные, портально-купольные, центрические, по типу перекрытия - на мавзолеи со сферич. или шатровым куполом с барабаном или без него. В Центральном и Западном Казахстане вместо угловых куполов устанавливались остроконечные башенки или треугольные приливы (торткулак). На мавзолеях Западного Казахстана была распространена кладка купола из рядов необработанного плитняка в контраст тщательно выложенным шлифованным поверхностям стен. Традиции форм ступенчатых курганов продолжали сохраняться в архитектуре надгробных сооружений по всей территории Казахстана в виде уштас, бестас, сыпа, сандыкша. Мавзолей Карашаш-Ана - архитектурный памятник, возведенный над могилой матери Ходжи Ахмеда Яссауи в XIII - XIV вв. расположен в селе Сайрам Южно-Казахстанской области (рис. 1.20, а). Представляет собой один из типов портально - купольных мавзолеев эпохи позднего средневековья на территории Южного Казахстана. Высота 7,08м. Одно-камерная, почти квадратная постройка увенчана сферическим куполом на барабане. В декоративном убранстве фасадов использована кирпичная рустовка. Мавзолей выложен из жженого кирпича на бутовом фундаменте. Мавзолей Арыстан – Баб – памятник, возведенный над могилой Арыстан-Баб, духовного учителя Ходжи-Ахмеда Яссауи, который был проповедником мусульманской религии среди населения Туркестана (рис. 1.20,б). Комплекс формировался путем пристроек к первоначальному помещению усыпальницы, где захоронен Арыстан-Баб, второго помещения – гурханы в левом крыле – для последователей его религиозного учения - и мечети со вспомогательными помещениями. Они объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным помещением в центре. Комплекс построен в XII в. Мавзолей Арыстан-Баб в начале XX в. был реставрирован на средства местного населения.
Рисунок 1.20 Архитектурные строения Казахстана
Первые жилые дома оседлевых казахов появились в XIX веке и построили из самана. На рис. 1.21 приведены некоторые характерные построения различного назначения. Рисунок 1.21 Жилые дома и помещения в XIX-XX веках: а – коржын-там; б – посельковые улицы; в – современная форма частных домов; г – двор жилого дома(узбекский вариант); д – мал кора (кошар); ж – устахана – мастерская (по У.Джанибекову). Архитектура древнетюркской юрты вплоть до настоящего времени, претерпев сравнительно незначительные изменения, показала наилучшую приспособленность к условиям кочевья. С X века развитие архитектуры юрты связано со стремлением кочевников увеличить ее вместимость. В этой связи совершенствовались ее конструкция, условия освещения и дыма удаления, а также архитектурно -художественный облик (рис.1.22) К XIII веку в кочевом обществе существовали также дворцовые здания, неразборные жилища на телегах (крытые повозки), чумы и шалаши из ветвей. В XVI-XVII веках на смену юрте с двойным куполом пришли кочевые жилища так называемых «тюркского» и «монгольского» типов, отличительной особенностью которых был более плоский шанырак, гораздо лучше работающий на сжатие и более удобный при перевозках, а также придавший надежное аэродинамическое качество форме юрты при воздействии сильных степных ветров. Развитие тюркской юрты происходило в среде казахской народности, непосредственного преемника хозяйственной культуры народов предшествующих эпох. Согласно монгольскому мифу о происхождении Тэмуджина, божество в образе луча света проникло через шанырак и оплодотворило Алангоа, праматерь рода Чингисхана.
Рисунок 1.22 Несущий остов и общий вид убранства Казахской юрты. Устройство юрты тесно связано с мифологией, и верованиями кочевников. Юрта - модель Вселенной, которую кочевники представляли себе в виде мирового яйца. Пол – Земля – Золотое сечение яйца, стены и потолок - купол Неба. Центр юрты - центр мироздания, через который проходит ось, удерживающая всю Вселенную. Ее так и называют - Темир казык (Железный кол). Многие геометрические принципы построения оптимальных конструктивных форм заимствовать из арсенала окружающей природы. Достаточно вспомнить яичную и ореховую скорлупу, большие разнообразные формы речных и морских раковин, панцирь черепахи и рака, сетчатую структуру пальмовых стволов, пустотные стебли камыша и т.д. Купола казахской юрты напоминают форму капли воды, лежащей па горизонтальной поверхности, а монгольской юрты - форму яичной скорлупы, установленной вертикально удлиненной частью вверх. Четыре основных конструктивных элемента составляет остов юрты: кереге -раздвижная решетчатая основа; уык - купольные жерди; шанырак - круговое наверше купола; есик - деревянная дверь со створками или сворачивающаяся дверной кошмой. Кереге юрты состоит из отдельных секций канат, каждая из них складывается из соединенных между собой по диагональной оси планок – саганак. Саганак из которого образуется секции кереге, имеет едва заметное естественное, природное сужение ствола тальника от основания к верхней части. Каждый канат имеет до 20 штук саганака (10 по каждой диагональной оси). Каждый саганак каната немного вогнут в наружную сторону, а в верхней части изгибается во внутрь юрты, что придает большую устойчивость куполообразующим жердям при креплении их к кереге. Для скрепления саганак в секции используются петли из верблюжьей кожи, как наиболее прочные, эластичные и долговечные. Общая длина уика в шести канатной юрте равна 240-250см. основание уыка (нарын) имеет изгиб, а с внутренней стороны – плоский срез с каннелюрами. Длина участка изгиба составляет треть общей длины уыка. Шанырак состоит из двух частей - круга и распорно крепежных реек. Шанырак шести канатной юрты имеет в диаметре 135-140см. и состоит обычно из двух равных полуокружностей, скрепленных заклепками. Для изготовления деревянных частей юрты используется ветки ивы, березы, тополя. Обработка деревянных частей юрты и придание им нужной искривленной формы производится в специальных печах - морах, где планки кереге и уыков распариваются дымом, затем в станок - тез, где ветви выпрямляются и выгибаются в нужных местах, наконец станок - ускы для просверливания отверстой в планках кереге и уыков. Самой большой казахской юртой считалось юрта в 18 крыльев (около 45метров в окружности). В 1828 году хан Жангир по случаю коронации подарил 12 -канатную юрту Николаю 1. Эта жилплощадь размером 64кв. метра до сих пор хранится в Санк-Петербурге.
Рисунок 1.23 Конструкция двухэтажной юрты профессора Байнатова Ж.Б. а - общий вид несущего каркаса; б - первый этаж – конструкция кереге, перекрытия с полом и винтовой лестницы; в – новые конструкции и схемы сборки уыков. Помимо - юрты казахи пользовались и другими видами переносного жилища, более примитивного, но, как правило, состоящего из основных частей той же юрты. Наиболее простым из них являлся шалаш (курке, итарка), составленной из двух решеток - кереге и накрытый кошмами. Другой вид представлял собой конический купол юрты, без цилиндрических стен. Он составлялся из прямых жердей (уык) поставленных наклонно и несущих вверху шанырак юрты, накрываемой кошмами. В связи с социальным достижением науки и техники, объемно -планировочным решением конструкция юрты не в полной мере отвечает современным требованиям. В тесном помещении одноэтажной юрты, где живут, как правило, несколько человек, порой стоит ядовитый туман - выдыхаемый азот, испарения горячей воды и кушаний, печной дым, кожные испарения обитателей, смешанные с различными хозяйственными запахами. Все это - на фоне сырости, что отрицательно воздействует на здоровье детей, способствует возникновению туберкулёза, ревматизма, малокровья и т.д. Нами разработаны новые конструкции двухэтажной юрты (патент РК №3768 №7636). При использовании юрты как временного жилого дома, на первом этаже располагают кухню и складские помещения, а на втором - спальни и комнаты отдыха. Второй этаж юрту можно использовать как кафе, сцену для ораторов и артистов и т.д. (рис.1.23). Жилые и спальные площади в двухэтажных юртах - находятся па втором этаже, где создаются циркуляция воздуха, радон хорошо рассеивается в атмосфере, меньше транспортные вибрации повышается рождаемость. Кроме того, находящейся здесь люди более защищены от различных ядовитых насекомых и крыс, влияния сырости на организм человека. Конструкция «кереге» решена по принципу «ножницы» с фикси-рующимся перемычками, при монтаже образующие многошарнирный кольцевой цельный пояс, где закрепляются концы уыков. Предложенная конструкция «кереге» способна выдерживать нагрузку второго этажа юрты и более долговечна, технологична при изготовлении по сравнению с известными. А также видоизменена схема расположения уыков в купольной части юрты. В новой конструкции до шанырака доходит один центральный уык из трех, а остальные два боковые в середине купола шарнирно соединяются к центральный уыку обеспечивая устойчивость центрального уыка (рис. 1.23). Такая схема расположения уыков экономит материал уыка на 30% и уменьшает количество отверстий в шаныраке на 60% т.е. снижается трудоемкость изготовления шанырака и повышается его долговечность. Не менее примечательными памятниками древности являются курганы саков (VI-III века до нашей эры). Самые крупные из них, высотой до 20метров и диаметром у основания свыше 100метров, располагались по берегам рек Большой и Малой Алматинок, Весновки (Есентай), Аксая. Сегодня большинство курганов погребены под жилой застройкой. По свидетельству генуэзских купцов, в VIII-X веках на месте Алматы находилось несколько небольших поселений. Одно из них, как предполагают ученые, называлось Алматау и служило станицей на торговом пути из Европы в Китай. Через некогда процветающий древний город проходили караваны Великого Шелкового пути, он был хорошо известен арабам, китайцам, персам. В XIII веке монгольское нашествие полностью разрушило город. К концу XVI века от Алматы осталось лишь небольшая часть, в которой селились казахи рода Дулат Старшего жуза. Последующая история Алматы тесно связана добровольным присоединением Казахстана к России. Для укрепления пограничных районов, прекращения внутренних междоусобиц, защиты населения от набегов среднеазиатских завоевателей, а также в противовес британскому проникновению в Центральную Азию 4 февраля 1854 года было решено построить на левом берегу реки Малая Алматинка военное укрепление форт Верный. В 1857 году около Татарской слободки сооружена первая водяная мельница Алимжанова, спустя год купец Кузнецов открыл пивоваренный завод, а 1860 году открылись почтовое отделение и госпиталь. В 1863 году в Верном было 667 зданий, из них лишь одно - каменное. 11 апреля 1867 года укрепление Верный было преобразовано в город, ставший центром уезда и всей Семиреченской области. В конце этого же года создан комитет по устройству Верного, которому поручалось составить проектный план города, а также решить вопрос о земельной площади. К началу XX века в Верном действовали сейсмическая и метеорологическая станции, отделение географического общества. Население города в 1913 году достигло 40 тысяч жителей. С тех времен в городе остались в основном деревянные здания, построенные по проектам А. П. Зенкова, который разработал новые методы строительства для районов, подверженных землетрясениям. Самым грандиозным творением Зенкова является Кафедральный собор (рис. 1.24). Здание высотой 56метров возведено в начале XX века. Мировое зодчество знает всего несколько деревянных зданий подобной высоты. После сильного землетрясения 1887 года из 1799 зданий уцелело только одно. Страх перед будущими землетрясениями заставил горожан возводить только деревянные здания. Самым крупным из них оказался собор, сооруженный без единого железного гвоздя и скрепленный сложной системой вертикальных брусьев. Его строили из громадных тянь-шаньских елей, которые привозили с гор. В 1907 году собор был освещен. Он прекрасно выдержал толчки Кеминского землетрясения 1911 года. В советское время архитекторы занимались привязкой типовых проектов. Вся их творческая энергия и фантазия уходила на попытки облагородить, придать художественный облик типовым зданиям и сооружениям. Сейчас наступила полная свобода действий.
Рисунок 1.24 Архитектура Алматы (Верный) в начале ХХ века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |