|
||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Площадь:154,38 периметр: 44,05
Класс Runner содержит метод printFeatures(Shape f), который вызывает методы объекта, передаваемого ему в качестве параметра. Вначале ему передается объект, соответствующий прямоугольнику, затем кругу (объекты с В следующем примере в классе ShapeCreator используются классы и интерфейсы, определенные выше, и объявляется ссылка на интерфейсный тип. Такая ссылка может указывать на экземпляр любого класса, который реализует объявленный интерфейс. При вызове метода через такую ссылку будет вызываться его реализованная версия, основанная на текущем экземпляре класса. Выполняемый метод разыскивается динамически во время выполнения, что позволяет создавать классы позже кода, который вызывает их методы. /* пример # 6: динамический связывание методов: ShapeCreator.java */ package chapt06;
public class ShapeCreator { public static void main(String[] args) { Shape sh; /* ссылка на интерфейсный тип */ Rectangle re = new Rectangle(5, 9.95); sh = re; sh.getPerimeter(); //вызов метода класса Rectangle Circle cr = new Circle(7.01); sh = cr; // присваивается ссылка на другой объект sh.getPerimeter(); //вызов метода класса Circle
// cr=re; // ошибка! разные ветви наследования } } Невозможно приравнивать ссылки на классы, находящиеся в разных ветвях наследования, так как не существует никакого способа привести один такой тип к другому. По этой же причине ошибку вызовет попытка объявления объекта в виде: Circle c = new Rectangle(1, 5); Пакеты Любой класс Java относится к определенному пакету, который может быть неименованным (unnamed или default package), если оператор package отсутствует. Оператор package имя, помещаемый в начале исходного программного файла, определяет именованный пакет, т.е. область в пространстве имен классов, где определяются имена классов, содержащихся в этом файле. Действие оператора package указывает на месторасположение файла относительно корневого каталога проекта. Например: package chapt06; При этом программный файл будет помещен в подкаталог с названием chapt06. Имя пакета при обращении к классу из другого пакета присоединяется к имени класса: chapt06.Student. Внутри указанной области можно выделить подобласти: package chapt06.bsu; Общая форма файла, содержащего исходный код Java, может быть следующая: одиночный оператор package (необязателен); любое количество операторов import (необязательны); одиночный открытый (public) класс (необязателен) любое количество классов пакета (необязательны) В реальных проектах пакеты часто именуются следующим образом: · обратный интернет-адрес производителя программного обеспечения, · далее следует имя проекта, например: eun; · затем располагаются пакеты, определяющие собственно приложение. При использовании классов перед именем класса через точку надо добавлять полное имя пакета, к которому относится данный класс. На рисунке приведен далеко не полный список пакетов реального приложения. Из названий пакетов можно определить, какие примерно классы в нем расположены, не заглядывая внутрь. При создании пакета всегда следует руководствоваться простым правилом: называть его именем простым, но отражающим смысл, логику поведения и функциональность объединенных в нем классов.
Рис. 6.1. Организация пакетов приложения Каждый класс добавляется в указанный пакет при компиляции. Например: // пример # 7: простейший класс в пакете: CommonObject.java package by.bsu.eun.objects;
public class CommonObject implements Cloneable { public CommonObject() { super (); } public Object clone() throws CloneNotSupportedException { return super. clone(); } } Класс начинается с указания того, что он принадлежит пакету by.bsu.eun.objects. Другими словами, это означает, что файл CommonObject.java находится в каталоге objects, который, в свою очередь, находится в каталоге bsu, и так далее. Нельзя переименовывать пакет, не переименовав каталог, в котором хранятся его классы. Чтобы получить доступ к классу из другого пакета, перед именем такого класса указывается имя пакета: by.bsu.eun.objects.CommonObject. Чтобы избежать таких длинных имен, используется ключевое слово import. Например: import by.bsu.eun.objects.CommonObject; или import by.bsu.eun.objects.*; Во втором варианте импортируется весь пакет, что означает возможность доступа к любому классу пакета, но только не к подпакету и его классам. В практическом программировании следует использовать индивидуальный import класса, чтобы при анализе кода была возможность быстро определить месторасположение используемого класса. Доступ к классу из другого пакета можно осуществить следующим образом: // пример # 8: доступ к пакету: UserStatistic.java package by.bsu.eun.usermng;
public class UserStatistic extends by.bsu.eun.objects.CommonObject { private long id; private int mark;
public UserStatistic() { super (); } public long getId() { return id; } public void setId(long id) { this. id = id; } public int getMark() { return mark; } public void setMark(int mark) { this. mark = mark; } } При импорте класса из другого пакета рекомендуется всегда указывать полный путь с указанием имени импортируемого класса. Это позволяет в большом проекте легко найти определение класса, если возникает необходимость посмотреть исходный код класса. // пример # 9: доступ к пакету: CreatorStatistic.java package by.bsu.eun.actions; import by.bsu.eun.objects.CommonObject; import by.bsu.eun.usermng.UserStatistic;
public class CreatorStatistic { public static UserStatistic createUserStatistic(long id) { UserStatistic temp = new UserStatistic(); temp.setId(id); // чтение информации из базы данных по id пользователя int mark = полученное значение; temp.setMark(mark); return temp; } public static void main(String[] args) { UserStatistic us = createUserStatistic (71); System.out.println(us.getMark()); } } Если пакет не существует, то его необходимо создать до первой компиляции, если пакет не указан, класс добавляется в пакет без имени (unnamed). При этом unnamed-каталог не создается. Однако в реальных проектах классы вне пакетов не создаются, и не существует причин отступать от этого правила. Статический импорт Константы и статические методы класса можно использовать без указания принадлежности к классу, если применить статический импорт, как это показано в следующем примере. // пример # 10: статический импорт: ImportDemo.java package chapt06; import static java.lang.Math.*;
public class ImportDemo { public static void main(String[] args) { double radius = 3; System. out. println(2 * PI * radius); System. out. println(floor (cos (PI /3))); } } Если необходимо получить доступ только к одной константе класса или интерфейса, например Math.E, то статический импорт производится в следующем виде: import static java.lang.Math.E; import static java.lang.Math.cos; //для одного метода Внутренние классы Классы могут взаимодействовать друг с другом не только посредством наследования и использования ссылок, но и посредством организации логической структуры с определением одного класса в теле другого. В Java можно определить (вложить) один класс внутри определения другого класса, что позволяет группировать классы, логически связанные друг с другом, и динамично управлять доступом к ним. С одной стороны, обоснованное использование в коде внутренних классов делает его более эффектным и понятным. С другой стороны, применение внутренних классов есть один из способов сокрытия кода, так как внутренний класс может быть абсолютно недоступен и не виден вне класса-владельца. Внутренние классы также используются в качестве блоков прослушивания событий (глава «События»). Одной из важнейших причин использования внутренних классов является возможность независимого наследования внутренними классами. Фактически при этом реализуется множественное наследование со своими преимуществами и проблемами. В качестве примеров можно рассмотреть взаимосвязи классов «Корабль», «Двигатель» и «Шлюпка». Объект класса «Двигатель» расположен внутри (невидим извне) объекта «Корабль» и его деятельность приводит «Корабль» в движение. Оба этих объекта неразрывно связаны, то есть запустить «Двигатель» можно только посредством использования объекта «Корабль», например, из машинного отделения. Таким образом, перед инициализацией объекта внутреннего класса «Двигатель» должен быть создан объект внешнего класса «Корабль». Класс «Шлюпка» также является логической частью класса «Корабль», однако ситуация с его объектами проще по причине того, что данные объекты могут быть использованы независимо от наличия объекта «Корабль». Объект класса «Шлюпка» только использует имя (на борту) своего внешнего класса. Такой внутренний класс следует определять как static. Если объект «Шлюпка» используется без привязки к какому-либо судну, то класс следует определять как обычный независимый класс. Вложенные классы могут быть статическими, объявляемыми с модификатором static, и нестатическими. Статические классы могут обращаться к членам включающего класса не напрямую, а только через его объект. Нестатические внутренние классы имеют доступ ко всем переменным и методам своего внешнего класса-владельца. Внутренние (inner) классы Нестатические вложенные классы принято называть внутренними (inner) классами. Доступ к элементам внутреннего класса возможен из внешнего класса только через объект внутреннего класса, который должен быть создан в коде метода внешнего класса. Объект внутреннего класса всегда ассоциируется (скрыто хранит ссылку) с создавшим его объектом внешнего класса – так называемым внешним (enclosing) объектом. Внешний и внутренний классы могут выглядеть, например, так: public class Ship { // поля и конструкторы // abstract, final, private, protected - допустимы publicclass Engine { // определение внутреннего класса // поля и методы public void launch() { System. out. println("Запуск двигателя"); } } // конец объявления внутреннего класса public void init() { // метод внешнего класса // объявление объекта внутреннего класса Engine eng = new Engine(); eng.launch(); } } При таком объявлении объекта внутреннего класса Engine в методе внешнего класса Ship нет реального отличия от использования какого-либо другого внешнего класса, кроме объявления внутри класса Ship. Использование объекта внутреннего класса вне своего внешнего класса возможно только при наличии доступа (видимости) и при объявлении ссылки в виде: Ship.Engine obj = new Ship().new Engine(); Основное отличие от внешнего класса состоит в больших возможностях ограничения видимости внутреннего класса по сравнению с обычным внешним классом. Внутренний класс может быть объявлен как private, что обеспечивает его полную невидимость вне класса-владельца и надежное сокрытие реализации. В этом случае ссылку obj, приведенную выше, объявить было бы нельзя. Создать объект такого класса можно только в методах и логических блоках внешнего класса. Использование protected позволяет получить доступ к внутреннему классу для класса в другом пакете, являющегося суперклассом внешнего класса. После компиляции объектный модуль, соответствующий внутреннему классу, получит имя Ship$Engine.class. Методы внутреннего класса имеют прямой доступ ко всем полям и методам внешнего класса, в то же время внешний класс может получить доступ к содержимому внутреннего класса только после создания объекта внутреннего класса. Внутренние классы не могут содержать статические атрибуты и методы, кроме констант (final static). Внутренние классы имеют право наследовать другие классы, реализовывать интерфейсы и выступать в роли объектов наследования. Допустимо наследование следующего вида: public class WarShip extends Ship { protected class SpecialEngine extends Engine {} } Если внутренний класс наследуется обычным образом другим классом (после extends указывается ИмяВнешнегоКласса.ИмяВнутреннегоКласса), то он теряет доступ к полям своего внешнего класса, в котором он был объявлен. public class Motor extends Ship.Engine { public Motor(Ship obj) { obj. super (); } } В данном случае конструктор класса Motor должен быть объявлен с параметром типа Ship, что позволит получить доступ к ссылке на внутренний класс Engine, наследуемый классом Motor. Внутренние классы позволяют окончательно решить проблему множественного наследования, когда требуется наследовать свойства нескольких классов. При объявлении внутреннего класса могут использоваться модификаторы final, abstract, private, protected, public. Простой пример практического применения взаимодействия класса-владельца и внутреннего нестатического класса проиллюстрирован на следующем примере. /* пример # 11: взаимодействие внешнего и внутреннего классов: Student.java: AnySession.java */ package chapt06; public class Student { private int id; private ExamResult[] exams;
public Student(int id) { this. id = id; }
private class ExamResult { // внутренний класс private String name; private int mark; private boolean passed;
public ExamResult(String name) { this. name = name; passed = false; } public void passExam() { passed = true; } public void setMark(int mark) { this. mark = mark; } public int getMark() { return mark; } public int getPassedMark() { final int PASSED_MARK = 4; // «волшебное» число return PASSED_MARK; } public String getName() { return name; } public boolean isPassed() { return passed; } } // окончание внутреннего класса public void setExams(String[] name, int [] marks) { if (name.length!= marks.length) throw new IllegalArgumentException(); exams = new ExamResult[name.length]; for (int i = 0; i < name.length; i++) { exams[i] = new ExamResult(name[i]); exams[i].setMark(marks[i]); if (exams[i].getMark() >= exams[i].getPassedMark()) exams[i].passExam(); } public String toString() { String res = "Студент: " + id + "\n"; for (int i = 0; i < exams.length; i++) if (exams[i].isPassed()) res += exams[i].getName() + " сдал \n"; Else res += exams[i].getName() + " не сдал \n";
return res; } } package chapt06;
public class AnySession { public static void main(String[] args) { Student stud = new Student(822201); String ex[] = {"Meханика","Программирование"}; int marks[] = { 2, 9 }; stud.setExams(ex, marks); System. out. println(stud); } } В результате будет выведено: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.) |