АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Читайте также:
  1. I. Методические основы
  2. I. Методические основы оценки эффективности инвестиционных проектов
  3. I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 1 страница
  5. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 2 страница
  6. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 3 страница
  7. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 4 страница
  8. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 5 страница
  9. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 6 страница
  10. I. ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ СТАТИСТИКИ 7 страница
  11. I. Основы применения программы Excel
  12. I. Основы экономики и организации торговли

 

Появление гештальт-терапии произошло в эпоху изменения философии, парадигма детерминизма постепенно уступала место теории поля, экзистенциализму и феноменологии. Вместо того, чтобы заниматься поиском причин событий, психологи стали обращать внимание на уникальность событий и заниматься их описанием. Линейная схема объяснения, где причина А вызывает следствие В, которое, в свою очередь, является причиной С, благодаря кибернетике описавшей феномен обратной связи и теории поля сменилась схемой в которой изучаются связи явлений в настоящем и их взаимовлияние. Данное положение довольно ярко проявилось в гештальттерапии, которая изучала процесс контактирования клиента с психотерапевтом в настоящем, в отличии от психоанализа, на критике которого, поначалу она и появилась.

В начале Ф. Перлз стремился не столько к созданию новой теории личности, сколько к расширению и пересмотру психоанализа. При этом расхождения Перлза и Фрейда касались скорее психотерапевтических методов, чем основных теоретических представлений о бессознательной мотивации, динамике личности, паттернах человеческих отношений и т.д. (14).

Первоначально различие теорий касались теории инстинктов и либидо. В отличие от З. Фрейда выделявшего «основные инстинкты» человека (секс и агрессию), Ф. Перлз считал, что организм имеет мириады потребностей, которые ощущаются, когда каким-то образом нарушается психологическое и/или физиологическое равновесие. Все потребности, по его мнению, – это прямое выражение организмических инстинктов и среди них нет «основных», но ведущей становится та, удовлетворение которой наиболее актуально в данный момент.

Обращаясь к психоаналитическим методам интерпретации и свободным ассоциациям, Ф. Перлз критиковал их, называя «свободными диссоциациями», за то, что они позволяют пациенту избежать непосредственного переживания того, о чем он рассказывает и это делает их малоэффективными для самоисследования. Кроме того, расхождения с психоаналитической теорией отмечались во взглядах на «сопротивление», «перенос», позицию психотерапевта и др.

Большое влияние на развитие теории оказала гештальтпсихология появившаяся в Германии и Австрии в последнем десятилетии девятнадцатого века. Идеи гештальтпсихологии явились своеобразным перцептивным основанием, для построения терапевтического процесса.

В основу гештальт-терапии были положены следующие принципы.

Во-первых, холистический подход к рассмотрению человека. Организм рассматривается как целое, и при этом, в соотношении с окружающей его средой.. Этот принцип базируется на предпосылке, что люди не воспринимают других людей, вещи, пространства и/или события как независимые изолированные единицы, а организуют их в значимое целое - гештальт. В своей видеозаписи Ф. Перлз приводил пример с треугольником, состоящим из трех спичек, если рассматривать каждую спичку, разобрав фигуру, то она уже не будет треугольником.

Во-вторых, изучение психологических явлений в терминах фигуры-фона и базовых отношений. Под этим подразумевается особое внимание личности к наиболее яркой психологической потребности, образующей фигуру. Контекст, в котором возникает эта потребность, образует фон (основание) который ее поддерживает или не поддерживает. Отношение между фигурой и фоном образует гештальт (значимый паттерн или конфигурацию).

В-третьих, организму присуще стремление завершить перцептивно незавершенный опыт. Например, незавершенная круговая линия будет, все равно, восприниматься как круг, недоигранная музыка требовать завершения, прерванные отношения - разговора. Следовательно, индивид будет постоянно бороться за завершенность личностного опыта. Если ее нет, то возникает напряжение, ведущее к организмической рассеянности и к когнитивным/поведенческим попыткам «завершить» незаконченное дело.

По мнению Ф. Перлза гештальт-терапия является экзистенциальной психотерапией: она опирается на философию экзистенциализма и использует феноменолого-экзистенциалистские принципы.

В духе экзистенциальной философии Ф. Перлз соглашался с тем, что мир переживаний человека может быть понят только из его собственного непосредственного описания той уникальной ситуации, в которой он живет. Он утверждал, что разговор терапевта с клиентом – это экзистенциальная встреча, диалог двух человеческих существ, а не разновидность классического отношения врача и пациента и в ней терапевт не эксперт в области психической жизни, а клиент является активным участником терапевтического процесса. В рамках данного подхода, Ф.Перлз отвергал идею разделения ума и тела, как двух несовместимых аспектов существования и наряду с ней - разделение объекта и субъекта, и даже организма и среды, отказываясь рассматривать человека, как противостоящего отдельному от него самого миру. Вместе с П.Гудменом он называл такие разделения ложными дихотомиями (20).

Большое влияние на формирование теории гештальт-терапии оказали идеи В. Райха о связи тела и разума. В ее основе лежит предположение о том, что чувства являются непроизвольными физиологическими явлениями. У индивида нет выбора относительно их существования, но у него действительно есть выбор относительно их выражения. Например, в терминах В. Райха, индивид будет помещать эмоциональные ответы в телесную мускулатуру через процесс, называемый ретрофлексией, или «возвратом к себе». Нежелательные эмоции подавляются через привычные телесные механизмы, многие из которых могут состоять из избирательно напрягающихся определенных мускульных групп, создавая то, что В. Райх называл телесной броней (1). При расслаблении этих мускульных групп освобождается энергия, ослабляется напряжение и эмоции выражаются. Однако в отличие от Райха гештальт-терапия рассматривает «телесный панцирь» не как отдельное навязанное внешним миром чуждое человеку образование, а напряжение создаваемое самим субъектом, выполняющее определенные адаптационные функции.

Влияние на гештальт-терапию дзен-буддизма и других восточных религий отражается в применении концепции проживания и получения опыта «здесь и сейчас». Это не означает, что прошлый опыт не важен, он в большей степени должен рассматриваться как фактор, влияющий на происходящее в данный момент.

Из дзен-буддизма Ф. Перлз также заимствовал парадоксальный взгляд на изменение. Изменение – динамический процесс, и он происходит постоянно. Человек может успешно замедлять процесс изменения через «Я-вмешательство», однако изменение все равно происходит, когда индивид достигает точки застоя или «тупика». В этом случае обычный ответ – проскочить или противостоять настоящей ситуации – поддерживает тупик. Парадокс изменения состоит в том, что движение снова имеет место, когда человек обнаруживает себя здесь и теперь, когда он позволяет себе быть в данный момент, т.е. когда он принимает себя и свою ситуацию.(А. Бейсер "Парадоксальная теория изменений")

Особый след в теории гештальттерапии оставила так называемая «тория поля» постепенно приобретающая в то время силу в социальных науках, вслед за физикой. Она приходила на смену детерминизму и провозглашала идею о том, что поведение индивида определяется не одной (или цепью) причин в прошлом, а соотношением сил действующих на него (т.е. состоянием поля) в данный момент времени (К.Левин). В контексте психотерапии это означало, что сама ситуация с ее правилами и действия психотерапевта в определенной степени обуславливают то, что происходит с клиентом. Его поведение объясняется не только его индивидуальными (интропсихическими) характеристиками. При этом и прошлое, и представления о будущем являются силами того самого поля, в данный момент времени.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)