АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИИ

Читайте также:
  1. III. Методологические основы истории
  2. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  3. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  4. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  5. Аксиология в истории методологической мысли
  6. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  7. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО
  8. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции
  9. АРХИВНЫЕ ФОНДЫ ПО ИСТОРИИ КНИГИ
  10. Билет 1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения
  11. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  12. Билеты по истории.

1. Развитие марксизма во второй половине XIX в.

В середине XIX в. в европейской исторической науке оформилось новое направление, оказавшее заметное влияние на историографию второй половины XIX – ХХ вв., известное как марксизм. Его основателями стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главнейшей историко-философской идеей марксизма стала идея материалистического понимания истории. Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет – с середины 1840-х гг. по середину 1990-х гг., наполняясь всё новым и новым содержанием. С точки зрения Маркса и Энгельса, материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе объяснить и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие духовные явления.

Возникновение нового понимания истории было подготовлено развитием наук о природе и обществе так и революционной ситуацией в Европе середины XIX в.

Большие успехи естествознания в XVIII - первой половине XIX в. утверждали идею закономерности и в развитии общества. В то же время возникали философские, экономические и исторические учения, подготовлявшие открытие этой закономерности. Такими учениями были немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Теоретические источники марксизма способствовали подготовке поворота в объяснении исторического процесса. Классическая немецкая философия дала предпосылки для возникновения материалистического взгляда на историю. Классическая политическая экономия своей теорией стоимости непосредственно направляла общественную мысль на понимание производственной деятельности людей как основы общества. Системы социалистов-утопистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна), при всём многообразии их умозрительных построений, сходились на признании важнейшего значения в судьбах человечества уровня развития производства. Таким образом, в разных аспектах и с разных сторон в общественную науку проникали плодотворные мысли о материальных основах исторического процесса, выдвигался вопрос о его закономерности.

Материалистическое понимание истории было в своей основе разработано Марксом и Энгельсом в работе «Немецкая идео­логия» (1845-1846). С тех пор, как свиде­тельствовал Энгельс, Маркс не написал ничего, в чём бы эта теория не играла бы основополагающей роли. Эту характеристику можно полно­стью распространить и на труды самого Энгельса.

В этот же период Маркс и Энгельс приступили к изучению истории рабочего класса и рабочего движения. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845) на материалах истории Англии с середины XVIII в. проследил про­цесс формирования английского пролета­риата в класс и его борьбу, определявшую развитие его классового сознания. Энгельс выделил основные «фазисы возмущения рабочих против буржуазии»: борьба ра­бочих против введения машин, перерас­тавшая в первые локальные рабочие вос­стания; создание рабочих коалиций и про­фессиональных союзов, развитие стачеч­ной борьбы и, наконец, - политическая борьба пролетариата против буржуазии, борьба за «социальную демократию» и завоевание власти. Связывая этот фазис и его типичные черты с чартистским дви­жением в Англии, Энгельс анализировал исторический опыт последнего, его сильные и слабые стороны.

В «Нищете философии» (1847) Маркс допол­нил рядом характеристик схему Энгельса, обратив особое внимание на роль клас­сового сознания в конституировании про­летариата как класса, в превращении его в «класс для себя».

Наибольшей силы исторические обобщения Маркса и Энгельса достигли в «Мани­фесте Коммунистической партии» (1848), содер­жавшем цельное и стройное изложение революционного мировоззрения проле­тариата. «Манифест Коммунистической партии» подвёл итоги разработки Марксом и Энгельсом основных идей материалистического понимания истории за предшест­вующий период. Через весь этот документ красной нитью проходила мысль о том, что со времени разложения первобытной общины вся история человечества была историей классовой борьбы между эксплу­атируемыми и эксплуататорами: «История всех до сих пор существо­вавших обществ была историей борьбы классов».

В последующих своих работах они дополнили и переработали некоторые положения своей материалистической философско-исторической концепции. Особенно важной являлась работы «Критика политической экономии» (1859) в предисловии к которой Маркс, излагая концептуальные основы своих взглядов, вводит целый ряд философско-социологических понятий («производительные силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка и др.), резюмируя сделанное им открытие следующим выводом: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. Согласно теоретикам марксизма идеи и теории пусть даже самые радикальные и благожелательные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.

Признание того, что материальная основа общества составляет «…как бы скелет его организации» и является осно­вой изменения социальных отношений и сознания людей привёло Маркса и Энгельса к выводу, что в развитии всех стран и народов, при всём огромном разно­образии составляющих их историю собы­тий, политических порядков, воззрений и верований имеются однородные крупные отличительные черты, соответст­вующие исторически определенному спо­собу производства. Такие общие харак­терные черты, выражающие нормальное и типичное в производственных отноше­ниях общества, находящегося на опре­делённой ступени исторического развития, они выразили понятием обще­ственно-экономической формации. Учение об общественно-экономических формациях дало возможность рассмотреть всемирную историю как естественноисторический про­цесс восхождения человечества по ступе­ням развития от низших форм к высшим.

В самом общем виде главные ступени развития человечества определялись как первобытнообщинный строй, группа фор­маций (рабо­владельческая, феодальная и капиталис­тическая) основанных на эксплуатации чужо­го труда, и высшая форма человеческого общества - коммунистическая общест­венно-экономическая формация - бесклас­совое общество, с которого собственно и начнётся подлинная история человече­ства.

Маркс и Энгельс показали, что каждая формация имеет свои специфические исторические закономерности, свои законы возникновения, развития и гибели. Общей же чертой является то, что переход от низшей формации к более высокой и слож­ной неизбежен в силу развития в недрах всякой антагонистической формации неразрешимых противоречий, ведущих к её гибе­ли и одновременно создающих предпосыл­ки для возникновения более прогрессивного общественного строя, который окончательно побеждает предшествующую формацию более высокой производительностью общественного труда. Конкретизируя эту общую схему развития челове­чества, Маркс и Энгельс считали, что в определённых условиях некоторые народы могут миновать отдельные этапы этого развития (рабовладение, феодализм, ка­питализм).

Формирование законов историчес­кого развития дало марксизму возможность противопоставить пониманию прог­ресса как гладкого, однолинейного, фа­тально поступательного хода истории но­вую научную концепцию исторического прогресса. Эта концепция охватывала про­тиворечивость процесса развития общест­ва и раскрывала его диалектику - развитие скачкообразное, с перерывом постепен­ности, развитие зигзагами, как бы по спи­рали, с возможностью временных и даже значительных регрессов, но с конечной неизбежной победой поступательного хода истории. В этом сочетании эволюционного и революционного развития Маркс и Эн­гельс, прежде всего, уделяли внимание именно революционному моменту, его закономерности.

Маркс и Энгельс, исследуя природу антагонистических противоречий в обществе, с позиций своей концепции объяснили происхождение общественных классов вследствие возник­новения общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. На этой почве всякая борьба в истории в действительности - выраже­ние классовых интересов, их противоречий и борьбы, которая, так или иначе, пронизывает собой все сферы жизни общества - экономическую, политическую и идеологическую. В отличие от других историков Маркс и Энгельс воспринимали борьбу классов как творческую силу истории. Рево­люционные перевороты, которые осущест­вляют всеобщее переустройство общества, уничтожают устаревшие производствен­ные и общественные отношения и утверж­дают новые отношения, соответствующие характеру и уровню производительных сил общества они называли «локомотивом истории», отводя им роль ускорителей исторического прогресса.

Таковы были главные идеи, характе­ризующие материалистическое понимание истории. С возникновением марксизма были созданы совсем иные основы изучения истори­ческого процесса. Сам процесс форми­рования нового мировоззрения требовал прежде всего фокусирования внимания на выделении определяющих черт, характе­ризующих закономерности общественного развития. В немалой степени это обуслов­ливалось и бурной предреволюционной эпохой, когда формировался марксизм.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)