|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО САТИРИКАТематическое многообразие сказок Салтыкова-Щедрина -Обличение самодержавия.Словами и образами, полными гнева и едкого сарказма, Щедрин изобличает в сказках принципы эксплуататорского общества, практику, идеологию и политику господствующих классов - дворянства и буржуазии - и царского правительства. Резкостью сатиры, направленной на правительственные верхи самодержавия, выделяются три сказки: «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат» и «Богатырь». Обличение либерализма
Значительная группа щедринских сказок посвящена изображению поведения и психологии «пёстрых людей» разночинной массы, разоблачению буржуазной обывательской интеллигенции, запуганной правительственными преследованиями и поддавшейся в период политической реакции 1880-х годов настроениям постыдной паники. Представители этой категории людей нашли в щедринских сказках достойное выражение в уничтожающих образах премудрого пескаря, вяленой воблы, самоотверженного и здравомысленного зайца, российского либерала. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пескарь» (1883), пожизненно замуровавшего себя в тёмную нору, сатирик выставил на публичный интеллигента-обывателя, высказал презрение к тем, кто ради самосохранения уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных, шкурных интересов. Целью его жизни было самосохранение, поэтому пискарь дожил до глубокой старости невредимым. Но жизнь эта была бесцельна. В постоянном страхе за своё бесполезное существование прожил он долгие годы, никому не нужный, и начал дрожа помирать. «Жил - дрожал, и умирал — дрожал». Изображение жизни народных масс
Щедрин был великим народолюбцем. Но он любил народ без слепого преклонения перед ним, без идолопреклонства: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны её. И это двустороннее отношение к народу - любящее и кричащее - проходит красной нитью через всё творчество писателя. Многочисленные эпизоды и образы сказок, относящиеся к характеристике народных масс, дают многостороннюю, глубокую и полную драматизма картину жизни пореформенной крестьянской России. Здесь рассказано о беспросветном труде, страданиях, сокровенных думах народа («Коняга», «Соседи», «Деревенский пожар»), о его вековой рабской покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), о его тщетных попытках найти правду и защиту в правящих верхах («Ворон-челобитчик»), о стихийных взрывах его классового негодования против угнетателей («Медведь на воеводстве», «Бедный волк») и т.д. Через все эти зарисовки крестьянской жизни проходит мотив страдальческой любви писателя-гуманиста к народу.В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин показал с горькой иронией податливость, рабскую покорность крестьянства. Проблемы новой морали
Моральных проблем Щедрин касается во всех своих сказках и среди последних есть такие, которые посвящены преимущественно осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов революционно-демократической нравственности. Это - «Пропала совесть», «Добродетели и пороки» «Дурак», «Баран-непомнящий», «Христова ночь, «Рождественская сказка», «Приключение с Крамольниковым». Первые три из перечисленных сказок - памфлеты на моральные принципы привилегированных классов. Сатирик показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитическом обществе. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу», от которой каждый стремится поскорее избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь все подлинно высокие человеческие достоинства признаются ненормальными, опасными и подвергаются жестокому гонению. Иванушка-дурак является положительным героем многих народных сказок. Народно-поэтическая традиция применяет к своему любимому герою определение «дурак» с иронической целью, для посрамления той молвы, которую распространяют люди богатых сословий о простом и бедном человеке.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |