АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и функции сновидений

Читайте также:
  1. I. Социально-психологическая сущность неуставных взаимоотношений
  2. II. Основные задачи и функции
  3. III. Предмет, метод и функции философии.
  4. XVIII. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ
  5. А) ПЕРЕДАЧА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ФУНКЦИИ АРТИКЛЯ
  6. А. Средняя квадратическая погрешность функции измеренных величин.
  7. Абстрактные классы и чистые виртуальные функции. Виртуальные деструкторы. Дружественные функции. Дружественные классы.
  8. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  9. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  10. Адаптивные функции
  11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  12. Административный процесс: сущность и виды

К проблеме сущности сновидений Юнг подходит прежде всего как врач-психиатр, рассматривая проблему толкования в свете значимости получаемых результатов для лечения психических и психосоматических заболеваний. "Сновидение фактически занимается здоровьем и болезнью, а поскольку оно черпает все это — вследствие своего бессознательного происхождения — из подпороговых восприятий, то оно может иногда продуцировать весьма ценные для познания вещи" (67, с.186). Именно аналитическая психология положила начало традиции ранней диагностики заболеваний посредством толкования сновидений.
В процессе толкования субъективная значимость образов сновидения устанавливается с помощью сновидца. Каждую примечательную деталь сна можно интерпретировать только при помощи его наитий, т.е. спрашивая, что бы она могла значить, к какой актуальной проблеме относится содержание сновидного эпизода, что стоит за образом или сюжетом. Но не менее важным является прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения, всецело составляющее прерогативу юнгианского аналитика. Приведем конкретный пример:
Я нахожусь на берегу моря, это красивая бухта с выступающими камнями — мраморными, гранитными, изумрудными. Вижу человека, подплывающего к самому большому камню. К его середине он прибивает большое красное полотнище. Это кажется мне алогичным, лишенным смысла, но любопытство берет верх, и я плыву к камню. Вода прозрачная, хорошо видно дно, там работают водолазы (мужчины), кроме гидрокостюмов, на них надеты противогазы (?) Я подплываю к камню и вижу, что с полотна капает алая кровь, но не растворяется; круглые капли плавают в воде, как медузы, их становится все больше. От страха и поворачиваю обратно к берегу, но в это время поднимается шторм (мне в жизни один раз довелось увидеть 8-балльный шторм, и этот, во сне, был таким же — прим. сновидицы). Громадные волны накрывали меня, но я не тонула, они как бы перескакивали через мою голову. Я добралась до берега, и шторм тут же прекратился, но море забрало все мои вещи. Последнее, что помню, ~ медленно уплывающие к горизонту розовые комнатные тапочки.
В этом сновидении бухта ассоциируется у сновидицы с ее жизнью, а водолазы на дне — это люди, "которые делают что-то неестественное". В море (бессознательного) следует плавать без акваланга. Анимус, прибивающий к скале красное полотнище, олицетворяет специфические опасности, связанные с мужчинами, отношениями с ними и т.п. Красный цвет — амбивалентность, он символизирует одновременно жизнь, энергию, активность — и служит тревожным, предупреждающим сигналом. Архетипическая символика крови очень разнообразна, из всего множества значений сновидице подходит кровь как квинтэссенция сущности личности и ее жизни. Во сне эта кровь не растворяется в море (бессознательном), но она пугает сновидицу, и та в страхе пытается повернуть назад (страх Самости). Море реагирует 8-балльным штормом! Но в итоге — яркая, красочная картина успешной индивидуации на стадии демонтажа Персоны — "море забрало все мои вещи", розовые тапочки уплывают к горизонту. Новая Персона (разноцветные камни, обрамляющие бухту) выглядит гораздо надежнее.
Сила эмоционального воздействия образов сновидения обусловлена прежде всего тем, что они выражают бессознательное значение. Даже самые обычные действия и предметы могут оказаться во сне столь значимыми, что мы, проснувшись, испытываем сильную тревогу или страх, хотя бы увидели всего лишь разрушенное здание или молчаливую улыбку приятеля. В приведенном выше примере обычные вещи — тапочки, кусок красной материи — оказываются значимыми символами. Иными словами, важнейшая функция снов состоит в том, что они являются посланиями из бессознательного и в этом своем качестве обладают мощным влиянием на сознательную психику.
Для сохранения постоянства разума и физиологического здоровья, считает Юнг, сознание и бессознательное должны быть связаны самым тесным образом, двигаться параллельными путями. Если же они расщеплены или диссоциированы, наступает психическая нестабильность. В этом отношении символы сна — важные посланники от инстинктивной к рациональной составляющей человеческого разума, и их интерпретация обогащает нищету сознания, учит его снова понимать забытый язык инстинктов. Таким образом, общая функция сновидений состоит в попытке восстановления психического равновесия посредством производства бессознательных значений, компенсирующих интенции сознания. Юнг называл это компенсаторной (или дополнительной) ролью снов в душевной жизни. Приведем пример.
40-летняя учительница время от времени видит различные варианты следующего сна: Я иду по дороге через местность, напоминающую большие стройки в промышленной зоне. Вдалеке стоят недостроенные многоэтажные здания, над ними — что-то вроде громадных подъемных кранов. Они ржавые и старые, а стройка выглядит давно заброшенной, я даже вижу колючие кустики какой-то травы в расщелинах между бетонными плитами. Я иду долго, но стройка не приближается, хотя я хорошо вижу мелкие детали, главным образом свидетельства разрушения и упадка. Людей нигде нет, и мне кажется это странным. Самое важное — то, что я во сне не знаю, куда и зачем я иду, но продолжаю идти, а стройка не приближается.
В жизни эта женщина выглядит вполне успешной, она многого добилась и гордится своей профессиональной компетентностью. Она любит сравнивать себя с другими, подчеркивая собственное превосходство. Однако ее главные "свершения" принадлежат прошлому, а в то время, когда периодически снился этот сон, никаких особенно выдающихся реальных достижений у нее не было. В процессе толкования она, хоть и неохотно, признает, что у нее есть грандиозные планы, но они далеки от реализации, и сама она ничего не делает для того, чтобы честолюбивые помыслы стали явью (в сновидении эта достаточно неприятная мысль, не согласующаяся с сознательной установкой, выражена недостроенными зданиями и ржавыми подъемными кранами. Сама она ничего не делает, подобно этим заржавевшим механизмам). В то время, как она сама предпочитает думать о своей жизни как о блестящей и успешной, на самом деле в ней — упадок и разрушение. (В процессе толкования она вспоминает, что роман с таким названием, принадлежащий Ивлину Во, долгое время занимал ее мысли. Другой роман этого же автора, который она очень любит, называется "Пригоршня праха"). В сущности, замечает она, все, что у меня есть — это пригоршня праха. Она сама сразу же пугается высказанной мысли и начинает перечислять видимые доказательства своей жизненной успешности. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь.
Еще один важный момент в сновидении — отсутствие людей. Сновидица в своей жизни окружена очень многими людьми, но отношения с ними не компенсируют экзистенциальную тоску по подлинно близким отношениям. Она одинока, хотя, по всей вероятности, никогда не отважится это признать. Сама постановка такого вопроса ей кажется странной, так же, как в сновидении странным кажется отсутствие людей.
В целом сознательная установка этой женщины рисует вполне благополучную жизнь и в личном (она замужем, брак явно удачный), и в профессиональном плане — она действительно профессионально успешна, хотя ее успехи и не столь выдающиеся, как она сама считает. Она любит подчеркивать свое полное довольство жизнью и — что немаловажно — тот факт, что всего добилась легко, играючи, будучи особой весьма одаренной. Бессознательное же рисует картину того, как она долго и безрезультатно бредет по пустынной местности к разрушенной и мертвой стройке, символизирующей подлинное состояние ее дел. Очевидно, главная цель этого сновидения — изменить восприятие себя и своей активности, показав более реалистическое изображение жизненной ситуации, и тем самым "сдвинуть стройку с мертвой точки".
Компенсаторная функция сновидения может касаться не только общей установки сознания, но и типичных форм активности личности, особенностей ее поведения и сознательных действий. "Бессознательная прогрессивность и сознательная регрессивность образуют пару противоположностей, которая, так сказать, поддерживает равновесие" — писал Юнг (67, с. 152). Так, например, серия сновидений молодого человека, очень спокойного, вежливого, уравновешенного и миролюбивого, во множестве содержала образы агрессии — драки, перестрелки, рукопашные схватки и т.д. Героем и участником большинства стычек был он сам, причем использовал различные виды холодного и огнестрельного оружия. В действительности юноша был убежденным противником насилия, человеком мягким и предельно тактичным. Сюжеты сновидения бессознательно компенсировали привычный тип активности, акцентируя мало представленную в ней суровую мужественность. Символы коллективного бессознательного в сновидениях в силу своей многозначности являются своего рода материалом для проекции личных и личностных проблем. Огромное, почти бесконечное количество ассоциаций, смыслов и значений, которые продуцируются символом, делает возможным выбор именно того содержания, которое актуально для сновидца в настоящий момент. "Расшифровка" символа открывает возможные следствия и разнообразные трактовки событий, демонстрирует бессознательную логику психических процессов, обогащает понимание происходящего и указывает новые, часто совершенно непредставимые для сновидца пути и способы решения проблем. Подобного рода психический эффект в мифологии и религии принято называть откровением. Слово это, сильно скомпрометированное частотой и контекстами своего употребления, тем не менее обозначает совершенно конкретный и весьма реальный способ получения знания особого типа. Откровение в юнгианстве — это осознание того, что несет бессознательное, это необычное, часто парадоксальное знание, совершающее настоящий переворот в психической жизни человека, трансформацию его сознательной установки. "Я никогда бы не смог об этом догадаться" и "как же я мог не знать и не понимать этого" — вот наиболее типичные высказывания тех, кто сталкивается с откровением, причем следуют они, как правило, одно за другим.
Не удивительно, что процесс получения столь нужного и важного, актуального и (в какой-то степени) универсального знания представляется феноменом таинственным и мистическим, сверхъестественным и божественным. Голос Бога в откровении вполне мог быть (и часто был) голосом коллективного бессознательного. Правильное толкование сна, особенно его архетипической символики, часто является настоящим откровением для сновидца, В старину такие толкования снов, полученные от оракула божества и преподнесенные должным образом в соответствующей обстановке, воспринимались как указующий перст судьбы. В настоящее время, утратив ореол сакральности, они сохранили свою нуминозность и мощное влияние на человеческую жизнь. При этом степень эффективности использования бессознательного откровения прямо пропорциональна правильности и широте истолкования, зависящих, в свою очередь, от эрудиции аналитика-толкователя.
Сновидение 18-летней девушки, Оксаны П.:
Я стою перед закрытой дверью, как бы в каком-то стеклянном ящике. Мне нужно идти, а дверь закрыта. Я начинаю спускаться по лестнице, и понимаю, что лестница — золотая. Она приводит меня в пустую комнату, стены белые, свежепобеленные, даже пахнет побелкой. Я почему-то думаю: мукой белили. На мне венок, но не из цветов, а зеленый, из веток, что ли. И вдруг я понимаю, что должна умереть, прямо в этой комнате. Жуткий сон. Я просыпаюсь с мыслью, что должна умереть. Я очень боюсь этого сна, я думаю, что он как бы предсказывает мою смерть. Что мне делать?
Перед началом толкования аналитик рассказал Оксане в самых общих чертах о том, что анализ сна позволит получить дополнительную информацию о ее проблемах. Источник информации — бессознательное, которое как бы "исправляет и дополняет" то, что известно сознанию. Советов он (аналитик) давать не будет, и решение она должна принять сама.
Толкование сна начинается с комнаты, в которую пришла сновидица. Все вместе — пустая белая комната, зеленый венок, мука — указывает на ритуал жертвоприношения. Перед тем, как пожертвовать свою дочь Ифигению богине Артемиде, царь Агамемнон осыпал ее мукой. Жертва обычно убрана цветами, для жертвы богине лесов естественно сплести венок из зеленых веток. Богам особенно угодна добровольная жертва, и девушка в сновидении идет в комнату сама. Она спускается по лестнице, спуск вниз, в подземное царство является символом смерти.
Артемида — богиня-дева, покровительница девичества, не терпящая в своей свите женщин. Перед вступлением в брак приносили искупительную жертву Артемиде. Золотая лестница — символ любви (в анализе Оксана вспоминает песню с соответствующими словами: "любовь — золотая лестница без перил"). Ее любовная история зашла в тупик, ей некуда идти. Дверь заперта. С лестницы без перил легко упасть, падение девушки означает, что она обесчещена. Такие грехи карает Артемида.
Стеклянный ящик напоминает хрустальный гроб из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях". Мертвая девушка в хрустальном гробу прекрасна, она чиста, и в конце концов находится избавитель, который разбивает гроб, девушка оживает и выходит замуж за героя. В старину частой альтернативой браку, который "все покроет", была смерть обесчещенной девушки, ее самоубийство. Самоубийство —- добровольная смерть, аналогичная добровольной жертве.
В анализе выяснилось, что мыслей о самоубийстве у Оксаны не было. Но она беременна, и встает вопрос об аборте. О ее беременности еще никто не знает, кроме ее возлюбленного, который уехал и не подает о себе вестей. Девушка, естественно, очень угнетена и подавлена. Толкование сна приводит к вопросу: нужна ли такая жертва (смерть будущего ребенка)? Бессознательное показывает, что аборт является жертвоприношением, аналогичным самоубийству, своего рода смертью. Но сознание не содержит мыслей о смерти, хотя присутствует выраженное намерение сделать аборт.
В конечном итоге сновидица приняла решение оставить ребенка и дождаться возвращения своего возлюбленного. Он уехал в Крым, и она надеется, что он не будет отсутствовать долго. Хорошо бы знать (было употреблено слово "посмотреть"), что он там делает. Как известно, Артемида перенесла Ифигению в Тавриду, заменив ее прямо на жертвеннике ланью. Деталей "Илиады", равно как и сюжета "Ифигении в Тавриде" Оксана не знает. После того, как аналитик рассказал ей эту историю, происходит такой диалог:
О: Значит, если я поеду за ним в Крым, это будет все равно, что сделать аборт —- я опять стану "девочкой" после этого.
АН: Ифигения в Крыму, в Тавриде была жрицей в священной роще Артемиды. Такие жрицы должны были быть девственными и не имели права вступать в брак.
О: Но я хочу выйти за него замуж! Мы собирались пожениться, и он совершенно определенно мне это говорил.
АН: Отец Ифигении обманул ее, сказав, что вызывает в Авлиду (откуда не могли отплыть корабли греков из-за отсутствия попутного ветра) для того, чтобы выдать замуж. Но вместо брака ее ожидал там жертвенный нож.
О: Но она все-таки не умерла, хотя и замуж не вышла.
АН: Ну да, вместо этого она оказалась в Крыму.
О: Значит, у меня есть выбор — или ехать в Крым и делать аборт, это одно и то же получается, но замуж тогда я не выйду. Или не ехать в Крым. И аборт пока не делать.
На этом решении Оксана и остановилась.
Характерной, сущностной особенностью снов является двусмысленность, разнообразные "намеки" и аллюзии. Сон практически никогда и ничего не говорит прямо. Юнг объяснял это тем, что приближение к порогу сознания оказывает "стирающее" воздействие на бессознательные содержания. "В подпороговом состоянии они теряют четкость определенности, отношения между ними становятся менее последовательными, более "неизъяснимыми"...Отсюда можно понять, почему сны зачастую выражают себя аналогиями, почему образы снов переходят один в другой и почему неприменимыми к ним становятся логика и масштабы повседневной жизни" (56, с.60). Если сон начинает продуцировать определенную, конкретную мысль, он перестает быть сном, поскольку при этом пересекается порог сознания. Всем знакомы случаи, когда после четко сформулированной во сне мысли человек сразу просыпается.
Еще одна функция сновидений — проспективная — была выделена человечеством в глубокой древности. Проспективная функция — это появляющаяся в бессознательном антиципация грядущих сознательных достижений, что-то вроде подготовительного упражнения или эскиза, заранее набросанного плана. Его символическое содержание иногда является проектом для решения конфликта. Юнг говорит, что проспективные сновидения не стоит называть пророческими, поскольку речь идет всего лишь о вероятностном прогнозировании, о предварительном комбинировании возможностей, которое в отдельных случаях может совпадать с действительным положением вещей. Полного, детального совпадения всех подробностей ожидать нельзя, но общий результат, итог незавершенного процесса или ситуации в сновидении часто бывает схвачен точно Пример проспективного сна преподавательницы вуза: Я встречаюсь с коллегой из другого города, которого мало знаю. Он почему-то в одежде католического священника, хотя я ясно вижу, что это А.Ф. Он спрашивает у меня, чего же я хочу. Я теряюсь, не могу ответить, а потом говорю, что хочу занять у него денег. Потом мне внезапно становится стыдно (ведь я же не бедная, думаю я), и я говорю: "Вы и так сами знаете" (?) Затем я вспоминаю, в каком красивом соборе он работает и думаю, как бы мне тоже хотелось работать в таком здании. А.Ф. исчезает, я отчетливо вижу храм (это костел св.Екатерины в Петербурге). Проснулась я с мыслью о том, что материальная ситуация в нашей семье сейчас очень трудная, вот и снится, что уже занимаю деньги даже у священника, вернее, у человека, которого совсем мало знаю — верх неуместности.
Данное сновидение относится к проблемной ситуации сновидицы (назовем ее Л.П.) в ее научной деятельности. Персонаж, соединяющий в себе католического священника и коллегу, может быть соотнесен с реальным человеком, он также символизирует тот уровень профессиональных и научных достижений, на который ориентируется Л.П. В действительности его место работы находится неподалеку от старинной готической церкви, которой сновидица всегда восхищалась, попадая в те места.
Ситуация с просьбой дать взаймы составляет основной сюжет сновидения. В действительности в ней, помимо некоторых аспектов, прямо связанных с деньгами, речь идет скорее об авторитете и престиже в общей для двух участников сна профессиональной области. Это та мана, которой они обладают — один в большей, другая в меньшей степени. Просьба дать взаймы может быть соотнесена с ситуацией, в которой А.Ф. мог бы оказать помощь и содействие одной из учениц сновидицы. В жизни на эту просьбу А.Ф. отреагировал крайне прохладно, фактически отказом. Его поведение было трудно оценить однозначно, поскольку к этому времени отношения между Л.П. и ее ученицей очень сильно испортились (по вине этой последней), а затем фактически были прерваны. На момент, когда приснился сон, ситуация повисла в воздухе — сновидице совершенно не хотелось не то что помогать, но и вообще видеть свою бывшую ученицу, в то же время формальное признание ее заслуг под руководством Л.П. было бы той весьма полезно, увеличив ее мана. Сновидица не знает, что же ей делать дальше — "просить ли взаймы", или не делать этого, поскольку она "и так не бедная", т.е. может обойтись без этой части мана. Сновидение очень точно и верно изобразило многообразие аспектов реальной жизненной ситуации сновидицы (некоторые из них не нашли отражения в толковании, поскольку целью последнего была лишь иллюстрация проспективной функции сна).
Прекрасный готический собор в сновидении символизирует Самость, а коллега в одежде священника — успешную индивидуацию, сопровождающуюся ростом личностных и профессиональных достижений. Сновидение намекает, что просить взаймы у священника — занятие в высшей степени неуместное, т.е. одним из возможных вариантов разрешения ситуации с ученицей является решение предоставить все естественному ходу событий и не хлопотать за нее перед А.Ф. Сон также обиняком показывает сновидице, что ее мана оказалось недостаточно для того, чтобы распознать подлинную природу ученицы и как бы мимоходом корректирует несколько завышенную оценку ее умения разбираться в людях. Вопрос коллеги о том, чего хочет сновидица, ее нерешительность и ответ "Вы сами знаете" соответствуют тому аспекту ситуации, который последняя склонна затушевывать. Она действительно не знает, чего же ей хочется. В целом толкование помогло Л.П. принять решение о том, как ей следует поступить, а бессознательное, приславшее свое сообщение непосредственно перед встречей сновидицы со своим старшим коллегой, оказалось весьма прозорливым и нелицеприятным советчиком.
Хотя проспективная функция сновидения есть его существенное свойство, не следует переоценивать ее и считать сон чем-то вроде психического компаса, который способен "придать жизни несомненное и безошибочно точное направление по причине превосходящего знания". Восторженные сторонники глубинной психологии зачастую переоценивают значение сновидений в той же степени, в какой скептики отрицают силу и важность бессознательных влияний на психику.
Еще одна сторона сновидения представлена так называемой негативно-компенсирующей или редуцирующей функцией. Эта разновидность компенсации наблюдается при устойчиво завышенной самооценке, которую ее носитель успешно навязывает окружающим. Такие люди кажутся другим лучше и значительнее, чем они есть на самом деле. Эта внешняя сверхуспешность, по мнению Юнга, покрывается не только за счет индивидуальных средств, но — по большей части, — из динамических резервов коллективного внушения. Такие люди взбираются вверх и достигают более высокой ступени, чем та, что соответствует их сущности, — благодаря действию некоего коллективного идеала, или же соблазняя коллективной пользой, или при поддержке социума. Они, в сущности, внутренне не доросли до своей видимой внешней высоты, — поэтому во всех таких случаях бессознательное имеет негативно-компенсирующую (редуцирующую) функцию.
Сновидения такого типа носят ярко выраженный обесценивающий, разрушающий и изобличающий характер. Вот фрагмент сновидения одной поэтессы:
Я вижу свою подругу Ирину А., с которой мы вот уже три года в ссоре. Она стоит в группе людей, и на ней мой цветной летний костюм. Я поэтому и узнаю ее и вижу, что у нее на лице черная борода. Я страшно удивляюсь, подхожу ближе и вижу, что это вовсе не борода, что никакой бороды нет.
Затем мы оказываемся в каком-то небольшом полутемном помещении, похожем на склад. Это склад типографии, выпустившей мою книжку, и я вижу стопы этих книг, которые лежат повсюду. Ирина неожиданно как бы превращается в другую мою знакомую, Наталью К. Она вся седая и говорит мне: "Ведь если бы знать заранее, мы могли бы быть сейчас очень состоятельными людьми. Вон сколько выгодных магазинов было, например тот, где торговали вареной морковью. А теперь мы уже не в том возрасте". Я отвечаю: "Еще бы, тебе одна только история с Севой (бывший муж Натальи) стоила как минимум трех лет жизни". Затем я открываю свою книгу и вижу, что в ней много опечаток, она издана очень небрежно. Подруга утешает меня: "Ничего страшного, давай посмотрим тираж". Мы открываем последнюю страницу, там, где обычно помещаются выходные данные, и я вижу: тираж — 21 тысяча экземпляров. Это очень странный тираж, таких не бывает, и я почему-то думаю: хорошо бы Ирина была здесь, со мной.
Сновидение объединило сразу несколько моментов жизни сновидицы, по поводу которых можно сказать, что в них она "прыгнула выше себя". Ссора с подругой (Ириной А.) однозначно оценивалась сновидицей как происшедшая целиком по вине самой подруги. На самом деле это вряд ли так, вина, как минимум, обоюдная. Однако сновидице очень хочется наградить подругу "черной бородой", которой на самом деле нет. В сущности, они с подругой похожи, как внутренне (общие интересы, направленность, вкусы, примерно одинаковая эрудиция), так и внешне (обе высокие, им идут наряды схожего типа, не случайно подруга в сновидении одета в костюм сновидицы).
Замена Ирины Натальей и происшедший далее диалог составляют центральную идею сновидения. Наталья воплощает все те аспекты жизни, которые сновидица считает низменными и пошлыми, равно как и саму Наталью. Вареная морковь — ужасная гадость, самая противная еда, какая только может быть. В контексте обстановки сна (типография с нераспроданным тиражом книги) разговор сновидицы с Натальей имеет примерно следующий смысл: первая торгует (и не может распродать) своей книгой, уподобляясь Наталье — лживой, пошлой мещанке торгашеского склада. Такая деятельность (торговля) сновидице претит, она всегда публично осуждала этот вид занятий, слово "продавщица" для нее — уничижительный ярлык, клеймо на всю жизнь. В сновидении она — неудачливая продавщица, уподобленная примитивной и глупой Наталье К. Пытаясь приписать Ирине теневые качества (черную бороду), сновидица сама уподобляется худшему варианту Тени (продавщице, да еще и неудачливой).
Теперь займемся тиражом в 21 тысячу. Сновидица в анализе на вопрос о том, с чем у нее ассоциируется цифра 21, после некоторых размышлений отвечает: "Не знаю. Но таких тиражей вообще не бывает, бывают тиражи в 500, тысячу, 10 тысяч, 15 тысяч и т.д. — круглые цифры. А 21? Единственное, что приходит мне в голову (хотя это очень странно), следующее: у меня и у Натальи дочери, моей сейчас 15 лет, ее — 18. А на три года больше — это и будет 21". Напомним, что уже три года сновидица в ссоре с Ириной, настоящей подругой, отношения с которой характеризовались особой душевной близостью. Шагов к примирению не делает ни та, ни другая. Обычно про детские ссоры или упрямство принято говорить, что первым мирится (или уступает) тот, кто старше и умнее. Сновидение говорит: ты как глупый ребенок, упрямишься и не хочешь первая сделать шаг к примирению с подругой, которая много для тебя значит. Ты мнишь себя совершенством и считаешь себя избранной, а на самом деле похожа на неудачливую продавщицу. Поэтому и книга твоя не расходится, лежит на складе. В ней много ошибок, т.е. ты декларируешь там вещи, которых сама не придерживаешься. Ты написала книгу о дружбе и духовном единстве, а сама в реальных отношениях (с Ириной) отрекаешься от того, что с таким пафосом провозглашаешь. Смотри, как бы тебе не пришлось торговать вареной морковью!
Редуктивные сновидения отнюдь не носят деструктивного характера, напротив, их действие на личность может быть весьма целительным, в особенности, если затрагивает не всю психику целиком, а одну только установку или акцентуированную сторону. В этом случае правильно понятые сны с проспективной интенцией оказывают индивиду важную услугу. В нашем примере сновидение прямо высказывает сожаление о том, что Ирины здесь (т.е. в жизни сновидицы) нет. Оно пытается скорректировать глупое детское поведение сновидицы, ее несправедливые претензии к подруге (Ирине А.). Оно как бы говорит: быть несостоятельной в сфере провозглашаемых ценностей — худший из грехов, это все равно, что быть продавщицей или такой, как Наталья. Проспективная интенция этого сна после толкования была реализована: сновидица приняла решение проявить инициативу и первой предложить подруге примирение. Она согласилась с "критикой" и пообещала изменить свое предвзятое мнение относительно того, что в их ссоре виновата лишь другая сторона.
Существуют также сновидения, которые Юнг предлагает называть реактивными. Это сны, являющиеся повторением, репродукцией значимого события или яркого аффективного переживания. Бессознательная переработка обычно подчеркивает символическую сторону случившегося, ускользнувшую от сознательного восприятия и понимания. Символика таких сновидений обращает внимание на вытесненную психологическую травму, отражает динамику формирования индивидуального комплекса и сущность связанных с ним проблем. В то же время реактивные сновидения почти всегда содержат намек на возможный способ совладания, несут информацию о том, как лучше поступить сознанию с отколовшимся, автономным куском психики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)