АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа сновидения

Читайте также:
  1. T-FACTORY HRM - управление персоналом и работами
  2. V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
  3. Window - работа с окнами.
  4. Анализ образов сновидения по А.Менегетти
  5. Аналитическая работа при выборе и обосновании стратегии развития предприятии
  6. Архетип Персоны и сновидения, сопровождающие процесс психической инфляции
  7. Б) работа врачей поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации
  8. БОДРСТВОВАНИЕ И СОН. СНОВИДЕНИЯ
  9. В 72-х дневном цикле подвиг длится 8 суток, из которых 2 суток – голод, а 6 – очистительные процедуры и работа над собой. В 12-ти летнем цикле подвиг длится 1 год.
  10. В работах В. Джеймса
  11. В) профилактическая работа
  12. Виртуальная работа силы. Идеальные связи

В основе понимания смысла сновидения лежит анализ психологических механизмов, которые формируют образы сна. Существует явное содержание сновидения — доступное до начала аналитической работы, образы и события, взятые в том порядке, как они непосредственно приснились. Это результат работы сновидения, связанной с необходимостью примирить разрушительные и аморальные желания сновидца с его Эго и Супер-Эго. Явное содержание формируется из скрытых идей и влечений, телесных раздражений во время сна, остатков дневных впечатлений и т.п. Скрытое содержание — это те значения, к которым приводит анализ сновидения. Это полный и точный перевод речи бессознательного сновидца, адекватное выражение его желаний. Приведем пример сновидения, анализ явного содержания которого позволит проиллюстрировать работу сновидения и понять его скрытый смысл:
Я, мой парень, жена моего брата и ее подруга захотели сфотографироваться и пошли в фотоателье. Там, внутри, все было красочное и яркое, хотя точно предметов обстановки я не помню. Вышел фотограф, мы спросили, сколько будет стоить фотография. Он назвал очень высокую цену, и мы решили уйти, так как нам это не подходило. Однако, выйдя из комнаты, где происходил разговор, мы попали в другую, и там на выходе сидел здоровенный мужик (как вышибала). Он сказал, что, пока мы не заплатим столько, сколько сказал фотограф, мы отсюда не выйдем. Но мы же не фотографировались! И все равно этой суммы у нас не было. Потом обрыв во сне, как будто все яркие краски погасли, стало темно, что ли. Продолжился сон с того, что мы проснулись в этой комнате, из которой нас не выпускали. Мы встали и спокойно вышли на улицу, никто нас не задерживал. На улице стояла машина, я подошла к ней и увидела, что там лежат мой брат и его друг по работе, оба сильно избитые. Меня это во сне как-то не удивило.
По Фрейду, скрытое содержание предшествует явному, и в этом смысле работа сновидения заключается в переводе мыслей на другой язык, знаки и правила которого должен научиться понимать психоаналитик. Работа (или деятельность) сновидения, маскирующая подлинные желания сновидца, представлена четырьмя основными механизмами: сгущением, сдвигом, учетом образности, вторичной обработкой. Эта работа не носит творческого характера, ограничиваясь преобразованием наличного материала, однако именно она, а не скрытое содержание, определяет сущность сновидения.
Кроме того, при анализе необходимо учитывать основные представления о динамике психической жизни личности и о влиянии на нее стадий раннего психосексуального развития. Согласно Фрейду, содержание большинства сновидений вращается вокруг проблем первичной травмы, Эдипова комплекса, страха кастрации и т.п. Наиболее сильному вытеснению подвергаются инцестуозные и перверсивные (гомосексуальные и садомазохистские) желания сновидца, которые, однако, являются практически атрибутивными характеристиками бессознательных влечений.
В приведенном примере основное содержание работы сновидения определяется инцестуозными (по отношению к брату) желаниями сновидицы. Сюжет сна сформирован двумя основными мотивами — кастрационным (зависть к пенису) и садистическим. Рассмотрим подробнее, как применительно к данному сну выглядят основные механизмы и стадии работы сновидения.
Процесс сгущения как один из главных механизмов работы сновидения впервые описан Фрейдом в "Толковании сновидений". Оно может осуществляться по-разному: из многого сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж), многократно встречающийся в различных сновид-ных мыслях; иногда различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность; соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт. При этом, как пишут Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис, "единое представление воссоединяет в себе несколько ассоциативных цепей и образуется на их пересечении" (20, с.452). Хотя процесс сгущения исследовался на материале снов, он действует и з других образованиях бессознательного, являясь, в частности, одним из главных элементов в остроумии, в ошибочных действиях, при забывании слов.
В данном сновидении механизм сгущения принимал участие в формировании образов основных персонажей (сама сновидица, ее партнер, "удвоенная" партнерша ее любимого брата — "жена брата и ее подруга"). Фигура вышибалы (сила, объясняющая и оправдывающая несправедливое насилие), "удвоение" брата (он сам и товарищ по работе) и отношение сновидицы к цене фотографии также обусловлены действием этого процесса.
Смещение (сдвиг) лежит в основе сновидения, а также психоневротической симптоматики и вообще любого бессознательного образования. Сравнение явного и скрытого содержания сновидения показывает, что их главные моменты не совпадают, так как самое важное в скрытом содержании сна может быть представлено какими-то недавними, несуществеными событиями, либо фактами прошлого, которые подверглись смещению уже в детстве. "В работе сновидения находит свое выражение психическая сила, которая, с одной стороны, лишает интенсивности психически ценные элементы, с другой же — путем детерминации создает из малоценных элементов новые, ценные, которые затем и попадают в содержание сновидения... При образовании сновидений совершается перенесение и передвигание [смещение — прим. авт.] психической интенсивности отдельных элементов, результатом которых и является различие между содержанием сновидения и мыслями, скрывающимися за ним" (48, с. 115). В нашем примере это сама идея фотографирования как процесса, запечатлевающего навсегда изменчивые, нереально-желанные и прекрасные события ("остановись, мгновенье! Ты не столь прекрасно, сколько ты неповторимо" — И.Бродский). За идеей избиения скрывается достаточно прозрачный образ сексуального насилия, то же самое содержание имеет эпизод с засыпанием в фотоателье, после которого можно спокойно встать и уйти.
Третий механизм работы сновидения называют по-разному: наглядное изображение мыслей и желаний, учет образности, изобразительные средства. Речь идет об особых требованиях к отбору и преобразованиям зрительных образов, которые обеспечивают представление мыслей и влечений во сне. Так, логические связи во сне изображаются посредством одновременности или рядоположности, причинно-следственные — как события, происходящие друг за другом. Вместо переносного смысла (например, "низкие" и "высокие" чувства) сновидение рисует глубокое ущелье и высокую башню и т.п. В разбираемом сновидении значимы представления о цене (слишком дорогая цена фотографии), яркие краски в фотостудии (там прекрасно), последнее впечатление (то, что брат избит, "меня как-то не удивило"). После объявления высокой цены сновидица все-таки засыпает в фотоателье, а затем уходит и видит на улице избитого брата.
Сновидение отбирает среди прочих наглядные мысли, те, которые могут быть изображены непосредственно, и все происходящие смещения направлены в сторону образных подмен. Этот принцип работы сновидения обусловлен регрессией — возвратом к более ранним, предыдущим формам развития мысли, отношений, структуры поведения. В сновидениях наблюдаются все виды регрессии — топическая, связанная со сменой психических систем, через которые передается возбуждение; временная, при которой вновь вступают в действие прежние способы психической организации; формальная, заменяющая обычные способы выражения и образного представления более примитивными. Так, в нашем примере половое общение заменено сном, насилие — избиением, нравственная цена — платой за фотографию.
Вторичная обработка устраняет явную нелепость и фантасмагоричность сновидения, представляя его в виде более или менее связного и понятного для сновидца сценария. "Эта функция, — писал Фрейд, — преследует ту же задачу, какую поэт злостно приписывает философу: своими заплатами и лоскутами она штопает пробелы в конструкции сновидения. В результате ее работы сновидение утрачивает абсурдность и бессвязность и приближается к образу, доступному для понимания, к реальному переживанию" (48, с.216). Вторичная обработка вступает в силу уже после сгущения, передвигания, образного выражения и представляет собой вклад вторичных процессов в текст сновидения. Она подобна бодрствующему мышлению и может осуществляться в момент, когда сновидец пересказывает свой сон.
В анализируемом сновидении вторичная обработка обеспечивает связность всего сюжета (хотя конец не выглядит таковым) и относительную его "невинность" по сравнению с подлинными желаниями сновидицы. Этот процесс обусловил наличие второй комнаты и функцию вышибалы, а также появление фигуры брата в конце сна (хотя о мотивировке оной вторичные процессы не позаботились).
Общий (скрытый) смысл сновидения, его толкование будет следующим:
Сновидица испытывает сексуальное влечение к брату, ревность к его жене и другим женщинам, которые не являются его родственницами и могут выступать поэтому как половые партнерши. В сновидении изображена символическая попытка удовлетворения инцестуозного желания, однако цензура показывает, что нравственная цена этого слишком велика. У сновидицы "нет таких денег", она хочет уйти, но оказывается, что платить все-таки надо —даже нереализованное влечение вызывает чувство вины. Острый конфликт между Ид и Это, инцестуозным влечением м осознанием того, насколько это чудовищно и противоестественно, вызывает сильное вмешательство цензуры, но в сновидении конфликт разрешается все-таки в направлении удовлетворения желаний. Сновидица "спит" в ателье, а затем спокойно уходит. Сновидение избавило ее от чувства вины посредством того, что переложило вину и ответственность на брата — последний изображен избитым вместе со своим другом (сгущение); налицо и регрессия — избиение (просто агрессия) вместо агрессии сексуальной. Героиню это не удивляет, ибо вторичная обработка сгладила все противоречия. Символично, что избитый брат лежит в автомобиле — это выражает желание поскорее убрать "с глаз долой" то, что может напомнить об ответственности и вине. Кроме того, сон постоянно изображает сновидицу не одну, а в большой компании, намекая тем самым на то, что ничего недозволенного не происходит и не может произойти — все "на людях", при свидетелях.
Таким образом, анализ деятельности сновидения по Фрейду включает в себя понимание работы множества тонких и сложных психических механизмов, действия которых могут накладываться друг на друга, образуя запутанную, похожую на лабиринт картину сна. Трудно разобраться в динамике явного и скрытого содержания сновидений, в эффектах действия цензуры без четкого и ясного понимания основных теоретических принципов психоанализа. Наряду с этим фрейдовский анализ символики сновидения выглядит более простым.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)