АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Очарование Палладио

Читайте также:
  1. И у нас наступает разочарование
  2. Канонизация архитектурных ордеров. Архитектурные трактаты Виньола и Палладио.
  3. Месть за разочарование в отце
  4. РАЗОЧАРОВАНИЕ
  5. Разочарование
  6. Разочарование освобождением. Движения в ответ на реформу 1861 г.

Не случайно, что именно архитектура Палладио оказалась столь привлекательной для английской аристократии XVIII в. Заказчиками Палладио были венецианские патриции, вынужденные из-за сокращения морской торговли вкладывать значительные капиталы в земледелие на Терраферме. Венецианскую виллу того периода отличали симметричный и рациональный план, соразмерность пропорций и фасад храмового типа.

Это было интерпретацией классического стиля, лишенного претенциозности и контрастирующего с пышными излишествами барокко и рококо. Как и венецианская аристократия XVI в., британская аристократия XVIII в. существовала за счет земельной собственности и заботилась о том, чтобы повысить урожайность земель с помощью мелиорации, способствуя тем самым не только собственному благополучию, но и процветанию всей нации. Решительный толчок в утверждении нового палладианского стиля произошел по инициативе одного человека — лорда Берлингтона.

Он принадлежал к богатой аристократической семье вигов и уже посетил Италию во время своего Огапс1 Тоиг (1714— 1715; см. главу 41). Однако решающим в этом смысле оказалось его второе путешествие на полуостров (1719), предпринятое с конкретной целью — изучить архитектуру Палладио; в ходе этой поездки он сделал подробные комментарии к своей копии «Четырех книг по архитектуре» Андреа Палладио (опубликованной впер-
вые в 1570 г.) и заказал подробные рисунки наиболее известных зданий, построенных им.

По возвращении в Англию он располагал всеми необходимыми материалами, чтобы произвести, как и намеревался, радикальный стилевой переворот в архитектуре. Новый фасад для своей лондонской резиденции он заказал шотландскому архитектору Колину Кэмпбеллу; последний издал «Витрувиус Британикус» (1715—1725) — собрание гравюр с изображениями памятников архитектуры, среди которых были многочисленные здания, спроектированные Иниго Джонсом,— и приобрел широкую известность, благодаря своим проектам сельских вилл. Впрочем, уже самому Берлингтону принадлежит проект виллы в Чизуике (Мидлесекс), недалеко от Лондона, которая представляет британский вариант Виллы Каира, выстроенной Палладио.

Берлингтон, однако, заменил ионические капители коринфскими, скопировав их с римского храма Кастора и Поллукса, которыми восхищался Палладио. Английский палладианский стиль, с его строгим соблюдением классических принципов симметрии, точности и пропорциональности, сознательно противопоставляется иррациональности барокко. Его простота, соразмерность и величие становятся наглядным воплощ Английское палладианство.

Расцвет палладианства в Англии пришёлся на XVII—XVIII века. Первым выдающимся палладианцем на севере Европы считается Иниго Джонс. Даже в период всеобщего увлечения барокко (на рубеже XVIII века) английские архитекторы редко отходили от Палладиева идеала прямолинейной кровли. Наиболее популярной среди палладианцев работой тандема Палладио-Скамоцци была вилла Капра близ Виченцы.

В начале XVIII века благодаря усилиям лорда Берлингтона и У. Кента палладианизм вновь вошёл в моду, особенно в Шотландии, где его самым выдающимся мастером был Роберт Адам. К середине XVIII века поветрие распространилось по всей Европе, шотландские архитекторы (напр., Чарльз Камерон) были востребованы даже в Польше и России.

Палладианство находит наиболее последовательное выражение в зодчестве Англии (И. Джонс) и Голландии (Я. ван Кампен). Расцвет Палладианство приходится на 18 в., когда английские (Р. Бойл - лорд Бёрлингтон, У. Кент, К. Кэмпбелл, позднее - Дж. Пейн и У. Чеймберс) и испытавшие их влияние немецкие (Г. В. Кнобельсдорф, Ф. В. Эрдсмансдорф) зодчие возводят здания (преимущественно загородные виллы), отмеченные изяществом лаконичного декора, целесообразностью и комфортабельностью планировки, органической связью с окружающей средой (пейзажные парки).

Чизик-хауз считается вехой в становлении классицизма

Чизик-хаус (Chiswick House) — небольшой летний дворец на манер Палладиевой виллы Ротонда, возведённый в лондонском предместье Чизик в 1720-е годы графом Бёрлингтоном в содружестве с Уильямом Кентом.

Вилла предназначалась Бёрлингтоном для размещения его коллекции антиков, а не для проживания, поэтому в здании нет ни столовой, ни спальни. Масонские символы свидетельствуют о том, что в Чизик-хаусе могли проходить собрания масонской ложи, к которой принадлежал её владелец.

Унаследовав виллу после смерти графа, герцог Девонширский поручил Джеймсу Уайету пристроить к ней два флигеля; они были снесены в 1952 году. Из проектов Уайета в Чизике сохранились разнообразные садовые павильоны. Ворота были перенесены в 1738 году из Челси; их спроектировал в 1621 году Иниго Джонс.

В 1813 году на территории Чизикской усадьбы была построена 96-метровая оранжерея, крупнейшая в Англии, которая славится своими камелиями.

4.Классицизм в России (архитектура)

 

Отличительными чертами классицизма является простота, ясность, геометризм форм. Архитекторы классицизма обратили свои взоры на величественную простоту и внушительность, а вместе с тем и изящество античной архитектуры.

На нее и равнялись, перенимая не только формы зданий, колонны, отделку, но и сам принцип архитектоники. Фасады зданий строились в виде греческого ордера, когда главным несущим элементом конструкции использовались колонны, а на них лежал антаблемент, состоящий из карниза, фриза и верхней балки, которая лежит на колоннах – архитрава.

Русский классицизм – стиль в архитектуре России, распространённый в конце XVIII – XIX веках. Поскольку старые стили барокко и рококо делали строительство трудоемким, а в соседней Европе уже начали строить в классическом стиле, то для еще большего утверждения силы и могущества страны и было решено использовать в строительстве новый стиль.

У истоков русского классицизма стояли архитекторы В.Баженов, М.Казаков и И.Старов. Именно в построенных ими зданиях определились признаки классической архитектуры. Это возведенные В.Баженовым дом Пашкова на Ваганьковском холме против Кремля, церкви в селах Стоянове, Быкове, Виноградове, Михалкове, Михайловский замок, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве. М.Казаков стал автором Петровского дворца, здания Сената в Кремле, Церкви Митрополита Филиппа, Здания Благородного собрания и др. И. Старов (1748 – 1808) был архитектором Таврического дворца на Шпалерной улице в Петербурге.

 

Академия наук в Санкт-Петербурге. Арх. Дж. Кварнеги

Если в XVIII веке еще чувствовалось некоторое влияние барокко в отделке зданий, то ближе к XIX веку архитекторы русского классицизма уже окончательно определились и создали исключительно классические типы зданий. Это в первую очередь это были дворец и большой жилой дом. Их использовали при строительстве помещичьих владений за городом и парадных городских дворцов.

Русский классицизм тем и отличается от мирового, что, взяв за основу достижения иностранных архитекторов, русские придали архитектуре свои отличительные черты, а именно: вместе с классикой в России использовали эклектику – сочетание разных стилей. Искусство создавать дворцово-парковые комплексы за городом – тоже вклад русского зодчества в художественную культуру мира. При строительстве усадеб архитектор Н.Львов использовал палладианство по-русски.

 

 

Невские ворота Петропавловской крепости. Арх. Н.Львов

Он оставил после себя огромное архитектурное наследие: Невские ворота Петропавловской крепости, здание Почтамта, Свято-Троицкая церковь в Петербурге, Церковь Святой Екатерины в пос. Мурино, Дом Державина на Фонтанке, Приоратский дворец в Гатчине и еще много других уникальных по своей красоте строений. Тип «дома с циркумференциями» был воплощен Ч.Камероном в Павловске, Дж. Кварнеги – в Ляличах. Архитекторы Дж. Кварнеги и Ч.Камерон возвели новый тип – камерные дворцы, которых не было до этого.

Дж. Кварнеги был творцом Академии наук в Петербурге, Смольного института благородных девиц, колоннады Александровского дворца в Царском Селе. Самыми знаменитыми творениями Камерона были «Агатовые комнаты», «Холодные бани» и «Камеронова галерея» в Царском селе. Настоящим шедевром можно назвать дворцово-парковый комплекс в Павловске. Планировал его как загородную усадьбу Камерон, императорский дворец и весь парковый комплекс воплотил Винченцо Бренна.

 

Павловский дворец. Арх. Ч. Камерон

Расцвет классицизма совпал с развитием и застройкой больших городов. В то время формировалась теперь уже историческая часть Петербурга, Москвы, Костромы, Полтавы, Киева, Твери и других городов. Одновременно было организовано строительство более чем в 400 городах Российской империи.

Строились административные здания, культурные и учебные учреждения, больницы и казармы. Городской план упорядочивался, новые улицы планировались прямыми. На центральных улицах возводились только образцовые дома, вплотную прилегавшие друг к другу. Фасады домов отличались простотой, украшались только оконные проемы. Сами здания были чаще одно-, двухэтажными почти по всей стране, а в столице и Петербурге достигали и трех-четырех этажей.

Везде господствовал классицизм, но сочетался он как с другими стилями, так и с местными архитектурными традициями.

 

Во второй половине XVII века классицизм теряет под собой почву. Он уже не мог найти опоры в исторической действительности Франции: из нее ушли те передовые общественные идеалы, которые питали французскую художественную культуру в период национального подъема. Академия художеств, находившаяся в ведении королевского двора и являвшаяся проводником его художественной политики, сделала Пуссена своим знаменем, но дух и смысл его искусства были утрачены. Принципы классицизма, служившие выражению значительной идеи, Академия превратила в свод правил, регламентирующих творческий процесс. Классицизм переродился в академизм.

5.Русская усадьба эпохи классицизма как часть архитектурного ансамбля

Образ русской усадьбы, в котором усадебный дом с гордым колонным портиком отражается в зеркале вод пруда или тихой поэтичной речке, с белостенным храмом, являлся на протяжении как минимум полтораста лет образом самой России, олицетворением «Золотого века» нашей Родины. Приблизительно таким же стереотипным стал данный образ не только для художественной, но и для специальной литературы. Несмотря на то, что подавляющее большинство дворян-помещиков было довольно скромного достатка, и возводить дома-дворцы в своих усадьбах не имело возможности, именно, пусть камерный, но все же в полном смысле слова, дворец прочно связан с понятием «дом среднего дворянина». Таким образом, формировалась стереотипность мышления исследователей, при которой само понятие «усадебный дом» подразумевало строение дворцового типа. Можно предположить, что причиной тому стали первые научно-описательные работы, посвященные теме русской усадьбы, увидевшие свет в конце 19-го - начале 20-го веков. Тогда не принято было говорить о достатке владельца, для многих людей этого периода связь «внешний вид дома - достаток хозяина» была понятной и само собою разумеющейся. Как в упомянутый период, так и в настоящее время внимание привлекают памятники выдающиеся, великолепные дворцы с изысканными интерьерами, великокняжеские и царские резиденции.

Затем, уже в ранние годы советской власти, внимание исследований переключается на более скромные усадебные дома, тем не менее, имеющие ордерную композицию, тот или иной архитектурный декор. Как правило, интерьер подобных построек имел стилистически соответствующее оформление и был насыщен предметами декоративно - прикладного искусства (мебель, фарфор, малая пластика).

В начале 20-го века появляется термин «помещичье» или «усадебное» искусство. Таким образом, выделяется определенный, если не стиль, то, скорее, комплекс специфических особенностей предметов, создаваемых в русской усадьбе. Помещичье искусство - это всегда совмещение традиционного, европейского и русского народного творчества.

Другой гранью феномен русской усадьбы связан с традициями и приемами древнерусского зодчества, что отражалось и в архитектуре, и в особенности в интерьерах усадебных домов.

 

Когда произносят слова «русская усадьба», чаще всего имеют в виду великолепные загородные комплексы второй половины XVIII —первой трети XIX века — ансамбли эпохи русского классицизма. Действительно, именно тогда сформировался в нашей культуре целостный феномен усадьбы как синтетического произведения искусства, оставив потомкам бесценное художественное наследие. Отраженный свет этого периода пронизывает творчество большинства писателей «золотого века» отечественной литературы, ассоциированное с жизнью их родовых гнезд.

Однако появление феномена дворянской усадьбы в России было бы невозможно без долгой предшествую­щей истории, укорененности в русский быт. Вместе с тем ее развитие продолжалось и после завершения блестя­щей эпохи послевоенного ампира. Издревле усадьбой называли обособленное, «огражденное» городское или загородное владение, где сочетались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород, позволявшие такому образованию существовать в той или иной степени самостоятельно. Другими словами, усадьба на протяжении столетий, вбирая в себя особенности образа жизни русского человека, воплощала его мировоззрение. Она семантически организовывалась по образу и подобию города в целом, который, в свою очередь, имел прообразом «град небесный». Постройки подчинялись принципу иерархии — главные (домовый храм, дом владельца) выделялись размерами и богатством убранства, а территория, как и древнерусский город, отделялась от окружающих пространств бороздой, имеющей значение оберега — предохранения от нечистой силы, сглаза. Интересно, что этот обычай, потерявший свой изначальный смысл, дожил до конца XIX века. До сих пор вокруг многих старинных парков, переживших, как правило, все строения, за остатками прудов можно увидеть следы плужной борозды, некогда обводившей контур усадьбы.

Одной из важных особенностей усадьбы были непосредственные отношения автономного семейного клана с циклами хозяйственного календаря, с землей, с жизнью рек, лесов, полей. Эти черты, структурно оформившиеся уже в XVI—XVII вв., оказали несомнен­ное и глубокое влияние на последующее развитие дворянских имений в новое время, обусловили их национальную первооснову, которая, несмотря на легко­выявляемые последующие западноевропейские заим­ствования, сильно и ярко проявлялась на протяжении всего времени существования усадебных ансамблей.

Центром любой усадьбы был барский дом в один или два этажа. Он строился, как правило, из дерева, но отделывался под камень. Дом был заметен задолго до подъезда к имению. От дороги к нему вела длинная тенистая аллея, засаженная высокими деревьями; чаще всего это были липы. Въезд на территорию усадьбы отмечался либо аркой с воротами, либо экзотическими башнями, либо декоративными пилонами со скульптурой. Это был своеобразный пограничный знак. Перед домом устраивался окруженный оградой или колонной парадный двор, куда в дни празднеств съезжалось множество карет с гостями.
Помещичий дом, особенно дом состоятельного владельца, имел облик дворца. Снаружи он украшался колоннами, пилястрами, скульптурой, декоративной лепниной, во фронтон часто вписывался герб или вензель владельца усадьбы.
Часто к дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и жилые помещения для прислуги. Кроме того, на территории усадьбы (как правило в отдалении от барского жилья) находились многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни.
Во многих усадьбах была своя церковь.
Барский дом, выделявшийся среди других построек размерами и нарядностью, отличался и роскошными интерьерами. Если в доме было два этажа, то нижний отводился под хозяйственные нужды, а верхний занимали парадные и жилые покои. Центральное место принадлежало парадному залу для званых обедов, балов, торжественных церемоний. Полы комнат часто украшались наборным паркетом, изготовленным по оригинальным рисункам художников и архитекторов.
Стены комнат обивались тканями (шелковый штоф, сатин), вставленными в деревянные рамы. Комнаты часто получали свое название от цвета обивочной ткани – Малиновая, Голубая и т.д.
В целом мебель была разнообразной: столы письменные, туалетные, для игры в карты и бильярдные; в залах, покоях, кабинетах располагаются шкафы, бюро, секретеры и многое другое. Мебель делалась из ценных пород дерева. Обивка мягкой мебели подбиралась под цвет и рисунок стен и часто изготавливалась из той же ткани.

6.Стиль империя в резеденциях Напалеона

 

Стиль ампир в интерьере можно назвать завершающей кульминацией классической строгости, стиль эпохи Наполеона Бонапарта, желающий показать своё величие и зрелищность на фоне классических форм. Для дизайна в стиле ампир свойственны яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Частое сочетание белого с золотым и пурпурным показывает богатство и процветание. В орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. В интерьере стиля ампир царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей.

Как замок Фонтенбло впервые упоминается в королевской хартии в 1137 г. С тех пор он становился излюбленным местом многих монархов. Вот и Наполеон Бонапарт, сначала Первый консул, а затем и император Франции, предпочитал Версальскому дворцу Фонтенбло.
Войдя в ворота, Вы первым делом попадаете на территорию Парадного или его еще называют Прощального двора (последнее название связано с тем, что именно здесь Наполеон в 1814 г. подписал отречение от престола и попрощался с гвардией). И первое на что обращаешь внимание – это парадный вход — сразу же вспоминаются фильмы, снятые о Наполеоне ("Наполеон и Жозефина", например). Однако мы входим в замок не в парадную дверь, а ту, что находится справа. Здесь покупается билет и аудио-гид, с которым Вы сможете обойти все доступные для посещения залы и прослушать всю необходимую информацию на русском языке. Основной маршрут можно пройти за 1ч. 30 мин. Вы пройдете Бальный зал, Галерею Франциска Первого, Тронный зал, Опочивальни императрицы и Наполеона и многие другие помещения. Не забудьте сдать аудио-гид и обязательно прогуляйтесь по садам и парку замка, дойдите до Пруда карпов, найдите все фонтаны.

ворец Фонтенбло занимает одно из первых мест в истории Франции и всей Европы: с XII по XIX века в общей сложности здесь побывало 34 французских правителя - от Людовика VI Толстого до Наполеона III. С каждым веком короли расширяли свои покои, пристраивая к существующим зданиям новые галереи, апартаменты, залы. Так дворец превратился в огромную, наполненную бесценными сокровищами шкатулку.

Фонтенбло служил французским правителям на протяжении семи веков, и только с крахом Империи в 1870 году навсегда перестал выполнять свои исторические функции и был превращен в музей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)