АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ

Читайте также:
  1. I.1.8. Философия и ценности.
  2. II.4.3.Три драгоценности буддизма
  3. В-третьих, составной частью культуры являются духовные ценности: нравственные, религиозные, эстетические и др. Это представления людей о добре, истине, красоте и т.п.
  4. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
  5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
  6. Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу.
  7. Духовные ценности и традиции белорусского народа
  8. Иными словами, господа, идите своей дорогой. Ваши ценности не имеют цены здесь, на Руси. С вами говорить не о чем. А вот американцам, простым людям скажем так.
  9. КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?
  10. Культурные ценности и нормы
  11. Лекция 3. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
  12. Мы отстояли свои ценности — значит, мы правы

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой форми­рования, зарождения и пола! ания целей являются интересы, потребно­сти человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достиже­ния конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Тако­вой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что есть "искусственный интеллект". Однако такие машины созданы человеком, в них он вложил цель, и ма­шины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоз­зрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целепо­лагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятель­ности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конеч­ном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип дея­тельности, признанные социальной организацией и в той или иной фор­ме заданные для исполнения ее членами1. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регули­рующих поведение людей, все иные формы их деятельности2. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимо­действия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логи­ческие и другие нормы. Каждая норма формируется на основе опреде­ленных законов и включает 4 основных элемента: 1) содержание - дей­ствие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) харак­тер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевоз­можные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми чело-

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 428.

2 Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 52.


век сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, ре­гионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлени­ях о ценностях.

Философ О.Г. Дробницкий следующим образом определяет ценность. "Ценность", пишет он, это понятие, обозначающее, во-первых, положи­тельную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценно­сти сознания)1. К предметным ценностям О.Г. Дробницкий относит ес­тественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихий­ных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явле­ниях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатст­ва современников; полезный эффект или теоретическое значение науч­ной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценно­стям сознания он относит общественные установки и оценки, императи­вы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных пред­ставлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям "отрицательных" значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечи­мой болезнью, сама эта болезнь есть "ценность". Мы полагаем, что прав философ A.M. Коршунов, который обратил внимание на то, что не вся­кая значимость есть ценность. "Ценность, - отмечает он, - есть поло­жительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему"2. Для индивида ценно то, что служит его интересам, разви-

1 Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 462.

Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С. 107-108.


таю. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в опреде­ленной ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек.

Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценно­стями, а представление о субъектной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей челове­чески жизненного плана. По убеждению И.С. Нарского (нам оно пред­ставляется важным), материальные блага являются лишь средством дви­жения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости.

Итак, ценность - это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)