АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оливье Мессиан

Читайте также:
  1. II.11. Русская философия XIX в.
  2. IV. ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
  3. VIII. Я и..
  4. Алексей Алексеевич Вигасин
  5. Б.И. Коновалов 12 страница
  6. Б.И. Коновалов 7 страница
  7. ББК 15.56 8 страница
  8. Билет 10. Древний Рим.
  9. Буддийская традиция Тибета
  10. Былое и думы
  11. Валовый внутренний продукт
  12. Введение

Французский композитор, органист, теоретик музыкального искусства и педагог Оливье Мессиан родился в 1908 году. Обучался в Парижской консерватории. В 1931 году начал работать органистом в парижском соборе Святой Троицы. В 1936 году стал профессором Нормальной музыкальной школы и Певческой школы. Принимал участие в боевых действиях во время Второй мировой войны, в течение двух лет был узником немецкого лагеря для военнопленных. В 1942 году являлся профессором Парижской консерватории.

Будучи высокообразованной и необыкновенно эрудированной личностью, Мессиан с самого начала своей творческой деятельности находился в поиске новых выразительных средств. Он интересовался музыкальным искусством Востока и Южной Азии, штудировал системы ладов музыки Индии и арабских стран. Его увлечение записью птичьего пения в дальнейшем нашло воплощение в цикле для фортепиано «Каталог птиц» (1959), а также в ряде других произведений.

Свои искания Мессиан обосновал в труде «Техника моего музыкального языка», посвященном теориям так называемых ладов ограниченной транспозиции и полимодельности (полимодельность – одновременное сочетание сразу нескольких ладов). Эти концепции нашли практическое воплощение в музыкальных произведениях композитора.

Творчество Мессиана интересно тем, что конструктивный расчет соединяется в нем с мистико-религиозными воззрениями, о чем говорят уже названия его работ: «Видение Аминя» для двух фортепиано (1943), «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» для фортепиано (1944), «Три маленькие литургии Божественного присутствия» для восемнадцати женских голосов и оркестра (1944).

Музыкальная ткань произведений Мессиана изобилует многослойными (полимодальными) аккордами, сложные ритмические построения свидетельствуют о мощном даровании автора. Сочинения музыканта объемны, так, исполнение фортепианных циклов обычно занимает от двух до трех часов. К сожалению, форме не всегда присущи ясность и четкость. Но, несмотря на это, наиболее удачные композиции восхищают слушателя своей выразительной силой и яркой оригинальностью.

Одно из таких произведений – симфония «Турангалила» (1948), выразившая интерес Мессиана к индийскому музыкальному искусству. Восточные мотивы превращаются благодаря фантазии композитора в нечто необычное. Сам автор писал о своем «детище», что это «„Тристан и Изольда“. Но в индийском варианте… Основное здесь – гимн „абсолютной“ любви, уходящей в вечность». Для воплощения этой идеи композитору потребовалась громадная партитура, состоящая из десяти частей. Она поражает красочным богатством и необычностью тембровых оттенков. В состав симфонического оркестра входят ударные инструменты, способные воссоздавать иллюзию звучания яванского гамелана – оркестра, где ведущую роль играют металлофоны, гонги и ряд других ударных инструментов. Дополняют их партии солирующего фортепиано и электронного инструмента «волны Мартено». Сложность гармонии и ритмики, тембровый колорит – все это делает симфонию очень оригинальной.

Необычны и другие произведения Мессиана, в которых яркая индивидуальность порой окрашена оттенком мистической туманности. Композитор был прекрасным органистом-импровизатором, он сыграл большую роль в развитии церковной музыки. Его яркие и выразительные импровизации порой выходят далеко за рамки культовой службы.

Умер Оливье Мессиан в 1992 году.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)