АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сергей Васильевич Рахманинов

Читайте также:
  1. Анатолий Васильевич Алексеев
  2. В этот момент все искажения пропали, появилась картинка лагеря демонов, но почему-то вверх ногами. Под нашими вопросительными взглядами Сергей занервничал.
  3. Видя медленную смерть брата и девушки, Сергей потерял всякий смысл жизни, каждый день мог быть последним, знал он.
  4. Вильям Васильевич Похлёбкин
  5. Выдающийся советский, российский хирургу и ученый Юдин Сергей Сергеевич
  6. Гармонический язык Рахманинова
  7. Георгий Васильевич Свиридов
  8. О ПРЕСТАВЛЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ШУЙСКОГО
  9. ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА. 1837. С брифли.ру.
  10. ПОВЕСТЬ О ПРЕСТАВЛЕНИИ И ПОГРЕБЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА СКОПИНА-ШУЙСКОГО
  11. Политический портрет московского князя Ивана IV Васильевича Грозного.

В начале 80-х годов семья Рахманиновых переехала в Санкт-Петербург, где талантливый мальчик поступил в младший фортепианный класс консерватории к преподавателю В. В. Демянскому. Но учеба отнюдь не помогла Рахманинову развить свое дарование: дело в том, что Демянский не обратил должного внимания на своего ученика, успехи которого далеко не соответствовали его способностям.

В 1885 году родители Рахманинова по совету известного пианиста А. И. Зилоти (двоюродного брата Сергея Рахманинова) решили отдать сына в Московскую консерваторию, где Сергей стал учеником Н. С. Зверева. Последний не только занимался со своими студентами непосредственно по специальности (фортепиано), но и заботился об их всестороннем музыкальном и культурном развитии: следил за общеобразовательными занятиями, всячески поощрял посещение студентами концертов и театров, устраивал домашние музыкальные вечера, на которых иногда присутствовали известнейшие музыканты, в том числе Чайковский и Рубинштейн. Такая комплексная система обучения самым благоприятным образом отразилась на развитии музыкального дарования Рахманинова: у него выработалась привычка к систематическому, ежедневному труду, появился художественный вкус.

В 1888 году Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории и поступил в класс Зилоти. К этому времени у юного музыканта обнаружились бесспорные композиторские способности. Одновременно с занятиями по классу фортепиано Рахманинов начал посещать классы контрапункта и фуги у Танеева и свободного сочинения у Аренского.

Уже во время учебы в консерватории Рахманинов выделялся своей феноменальной музыкальностью. Исключительный музыкальный слух и необычайная память позволяли ему запоминать и свободно воспроизводить слышанные лишь один раз произведения, играть с листа труднейшие пьесы фортепианного репертуара. В области пианистической техники для него, казалось, не существовало трудностей. Выступления Рахманинова на ученических вечерах становились событиями в музыкальной жизни консерватории и не оставляли сомнения в его артистическом будущем.

В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию по фортепианному классу. Незадолго перед тем Зилоти оставил данное учебное заведение, и Рахманинов, не желая переходить к другому профессору, самостоятельно в трехнедельный срок подготовил довольно трудную и обширную программу, с которой блестяще выступил на выпускном экзамене.

Несмотря на постоянные выступления, Рахманинов, учась в консерватории, уделял внимание и занятиям композицией. Тогда он написал много произведений в разных жанрах, среди них пьесы крупной формы: Первый концерт для фортепиано фа-диез-минор, симфоническая поэма «Князь Ростислав» и первая часть «Юношеской» симфонии ре-минор, а также одночастное «Элегическое трио» соль-минор.

Весной 1892 года Рахманинов окончил консерваторию по классу свободного сочинения, представив в качестве экзаменационной работы партитуру одноактной оперы «Алеко», созданной им за 17 дней. Благодаря содействию Чайковского премьера данного произведения прошла в апреле 1893 года на сцене Большого театра.

«Алеко» и Первый концерт являются лучшими произведениями Рахманинова консерваторского периода. В них наиболее заметны характерные черты творчества молодого композитора: стремление к значительным мыслям и чувствам, прекрасный мелодический дар, выдающееся гармоническое чутье. Кроме того, в данных произведениях ощущается влияние музыки Чайковского и композиторов «Могучей кучки», отчасти также Грига.

Вскоре после расставания с консерваторией Рахманинов создает многочисленные произведения разных жанров: от небольших камерных пьес до монументальных симфонических произведений. При этом основное внимание он сосредотачивает в области фортепианной, камерно-вокальной и оркестровой музыки. До 1897 года им были написаны три тетради романсов, в которые входят такие замечательные образцы его вокальной лирики, как «Не пой, красавица», «Весенние воды», «Островок». Среди фортепианных произведений этого времени наиболее интересны Первая сюита для двух фортепиано в 4 руки, «Музыкальные моменты» сочинение 16. Среди произведений симфонического жанра в первую очередь следует назвать фантазии «Утес» и Первую симфонию ре-минор сочинение 13.

Во всех указанных произведениях этого периода присутствуют типичные для музыки Рахманинова образы, отличающиеся светло-романтическим характером. В данных сочинениях формируется особенная рахманиновская лирическая мелодика, появляются характерные темы драматической направленности, гармония становится еще более выразительной.

К середине 90-х годов Рахманинов завоевал достаточно большую популярность в кругах широкой публики, а также среди московских и петербургских музыкантов. Казалось, все способствует расцвету блестящего таланта, но судьба порой преподносит неожиданные и не самые приятные сюрпризы. Так случилось и с Рахманиновым: в 1897 году исполненная в Русских симфонических концертах в Петербурге Первая симфония потерпела полный провал и вызвала резко отрицательные отзывы прессы. Все это крайне отрицательным образом отразилось на Рахманинове: он уничтожил партитуру симфонии, а его творческая деятельность на время оборвалась. Впоследствии он вспоминал: «После этой симфонии не сочинял ничего около трех лет. Был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки».

Личная жизнь молодого композитора тоже складывалась не очень хорошо. По окончании консерватории острый недостаток в деньгах заставлял его давать многочисленные уроки по фортепиано в различных учебных заведениях. Такая зависимость тяготила Рахманинова, стесняла его творчество и подрывала здоровье, которое и так заметно пошатнулось после провала симфонии.

С осени 1897 года Рахманинов начинает выступать как дирижер: в течение одного сезона он работает в Московской частной опере С. И. Мамонтова. Смена обстановки и работа в оперном театре, общение с большим коллективом, в котором были талантливые артисты и художники, – все это благоприятно отражалось на состоянии духа композитора. Именно в тот период началась его дружба и совместные выступления с Ф. И. Шаляпиным, явившиеся, по словам самого Рахманинова, одним «из самых сильных, глубоких и тонких переживаний» в его жизни.

К 1900 году Рахманинову удалось восстановить душевное равновесие, после чего он приступил к работе над двумя новыми крупными произведениями: Вторым концертом для фортепиано и Второй сюитой для двух фортепиано. До 1906 года он написал и много других произведений, среди которых следует особо выделить сонату для виолончели и фортепиано, кантату «Весна» на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум», романсы сочинение 21, прелюдии сочинение 23, оперы «Скупой рыцарь» (на текст одноименной «маленькой трагедии» Пушкина) и «Франческа да Римини».

С осени 1904 года до весны 1906 года Рахманинов занимал должность дирижера Большого театра, на сцене которого под его руководством ставили такие оперы, как «Иван Сусанин», «Пиковая дама», «Князь Игорь».

В 1906 году Рахманинов, намереваясь целиком посвятить себя творчеству, оставляет театр и переезжает в Дрезден, где живет до лета 1909 года, изредка выступая с концертами в разных городах Европы. Здесь он создает Вторую симфонию, симфоническую поэму «Остров мертвых», цикл романсов сочинение 26, Первую сонату для фортепиано, большую часть оперы «Монна Ванна», а также работает над либретто оперы «Саламбо».

По возвращении на родину, в 1909 году, композитор сочиняет Третий концерт для фортепиано – произведение, ознаменовавшее собою расцвет его таланта. В данном произведении наиболее ярко предстают особенности стиля Рахманинова: подлинная симфоничность и широта формы, гибкий музыкальный язык, великолепный мелодический дар. Именно к этому времени происходит становление облика Рахманинова как музыканта и человека. Ему присущи исключительная скромность, прямота и принципиальность в вопросах искусства и в отношении к людям. Вот какие воспоминания о Рахманинове оставил один из его современников: «Достигнув мировой славы, он по-прежнему одевался просто, держал себя натурально, без вычур, свойственных знаменитостям, и по-прежнему был прямолинеен в суждениях, разговорах и действиях».

Между тем творчество композитора вызывало искренние и горячие симпатии у самых различных людей, что, однако, не мешало самому Рахманинову время от времени переживать острую душевную борьбу и мучительные сомнения в себе, в силу чего он был довольно замкнутым человеком. После поражения революции 1905 года в среде русской художественной интеллигенции распространились пессимистические настроения, чувства растерянности и страха. Все это нашло отражение и в творческой деятельности Рахманинова: в созданных им в 1910 – 1916 годах произведениях появляется ряд новых черт. Так, в кантате «Колокола» (текст Эдгара По в переводе поэта-символиста К. Д. Бальмонта), в некоторых прелюдиях и этюдах-картинах увеличивается значение трагических образов и значительно усложняется музыкальный язык.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)