|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯXVIII век вошёл в историю, как век Просвещения. Огромную роль в идейном обогащении историографии этого времени сыграли естественно-математические науки с их стремлением к рациональному, точному знанию. Вера в разум, стремление основываться на разуме как последнем и верховном авторитете явилась основным моментом идеологии Просвещения. С этой точки зрения просветители подвергают полной переоценке все старые исторические ценности. Бог изгоняется из истории, то есть начатое гуманистами преодоление теологической интерпретации исторических явлений было доведено до конца. В связи с чем, просветители стали критически подходить к источникам, что сообщало их историческим сочинениям более научный характер. С глубокой верой в торжество разума у большинства историков эпохи Просвещения была связана оптимистическая вера в прогресс, который рассматривали как поступательное развитие культуры, нравов, наук и искусств, промышленности, техники, торговли. В понимании исторического развития человечества у некоторых представителей просветительской мысли (особенно ярко у Руссо) намечались элементы историзма и диалектического подхода к истолкованию истории. В этом же направлении на историографию ХVIII в. оказывали влияние философские системы XVI-XVII вв.: учение Бэкона, выдвинувшего индуктивный метод исследования; система Декарта, давшего механическую интерпретацию мира; учение Локка, пытавшегося построить гносеологию на данных опыта. Продолжая заложенную ими традицию, просветители стремились разработать единый метод познания природы и общества, включить явления общественной жизни в единую цепь изучаемых наукой закономерностей. Идею общественной закономерности они также трактовали преимущественно механистически. Представление о неизменной «природе человека» бралось за основу, из которой пытались вывести главнейшие законы общественной жизни. Теории «естественного права» и «общественного договора» явились важнейшими компонентами историко-социологических построений просветителей. В то же время в отличие от мыслителей XVII в., которые уподобляли общественные законы законам движения простых физических тел (притяжение, отталкивание и т.д.), они стремились также выявить специфические мотивы общественного поведения человека, обусловленные его биологической и духовной природой. Заметное влияние на историографию Просвещения оказали и Великие географические открытия, в ходе которых был собран богатейший географический и этнографический материал. Благодаря этому расширился исторический горизонт исследователей XVIII в.; историческая мысль вышла из того узкого, замкнутого круга чисто европейских интересов, в котором она до этого вращалась. Вольтер, Гердер, Кондорсе и другие «просветители» уделяют уже значительное внимание арабам, индусам, китайцам, подчёркивая их вклад в общечеловеческую культуру, вследствие чего было положено начало складыванию единой картины мира. Просветители предложили новое понимание самого предмета исторической науки. История для них – не только арена деятельности королей и героев, а прежде всего история цивилизации и человечества. Поэтому они вовлекли в сферу её изучения историю культуры в широком смысле, историю нравов, народонаселения и т.д. Для многих просветителей характерен был интерес к истории промышленности, торговли, технических усовершенствований. Осознание важности материальных условий в жизни человека вело к тому, что в исторических взглядах некоторых из них пробивалась материалистическая тенденция.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |