|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Итальянская историография ХХ вИсторическая наука в условиях фашистской диктатуры. С окончанием первой мировой войны Италия вступила в полосу глубоких общественных потрясений, завершившихся в 1922 г. крахом либерально-парламентского государства и приходом к власти фашизма. Формально продолжала действовать прежняя конституция, до введения в 1926 г. чрезвычайных законов не были запрещены оппозиционные фашизму партии и их печатные издания. Однако за фасадом традиционных политических институтов постепенно выстраивался новый механизм власти в виде подчиненной лично Муссолини вооруженной силы - фашистской милиции, тайной политической полиции (ОВРА) и Особого трибунала и т.д. Заключив в 1929 г. соглашение с Ватиканом, положившее конец длительному конфликту между итальянским государством и католической церковью, фашизм в обмен на определенные уступки церкви заручился её идеологической поддержкой. В сфере идеологии итальянский фашизм проявлял чрезвычайную активность, стремясь внедрить в сознание массы населения собственную систему ценностей (культ войны, силы, нерассуждающего повиновения) и подчинить духовную жизнь страны своему тотальному контролю. Вся деятельность фашистского режима представлялась как служение идее нации, национального величия. Была разработана так называемая корпоративная доктрина, утверждавшая, что нация как моральное, политическое и экономическое единство полностью реализует себя в фашистском государстве, обеспечивающем сотрудничество различных классов (капиталистов и рабочих) «во имя общих национальных интересов». Итальянская нация изображалась (особенно после захвата в 1936 г. Эфиопии и провозглашения Италии империей) прямым наследником Древнего Рима, его военного могущества и имперских традиций. В 1930-е гг. итальянцы были объявлены одной из «арийских» рас и началась пропаганда расизма. Расовые законы 1938 г. закрыли лицам «неарийского» происхождения (прежде всего евреям) доступ к преподаванию и постам в научных учреждениях, В фашистский идеологический арсенал вошли существенные элементы социологических и политических теорий Г. Моска, и В. Парето, Р. Михельса. У Михельса фашизму импонировала идея неизбежного олигархического перерождения массовых политических партий, а в концепциях Моска и Парето - их антидемократическая направленность, критика парламентаризма, представление о том, что реальной силой в обществе является лишь «политический класс» или «элита», по своему усмотрению манипулирующая массами. С приходом фашизма к власти определённая - хотя и относительно небольшая - часть итальянской интеллигенции встала на путь его активной поддержки. Наиболее характерными её представителями были известный философ-неогегельянец Джовани Джентиле (1875-1944) и историк Джоаккино Вольпе (1876-1971). Они превратились по существу в официальных идеологов фашистского режима. Джентиле стал первым при фашизме министром народного образования (1922-1924 гг.). Им же был написан опубликованный в 1925 г. «Манифест фашистской интеллигенции». Он являлся бессменным главой созданного тогда же Национального фашистского института культуры, под эгидой которого, в частности, публиковалась специальная серия исторических исследований. Важная роль в идеологическом обеспечении необходимого режиму национального «консенсуса» отводилась начатому во второй половине 1920-х гг. изданию Итальянской энциклопедии, и руководство институтом, ведавшим её подготовкой, было возложено опять таки на Джентиле, а отделом средневековой и новой истории внутри него - на Вольпе. Кроме того, Вольпе возглавил некоторые вновь созданные научные учреждения исторического профиля и кафедру новой истории на факультете политических наук Римского университета. До середины 1930-х гг. местные Общества по изучению отечественной истории были связаны между собой через Итальянский исторический институт. Организацией представительства от Италии на международных конгрессах историков ведал Национальный комитет исторических наук. Существовало также Национальное общество истории Рисорджименто, располагавшее специальной библиотекой, музеем и архивом. Согласно закону от 30 июля 1934 г. все исторические научные учреждения Италии передавались в подчинение новому органу - Центральной Джунте исторических исследований. Председателем Джунты был назначен член Большого фашистского совета Чезаре Мария Де Векки, одновременно являвшийся президентом Общества истории Рисорджименто. Фашистское правительство открыло несколько специализированных исторических институтов общенационального значения - Институт новой и новейшей истории во главе с Вольпе, Институт древней истории, Институт нумизматики. Итальянский исторический институт был преобразован в Институт истории средневековья. Фашистский режим стремился превратить новые институты в свое идеологическое орудие, в средство пропаганды шовинистической идеи исключительности итальянской национальной истории и культуры. Министерство национального воспитания прямо требовало, чтобы исторические исследования в Италии были, наконец, направлены в русло того единства директив, которое составляет фундамент, необходимый для развития исторических наук и для нашего освобождения от иностранной культуры. Это во многом объясняет тот факт, что итальянская историография 1920-1930-х гг. была почти полностью сосредоточена на отечественной тематике. История других стран привлекала внимание учёных не сама по себе, а лишь в её связях с историей Италии. Виднейшее место в итальянской историографии первой половины ХХ в. занимал Бенедетто Кроче (1866-1952), разработавший в 1904-1905 гг. свою философскую систему на основе углубленного изучения трудов Гегеля. Согласно его этико-политической концепции определяющая роль в истории отводилась явлениям духовной и политической жизни. Критикуя философию Гегеля с позиций более последовательного объективного идеализма Кроче выдвинул тезис об абсолютно духовной природе действительности, понимая под духовным то, что связано с волей и деяниями людей., то есть является продуктом истории. В представлении об «историчности» мира и об истории как сознательной человеческой деятельности, царстве духа по преимуществу, заключалась суть крочеанского историзма. С идеалистических позиций Кроче подверг резкой критике подчёркнуто объективистский подход к реконструкции прошлого, который исповедовали позитивисты. Одно из главных его положений в области теории исторического познания гласило, что прошлое является историей, а не мёртвой хроникой лишь постольку, поскольку оживляется мыслью историка. Историк же, утверждал Кроче, обращается к прошлому всегда под воздействием потребностей своего времени, и в этом смысле всякая история современна. Разработав детально собственную концепцию истории Кроче начиная с середины 1920-х гг. приступил к созданию своих основных собственно исторических трудов. Его интерес в первую очередь сосредоточился на проблемах новой истории и особенно на истории XIX в. – «века либерализма». Выбор темы исследования был не случаен, так как по своим политическим взглядам Кроче принадлежал к правому крылу итальянских либералов, которые, поддержав Муссолини в момент прихода к власти, начиная с середины 1920-х гг. стали переходить в оппозицию по отношению к фашизму. Поэтому в своих работах «История Италии с 1871 по 1915 гг.» и «История Европы в XIX в.» Кроче отстаивал мысль о непреходящей исторической ценности либеральных идеалов в том виде, как они были провозглашены в XIX в. Развитие исторической мысли в Италии во второй половине ХХ в. После освобождения Италии от фашизма с исторической науки были сняты путы, наложенные на неё тоталитарным режимом. В университетах было отменено принесение профессорами присяги. Национальный фашистский институт культуры прекратил своё существование. Обществам по изучению отечественной истории была возвращена их автономная организация. Центральная джунта исторических исследований сохранилась лишь как орган, координирующий деятельность четырёх общенациональных институтов специализированного характера: античной истории, истории средних веков, новой и новейшей истории, истории Рисорджименто. В неё вошли президенты этих институтов и представители университетов. Под её эгидой ведётся учёт текущей исторической библиографии и издаётся соответствующая серийная публикация. Был установлен новый порядок использования находящихся на государственном хранении архивных материалов, который открывал доступ к ним по истечении 50-летнего (для отдельных категорий - 70-летнего) срока давности документов. Тем самым впервые была создана возможность широкого привлечения фондов государственных архивов для исследований по новой, а в перспективе и по новейшей истории. Огромное развитие получила научная историческая периодика. В 1960-е гг. выходило свыше 250 исторических журналов, по данным на 1985 г. их насчитывалось 334 (включая ежегодники). Рядом со старыми периодическими изданиями - такими, как возродившийся в 1948 г. «Итальянский исторический журнал», «Новый исторический журнал», «Журнал по истории Рисорджименто» - появилось множество новых, специально посвящённых отдельным отраслям исторических знаний. Наиболее значительные из них в области новой и новейшей истории возникли вместе с созданием крупных исследовательских центров, профиль деятельности которых отвечал пробудившемуся общественному интересу к истории рабочего, демократического, антифашистского движения. Изучение проблем рабочего и социалистического движения сосредоточилось, прежде всего, в центре, основанном в 1948 г. в Милане на средства Джанджакомо Фельтринеллии - крупного предпринимателя, участвовавшего в Сопротивлении и до 1956 г. состоявшего в ИКП. Первоначально этот центр назывался Библиотекой, с 1960 г - Институтом, с 1974 г. именуется Фондом Фельтринелли. Он располагал богатым архивом, в 1949-1957 гг. издавал журнал "Рабочее движение", а с 1958 г. выпускает "Ежегодники" («Аnnali»), где публикуются исследования и документы. Сразу же по окончании второй мировой войны в различных городах Италии стали возникать институты, ставившие своей целью сбор и сохранение документов Сопротивления. На их базе в 1949 г. в Милане был создан Национальный институт истории освободительного движения. К началу 1980-х гг. в возглавляемую им федерацию входило 44 местных института. В его архиве представлен богатейший материал по истории Сопротивления, а также итальянского и европейского антифашизма 1920-х - 1930-х гт. В 1972 г. Институтом принята новая программа исследований, в центре которой - проблема перехода от фашизма к демократическому республиканскому строю. Она предполагает более широкое, чем прежде, изучение новейшей истории Италии. Журнал Института, первоначально выходивший под названием «Освободительное движение в Италии», с 1974 г. стал называться «Современная Италия». Профессиональная подготовка историков по-прежнему осуществляется через систему университетского образования, которая сохранила традиционно присущую ей гуманитарную ориентацию. В итальянских университетах нет исторических факультетов, хотя с 1981 г. введен диплом по специальности «история». Исторические кафедры и преподавание исторических дисциплин рассредоточены по различным факультетам, прежде всего таким, как имеющие преимущественно филологический профиль факультеты гуманитарных наук (facolta di lettere) и факультеты политических наук. Для усовершенствования исторической подготовки выпускников университетов в Неаполе в 1947 г. по инициативе Б. Кроче был основан Итальянский институт исторических наук (Институт Кроче). Программа обучения в нём рассчитана на 1-2 года и осуществляется силами как штатных, так и приглашенных извне профессоров. Подготовленные слушателями работы могут быть опубликованы в издаваемом с 1968 г. ежегоднике Института. Расширению контактов между историками различных специальностей способствовало создание в 1963 г. Общества итальянских историков. В 1967 г. состоялся их первый общенациональный конгресс, который подвел своеобразный итог развитию исторической науки в Италии за два послевоенных десятилетия. Исторические исследования в Италии осуществляются при известной финансовой поддержке государства - через министерства, в ведении которых находятся те или иные институты, или через Национальный совет исследований. После второй мировой войны в итальянской историографии начался закат «этико-политической» школы Кроче, связанный с общим ослаблением идейно-культурного влияния крочеанства. Ему способствовало также то, что крочеанская интерпретация истории единого итальянского государства не позволяла убедительно объяснить ни возникновение, ни падение фашизма. Критика крочеанства началась с публикации в 1947 г. книги Кроче «История Италии с 1871 по 1915 гг.». Автора упрекали в том, что он оставил без ответа вопрос об истоках фашизма, - причём даже те, кто в прошлом признавал его право абстрагироваться от этой проблемы в работе, доведенной лишь до 1915 г. В свете опыта Сопротивления выглядело анахронизмом и представление Кроче о том, что творческой силой в истории являются «верхи», господствующие классы и группы «политической аристократии». Тем не менее в 1950 - 1960-е гг. в научном мире еще сохраняли влияние многие историки сложившиеся как ученые в недрах крочеанской школы, либо в той или иной степени близкие к Кроче (сам он в 1952 г. умер). Федерико Шабо (1901-1960) стоял у истоков важного издательского начинания - многотомной публикации итальянских дипломатических документов, которая должна охватить период от объединения Италии до её освобождения от фашизма. Вплоть до своей смерти Шабо также возглавлял Институт Кроче в Неаполе. Среди ведущих университетских профессоров новой и новейшей истории и истории Рисорджименто были тяготевшие к крочеанству Франко Вальсекки (1903 г. р.), Альберто Мария Гизальберти (1894-1985), Нино Валери (1897-1978) и др. Они играли видную роль и в системе организации исторической науки. После создания Общества итальянских историков Ф. Вальсекки стал его председателем. А. М. Гизальберти в течение более 30 лет возглавлял Институт истории Рисорджименто. Под общей редакцией Н. Валери был создан написанный в основном в традициях «этико-политической» школы пятитомный коллективный труд «История Италии» - одна из первых в национальной историографии обобщающих работ подобного рода. Новое же поколение итальянских историков избирало другие ориентиры. Многие слушатели Института Кроче позднее выросли в крупных учёных, но пошли совершенно разными путями. Ренцо Де Феличе (1929 г.р.) стал основателем собственной исторической школы, заявившей о себе преимущественно исследованием фашизма и в методологическом отношении далекой от крочеанской традиции. Джулиано Прокачи (1926 г.р.) и Паскуале Виллани - стали известными историками-марксистами. Сложившаяся примерно в одно время с крочеанской «экономико-юридическая» школа на протяжении 1950-1960-х гг. как таковая практически исчезла. Её «патриарх» Джоаккино Вольпе как бывший видный деятель фашистского идеологического аппарата был отстранён от преподавания. Он оказался единственным, к кому в Италии была применена подобная санкция, что, впрочем, не повлекло за собой остракизма по отношению к нему в научной среде. Находясь уже в весьма преклонном возрасте (он дожил до 95 лет и умер в 1971 г.), Вольпе до конца своих дней не утратил работоспособности. К началу 1950-х гг. он завершил трёхтомную «Современную Италию»., а в 1960-е гг. переиздал, снабдив их новыми предисловиями, некоторые свои труды по медиевистике. И все же в основном это было подведение итогов прежней деятельности Вольпе как учёного. Завершил свою научную деятельность начавший её ещё до первой мировой войны Джино Луцатто (1878-1964). Известный главным образом как медиевист, он выступил в 1949 г. с обобщающим трудом по экономической истории Италии, охватывающим античность и средневековье (до конца XV в.), а годом раньше закончил публикацию аналогичного исследования по новому времени (до конца XIX в.). Но научной смены в следующем поколении историков «экономико-юридическая» школа не имела - также и в медиевистике, где она в начале XX в. сказала новое слово в изучении социальной жизни и юридических институтов городских коммун, а теперь утратила самостоятельную роль и перестала как-либо выделяться особенностями своего подхода. Одновременно с увяданием традиционных исторических школ в Италии после освобождения от фашизма сложилось и завоевало сильные позиции в историографии марксистское течение, которое внесло заметный вклад в разработку прежде всего проблем новой и новейшей истории. Историки-марксисты группировались вокруг центров по изучению Сопротивления, истории итальянского и международного рабочего движения и т. д. Постепенно они получали признание и в университетской среде. Университетскими профессорами стали Эрнесто Ражониери (Флоренция), Розарио Виллари (Рим), Филиппо Фрассати (Пиза) и др. Ученому-марксисту Джордже Канделоро принадлежит фундаментальный 11-томный труд по истории Италии в новое и новейшее время (с конца XVIII в. до установления республики), над которым он работал в течение 30 лет. Для большинства историков, становившихся приверженцами марксизма, это был выбор не только научной методологии, но и политической позиции. Потребность в поиске исторических корней массовых партий и движений, ставших в послевоенной Италии важнейшей общественной силой, вызвала к жизни не только марксистскую, но и католическую историографию. Её специфической сферой является история церкви, религиозных организаций, светского католического движения, взаимоотношений церкви с государством в различные периоды после объединения Италии. Как особое направление она оформилась в 1940-1950-е гг., когда появились обращавшиеся к подобной тематике католические журналы «Комментарий», «Жизнь и мысль», «Историко-политическое обозрение» и др. Наиболее видные представители католической историографии - профессор церковного права в Римском университете Артуро Карло Емоло (1891-1981), исследователь янсенизма и религиозных проблем в Пизанском университете Этторе Пассерэн д’ Антрев (1914 г.р.), Габриэле Де Роза (1917 г.р.) и др. Существующий с 1921 г. католический университет «Святого сердца» в Милане имеет сильную в научном отношении кафедру истории средних веков. В смысле методологии католическая историография близка к «этико-политической» школе Кроче. Границы между нею и другими историографическими направлениями определяются скорее различиями в политических и ценностных ориентациях, всегда игравшими большую роль в итальянской историографии. По традиции, восходящей к тому времени, когда церковь находилась в оппозиции к либеральному государству, католическая историография отделяет себя от историографии либеральной, а к этому последнему направлению преимущественно ко второй половине XX в. обычно относят историков. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. появилось несколько обобщающих коллективных трудов по истории католического движения, они подводят своего рода итог предшествующим изысканиям и свидетельствуют о том, что в развитии этого историографического направления наметился новый этап: специфический предмет католической историографии становится всё труднее отделить от общегражданской тематики (история различного рода ассоциаций, партий, общественного сознания и т. д.). В 1980-е гг. в итальянской историографии наметился поиск новых исследовательских подходов. Широко обсуждался вопрос об освоении междисциплинарных подходов, о взаимодействии истории и социальных наук (социологии, демографии, антропологии и т.д.). Существенное влияние на эти поиски оказывал опыт развития исторической науки в других странах – прежде всего Франции (школа «Анналов») и Англии «»новая социальная история», «новая экономическая история»). Однако до конца 1980-х гг. потребность в обновлении методологии исторического исследования выражалась больше в постановке тех или иных проблем, чем в практической реализации новых подходов. Только с начала 1990-х гг. значительное развитие получили исследования в русле «новой экономической истории» и «новой социальной истории». В рамках этих направлений такие исследователи как К. Гинцбург, Э. Гренди занялись проблемой изучения микроистории. Важным объектом исследования стала повседневная жизнь различных слоёв населения, характерные особенности их менталитета, сфера массовой народной культуры. В связи с разработкой подобных проблем активно осваивается методика устной истории. С 1981 г. издаётся журнал «Устные источники» («Fonti orali»).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |