АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальное влияние: внушаемость, конформизм, подчинение

Читайте также:
  1. Автономия, дисциплина и просоциальное поведение
  2. Антисоциальное расстройство личности.
  3. Асоциальное поведение школьника
  4. Безработица и социальное поведение: теория и опыт социологических исследований
  5. Безработица, бедность, социальное выпадение (social exclusion)
  6. Биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие
  7. Биологическое и социальное в человеке
  8. Биологическое и социальное в человеке
  9. Биологическое и социальное в человеке
  10. Биологическое и социальное в человеке. Понятие «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  11. Взаимодействие как простейшее социальное явление
  12. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е.. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

 

Различают:

1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.

2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

2. Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.

3. Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.

4. Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение. Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?

 

Сами по себе они бывают разными:

♦ меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной;

♦ позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

 

Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, необходимо иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют "их" говорить "не то"?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реального жизненного подтверждения правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их в сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

 

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

 

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

1. Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.

2. Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

28. Влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности;

На наше чувство безопасности влияет внешний мир с его кино, рекламой, с его телевизором и компьютерными играми.

Дело в том, что после просмотра таких фильмов конечно притупляется правильное ощущение окружающего, и человек себя чувствует на каком-то другом совершенно небе, и ему кажется, что он сейчас совершенно спокойно повторит все то, что он видел в кино. И я уверен, что… Ну, в общем и после просмотра просто боевик, где не обязательно есть погоня, я уверен, что многие ловят себя на мысли выходя из кинотеатра, что сейчас они вот тоже одним ударом убьют 10 человек, и запрыгнут на стену, и там сделают какие-то невероятные совершенно кульбиты потому, что целый час они на это смотрели, и у них это всё в подкорку каким-то образом естественно записалось, и им хочется это всё повторить.

Проводились исследования на тему влияния рекламы на водителя. Общее заключение данного исследования состоит в том, что наличие рекламных щитов не вызывает изменений в поведении водителей в отношение визуального поведения, сохранения скорости, или удержания полосы. Скрупулезная проверка по отдельным рекламным щитам, которые могли бы считаться как получающие наибольшее визуальное внимание, показали отсутствие какой-либо связи между участком попадания взгляда и местонахождением рекламного щита. Измерения характеристик вождения при наличии этих конкретных рекламных щитов, в целом, показали меньшее изменение скорости и отклонение от полосы. Таким образом, даже при наличии рекламных щитов, получающих наибольшее визуальное внимание, не наблюдалось никаких изменений ни в визуальном поведении, ни в характеристиках вождения.

За руль нужно садиться только успокоившись и полностью отдавать себе отчет в реальности, то есть управляя собой.

29. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством;

Влияние на личность в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Социальное окружение – это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывает влияние на личность и рождает чувство собственного достоинства положительные оценки социума. Унижение и беспомощность в индивидууме порождает неудовлетворенность и негативно влияет на развитие личности.

На раннем этапе развития личности индивида используется принцип похвалы, в случае успешного и адекватного поведения, и наказания, в случае неудачи. В первую очередь взрослые, точнее родители и педагоги, прививают ребенку правильную модель поведения, культурные традиции, нормы этики и правила получения новых знаний. Самоанализ индивида возникает уже после сравнения собственных поступков с известными ему шаблонами поведения. Например, негативная оценка ребенку в школе снижает мотивацию работать на результат.

Большое влияние на личность оказывает индивидуальный опыт индивида, который определяется также физическим окружением. К физическому окружению относится природа, окружающая нас, особенно климат. Люди, которые живут в разных климатических условиях, отличаются друг от друга. Природа, хотим мы этого или нет, влияет на личность, манеру поведения и формирование личностной структуры.

Культура оказывает влияние на личность, её формирование. Культура является носителем определенных социальных норм и ценностей, которые вносят свои коррективы в формирование личности. Стоит проявлять лояльность и терпимо относиться к представителям разных культур, чего и следует учить еще не сформировавшуюся личность.

Взрослые, проявляя терпимость, оказывают благоприятное влияние на личность, её формирование, тренируют самодостаточность и самостоятельность, учат манерам и моделям поведения в социуме.

30. Представление об этике и этических нормах;

Этика как система знаний: предмет, круг проблем, цели и задачи.

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика – искусство жить без печали".


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)