|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные особенности5.1.1. Преобразования первой четверти XVIII в. способствовали окончательной победе светского направления в литературе, что обусловило формирование новых жанров, появление новых литературных героев, новых сюжетов. 5.1.2. Введение Петром I гражданского алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730-е гг. Академией наук не только способствовало укреплению светского языка и развитию новой светской литературы, но и активизировало книгоиздательскую деятельность. 5.1.3. Середина столетия характеризуется активным творческим поиском. Если для литературы первой трети столетия характерно взаимопроникновение и сочетание старины и новизны, то со второй трети новизна решительно одерживает верх. Выдающиеся литераторы этого периода были в то же время и филологами-теоретиками (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов), которые вырабатывали новые формы языка и стиха, соответсвующие новому содержанию.В результате складывается стиль - художественное направление характеризующееся единством общественно-исторического содержания, художественно-образных принципов, средств, приемов. 5.2. Жанры. В рамках традиционных литературных жанров появляются новые сюжеты, новые герои, выражаются новые идеи. В то же время формируются новые жанры. 5.2.1. Одним из господствующих жанров по-прежнему остается бытовая повесть. Наиболее известное произведение этого жанра - Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли, в которой традиционный для XVII в. сюжет сочетается с отражением новых идей. Главный герой произведения, Василий Кариотский, стал символом петровской эпохи, открывшей дорогу к высшим государственным должностям талантливым, но незнатным людям. 5.2.2. Большую популярность в это время получили сатирические произведения. Крупнейшим мастером сатиры был русский поэт и просветитель Антиох Кантемир (1708-1744). Его главные сатиры (Куму своему и Филарет и Евгений) посвящены защите петровских преобразований. Большую известность приобрели также оды, басни и эпиграммы Кантемира. 5.2.3. Широкое распространение в петровскую эпоху получает любовная лирика. Манерность, изысканность языка и обращение к античным образам свидетельствуют о влиянии французской галантной поэзии. Авторы многочисленных образцов любовной лирики петровского времени в большинстве случаев неизвестны. Впоследствии сочинение любовных стихов вошло в моду, с него начинали свой творческий путь многие крупнейшие поэты XVIII в. 5.3. Стилевые направления. Господствующим направлением в литературе этого периода стал классицизм, отличительными чертами которого являются установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам, героическим образам. Типичными жанрами литературы классицизма являются ода (торжественное, патетическое, прославляющее поэтическое произведение) и трагедия. 5.3.1. Первую оду, первые элегии и сонеты на русском языке написал В.К. Тредиаковский, бывший не только первым профессиональным писателем и поэтом, написавшим множество од, воспевавших величие русских императриц, но и реформатором русского языка. Известность ему принесли учебник по теории поэзии и ряд критических историко-филологических работ (Рассуждение об оде вообще, Рассуждение о комедии вообще и др.) 5.3.2. Автор многочисленных од, поэм, стихотворений, являющихся образцами литературы русского классицизма, М.В. Ломоносов разработал теорию трех штилей, в соответствии с которой каждому жанру соответствует свой стиль: высокий, посредственный или низкий. Эта теория стала руководством для создания нового литературного языка. 5.4. Устное народное творчество. Помимо традиционных для народного творчества обрядовых песен, широкое распространение получают произведения о Петре I и песни-жалобы. 5.4.1. Нам известно более 200 народных песен о Петре, в которых затрагиваются почти все основные события его жизни - от рождения до смерти (о заговорах царевны Софьи, о стрелецких бунтах, о взятии Азова, особенно многочисленны произведения о Полтавской битве). Большинство песен свидетельствуют о героизации образа Петра в народном сознании. Особенно ярко это отразилось в Плачах войска о смерти Петра, сложившихся, по-видимому, в солдатской среде. 5.4.2. В то же время в народном творчестве все чаще стали звучать жалобы на тяготы рекрутской жизни, на закрепощение вольных гулящих людей, которым некуда кинуться от крепких караулов. В песнях о Степане Разине и о Кондратии Булавине удалым молодцам-казакам противопоставляются виновники народных бед собаки-воеводы и бояре. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |