|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА МИРАЭта проблема возникает, во-первых, потому, что очевидно качественное различие вещественно-субстратных предметов и сознания, во-вторых, очевидно также и то, что весь материальный мир разнообразен. Так много ли субстанций (и не сводимы ли они к двум - к материи и духовной субстанции) или в основе всего многообразия - только одна субстанция? Эта проблема возникла еще в античности, и через всю историю человеческой культуры она прошла как "проблема единства мира". В Древней Греции, как мы видели, Гераклит объяснял многообразие мира, в том числе души, разными модификациями огня; душа, как другие системы, вовлечена в космический круговорот; "сухая душа" ближе стоит к огню, чем "влажная", являющаяся субстратом ощущений. По существу из единого начала - атомов - пытался объяснить многообразие мира, а также различные состояния сознания Демокрит. Некоторые философы, правда, полагают, что Демокрит признавал вторую субстанцию - пустоту, но это была, если быть более корректным, вовсе не субстанция, поскольку не являлась источником многообразия предметного мира. У него пустота - лишь условие проявления единой субстанции. Совсем другую картину нам дает Эмпедокл, у которого в самом основании мира положены четыре "равных" по своей мощи субстанции - вода, воздух, огонь и земля; они заполняют все пространство, находятся в движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Все вещи как 1 Спирин А.Г. Сознание - самосознание. М., 1972. С. 83. бы складываются из этих четырех "корней" (субстанций) вроде того, как стена сложена из кирпичей, камней, скрепляющей их массы. Каждый из своеобразных предметов и сложен своеобразно: кость, например, составлена из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня. Таким образом, в античной философии уже сложились противоположные направления: монизм (от "monos" - один), считающий, что все многообразие предметов и явлений образуется из одной, единственной субстанции, и плюрализм (от лат "pluralis" - множественный), признающий несколько или множество субстанций, создающих все многообразие мира. Существует разновидность плюрализма - дуализм; он наиболее ярко представлен в философии Декарта. У него два исходных начала всех предметов и явлений - материальное и идеальное; в человеке связаны между собой безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой посредством так называемой шишковидной железы. Монизм и плюрализм подразделяются на идеалистическую и материалистическую разновидность. В немецкой классической философии, например, идеалистический монизм представлен прежде всего Гегелем, а материалистический монизм - Фейербахом. Наиболее видным идеалистом-плюралистом Нового времени был Лейбниц. Его не удовлетворяла материя как пассивная субстанция, и он признал существование монад - множества духовных субстанций, образующих столь разнообразный чувственно-предметный мир (физический космос). Наиболее обоснованным является материалистический монизм. Его основное положение: мир един по своей материальности. Данное положение конкретизируется в нескольких других. Первое: мир един, поскольку он субстанциален. Все, что существует, есть субстанция или ее свойства. Субстанция атрибутивна. Одним из атрибутов материи как субстанции является отражение, существующее на любом из ее структурных уровней. Отражению свойственно усложнение форм. Наивысшей из известных на сегодня науке форм оказывается индивидуальное сознание. Духовность, базирующаяся на сознании человека, есть не противоположность субстанции, а одно из ее важнейших свойств. Субстанциальный характер сознания "снимает" абсолютную противоположность материи и сознания, но заключает в себе относительное их различие (в пределах единой субстанции). Второе: мир един по своей физической структуре. Наука установила, что на Солнце, на других звездах Вселенной существуют в основном те же самые химические элементы, физические вещества и поля, что и на Земле. Постепенное, но неуклонное продвижение науки в глубины микро- и мегамира подтверждает, что везде имеются одни и те же физические виды реальности - вещество, поле; наука уже изучает новый вид - антивещество и подошла к описанию антиполей. Интересными в перспективе для деятельности и жизни человека представляются работы биофизиков, биохимиков и психологов над пси-полями, что позволит, возможно, прийти к установлению более тесной связи индивидуального сознания с миром в целом. В представление о вещественно-субстратном единстве мира входит также рассмотрение всего этого мира как целостности. Вселенная - это система бесконечного множества иерархически соподчиненных систем, а она сама - тоже система, но особого рода: она, в отличие от конкретных систем, бесконечна в пространстве и во времени, она не закрытая, а открытая система. Системность материи означает взаимосвязь конкретных систем: не связь любой из них с любой другой системой (что ограничено предельной скоростью распространения света), а в конечном лишь счете всеобщую взаимосвязь. Третье: мир един по внутренним отношениям между явлениями. В основе любых связей - функциональных, самоорганизующихся, целевых и прочих - всегда находится причинность. Отношение причинения - это такая связь между являениями, при котором одно явление при наличии определенных условий вызывает к жизни другое явление (следствие). Признаки причинной связи: временная последовательность, необратимость, однозначность, порождае-мость. В процессах причинения происходит перенос вещества, энергии и информации от причины к следствию. Хотя качество следствия оказывается при этом неравным качеству причины, между ними имеется неразрывная связь. Комплексы причинно-следственных связей создают цепи причинения (в том числе вероятностные, двулинейные с обратной связью). Беспричинных явлений в природе не существует. Четвертое: мир един по своим законам. Он не есть хаотическое нагромождение предметов и явлений. В одних своих аспектах он един по своим физическим законам, в других единство обеспечивается химическими, биологическими законами, а в целом его единство, к тому же в связи с мышлением, сознанием, обеспечивается действием всеобщих законов диалектики. Единство мира по его законам раскрывает нам помологическое ("nomos" - закон) единство мира. Пятое: мир един по своему происхождению. Свою "начальную точку" имеют галактики, наша Солнечная система, человек и другие материальные и духовные явления. Все многообразие человеческих этносов, рас, индивидов имеет единый "корень" - становление Солнечной системы, и в этом смысле (если брать космогоническую гипотезу о ее происхождении из раскаленной газопылевой туманности) огонь, действительно, предшественник и основа всех людей. Итак, мир не плюралистичен в философском смысле слова; он монистичен, и этот монизм есть единство субстанциальное, вещественно-субстратное, каузальное, помологическое и генетическое. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |