АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления развития образования в мировой истории

Читайте также:
  1. AuamocTukaДиагностика психического развития детей 3—7 лет
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  4. F8 Нарушения психологического развития
  5. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  7. I. Порядок медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение взрослых больных (кроме больных туберкулезом)
  8. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  9. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  10. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  11. II. Основные задачи и функции
  12. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений

Рассматривая развитие истории педагогики можно опираться на идею Лушникова А.М., который рассматривает три основные этапа и направления развития педагогики: практика воспитания, педагогическая мысль, педагогическая наука[69].

Практика воспитания самый продолжительный период в истории педагогики: он начался с первобытно-общинного строя и продолжается до сегодняшнего дня. Воспитание как социальное явление связано с выделением человека из мира животных, с систематическим занятием трудом и необходимостью передачи опыта от поколения к поколению. В этом смысле воспитание существует столько же сколько и человечество.

В эпоху первобытного общества произошло становление самого воспитания как особого вида деятельности. Сначала оно существовало как стихийное, инстинктивное явление (слово «воспитание» означает питать, взращивать), а затем становится самостоятельной осознанной деятельностью. Соответственно появляются и особые люди – воспитатели, наставники.

С усложнением общественной жизни, развитием общества изменяются и требования к результату воспитания, а, следовательно, усложняется и дифференцируется воспитание: оно становится разным по полу, возрасту, по содержанию, методам.

В заключительный период первобытного общества становится массовым семейное воспитание.

В условиях разделения труда (умственного от физического), с появлением письменности появляются и специальные люди или учреждения, занимающиеся воспитанием и обучением.

Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитательные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной стороны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происходивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.

Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.

Факторы, повлиявшие на возникновение школ [70]

1. Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцированному обществу (3 тысячелетие до н.э.).

2. Разделение деятельности человека на умственный и физический труд, а также усложнение характера последнего. Разделение труда повлекло за собой формирование различных специализаций и специальностей, в том числе профессии учителя и воспитателя.

3. Возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фактором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более сложным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обучения. В первую очередь школа утвердилась как школа письма. Ее цель заключалась в том, чтобы обучить умению читать и писать отдельных представителей общества (аристократии, служителей культа, ремесленников и торговцев).

В 3 тыс. до н.э. почти в каждом городе Междуречья были школы, организовывавшиеся при храмах. По-шумерски школа называлась «эдубба» – «дом табличек» – и предназначалась, прежде всего, для подготовки писцов. В процессе обучения письму использовались глиняные таблички, на которых ученики писали заостренной палочкой (стилем). В основном школы были небольшими, насчитывавшими 20–30 учеников, с одним учителем, который создавал таблички-модели, дети переписывали их и заучивали наизусть. Методика обучения базировалась на многократном повторении. В крупных «эдуббах» (их называли «домами знаний») было несколько учителей письма, счета, рисования, много помещений для занятий и хранения табличек.

В этот же период в Египте обучение было индивидуальное. На начальном этапе обучения дети учились считать, читать и писать, на втором этапе происходила дифференциация: одни изучали музыку, литературу, грамматику, другие осваивали математику, третьи – основы ведения хозяйственной деятельности. Процесс обучения был рутинным и сводился к переписыванию и заучиванию стандартных текстов, поучений, примеров. Образование носило специализированный характер и считалась залогом успешной карьеры в будущем.

Традиции обучения в Древнем Китаебазировались на опыте семейно-общественного воспитания. В основе школьного обучения лежало почитание старших, наставник воспринимался как второй отец. Первые школы в Древнем Китае появились в Ш тысячелетии до н. э., чуть позднее для их названия стали употреблять иероглиф «сюэ» (учить, учиться).

К 1 тыс.до.н.э. складывается шумерский идеал образования, включающий высокий уровень овладения письмом, составления документов, искусством пения и музыки, умение принимать разумные решения, знание магических обрядов, сведений из географии и биологии, математических вычислений. Школы открывались при храмах и дворцах, их посещали мальчики, девочки могли научиться письму дома у своего отца. Образование, получаемое в «домах табличек», давало возможность занимать управляющие посты. Ученики делились на младших и старших «детей эдуббы», обучение вел «старший брат» – учитель и контролировал «отец школы» – директор. Зарождались новые методы обучения – беседа, разъяснение, спор.

В период рассвета Эллады с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

С 7 лет дети поступали в школу. В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными. Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. При обучении чтению применялся буквослагательный метод, сохранившийся в начальной школе вплоть до XIX в. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование. Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это, прежде всего, гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16–18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. В этот период в Афинах было три гимнасия: Ликей, Академия, Киносарг, содержание обучения, в которых преследовало цели дальнейшего совершенствования в гимнастических упражнениях и «гимнастике ума» в процессе обсуждения важных общественно-политических проблем. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии – государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях – беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании. Второй год посвящался несению службы на границах государства. Основной упор в воспитании в Спарте делался на гимнастические и военные упражнения.

Эллинистический период в развитии античного воспитания и образования продолжался с III в. до н. э. по I в. до н. э. В этот период корректируется идеал воспитания: на смену героической личности приходит просвещенный, образованный, независимый в суждениях человек, носитель богатейшей эллинистической культуры; усиливается доля мусического образования за счет гимнастического.

На начальной ступени образования расширяется участие государства в школьном деле, получают развитие государственные учебные заведения, которые все же остаются платными, но облегчается доступ детям свободнорожденного населения в школу.

Мусическая школа разделяется на два типа школ: элементарную школу грамоты с пятилетним сроком обучения (собственно мусическая) и грамматическую школу с усложненной программой и трехлетним сроком обучения. Само название грамматической школы связано с появлением новой дисциплины в преподавании – грамматики, в содержание которой входят наука о языке, знакомство с богатейшей эллинской литературой и культурой. Традиционно изучение литературы проходило с постижением основ музыки, пения, кроме того, в грамматической школе изучались математика и рисование.

Изменения, происходившие на ступени среднего образования, были связаны с уменьшением доли гимнастического образования по сравнению с предыдущим периодом. Гимнасии приобретают статус привилегированных учебных заведений и становятся доступны для юношества из зажиточных семей. Увеличивается число гимнасиев, целью образования в которых становится углубление и расширение знаний, полученных в грамматической школе. В программу обучения включаются литература, философия, риторика, музыка, математика, география; в преподавании используются дидактические пособия (географические карты, небесные глобусы), при учебных заведениях организуются библиотеки. Эфебия становится своеобразным учреждением повышенного образования с годичным сроком обучения. Военная подготовка здесь уступает место подробному знакомству с научными дисциплинами гимнасия – грамматикой, риторикой, философией, математикой, физикой, этикой. Вместе с этим в эфебии продолжали упражняться в гимнастике и военном искусстве.

В V в. до н. э.в Риме возникают первые начальные элементарные школы – ludi (в переводе – игра, спорт, уклонение от работы), которые были частными и платными, давали начала знаний и не пользовались авторитетом, уступая уровню семейного воспитания.

В дальнейшем обучение сходно с Грецией.

Ко II в. до н. э. в Риме появляется н овый тип учебного заведения – школы риторов, где обучение ораторскому искусству шло на базе расширения знаний в латинской и греческой грамматиках.

II-IV вв. в Индии сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь), где обучали счету, чтению и письму на санскрите и местных языках, и средние школы (аграхар), в программу обучения которых входили география, математика, языки, врачевание, скульптура, живопись и т. д. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию.

В IV–V веке в Византии возникают Христианские школы.

Педагогические идеи Средневековья рассматривали мир как «школу Христа», в которой смыслом жизни каждого человека является познание Бога. В VI–VIII вв. количество школ на территории Западной Европы было невелико, и сосредоточены они были в монастырях, где имелись возможности для переписки религиозной литературы и сохранившихся сочинений античных авторов, создавались библиотеки. Уже в VII в. церковные школы подразделяются на закрытые – внутренние – для подготовки к монашескому постригу и открытые – внешние – для обучения детей прихожан, иначе их называли епископскими, или кафедральными, так как они учреждались при кафедре городского собора.

Во время правления Карла Великого (768–814 г.) была предпринята попытка создания образовательных учреждений для обучения светского населения.

В основу средневекового обучения была положена схоластика - во-первых, безусловный приоритет веры над разумом и, во-вторых, существование специфических и тщательно разработанных методов обучения «школяров». Главным и наиболее примечательным из этих методов был метод дискуссии (метод «вопросов» и «ответов», предполагавший рассмотрение каждой темы в форме: «Здесь возникает вопрос...»), почти в обязательном порядке использовавшийся всеми схоластами. Другой особенностью средневековой «школьной» методологии были постоянные усилия преподавателей и учащих мыслить и излагать свои мысли в наиболее ясной, точной и строгой форме.

В период Высокого Средневековья сформировалась своеобразная система учебных заведений различных уровней: начальное образование получали в приходских школах, этот уровень ограничивался элементарными знаниями; средний уровень образования давали монастырские школы, кафедральные или соборные школы. Обучение в средних школах велось на латинском языке, и лишь в XIV в. появились первые учебные заведения с преподаванием на родном языке.

К XII–XIII вв. с ростом городов, усилением торговли, развитием ремесленного производства сформировалось третье сословие. В этот период для обучения детей горожан возникают самые разнообразные начальные школы – магистратские, цеховые, гильдейские. Это были независимые от церкви частные учебные заведения различного типа: школы счета, латинские школы, школы родного языка.

У твердилась система ученичества, относящаяся к образованию купцов и ремесленников.

Однако уже к концу XIII в. в связи с экономическим развитием общества школьное образование переживало кризис. Преподавание многих дисциплин сводилось к минимуму, необходимому для понимания схоластических трактатов. В городах школьное образование было представлено всего лишь курсами 2-3-летнего обучения. Рост числа школ привел к деградации схоластического обучения, сама схоластика утратила свое значение и в период позднего средневековья – эпоху Возрождения и Реформации – стала предметом осуждения со стороны философов, ученых и педагогов.

Первые университеты появились в Болонье (1158), Париже (1215), Кембридже (1209), Оксфорде (1206), Лиссабоне (1290). Именно в этих учебных заведениях были сформулированы основные принципы академической автономии, разработаны демократические правила управления высшей школой и ее внутренней жизнью. В XIII в. открылось еще 25 университетов, среди которых университеты в Праге (1347), Пизе (1343), Флоренции (1349) и др. К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.

В Западной Европе особое распространение получили латинские (городские) школы. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение, главным предметом был латинский язык: дети учились читать Библию. Программа высшей латинской школы была сложнее и состояла из трех классов: в первом учили читать по-латыни, писать, обучали молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (чаще отсутствовал) читали римских поэтов Вергилия, Овидия, Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики. Данный тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, государственного управления и торговли, получил широчайшее распространение.

Из латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа – гимназия, просуществовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в. Первые гимназии появились в Германии. Одной из известнейших стала гимназия педагога Иоганна Штурма (1507–1589), которая объединяла все ступени образования – начальную, среднюю и высшую – и предполагала 10 ступеней обучения. Позднее эта школа была преобразована в Академию, а в 1621 г. на ее базе был открыт Страсбургский университет. Основу обучения в этой школе составляли древние языки, классическая античная литература, особенно произведения Цицерона, предметы тривиума. Таким образом, содержание образования было гуманитарным и отчетливо иллюстрировало тенденции, которые начали в это время складываться внутри гуманистического течения.

Исключением на фоне гуманитарно-ориентированных школ повышенного типа являлось учебное заведение, созданное Михаилом Неандером в г. Ильфельде (Германия). Школа была рассчитана на небольшое количество учащихся, в программу обучения входили традиционные предметы и дисциплины ярко реалистического научного характера: математика, история, география, физика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, сельское хозяйство. В организации процесса обучения создатель школы выходил за рамки традиционных форм и отдавал предпочтение экскурсиям, лабораторным и практическим занятиям.

Были сформулированы основные положения организации системы образования: светская власть должна обеспечивать обучение и воспитание граждан, школы и библиотеки должны финансироваться государством, кроме того, выдвигалось требование демократизации школы, введения всеобщего начального обучения; целью средней школы должна стать подготовка протестантского духовенства и государственных служащих. Результатом данных тенденций в образовании стали появление классической гимназии, расширение числа средних школ, изменения в их деятельности. В развитии практики образования в XVIII в. выделяются следующие главные тенденции: постепенный переход школы от церкви к государству, возникновение начального народного образования, дальнейшее совершенствование среднего образования. Университеты представляли высшее образование.

Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.

Постепенно происходит процесс разделения школы на ступени (начальные, средние школы, или школы повышенного уровня).

В период средневековья (XIII-XIV век) из системы ученичества в Европе зародились цеховые и гильдейские школы, а также школы счета для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время появились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кроме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, технику, естественные науки).

Школы дифференцировались и по положению человека в обществе: школы для бедных и богатых.

Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определенное влияние на формирование школ трех основных типов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование (университеты).

На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное образование и подготовку.

В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы.

В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы школы. Таким образом, промышленная буржуазия, доминирующая в обществе, стремилась упрочить свои позиции в перспективе будущего.

В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные.

В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучения до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.

 

3. Ключевой фигурой образования является учитель, несмотря на изменения в обществе, в требованиях к педагогическому процессу, в появлении новых, например дистанционных форм и технологий обучения. Выполняя свои основные профессиональные функции, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения, передачей ему опыта, учитель является служащим государства. Изменения общества, государства приводит и к изменению в деятельности учителя, в требованиях к компетентности, профессионализму и личным качествам педагога. Например, В.И. Даль, определяя в конце 19 века что есть учение и учитель писал о том, что учить – это не только наставлять, обучать, передавать знания, но и школить, держать строго, часто наказывая для нравственного образования и послушания[71]. В современных условиях учитель – это профессионал, миссия и назначение которого в сотворении и самоопределении личности в культуре, утверждении человека в человеке[72].

Несмотря на различия в определении основных целей и задач в деятельности учителя, его миссии можно говорить о значительной роли учителя в обучении, воспитании, развитии личности, о том, что учитель оказывает существенное влияние на ученика, его учебную деятельность и развитие.

М.М. Рубинштейн, написавший в рамках дидаскологии (науки об учителях) работу «Проблема учителя» отмечает, что «Проблема учителя – первая и важнейшая проблема всей педагогики… Педагог – это социальный деятель, … ставящий своей задачей целесообразно организованную помощь росту юных людей в направлении наилучшего общего и специального приспособления к окружающим естественным, социальным и культурным условиям, экономного усвоения приобретенных в культурном опыте прошлого знаний и умений, укрепления их индивидуального и социального характера и раскрытия в них углубленного интереса и творческого отношения к культурным ценностям, действуя частью непосредственным образом, частью побочными путями, как организатор опыта, как выразитель государственно-общественных интересов, как социальный корректив, как носитель и сеятель культурных ценностей»[73].

Роль, назначение, миссия учителя, педагога изменялась на протяжении истории человечества. Если рассматривать первобытное общество, то наставником там был, как правило, старейший племени, обучающий навыкам, необходимым для выживания.

С разделением труда, дифференциацией общества, появлением государств изменяется и роль учителя. Возникновение школ требовало учителей, которые профессионально должны были заниматься обучением и воспитанием. Так в Междуречье в 3 тыс. до н.э. учитель – это специальный человек, который создавал глиняные таблички с надписями. Дети переписывали их и заучивали наизусть, осваивая, таким образом, чтение.

В Китае учитель был наставником молодежи, вторым отцом.

В период античности – учитель – это, как правило, философ. В его обязанности входило вызывать у учеников интерес к учению, быть примером нравственного поведения, владеть профессией на уровне педагогического мастерства.

В средневековье – учитель - это священник, принимающий приоритет веры над разумом, универсальный ученый. Кроме того, учителем мог быть мастер, обучающий своих подмастерьев профессии. К этому времени педагогами накоплен большой опыт работы с детьми. Они искали наиболее эффективные способы обучения и воспитания.

Мишель Монтень в 16 веке писал: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку»[74].

В эпоху возрождения учитель – это гуманист, выдвигающий на первый план личность, человека.

Основоположником научной педагогики, классно-урочной системы по праву считают Яна Амоса Коменского, который в 17 веке не только сформулировал основные законы и принципы обучения, но и отводил решающую роль личному примеру учителя в процессе воспитания. Он писал: «Нельзя доверить дело воспитания ни одному необразованному человеку, а тем более человеку, плохому в нравственном отношении, и уже никоим образом тому, чье благочестие и совесть сомнительны… Руководство только в виде слов и предписаний обладает силой сообщить делу только весьма слабое движение. Поэтому наши учителя должны остерегаться походить на тех придорожных Меркуриев, которые показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут»[75].

В 18 веке Жан-Жак Руссо писал, что воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, направлять его формирование, но никогда не навязывать ему своей воли. Требования к личности учителя, воспитателя сводились к широким познаниям в науках и ремеслах, знаниям законов «человеческой природы» и индивидуальных особенностей воспитанников, владению секретами педагогического искусства.

Основательно и подробно о личности учителя, его качествах, требованиях к нему в 19 веке писал Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег в «Руководстве к образованию немецких учителей». Он отводил решающую роль педагогу в обучении и воспитании, считая, что в конечном итоге успех образования определяется учителем, а не учебником или методом. Хороший учитель, по его мнению, должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей.

Свой непростой путь прошло учительство и в нашей стране: от родителей в Киевской Руси, которые с усердием готовили детей к взрослой жизни. До профессиональных учителей, владеющих современными технологиями обучения и воспитания.

В 10-15 веке учитель на Руси – это человек, не имеющий специальной подготовки: родитель, священник, мастер, «мастер грамоты».

В 16-17 веке появление школ потребовало и подготовки специальных учителей. В 17-18 веке учителями были выпускники высших учебных заведений, монахи, которые готовили не только к жизни, но и к профессиональной деятельности.

В России первая учительская семинария была создана Федором Ивановичем Янковичем в 1784 году. Тогда же было разработано первое в России «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи». Ф.И. Янкович не только предъявлял требования к организации процесса обучения, методам преподавания, но и требовал от учителей миролюбия, порядочности, благочестия, любви к детям, терпения, бодрости и прилежания. Учитель, по его мнению, должен поступать с учащимися справедливо, быть к ним внимательным.

Константин Дмитриевич Ушинский, которого считают учителем русских учителей, писал, что педагогика – это наука, искусство, она требует глубоких специальных знаний и особого таланта.Он считал, что «педагогов численно нужно не менее, а даже еще более, чем медиков, и если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества»[76].

В период существования советского государства учитель – это специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися различных типов общеобразовательных школ. Основные функции учителя состоят в передаче научных знаний, общественного опыта новым поколениям, в подготовке их к жизни, к труду. Учитель должен быть идейно убежденным, владеть профессиональным мастерством, эрудицией, культурой[77].

Сегодня в соответствии с требованиями государства и общества требуется «Новая школа», в которой есть учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Таким образом, учитель движется от непрофессионала: старейшего, философа, ученого, монаха, мастера – к специально подготовленному социальному деятелю, специалисту по развитию личности; от жестких, авторитарных, схоластических, репродуктивных методов – к гуманистическим, человекоцентрированным; от знаниевой методологии – к деятельностной, с использованием новых педагогических технологий.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)