|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫГоворя о философии в целом, мы указывали, что в наиболее общем смысле ее объектом выступает система "мир - человек", в рамках которой можно выделить различные предметные уровни (гносеологический, онтологический, аксиологический, прагматический и т.д.), отражающие специфику наиболее общего философского подхода к бытию. Однако само понятие мира также неоднородно, и в нем можно, в частности, выделить, например, мир живой и неживой природы и т.д. Человек также является частью мира, его особой структурой, основным признаком которой выступает его социальность. Соответственно объект философии, которая занимается обществом в целом как частью бытия, включается в нашей схеме в подсистему "мир". Это своеобразный мир социального, который целесообразно обозначать, как отмечает К.Х. Момджян, термином "социум"1. Здесь человек выступает не только как некий абстрактный субъект познания (как, например в гносеологии) и не только как отдельная личность, наделенная индивидуальными свойствами, но и как социальное существо. То есть он является носителем свойства конкретного социального, т.е. определенной подструктуры социума. Поэтому понять человека без исследования его "социальной среды обитания" невозможно, так же как невозможно (кроме общих банальных рассуждений) сделать обоснованные выводы об общих социальных закономерностях. Таким образом, для понимания сущности общества прежде всего необходимо выделить и отличить его от других подсистем бытия. Здесь возникает первая сложность, так как понятий общества существует огромное множество и любая социальная группа - от клуба любителей пива и общества рыболовов до партийной или профсоюзной организации -) может себя вполне правомерно обозначать как общество. Наша задача - исследовать не любые социальные группы или их механическую совокупность (это может стать предметом отдельного социологического анализа), а выделить некоторые общие признаки, позволяющие говорить об обществе в целом и одновременно абстрагироваться от всех несущественных признаков применительно к нашему пониманию. В результате мы получаем предварительное широкое определение: общество представляет собой образование, соединяющее в себе "существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллек- 1 Мооджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 83. тива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории"1. Соответственно объект философии применительно к обществу можно конкретизировать: наша общая схема "мир - человек" примет относительно общества следующий вид: "социум (как подструктура бытия) - общество (как форма бытия социальности)"2. В рамках данного предмета получают свое уточнение и перечисленные выше общие предметные уровни философии. "Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социальности и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название". Приведенное выше определение хотя и дает нам общее представление об обществе, выделяя его из ряда иных образований, тем не менее недостаточно эффективно и требует своего дальнейшего уточнения. Поскольку общество представляет собой очень сложное образование, целесообразно проводить данное уточнение, используя системный подход. В общем плане суть системного подхода заключается в рассмотрении любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи между ними. Элемент здесь представляет некую далее неразложимую единицу предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и форму существования объекта. Но поскольку внутри системы структура реализуется как устойчивая связь, обеспечивающая относительную устойчивость всей системы, она представляет собой совокупность объективных законов, выражающих эту связь. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов. Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. 1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 82. 2 Может возникнуть вопрос о том, куда же подевался из нашей схемы "человек". В рамках данной предметной области он исследуется как носитель определенных индивидуальных свойств социальности, т.е. интересует нас как существо общественное. Тогда как его личностные особенности исследуются, например, философской антропологией. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 92. Дифференцированность и разнообразие общественных связей позволяют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систему, внутри которой могут быть собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. В качестве таковых обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы. Общество - это органическая целостная система, так как активность структурных (общественных) связей в ней очень высока, что делает ее способной к саморазвитию. Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходит и на которые ориентируется человек. Именно поэтому простая совокупность знаний о перечисленных подсистемах общества, достигаемая в таких науках, как экономика, политология, социология, не даст нам полного представления об обществе. Каждая из этих наук опирается на собственную предметную область, то есть интерпретирует исследуемый объект, выделяя только экономические (или же политические, социальные, духовные и т.д.) отношения, абстрагируясь от всех остальных. Поэтому экономика дает лишь экономические знания об обществе, политология - политологические и т.д. С другой стороны, мы не получим действительного понимания общества, исходя лишь из анализа общества "вообще", так как общественные закономерности носят конкретный характер. Говоря о системном подходе, мы отмечали, что одним из его компонентов является определение элементов в качестве далее неделимой и неразложимой единицы, которая выполняет в данной системе соответствующие функции. Применительно к обществу в качестве его системного элемента выступают индивиды. Именно они являются неотъемлемым условием любой деятельности, "ее субъектами, т.е. носителями целенаправленной активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы"1. Проще говоря, без активной деятельности человека никакой процесс в обществе невозможен и никакие социальные институты или группы не имели бы места. Деятельность людей может осуществляться лишь в отношении и при помощи чего-то. В качестве этого могут выступать предметы, с помо- шью которых люди осуществляют свою деятельность. Среди предметов можно выделить следующие: 1) "предметы труда", т.е. то, на что направлена деятельность человека; 2) "орудия, труда", с помощью которых человек осуществляет непосредственное воздействие; 3) средства хранения и транспортировки первого и второго. Все эти предметы связаны с прямым физическим воздействием или взаимодействием с природой. Однако прямое воздействие может быть оказано и на социальную среду существования. "Это означает, что и скальпель в руках хирурга, и штанга в руках спортсмена, и даже бутерброд, съеденный нами в буфете, принадлежат миру вещей, с помощью которых мы физически изменяем реальность (даже если ею выступает наше собственное тело)"1. Совместная деятельность людей связана не только с физическим воздействием на природу и общество, но и с обменом информации между людьми, причем как внутри одного, так и между разными поколениями, что обеспечивает преемственность между ними. Такой обмен и хранение информации осуществляются с помощью особой системы знаков и символов, которые могут представлять собой как обычные предметы, которым придано то или иное культурное и общественное значение, так и их языковое выражение. Совокупность символических и знаковых средств и форм выражения создает особое семиотическое пространство, которое выступает важнейшим условием сознательной общественной деятельности людей, их взаимодействия и коммуникации. Благодаря этому происходят фиксация, хранение и передача общечеловеческих ценностей и принципов, которые становятся далее условием целенаправленной деятельности людей сначала на уровне сознания, а потом и на практическом уровне. Важность этого элемента общества как системы позволяет в общефилософском плане обозначать его как семиосфе-ру2 по аналогии с такими структурами бытия, как ноосфера, биосфера и т.п. В качестве важнейшего признака любой системы выступает наличие особой системы связей между элементами, которые мы обозначили как структуру. В качестве такой системы связей в обществе выступают общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами конкретной социальной системы. Причем общественные отношения существенно влияют на функционирование элементов, которые подчиняются этим отношениям. Так, например, любой человек может быть включен в самые различные социальные группы, но каждая из них потребует от него в первую очередь выполнения тех функций, ко- Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 324. 1 Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. С. 326. 2 Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. С. 165. торые важны для выживания и функционирования данной группы в целом. Человек может обладать прекрасным голосом и слухом, но в рамках, например, какой-то партийной структуры эти личностные качества будут использоваться в лучшем случае для выкрикивания лозунгов на митингах и пения гимнов. Если деятельность человека будет мешать функционированию системы в целом, то последняя его отторгнет. Таким образом, личность адаптируется к общественной системе таким образом, что реализует свои внутренние задатки и способности в рамках различных социальных групп. Поэтому с утра человек может функционировать как студент престижного вуза, по вечерам как член организованной преступной банды, и при этом он может оставаться прекрасным членом семьи, обеспечивая устойчивое функционирование каждой из этих социальных групп. В рамках конкретных общественных отношений человек соответствующим образом использует как реальные, так и знаково-символические предметы, способствующие его деятельности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |