АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русское зарубежье

Читайте также:
  1. Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
  2. Белорусское народное жилье и его эволюция
  3. В 1618 г. Бранденбургское маркграфство и Прусское герцогство объединяются.
  4. Древнерусское государство
  5. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В X – НАЧАЛЕ XII в
  6. Древнерусское государство и его исторические значения.
  7. Древнерусское государство и общество
  8. Журнал «Русское слово» (1859-1866 гг.)
  9. Империя ЦИН и русское государство в 17 в.
  10. Конституционное развитие и белорусское государство.
  11. Литва (Великое княжество Литовское и Русское) — второй центр объединения русских земель.
  12. Общественная мысль в России в 18 веке. Русское просвещение.

Культура русского зарубежья оставалась составной частью отечественной культуры.

5.1. Центры русской диаспоры за рубежом.

Российская эмиграция не была однородной по конфессиональной и этнической принадлежности, уровню образованности, экономическому положению ее членов, - в ней были представлены все основные вероисповедания и важнейшие народности бывшей Российской империи (средний возраст от 17 до 55 лет (85,5%), образованные (54,2%).

Представители зарубежной России были рассеяны по разным странам и континентам. Центрами Русского зарубежья в Западной Европе были прежде всего Берлин, Париж, Прага, а также Белград, Рига, София. За пределами Европы центрами расселения русской эмиграции стали Китай (особенно Харбин), США, Канада, страны Латинской Америки, Африки.

В основных центрах русской диаспоры проходила активная общественная жизнь, действовали политические и культурные общества, учебные заведения различных уровней: от гимназий до Русского института в Праге.

За период с 1918 по 1932 гг. увидели свет 1005 наименований русских эмигрантских журналов. В отдельных центрах возникли архивы русской эмиграции, публиковавшие исторические материалы, документы, мемуары бывших государственных деятелей, дипломатов, руководителей и участников белого движения. Богатейшее собрание документов с 1923г. накопилось в Русском заграничном историческом архиве (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан в дар Академии наук СССР.

5.2. Наука русского зарубежья. В результате эмиграции и высылки из Советской России сотен и тысяч выдающихся представителей интеллигенции и ученых, за рубежом оказались люди, чьи научные достижения имели мировое значение.

5.2.1. Новых высот достигли представители естественных и технических наук авиа- и вертолетоконструктор И.И. Сикорский, крупнейший ученый-механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения, видный специалист по электронной физике В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич и др.

5.2.2. Гуманитарные науки развивали историки П.Н. Милюков, Г.В. Вернадский, С.С. Ольденбург, социолог П. Сорокин. Из 7038 работ российских ученых-эмигрантов, опубликованных в 1918-1927 гг. за рубежом, около двух третей составляли работы по богословию, праву, истории.



5.2.3. Новые прозведения создавались представителями религиозно-философской мысли. Н.А. Бердяев, организовавший в Берлине Свободное религиозно-философское общество, редактировал главный религиозный журнал эмиграции Путь, сыгравший чрезвычайно важную роль в развитии русского богословия.

В 1925 г. здесь же открылись семинария и Богословский институт. Весь комплекс стал называться Сергиевское подворье (в честь св. Сергия Радонежского). Митрополит Евлогий был номинальным главой этого учреждения, а роль интеллектуального и духовного лидера была отведена декану, отцу С. Булгакову. Среди преподавателей были выдающиеся ученые как духовного звания, так и миряне - Г. Флоровский, И. Лаговский, А. Карташев, Г. Федотов, Н. Лосский и др. Церковь в Русском Зарубежье сумела занять видное место в интеллектуальной жизни эмиграции, способствовала сохранению культурных и национальных традиций.

5.3. Русская художественная культура за рубежом. В разные годы за рубежом оказалась большая группа деятелей русской культуры - оперные и балетные исполнители - Ф.И. Шаляпин, А.Вертинский, С.М. Лифарь (30 лет руководивший французским балетом), А. Павлова; композиторы - И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, художники - Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, М.З. Шагал; В.В. Кандинский; писатели и поэты - И.А. Бунин, И.С. Шмелев, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, М.И. Цветаева и многие другие. В эмиграции они продолжали традиции дореволюционной культуры, особенно эпохи культурного ренессанса начала века со свойственными ему чертами модернизма в музыке, балете, живописи, философии, что вызывало особый интерес на Западе.

5.4. Общественная мысль за рубежом.

5.4.1. Евразийство. Представителями этого нового течения общественной мысли русских эмигрантов являлись П. Савицкий, Г. Сувчинский, Н. Трубецкой, Г. Флоровский, Г. Вернадский и др. Суть взглядов евразийцев состояла в представлении России самобытной державой, находящейся на стыке двух миров - Востока и Запада. Евразийцы выступили сторонниками идеи корпоративизма- замены всенародного представительства представительством профессиональных групп. В этом смысле они идеализировали большевистские Советы, в которых видели основу проектируемой ими модели русской государственности (нового тоталитарного корпоративного государства). Оставаясь противниками большевизма, евразийцы открыто заявляли о признании происходивших в России назревших социально-экономических преобразований.

‡агрузка...

5.4.2. Сменовеховство(от названия сборника Смена вех, вышедшего в 1921 г. в Праге),в определенной степени, представляло собой реакцию эмигрантов на советский нэп. Рассуждения об особом предназначении России, а также приверженность исторической идее великодержавности сближали сменовеховцев (Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин и др.) с идеологами евразийства. Сменовеховцы издавали свои журналы и газеты за границей: в Париже (Смена вех), Софии (Новая Россия), Берлине (Накануне), Харбине (Новости жизни) и в России (журнал Россия, затем Новая Россия (1922-1926 гг.), журнал Экономист).

Отправным пунктом сменовеховской идеологии стало признание силы советской власти, очевидного движения страны к восстановлению рынка, в связи с чем делался вывод о необходимости примиренчества с новой властью, о неизбежности и необходимости совместной работы с большевиками. Считая неприемлемым в условиях России западноевропейский парламентаризм, теоретики этого направления пытались связать с большевистской идеологией и практикой решение задачи возрождение национальной государственности.

ВЫВОДЫ

Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны.

6.1. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, созданы ценности в области духовной и материальной культуры.

6.2. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно-правительственного аппарата. Социалистическая культура, в основе которой лежала пролетарская идеология, призвана была служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

6.3. В то же время этот период, особенно первая половина 20-х гг. харктеризовался подъемом активности творческой интеллигенции, созданием новых и возрождением старых обществ и объединений.

6.4. Составной частью отечественной культуры являлась культура русского зарубежья, для которого были характерны глубокая духовность, стремление осознать место России в историческом и культурном процессах. В эмиграции людей разных художественных направлений и политических взглядов объединяло стремление сохранить наследиерусской культуры и развить ее.

Вопросы и задания

  1. Раскройте понятие культурная революция.
  2. Как решалась проблема ликвидации неграмотности в национальных районах?
  3. Какую роль сыграли представители советского авангарда в популяризациии идей революции?
  4. В чем, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период?
  5. Какую роль сыграли представители русского зарубежья в сохранении традиций отечественной культуры?

литература

.

  1. Культура Росии IХ-ХХ вв. Учебное пособие. - М., 1996.
  2. Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т. 1. Ч. 1-2. 1917-1927. - М., 1983-1984.
  3. Лебедянский М. Русская живопись 1920-1930-х годов. Очерки. М., 1999.
  4. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939гг.- М., 1994.

5. Счастье литературы. Государство и писатели. 1925-1938. Документы. - М., 1997.

6.Страницы отечественной художественной культуры: 30-е годы. М., 1995.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)