АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  3. I. Понятие и значение охраны труда
  4. I. Понятие общества.
  5. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  8. II. Основные задачи и функции
  9. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  10. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  11. II. Понятие социального действования
  12. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля тер­мин "бытие" связывается с такими родственными ему словами, как "быть", "бывать", "существовать", "присутствовать", "наличествовать". Это, можно сказать, широкое значение слова "бытие". Признаком су­ществования наделены предметы, процессы, свойства, отношения; при этом предметы и т.п. могут обладать как актуальным бытием, так и по­тенциальным (находиться "в возможности"). Того или иного события еще нет в реальности, но оно может возникнуть, как, к примеру, злако­вое растение из семени. Возможности так же, как актуальной действи­тельности, присущ признак существования. Этот же признак "быть" ("существовать") относится к ценностям, к ценностным отношениям, хотя это и не есть "предмет" сам по себе. Ценности - важная форма бытия (а не просто обладающая признаком существования). Итак, име­ются следующие формы бытия: актуальное предметное бытие, потенци­альное быте и ценностное бытие. Все они базируются на предметном (вещественно-субстратном) бытии. Помимо этого, имеется бытие, про­изводное от вещественно-субстратного бытия. Это - идеальное бытие, мир психического и духовного, мир духовно-социо-культурного. В дан­ном случае "идеальное" соотносимо с "материальным".

В узком своем значении термин "бытие" часто совпадает с "мате­рией" и даже "природной и социальной реальностью". Философы гово­рят о "бытии" как определяющем "сознание"; "сознание" порождено "бытием" и отражает (вместе с тем в определенной мере и творит) "бытие".

Формы бытия выделяются, помимо только что отмеченных, по атри­бутам материи (пространство и время, к примеру, есть не что иное, как "пространственное бытие" и "временное бытие"), по формам движения материи (физическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бы­тие). Имеются и более конкретные формы (иногда их называют "виды") бытия.


Важной формой бытия является "общественное бытие", под которым понимают чаще всего способ производства. Общественное бытие в ко­нечном счете (в своем развитии) обусловливает общественное созна­ние, т.е. различные способы духовного освоения действительности: мо­раль, искусство, науку, религию, философию.

Учением о бытии вообще является онтология (от греческих слов "ontos" - сущее и "logos" - учение); онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной запад­ноевропейской философии распространено понятие "новая онтология", под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Само понятие бытия развивалось Платоном, неоплатониками, Аристотелем и другими фило­софами.

Следует отметить, что наряду с подходом к бытию, ставившим лич­ность человека в зависимость от бытия (материального или идеального), имел место также подход, отправлявшийся в своем анализе бытия от субъекта, от личности познающего. Так, Дж. Беркли считал, что суще­ствование вещей состоит в их воспринимаемости (esse est percipi); ина­че говоря, критерием бытия он ставил воспринимаемость вещей в ощу­щениях и восприятиях человека. Р. Декарт, родоначальник рационализ­ма, придерживался положения о всеобщем значении сомнения, ведущего к разумному отношению к реальности; его исходный принцип: "Я мыс­лю, следовательно, существую" ставил мышление перед бытием, т.е. требовал считать бытием только то, что отвечало требованию ясности и четкости мышления.

Понятие "бытие" является (при любой его трактовке) центральным, исходным в философском осмыслении мира.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)