|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с рисункомПрименение рисунка в гештальт-терапии – одно из современных приобретений. Наиболее широко рисунок и другие арт-средства применяются в работе с детьми, о чем пишет В. Окландер (6), однако они используются и в терапии взрослых. В нашей стране разработкой этого вопроса активно занимается Д.Н. Хломов. Одной из функций рисунка, позволяющей применять его в психотерапии, является выражение эмоциональных переживаний. Рисование дает возможность выразить на бумаге то, что не получается перевести в слова, и сделать это безопасным способом. Например, выразить агрессию, можно нарисовав страшный или агрессивный рисунок. Это хорошо заметно в детском рисовании, когда дети изображают чудовищ, убийства и т.п. Эту функцию - снятие напряжения от накопившихся эмоций, называют катарсической (очищающей). Однако суть гештальтистской работы не в выражении а, в осознавании. В этом смысле, рисунок – поле переноса реальных частей личности на бумагу. Они проявляются в элементах рисунка так же, как в персонажах сновидения или любого другого образа. В процессе терапии клиенту предлагается нарисовать что-либо связанное с заявляемой проблемой (страх, злость, любовь, свой мир, важных для него людей и т.п.). Далее взаимодействие может строиться по двум направлениям: работа в поле рисунка или моделирование нарисованного материала в реальности и разыгрывание его «здесь и теперь». В первом случае терапевт выясняет чувства и мысли клиента по отношению к тому, что нарисовано (Что тебе не нравится здесь? или Что из нарисованного наиболее важно для тебя?[4]) и предлагает изменить это так, как хотелось бы. На рисунке могут появляться новые фигуры, убираться и перерисовываться старые и т.п. Второе направление предполагает идентификацию клиента с наиболее значимой частью рисунка (Попробуй стать этим цветком. Расскажи о нем от первого лица. Начни с: «Я цветок, росту возле дома» и т.д.). Далее возможно устроить диалог цветка с другим персонажем рисунка и выйти на то, с каким реальным человеком такие отношения и как их можно изменить. Совместный рисунок с партнером можно использовать для анализа взаимодействия. В этом случае двум людям предлагается рисовать одновременно на одном листе бумаги (при этом не разговаривать), а затем исследовать, как строилось их общение, какие чувства они испытывали в процессе рисования и т.д. Этими людьми могут быть супруги, родители и дети, учителя и ученики или просто два участника психотерапевтической группы. Интерпретации рисунка в гештальт-терапии не придается большого значения, однако, в некоторых случаях она может быть необходима. Д.Н. Хломов предлагает строить анализ рисунка по четырем направлениям. 1. Композиционный анализ. Объекты находящиеся рядом обычно связаны друг с другом, противопоставленные, находятся в противоречивых отношениях. Изображенное в левом верхнем углу относится к рациональным проявлениям, в правом нижнем – к подсознательным, в левом нижнем – к прошлому, в правом верхнем – к будущему. Учитываются также размеры фигур, наибольшая из них может играть ведущую роль в сюжете рисунка. 2. Цветовой анализ. Объективный анализ цветов: теплые, холодные и т.п. Сочетания цветов: красный, желтый, оранжевый в сочетании могут характеризовать эмоции связанные с матерью; синий, серый, голубой и зеленый – с отцом; желтый, зеленый, голубой – детские переживания; темно серый, коричневый, черный - эмоции связанные с прародителями. Можно использовать также интерпретацию цветов предложенную Люшером. 3. Объектный анализ. Выяснение, какие объекты распознаются клиентом, какие нет. Хорошо прорисованный объект, скорее всего реальный, уже где-то виденный. На что похож нарисованный объект. Объекты, относящиеся к женским (вместилища: дом, сосуд и т.п.) и мужским (продолговатые формы) символам. 4. Технический анализ. Он соотносится с формами сопротивления (рис. 2). Возвратный штрих, округлые формы, восьмерка говорит о ретрофлексии; прямой штрих – о проекции; яркий, хорошо прорисованный объект, замкнутая форма - об интроекции; неясные границы, взаимопроникающие линии - конфлюенция.
1. Ретрофлексия. 2. Проекция 3.Интроекция. Рис. 2. Технический анализ рисунка.
Предъявление интерпретаций рисунка в гештальт-терапии имеет цель помочь клиенту в осознавании своего опыта, поэтому оно должно носить вероятностный характер (Может быть этот объект для вас имеет большое значение? Вы так зарисовали его, что мне кажется, вы хотите его уничтожить.). Одна из задач терапевта следить, чтобы интерпретация не превратилась для клиента в интроекцию. Этого можно достичь, если заставлять его «пережевывать» информацию, т.е. выражать свои чувства и отношение к ней, и не допускать безапелляционные фразы типа: «Глядя на ваш рисунок можно сказать, что у вас негативные отношения с матерью, они вам и мешают». Такая фраза является проекцией терапевта, которая может оказаться правдой, но, скорее всего, либо не будет принята клиентом, либо превратится в очередной интроект. Важно, чтобы терапевт понимал, что это именно его мнение и оно может быть отвергнуто, или вообще не относиться к данному случаю. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |