|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кирпичный стильКирпичный стиль В рациональной архитектуре России последней трети XIX в. получает распространение так называемый кирпичный стиль. Простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении здания поверхность кладки стали оставлять обнажённой, либо облицовывали её высококачественным кирпичом или керамическими плитками. Использование полихромного кирпича, изразцов, терракотовых вставок, природного камня обогащало художественные возможности зодчества. Рациональность форм, их связь со свойствами материалов определяли характер построек кирпичного стиля. Массовое и дешёвое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использованием рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом. Отдельные образцы построек этого направления в Петербурге появились ещё в середине XIX в., например, здание съезжего дома Коломенской части (арх. Р. А. Желязевич, 1840-е гг.), ставшее архитектурной доминантой Калинкинской площади (пл. Репина, 1), но наиболее полное своё развитие как стиль оно получило в творчестве архитекторов И. С. Китнера и В. А. Шретера. Последний чаще других обращался к этим приёмам, т.к. был убеждён, что кирпичная облицовка в петербургском климате обладает большей прочностью, и на возведение строения требуется меньший срок. Разные вариации приёмов кирпичного стиля удалось создать В.А. Шретеру при возведении комплекса жилого дома и фабрики шёлковых изделий (наб. Фонтанки 183, 1872), дома в Зоологическом пер., 3 (1881), собственного дома на Мойке, 112 (1897) и мн. др. Благодаря творческим усилиям и влиянию В.А. Шретера кирпичная архитектура вышла за рамки стиля утилитарных сооружений. По богатству форм и цвета она не уступала архитектуре оштукатуренных зданий. Многие постройки зодчего явились в Петербурге лучшими образцами этого направления. На переходном этапе к модерну они воспринимаются как яркое проявление эволюции зодчества. Кирпичный стиль — это рационалистическое направление, его принято считать одним из течений эклектики. Поскольку представители данного стиля отказывались от штукатурки, сама кирпичная кладка выполняла декоративное значение — выкладывалась из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень. Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы» в условия российского климата, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства. Особое распространение кирпичный стиль получил в промышленной архитектуре, зарождение которой в Российской империи некоторые авторы (Алферов) связывают с первой половиной 19-го века, с эпохой классицизма. Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был только одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины 19-го века, он стал господствующим. Более того, в этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале ХХ в., органически вписываясь в модерн и ретроспективизм. В связи с тем, что использование пластических свойств кирпичной кладки очень доступно и не дорого, кирпичный стиль 19-го века был «подхвачен» народной архитектурой 20-го века. Строительство жилых домов в малых городах и на селе вплоть до 1960-х годов часто сопровождалось оформлением экстерьера с помощью «узоров», выполненых кирпичной кладкой. Не отошел в прошлое кирпичный стиль и в наши дни. В сельском жилищном строительстве он продолжает эффективно использоваться, как в аспекте традиций, так и при поисках новых форм и способов архитектурной выразительности. 23.Романтичекие утопии Рескина I (John Ruskin) — знаменитый английский историк искусства, моралист и общественный деятель; род. в 1819 г.; в молодости много путешествовал и долго жил в Швейцарии и Италии. Дебютировал книгой в защиту непризнанного пейзажиста Тернера, составившей первый том большого труда: "Modern Painters" (1843). Остальные 4 тома (весь труд закончен в 1860 г.), чисто теоретического характера, заключают в себе оригинальное эстетическое учение, приводящее в систему художественные принципы целой школы живописцев-прерафаэлитов (см.). Теоретиком прерафаэлитизма Р. выступил также в трех письмах в "Times" ("Three letters on Praer.", 1851), в "Three colours of Praer." ("XIX Century", 1857) и др. статьях. Р. более всех способствовал развитию прерафаэлитизма в английском искусстве и жизни. Большое значение имели также труды Р. по истории итальянской живописи и архитектуры: "Seven lamps of architecture" (1849), "Stones of Venice" (1851—53), "Giotto a. his works" (1854), "Lectures on art", "Art of England", "Ariadne Florentina", "Mornings in Florence", "Deucalion", "St. Mark's Rest" и многие др. И практически Р. содействовал развитию в Англии интереса к искусству, проповедуя важное значение красоты в жизни. Больше половины своей жизни Р. провел в Оксфорде, где занимал кафедру истории искусства и основал на собственные средства рисовальную школу с драгоценнейшими коллекциями древних и новых рисунков. Стремясь к облагораживанию элементом красоты всего ремесленного производства страны, Р. способствовал возрождению кустарных промыслов, например ручной пряжи (им введено в употребление дорого оплачиваемое полотно ручной работы — Ruskin's linen), содействовал основанию Working Men College и сам заведовал художественным образованием рабочих, приучая их к сознательному труду, в противоположность механическому, фабричному. Популярными чтениями об искусстве Р. внушил стремление к красоте в домашнем обиходе, поднял эстетический вкус среднего класса и вызвал к жизни художественно-практические начинания Мориса (см.) и др. Деятельность Р., как практического эстетика, связана с его проповедью экономических и общественных преобразований. Из многочисленных теоретических трудов Р. по этим вопросам самые замечательные: "Fors Clavigera", "Munera Pulveris", "Ethics of the Dust", "Aratra Penthelici", "The Pleasures of England". Он нападает на алчность и меркантильность английского общества и проповедует свободный, облагороженный труд, в котором участвуют все духовные силы человека, а не только его руки. Во всяком проявлении личной и общественной жизни Р. требует служения Богу и сохранения человеческого достоинства. Экономические идеалы он неразрывно связывает с этическими. Этот взгляд Рескина на экономическую и общественную жизнь, также как и на искусство, вытекает из религиозно-этического миросозерцания Р. Он считает, что назначение человека на земле — быть свидетелем величия Бога и способствовать проявлению этого величия разумным повиновением, ведущим к счастью и благоденствию. В искусстве он видит откровение и, согласно с этим религиозным взглядом, трактует о том, какие ощущения и чувства в человеке святы и должны быть предметом исключительного культа художника. Слово "эстетика", основанное на ощущениях, как на источнике понимания красоты, Р. заменяет словом "теория", доказывая, что понимание красоты исходит не из чувственных или интеллектуальных, а из нравственных ощущений. Он делит ощущения на более или менее достойные, смотря по тому, прошли ли они через критику разума, или нет. В последнем случае они ближе к животному, инстинктивному удовольствию и не подходят под понятие об эстетике. Если удовольствие санкционировано разумом не как нечто удобное в жизни, а как высшее, стоящее вне жизни, вызывающее восторг без отношения к человеку, то такое высокое чувство Р. называет "теоретическим", разумным пониманием прекрасного, как дара Божия, возвышающего человека над утилитарным взглядом на жизнь. Полезность Р. исключает из искусства. Чувство прекрасного, т. е. вкус, Р. называет "нормальным" влечением к тому, что наиболее отражает Бога. Достигается это нормальное влечение при помощи идеи о Боге, более или менее выраженной в проявлениях прекрасного. Развитие чувства прекрасного, по Р., состоит в подавлении инстинкта и признании, путем разума, лишь той красоты, которая отражает Бога. На природу Р. тоже смотрит как на отражение Божества. Он восстает, поэтому, против выбора подробностей в изображении природы художником. Он требует благоговейного изучения природы и самого точного воспроизведения всего видимого. Он дает точнейшие описания красоты гор, облаков, растительности, и требует от художника строжайшего следования природе в малейших подробностях ландшафтной живописи. Его строгий реализм в искусстве вытекает из религиозно-мистического отношения к природе. Призыв к изучению природы — самая плодотворная сторона эстетического учения Р. Его призывы к красивой жизни имели глубокое влияние, благодаря художественному дарованию Р., признанного одним из величайших стилистов XIX в. Как писатель и мыслитель, Р. — продолжатель своего учителя, Карлейля; но он более ясен и практичен и поэтому имел большее влияние на своих соотечественников. Популярность Р. весьма велика; хотя в последние годы он почти замолк и живет в уединении, его 80-летний юбилей (1899 г.) празднуется всей Англией как национальное торжество. ПрактиУильям Моррис (1834-1896 г.г.) считал, что искусство неотделимо от труда, что эстетическое чувство проявляется в любом творении человеческих рук, будь то глиняный горшок или прекрасный собор. Моррис утверждал, что подлинное искусство присутствует как при создании музыки или при написании картины, так и при выборе цвета и формы различных предметов домашнего обихода – оно проявляется во всех аспектах окружающей нас среды. Машинный век Моррис считал врагом ручного труда. Он пытался уберечь ремесленное искусство от гибели, так как дешевые фабричные товары затопили рынок Моррис в 1861 году основал фабрику «Уильям Моррис и Компания», где изготовлялись предметы прикладного искусства, располагалась она в «Красном доме», который был выстроен для него архитектором Филиппом Уэббом. В ней так же работали художники Ф.-М. Браун и Берн-Джонс. Изначально мастерская, производила предметы обстановки для «Красного дома», в дальнейшем начала принимать и другие заказы, а в 80-е годы уже процветала. Его фабрика оказалась крошечным островком в мире машинной индустрии и в результате производила не вещи повседневного быта, как задумывал Моррис, а уникальные предметы роскоши. Он возродил старинный ткацкий станок, окрашивал ткани натуральными красками, всячески поощрял проявление творческого воображения у рабочих. Разработанные им принципы формообразования предметов быта оказались действенными и в сфере машинного производства, несмотря на то, что он относился отрицательно к развитию технической цивилизации. Основные положения Морриса: - взаимосвязи прекрасного и полезного; - неограниченное проникновение эстетического во все области повседневного быта; - органическое слияние повседневного быта с трудом; - соответствие украшений и отделки сущности и назначению предмета и выявление этой сущности в форме предмета; - зависимость выбираемого материала от будущей вещи и окружающей её среды. 24.Чиагская школа Чикагская школа – это объединение творчества архитекторов, которое сложилось в США в Чикаго в 1880-е годы. Деятельность этих архитекторов отличалось новаторством, стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений. Ситуация, которая сложилась в результате пожара 1871 г., который уничтожил значительную часть старого Чикаго, положило начало деятельности архитекторов чикагской школы. Город стал отстраиваться с невероятной быстротой, также этому способствовало его географическое положение, наличие большого озера, водных путей сообщения и сложившегося железнодорожного узла. В связи со спекуляцией земельными участками, цены на землю росли каждый день, возникла необходимость интенсивной застройки, которая породила новый тип здания – небоскреб. Архитектор Генри Ричардсон (1838-1886) Основоположником чикагской школы считается архитектор Генри Ричардсон (1838-1886), он возводил производственные и конторские здания в стиле «неоренессанса». Инженер Уильям «Ле Барон» Дженни (1832—1907) Первый небоскреб в 1883 г. построил в Чикаго инженер Уильям «Ле Барон» Дженни (1832—1907). Это было здание Страхового общества, Уильям успешно применил каркасную стальную конструкцию, которую облицевал красным кирпичом. Здание не сохранилось, его снесли в 1929 г. После Уильяма Дженни каркасные дома стали строить другие архитекторы, хотя они еще долго следовали стилю, созданного Ричардсоном. Таким образом, заложив основы «интернационального стиля». Архитектор Луис Салливен (1856-1924) Наиболее выдающимся представителем чикагской школы является архитектор Луис Салливен (1856-1924). Салливен основатель американского функционализма, он провозгласил «форма в архитектуре должна соответствовать функции». Салливен использовал «чикагскую ситуацию» для реализации своих рационалистических идей. Наиболее заметным небоскребом, спроектированным Л. Салливеном, стало 10-ти этажное офисное здание Уэйнрайт билдинг в Сент-Луисе. Это здание имеет сплошной стальной каркас. Салливен поставил здание на двухэтажное основание, выше которого вертикальные элементы были подчеркнуты, в то время как горизонтальные сведены до минимума. Сверху эти вертикальные ритмы перекрыты глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом. Целый ряд многоэтажных зданий Чикаго создан под влиянием идей Салливена. Так, например, его принципами руководствовались архитекторы Бернэм и Рут. Это можно наблюдать в проекте здания Рилайенс Билдинг, построенного в 1890 году, его внешний облик определен металлическим каркасом здания и выявлением различных функций его основных частей. По таким же принципам построено еще одно здание по проекту Бернэма и Рута Монаднок-Билдинг в 1891 году. Еще один яркий представитель чикагской школы – это выдающийся американский архитектор Ф. Л. Райт, ученик Луиса Салливена. На творчество которого, идеи чикагской школы оказали влияние сильнее всего. Международная Колумбийская выставка 1893 года в Чикаго Однако широкое развитие новых композиционных приемов, пропагандируемых чикагской школой, вошло в противоречие с привычными взглядами на архитектуру со стороны заказчиков и влиятельных деятелей муниципалитета. Интенсивное развитие нового архитектурного направления было прервано Международной Колумбийской выставкой 1893 года в Чикаго. Проектирование этой выставки было передано архитекторам, сторонникам «классической» архитектуры. В итоге парадный выставочный ансамбль здания был спроектирован по всем академическим канонам, с пропилеями, портиками, аркадами. Скромный павильон транспорта, построенный по проекту Салливена, затерялся в массе эффектных «ренессансных» и «античных» сооружений выставки, которая была названа Белым городом. В итоге, именно строительство этой выставки можно считать началом конца развития чикагской школы. В дальнейшем появлялись лишь единичные сооружения, например, универмаг Карсона, Пири и Скотта, построенного по проекту Салливена в 1899- 1904 годах. Но в итоге чикагская школа потерпела поражение, архитектуру снова захлестнула волна эклектики. Позднее Л. Мис ван дер Роэ стал возводить небоскребы из стали и стекла. Он эмигрировал в США, так же как и М. Брейер, В. Гропиус и Л. Мохой-Надь, после прихода к власти нацистов в Германии в 1933 г. Эти архитекторы дали новый толчок развитию функционализма в Америке. 25.Стиль модерн Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |