АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюционная социология Г. Спенсера 3 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Подводя итог рассмотрению социал-дарвинизма как направления со­циологической науки, следует отметить, что он оказал определенное вли­яние на ее развитие. Это было сделано за счет постановки и анализа таких проблем как социальный отбор, социальная эволюция, социокультурная адаптация, межгрунновыс отношения, конфликты в них, борьба социаль­ных групп за существование и др. В целом социал-дарвинизму оказался присущ натурализм при рассмотрении социальных явлений и процессов, который выразился в форме сведения общественных закономерностей к биологическим. Именно этим в первую очередь объясняется постепенное снижение его влияния на развитие социологической науки, особенно в XX в., когда оно (влияние) практически перестало восприниматься как сколько-нибудь существенное.

§ 4. Расово-антропологическое направление в социологии

Расово-антропологическое направление, бывшее популярным в социоло­гии во второй половине XIX — начале XX в., является разновидностью натурализма. Наиболее известные представители этого направления — Ж. Гобино, III. Летурно, Ж. Ляпуж (Франция), X. Чемберлен (Англия), О. Аммон (Германия). Суть этого направления — в определении влияния биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на жизнь общества.

Основными положениями расово-антропологического направления являются следующие: а) социальное поведение людей целиком обуслов­ливается их биологической наследственностью; б) социальная жизнь вы­ступает следствием и результатом расовых и антропологических факто­ров; в) расы не равны между собой, что определяет не только социальное, но и культурное неравенство между группами людей; г) смешения рас вредны для обществ в целом и для отдельных людей в особенности.

В своей четырехтомной работе «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855) Гобино (1816—1882) стремился объяснить ход общественно-исторических изменений на основе действия расово-биологического фак­тора как главного и определяющего этот процесс. Лишь господство белой расы, и при этом достижение «чистоты» такого доминирования за счет за­претов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества, счи-

3 - 2740



Часть I. Классический этап


тал французский социальный философ и социолог. Белая раса является уникальной в силу того, что гармонически соединяет в себе данные от при­роды ее представителям ум, силу и красоту.

Правда, следует отметить, что белая раса, по мнению Гобино, неодно­родна, поскольку включает в себя три вариации людей, которые ведут се­бя по-разному по отношению к желтой и черной расам. Это «семиты», «хамиты» и «яфетиды». Лишь последние оказались, с точки зрения исто­рического процесса, наиболее «стойкими» и не смешивались с желтой и черной расами. «Семиты» и «хамиты» не сумели сохранить свою расовую чистоту. Отсюда Гобино сделал вывод, что человечество все свои надеж­ды должно связывать только с «семейством арийцев», происходящим от «яфетидов». Именно ему присущи высокая активность, созидательная энергия, подлинное бесстрашие и творческий гений.

Что касается двух других рас — желтой и черной, то их доминирова­ние не может принести обществу желаемого результата в силу изначаль­но присущих каждой из них черт ограниченности и недостаточности. Так, желтая раса «страдает» утилитаризмом, ее представителям по природе не присуща героика поступков и высокие достижения в деятельности. Гово­ря о черной расе, Гобино считает, что негры, ее представляющие, опять же по своей биологической, физиологической и психической природе, не­способны к рациональному самоконтролю, а стало быть, к длительным, осмысленным целенаправленным действиям.

Следует отметить, что эти откровенно расистские идеи, связанные с попыткой доказать превосходство одной расы над другими, оказались ба­зовыми для фашизма и нацизма. Если учесть к тому же, что для их обос­нования Гобино прибегал к чудовищному искажению фактов реальной истории, допуская самый настоящий исторический произвол, становится понятным, почему его теория была подвергнута резкой и беспощадной критике, как только она появилась. Первым это сделал французский со­циолог и политический деятель XIX в. Алексис де Токвиль, который су­мел показать реакционную сущность расово-антропологических взглядов Гобино незадолго до своей смерти.

Идеи, близкие по своему содержанию к рассмотреным выше, хотя и не имеющие такого обширного исторического обоснования, сформулировал французский социолог Шарль Летурно. Его небольшая по объему книга «Социология» (переведена на русский язык) была написана не столько на историческом, сколько на этнографическом материале. Таким обра­зом, расово-антропологическое направление в социологии получило «поддержку» со стороны еще одной науки.

В своей книге Летурно стремится доказать, что нет существенной раз­ницы между человеком и всем остальным животным миром, к которому он принадлежит: «Человек есть ничто иное, как животное, стоящее лишь на более высокой ступени развития, чем другие животные, живущие на


Глава 4. Натурализм в социологии 67

земле»1. Коль скоро это так, Летурно считает своим долгом «заявить прежде всего, что мы не смотрим на человека, подобно некоторым антро­пологам-метафизикам, как на какое-то особое существо, и не разделяем того мнения, что этот, далеко не совершенный представитель позвоноч­ных (здесь автор явно отстал от достижений современного ему естество­знания, уже доказавшего, что человека следует относить к более высоко­му биологическому классу млекопитающих. — Г.З.) образует на земле свое особое царство, отделенное целой пропастью от остального животно­го мира»2.

Далее автор говорит о том, что в зависимости от степени совершенства организма человека на земле возникли расы, которые делятся на избран­ные и отверженные. Это деление осуществляется Летурно, как он сам гово­рит, с анатомической и социологической точек зрения и предполагает диф­ференциацию человеческих типов на три главные группы: черная, желтая, белая раса. С социологической точки зрения они далеко не равны, и самый низший тип среди них — черный человек3. Еще одна позиция, которую от­стаивает социолог, состоит в стремлении доказать, что расовые отличия в общественном развитии играют большую роль, чем природные условия4.

Расово-антропологическое направление оказалось представленным и в других европейских странах, в частности в Германии. К концу XIX в. в этой стране возникла так называемая антропосоциология, одним из самых яр­ких представителей которой был Отто Аммон (во Франции ее основателем и наиболее рьяным сторонником был Ж. Ляпуж). Суть этой своеобразной «отрасли» социологии заключалась в проведении антропометрических ис­следований, ложном истолковании их результатов и теоретических выво­дах из них относительно соответствующих количественных параметров той или иной расы. Так, одним из основных антропометрических парамет­ров была величина так называемого головного указателя — процентного от­ношения наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. В соответст­вии с такими измерениями самой аристократической, «высшей» расой оказалась нордическая. Не случайно Гитлер широко использовал работы Аммона. В главной из них — «Общественный порядок и его естественные основы» (1895) — немецкий антропосоциолог пытался анализировать об-щественные институты в Германии сквозь призму соединения принципов расизма и социального дарвинизма.

Еще одним известным теоретиком расизма был Хаустон Чемберлен, сменивший британское подданство на германское и писавший свои работы на немецком языке. Одна из его центральных идей (изложена в работе «Ос­новы девятнадцатого столетия», 1899), за которую он уже после своей

1 Летурно Ш. Социология. СПб., 1895. С. 60.

2 Там же. С. 1.

3 Там же. С. 5.

4 Там же. С. 35.

з-



Часть I. Классический этап


смерти был провозглашен ггацистами пророком Третьего рейха, — создание «тевтонской культуры», базирующейся на превосходстве «арийцев» над «не-арийцами». Чемберлен воспроизводит основные позиции расово-ант-рожлогического направления о превосходстве одной расы над другими и является едва ли не наиболее последовательным сторонником детермина­ции общественного устройства биологической наследственностью, харак­теризующей сознание и поведение господствующих социальных сил.

Нельзя сказать, что представители расово-антропологического направ­ления не изучали влияние факторов социальной среды, воспитания, раз­личных общественных воздействий на анализируемые ситуации, однако факторам антропологического характера отдавалось явное предпочтение. В этом смысле расово-антропологическое направление было не столько со­циологическим, сколько, как справедливо отмечает А.Б. Гофман, внесоцио-логическим или даже аитисоциологическим [История... 1997. С. 309]. Кро­ме того, оно было (вместе с географическим направлением, о котором чуть ниже пойдет речь) теоретическим обоснованием одной из самых реакцион­ных политических доктрин — немецкой геополитики.

Расово-антропологическое направление в социологии нельзя опреде­лить как подлинно научное, поскольку в нем абсолютизируются расовые и этнические предрассудки, пропагандируются социальные мифы, имеющие явно выраженный тенденциозно-идеологический характер. По мере акти­визации фашистских и нацистских взглядов и действий, которая время от времени имеет место в современном обществе, их сторонники пытаются ре­анимировать духовный и идейный фундамент самого реакционного в мире учения, представленного расово-антропологическим направлением в соци­ологии. Однако у него, как и раньше, немного сторонников.

§ 5. Географическое направление в социологии

Под географическим (иногда его называют социогеографическим) направ­лением в социологии принято понимать натуралистические концепции и теории, в которых факторы географической среды рассматриваются как определяющие по отношению к ходу экономических, социальных и поли­тических процессов. При этом понятие географических факторов включа­ет в себя самые разные аспекты, подчас плохо стыкующиеся между собой. Здесь и климат, и ландшафт, и длина береговой линии, и реки, и флора, и фауна, и урожайность, и земля с ее разнообразными особенностями, и ми­неральные богатства, и продукты питания, и водные рессурсы, и горы...

Географическое направление связано с недооценкой материальной и ду­ховной общественно-исторической деятельности людей, социальных общно­стей, институтов, населения целых стран, направленной на преобразование природной, в том числе географической среды, и превращение ее потенциа-


' Глава 4. Натурализм в социологии



ла в реальный фактор общественного развития. Представители этого направ­ления не учитывают всех сложностей взаимодействия человека, различных социальных структур со средой обитания. В этом смысле в рамках данного направления из многочисленных географических факторов не вполне кор­ректно выводятся особенности социального устройства и жизни народов.

Например, в связи со спецификой климата, рельефа местности и ланд­шафта рассматриваются характер нации (либо какого-нибудь этнического образования) и траектория ее развития. Горы и пространственная изоляция развивают у населения узкий национализм и нежелание что-либо менять, жизнь у моря (океана) либо на равнине, наоборот, пробуждает стремление к овладению новыми пространствами, стало быть, к завоеваниям. Для этого нужна централизованная, сильная власть — таков один из вариантов рас­суждений представителей географического направления в социологии.

Это направление получило распространение и развитие в ряде европей­ских стран: Англии, Германии, Франции, Швеции. Его наиболее известные основатели и представители — Г. Бокль (Англия), К. Риттер, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер (Германия), Ю. Челлен (Швеция), Ж. Реклю, П. Видаль (Франция). Рассмотрим коротко взгляды названных представителей гео­графического направления из Англии, Германии, Франции.

Генри Бокль (1821 —1862), английский историк и социолог, представитель позитивизма, находился под сильным влиянием О. Конта. В работе «История цивилизации в Англии» (переведена на русский язык и издана в Санкт-Пе­тербурге в 1895 г.) Бокль доказывал, что развитие человеческого общества за­висит в значительной мере от действия физических причин, к которым он от­носил в первую очередь климат, ландшафт, почву и пищу. Главные — почва и климат, ибо от них зависит и потребляемая в стране пища. Почва определяет богатство населения и его численность. Чем лучше и плодороднее почва, тем больше продовольствия в обществе, а это ведет к росту народонаселения. Что касается климата, то он влияет на энергию людей.

Бокль бол ыное внимание уделял анализу ландшафта и его типов. Есть ландшафты, способствующие развитию рассудочной, логической дея­тельности. Они характерны в основном для Европы, в которой доминиру­ющим направлением развития было подчинение природы человеку. Что касается южного континента, то там ландшафт выполнял иную роль, воз­буждая воображение человека и подчиняя его природе. Такое противопо­ставление двух типов ландшафтов помогало Боклю объяснить, почему страны Европы достигли больших успехов в своем развитии, чем государ­ства на остальных континентах.

Пожалуй, наиболее активно географическое направление развивалось в Германии. Здесь заметную роль играл первоначально Карл Риттер (1779—1859), которого затем сменил (с точки зрения значимости и влия­ния) самый известный и видный представитель географического направ­ления Фридрих Ратцель (1844—1904). Значение Риттера, который всегда



Часть 1. Классический этап


подчеркивал особую роль географии в деятельности, воспитании и само­воспитании человека, определялось прежде всего его попытками органи­чески соединить географию и социологию. После Риттера, под влиянием его идей возникла дифференциация географии на физическую и социаль­ную, последней же — на экономическую, политическую, историческую, культурную, статистическую, каждая из которых могла и должна была быть использована для объяснения многих процессов развития отдельных стран, а в них — отдельных групп населения.

Ратцель выдвинул целый ряд идей, многие из которых вызвали дискус­сию еще при его жизни. Это было связано с тем, что он явился основате­лем политической географии как особой науки, или отрасли географичес­кой науки (одна из его главных работ так и называлась — «Политическая география», издана в 1897 г.). Ратцель отстаивал принципы географичес­кого детерминизма, в соответствии с которыми он доказывал определяю­щее воздействие пространственно-природных факторов на ход истории и процессы принятия политических решений правящими кругами. Так, он пытался выстроить причинные связи, их цепочки между характером при­родной среды, типом местности и деятельностью государства.

При этом Ратцель абсолютизировал, фетишизировал влияние природ-но-географической среды на особенности политического устройства, ха­рактер международных отношений и конфликтов, внутреннюю и внеш­нюю государственную политику, доказывая, что для ее усиления, равно как и для увеличения могущества страны, нужны новые территории, ко­торые, в свою очередь, для их освоения потребуют роста народонаселе­ния. Обоснованию этого положения были посвящены сформулирован­ные Ратцелем семь законов «пространственного роста государств».

Немецкий исследователь различал понятия границ государства, его про­странства и местоположения. Развитие наций и их культур связано с необ­ходимостью изменения и расширения названных параметров. Эти идеи имели явно выраженный геополитический характер и пали на хорошо удо­бренную для них в Германии почву. Однако, что особенно важно отметить, несмотря на активное использование его идей в Германии в XX в., сам Рат­цель никогда не был ни шовинистом, ни расистом. Более того, он высоко оценивал вклад многих народов в мировую культуру.

В связи с этим велика и хорошо известна роль Ратцеля как одного из создателей диффузионизма — принципа, суть которого состояла в при­знании значимости для социального развития общества процессов заим­ствования, проникновения и распространения культуры. В соответствии с принципом диффузионизма главной становится проблема культурных инноваций (нововведений), проникающих во внутреннюю жизнь общест­ва под воздействием внешних факторов. Этот принцип у Ратцеля был противопоставлен принципу эволюционизма, согласно которому внеш­ние факторы влияния играют второстепенную роль, основное же значе-


Глава 4. Натурализм в социологии



ние приобретают процессы роста и усложнения внутренних структур, а культура является следствием их развития. Становится понятным, поче­му ученый основное внимание уделял анализу колонизации, торговли, войн и других факторов диффузионизма.

Ряд положений географического направления в социологии нашел свое отражение во взглядах Карла Хаусхофера (1869—1946), которого характе­ризуют как основателя реакционной немецкой геополитики. Его считают идеологом, стратегом и теоретиком экспансионистской политики фашист­ской Германии. Некоторые идеи географического направления он довел до крайности, использовав понятие жизненного пространства в целях обосно­вания его дефицита в Германии и неестественности ее границ. Особеннос­тью позиции Хаусхофера было стремление соединить наиболее консерва­тивные положения расово-антропологического (в том числе обоснование расизма) и географического направлений.

Во Франции на появление географического направления в социологии большое влияние оказали взгляды известного философа эпохи Просвеще­ния Ш. Монтескье. Его центральная идея, сыгравшая заметную роль в появ­лении этого направления, состояла в том, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного раз­вития. Конечно, французская социогеографическая школа не является столь известной, как немецкая, тем не менее взгляды Ж. Реклю и П. Видаля важны для того, чтобы ознакомить с ними людей, изучающих историю со­циологии.

Жан Жак-Элизе Реклю (1830—1905) заимствовал ряд идей у Риттера, у которого учился в Берлине. Главная его работа, принесшая ему мировую славу и известность, — девятнадцатитомная энциклопедия «Новая всеоб­щая география. Земля и люди», которую он писал и издавал 20 лет (1875— 1894). За эту работу он был награжден золотой медалью Парижского геогра­фического общества. В фокусе внимания Реклю — влияние внешней, в основном географической, среды на общество. Однако он рассматривал это влияние не только в «одностороннем» порядке, но и обращал внимание на взаимодействие двух сред — социальной и географической. По мнению Рек­лю, чтобы оно было плодотворным, необходимо содействовать реализации принципов гуманизма и братства народов. В целом вся социальная геогра­фия Реклю была пронизана его прогрессивными общественно-политичес­кими устремлениями. Он воспевал свободу личности (иногда понимаемую анархистски), идею общественного прогресса как развития и оптимального использования обществом лучших качеств людей.

Поль Видаль де Ла Блаш (1845—1918) справедливо считается одним из основателей французской географической школы в социологии. Он не оставил после себя крупных работ (как Реклю), но был хорошо известен в научных кругах. На него оказали большое влияние работы немецких ис­следователей, прежде всего Ратцеля.



Часть I. Классический этап


Видаль рассматривал в качестве главной для своего творчества пробле­му взаимодействия самых различных социальных групп с географической средой, в первую очередь с таким фактором этой среды, как ландшафт. Особенность его подхода состоит в том, что он уделял большое внимание процессам изменения географической среды под воздействием деятельно­сти социальных групп-. Сам ландшафт — это не только продукт природных изменений, но и трудов человека, социальных групп. Задача социологов и социогеографов, по мнению Видаля, состоит не только в том, чтобы опре­делить, что данная географическая природная среда предполагает тот или иной образ жизни, но и в том, чтобы выявить воздействие на нее этого об­раза жизни и изменения в самой среде в результате такого процесса.

Подводя итог развитию натурализма в социологии XIX — начала XX вв., следует отметить, что это направление является достаточно сложным по сво­ей структуре. Оно включает в себя на первый взгляд весьма разнородные на­правления, течения и школы, такие как социальный механицизм, социал-дар­винизм, расово-антропологическая школа, географическое направление. Однако при более пристальном рассмотрении взглядов их представителей выясняется наличие целого ряда совпадающих характеристик. Это: ориента­ция исследователей на естественные науки (механика, физика, химия, биоло­гия, антропология, география и др.) и их методы; редукционизм, означающий сведение социологического знания к тем или иным естественно-научным трактовкам, а общественных закономерностей — к природным; проведение аналогий (зачастую прямых) между социальными и природными процесса­ми; игнорирование качественного своеобразия общественных процессов и за­кономерностей. Однако натурализм сыграл в целом позитивную роль, по­скольку стремился прибегать к научному объяснению социальных явлений и привлек внимание исследователей-обществоведов к достижениям естествен­но-научного знания.

Вопросы и задания

1. С чем связано появление натуралистической ориентации в социологии?

2. В чем состоят, по вашему мнению, прогрессивные идеи натурализма? В чем его огра­ниченность?

3. Дайте общую характеристику социал-дарвинистского направления в социологии. Что для него наиболее характерно?

4. Охарактеризуйте социологические воззрения Л. Гумиловича. Какие его идеи кажут­ся вам наиболее значимыми для дальнейшего развития социологии?

5. Расскажите об основных социологических идеях А. Смолла. Какие категории были центральными в его творчестве? Как он их трактовал?

6. В чем суть социологического подхода У. Самнера? Почему его считают представите­лем социал-дарвинистского направления в социологии?

7. Проанализируйте основные идеи расово-антропологического направления. Можно ли назвать его представителей идеологами расизма? Ответ аргументируйте.


Глава 4. Натурализм в социологии



8. Что собой представляет географическое направление в социологии? Как вы считае­те, связано ли географическое положение той или иной страны с ее социальным и по­литическим развитием?

9. Охарактеризуйте взгляды сторонников географического направления в рамках трех национальных школ — британской, германской и французской.

Литература

Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Екатеринбург; Бишкек, 1997.

Волков ЮГ., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М, 1995.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

Гумплович Л. Социология и политика. М, 1895.

Гумплович Л. Основания социологии // Западно-европейская социология XIX — нача­ла XX веков: Тексты. М., 1996.

История социологии. Минск, 1993.

История теоретической социологии: В 4 т. М„ 1997. Т. 1.

Капитонов Э.А. История и теория социологии. М, 2000.

Култьиин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М, 1991.

Култыгин В.П. Французская классическая социология XIX — начала XX веков. М., 1991.

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

Натурализм в социологии XIX — начала XX веков // История буржуазной социологии XIX - начала XX веков. М., 1979.


Глава 5

К. Маркс и его роль в социологии

§ 1. Краткий биографический очерк и основные этапы творчества

Карл Маркс (1818—1883) родился в Германии в небольшом городе Трире, был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, обратившегося в 1816 г. в протестантизм. С 1830 по 1835 г. учился в гимназии этого города, окончив которую продолжил образование в университетах Бонна и Берлина. В молодости исповедовал революционно-демократические убеждения, находясь под влиянием сначала философии Ге­геля и Фейербаха, а затем младогегельянцев. В 1841 г. Маркс получил доктор­скую степень на философском факультете Иенского университета за диссертацию, посвященную сравнительному описанию философии Демокри­та и Эпикура. В 1842 г. стал редактором демократической «Рейнской газеты» в Кёльне, после закрытия которой в 1843 г. переехал в Париж. В том же году женился на Женни фон Вестфален. В Париже летом 1844 г. познакомился с Фридрихом Энгельсом, дружба с которым продолжалась всю жизнь. В этом городе в течение 1844—1845 гг. встречался с Гейне, Прудоном, Бакуниным, многими другими известными людьми того времени. В 1845 г. по настоянию прусского правительства был выслан из Парижа и переехал в Брюссель.

В этот начальный, ранний период творчества (1841—1848) появляются первые работы, написанные совместно с Энгельсом, — «Святое семейство» и «Немецкая идеология». Важное значение для последующего творчества Маркса имели «Философско-экономические рукописи 1844 года», в кото­рых впервые была изложена его концепция отчуждения. В рамках раннего периода творчества постепенно формируются основные идеи, связанные с обоснованием революционного ниспровержения капитализма и руководя­щей роли пролетариата и его коммунистической партии в этом процессе — процессе, который должен был завершиться, по убеждению Маркса, пост­роением социализма и коммунизма.

Эти идеи впервые были четко изложены в «Манифесте Коммунистичес­кой партии», написанном совместно с Энгельсом в 1848 г. по поручению Сою­за коммунистов — первой коммунистической партии. Появлению названной работы предшествовали (и стимулировали ее написание) арест Маркса бель­гийским правительством и высылка его (после начала революции во Фран-


Глава 5. К. Маркс и его роль в социологии



ции). Он снова едет в Париж, занимается революционной деятельностью, фор­мирует новый состав ЦК Союза коммунистов. В 1849 г. Маркс опять уезжает в Кёльн, где становится редактором «Новой Рейнской газеты». Однако и ее прусское правительство закрывает и в этом же году высылает Маркса из стра­ны. Он уезжает в Париж, а оттуда — в Лондон, где живет до конца жизни.

В начале 1850-х гг. выходят две очень важные работы Маркса — «Клас­совая борьба во Франции» (1850) и «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта» (1852), написанные под непосредственным влиянием революцион­ных событий 1848 г. во Франции. В них прослеживается значительное усиление теоретических позиций Маркса в том, что касается концепции классов, классовой борьбы и диктатуры пролетариата как основного усло­вия победоносной схватки с буржуазией. В 1852—1857 гг. его теоретико-исследовательская деятельность временно прекращается (особенно в обла­сти политической экономии) в связи с необходимостью зарабатывать средства на жизнь журналистской работой. Однако в конце 1850-х гг. у не­го снова наблюдается повышенный интерес к экономической теории.

Его следствием стала публикация в Берлине работы «К критике полити­ческой экономии» (1859) — одной из основных в рамках зрелого периода творчества Маркса. В 1867 г. в Гамбурге выходит первый том «Капитала» — главного труда всей его жизни. В 1860-х гг. он ведет не только теоретичес­кую, но и практическую работу по организации международного рабочего движения. В 1867 г. под его руководством создается Международное това­рищество рабочих (I Интернационал).

Анализ событий Франко-Прусской войны и Парижской коммуны (1870—1871) приводит к появлению одной из последних крупных работ Маркса — «Гражданская война во Франции» (1871), а изучение процессов, происходивших в рабочем и социалистическом движении, — к написанию книги «Критика Готской программы» (1875). В это же время публикуется на французском языке первый том «Капитала». Вслед за первым он пишет остальные тома «Капитала», однако их удалось опубликовать Энгельсу по­сле смерти друга. Второй том был издан в 1885-м, а третий — в 1894 г.

Выделяя два основных периода в творчестве Маркса, необходимо учи­тывать, что первый из них (до 1848 г.), называемый в литературе периодом молодости (молодого Маркса), был, по существу, философским. Другими словами, основные работы и идеи этого периода имели философский ха­рактер. Последовавшие после 1848-го годы, называемые периодом зрелос­ти (зрелого Маркса), имеют иную доминанту — социолого-экономическую, о чем свидетельствуют в первую очередь две его работы — «К критике по­литической экономии» и самый фундаментальный труд — «Капитал».

Не все его исследователи и последователи это признают. Воздавая долж­ное Марксу-экономисту, многие авторы не считают его социологом (тем бо­лее, что для этого есть некоторое формальное основание — в своем творчест­ве он практически ни в одной работе не использовал понятие и термин



Часть I. Классический этап


«социология»). Но со временем многие вещи становятся более понятными и зримыми. Растущее число последователей и исследователей воззрений мыс­лителя приходят к выводу о том, что он был блестящим социологом, оставив­шим нам в наследство собственную методологию социального анализа, кото­рую необходимо знать, а при желании и необходимости — использовать. Далее о ней будет специально сказано.

Вряд ли творчество кого-либо из классиков мировой социологии ста­новилось предметом столь ожесточенных споров, а порой и настоящих ба­талий, как творчество Маркса. В значительной степени они проистекали из того, что его идеи, в отличие от других мыслителей, были прямо и непо­средственно использованы в социальной практике, в процессе подготовки и осуществления революций и строительства нового общества (от его оценки мы умышленно уходим). Поскольку новый социальный строй как конкретное воплощение идей Маркса многими воспринимался негативно, постольку отношение к обществу распространялось на самого мыслителя.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)