|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Война и мир. С незапамятных времен на земле велись войны, сначала между племенами, а потом между нациями (которые на самом деле есть разросшиеся племена)
С незапамятных времен на земле велись войны, сначала между племенами, а потом между нациями (которые на самом деле есть разросшиеся племена). И все же большинство людей хотят мира, не войны. Если это так, то почему же возникают войны и можно ли их избежать? ХХ век доказал, что их невозможно предотвратить с помощью таких авторитетных организаций, как Лига Наций или ООН. Для того, чтобы не допускать войны, нужно нечто большее, чем коалиция ведущих лидеров. План Гитлера предусматривал создание «расы господ» на его людских «конных заводах», используя при этом то, что он считал арийским началом в германской расе. Эта высшая раса должна была управлять массой рабов, то есть всем остальным человечеством. Возможно, это и принесло бы мир, но не такой, которого желало бы человечество. Это было бы «мирное рабство». А человеческое существо, как известно, это божественный Дух, облаченный в человеческие свойства. Люди хотят не только мира, но и индивидуальной свободы. Аналогичное заблуждение лежит и в основе коммунистической власти, поскольку коммунизм на практике становится тиранией, при которой меньшинство господствует над большинством, и личные демократические свободы очень быстро исчезают. Итак, где же корни войны и можно ли эти корни выкорчевать? Свами говорит нам, что корень всех конфликтов между расами и нациями нужно искать в индивидууме. Как зарождается конфликт, вооруженный или любой другой, в душе человека? Можно ли повернуть этот процесс вспять? Можно ли устранить внутренний конфликт в сердце человечества? Можно ли корень всех войн, больших и малых, выкорчевать из сердца и ума? Кто же этот враг внутри нас – тот, с кем мы все должны сражаться до тех пор, пока на земле не установится подлинный мир? Свами говорит, что это – наше собственное эго. Этим словом некоторые учителя называют нашу низшую сущность – тот конгломерат эгоистических желаний, личных амбиций, гордыни, темных предрассудков, жажды власти и богатства и других демонов внутри нас, которые управляют нашей жизнью. Это эго ведет вечную внутреннюю борьбу против нашего высшего «Я», именуемого также совестью и божественным духом нашего существа. Возникает странная ситуация. Божественный центр нашего существа, известный также как дживатма, есть наша истинная вечная природа, и тем не менее она должна вести постоянную борьбу с ордой враждебных демонов, составляющих силу зла, которую мы называем внутренним демоном, или эго. Другими словами, эта битва между добром и злом внутри нас. «Долгая война под звездами», как сказал об этом поэт-лауреат Мейсфилд. Проходя через много жизней, каждый из нас является полем боя, где происходят эти сражения. Поэтому, если Свами прав, а я полностью уверен в Его правоте, те войны, которые с незапамятных времен происходят между группами людей, в действительности являются внешним проявлением этой долгой войны под звездами, что ведется внутри нас с тех самых пор, как человечество приступило к своим первым урокам в классных комнатах земли. В то время как внутренняя война ведется обычно между высшим «Я» и эго, между Богом и дьяволом внутри человека, войны между группами людей, большими и маленькими, – это, как правило, битва «эго против эго». Однако войны, которые, как мне кажется, всегда сопутствовали явлению богочеловека или Аватара на землю, – это, без сомнения, борьба божественных, святых сил против сил нечестивых, антибожественных. Вспомним, например, Раму, первого Аватара на земле. Поскольку Он был воплощением дхармы, или праведной жизни, то, естественно, был воином, и Его главной целью на земле было уничтожение того, что Свами называет «нездоровым деревом» внутри человечества. Человечество не может вести дхармическую жизнь, пока это пораженное болезнью дерево, эта антибожественная сила, существует. Предводителем этих антидуховных сил был Равана со своим сподвижниками- ракшасами, или демонами, населявшими в те времена Ланку. Предстояла долгая и жестокая борьба, чтобы смести эту нечисть с тела человечества. Только после этого стал возможен на земле справедливый мир. Аналогичная ситуация сложилась на земле, когда на нее низошел следующий Аватар – Господь Кришна. Тогда больное дерево человечества представляла каста, которая изменила своей дхарме и вместо того, чтобы руководить людьми и защищать их, использовала их в своих корыстных целях. Кришна пытался обратить эту касту на верный путь, не прибегая к войне, хотя и знал, что это бесполезно. На поле боя, перед самым началом сражения, Он преподал человечеству бессмертное учение – Бхагавад Гиту. Знаменательно, что Он сделал это как раз перед тем, как вспыхнул страшный кровопролитный бой. Она учит, я думаю, тому, как человек, осознавший Божественное, должен относиться к жертвоприношению жизни. Это относится не только к жертве человека или животного, но также и к жертве в растительном мире. Срубаем ли мы дерево или лишаем жизни небольшое съедобное растение, нам не обязательно читать при этом всю Бхагавад Гиту, но мы должны предложить эту жизнь Богу с соответственной молитвой, произнесенной вслух или про себя. После того как злобная каста была уничтожена и стало возможным установление справедливого и дхармического мира, Кришна совершил удивительное деяние: Он заключил в человеческое сердце божественную любовь, которую мы чувствуем и поныне. Следующим богочеловеком, изменившим историю мира, особенно на Западе, и поднявшим ее на более высокий духовный уровень, был Иисус Христос. Он сразу же открыто объявил, что пришел не с миром, а с мечом. Но Его миссия, обращенная прежде всего к евреям в Иудее, длилась всего три года, даже немногим меньше. Хотя Его ученики и последователи надеялись, что Он возьмет в руки меч и поведет их против римлян, которые захватили страну, Он знал, что эта задача невыполнима и что это не тот путь, по которому надо идти. Иисус считал бесполезным бросать вызов римскому владычеству. Но позже все-таки пришло время, когда успешное сопротивление римской власти помогло защитить раннюю христианскую религию. Меч, о котором возвестил Иисус, был поднят после Его распятия, после того как ростки новой религии, именуемой сначала «Путь», а потом получившей название христианство, были изъяты из Палестины и пустили корни в Британии, в месте, известном теперь как Глэстонбери в Авалоне на западе Англии. Римский император Клавдий прекрасно понимал, что Глэстонбери, где собрались носители Пути, был оплотом, откуда эта религия будет распространяться по всему миру. Зная, что она может явить угрозу безбожной власти Рима, Клавдий заявил, что ее надлежит смести с лица земли. Для осуществления этого он направил в Британию лучшие легионы римской армии во главе с лучшими полководцами – с целью полного искоренения новой веры. Однако в кельтских священных писаниях, Триадах, было предсказано пришествие Мессии, и поэтому вожди кельтских племен, бритонцы, быстро приняли Иисуса, или Иесу, как назван Он был в их писаниях, и стали храбро сражаться против отлично обученных римских легионов. За время десятилетней жестокой и кровавой войны римлянам ни разу не удалось прорваться сквозь ряды кельтских воителей и воительниц, чтобы достичь святой земли Глэстонбери. Тем самым меч, о котором возвестил Христос, спас новорожденное христианство, и из Глэстонбери апостолы Христа направили послания любви и мира во многие страны Европы и Северной Африки. Так снова вступили в противоборство темные силы Рима, ненасытные в своей жажде власти, и стойкие в своей любви к Богу и свободе кельты. Это великое сражение между тьмой и светом происходило две тысячи лет назад. Теперь обратимся к войне и миру в наше время. Оглядываясь на события прошедшего столетия, мы видим, как созревали семена невиданного по своим масштабам конфликта между добром и злом, светом и мраком. С одной стороны – стремительный взлет науки и с ним – раскрепощение человеческого ума, что привело к тому, что интеллект оказался на гребне волны. Асуры темных сил направили эту волну к берегам материализма и атеизма. И люди стали говорить и даже писать: «Бог умер». Действительно – зачем нужен Бог, если все объясняется законами причины и следствия в эонах эволюции? С другой стороны, против этих волн мрака, против этого отрицания духовного начала, выступил Сам Бог, низойдя на землю в образе Аватара, Саи Бабы из Ширди. Защитниками света предстали Парамаханса Рамакришна, Парамаханса Йогананда и махатмы Великого Белого Братства Адептов. Старые формы религии ослабевали и готовы были угаснуть. Столкновение материалистических интересов достигло своего пика в 1914 году и вылилось в невероятный кошмар окопной войны, длившейся четыре года. Обе стороны заклинали, что Бог – на их стороне, но ведь это был не кто иной, как бог войны, прославляющий «кровь и железо», если использовать выражение Бисмарка. Но и за этой схваткой материальных интересов крылось глубинное течение, уходящее истоками за эпоху Рамы – невидимая борьба между силой и правдой, между тьмой и светом. Первая Мировая война была предтечей следующей войны, в которую был вовлечен почти весь мир и которая известна как Вторая Мировая война. Здесь видим мы более отчетливо и ясно борьбу между светом и тьмой. Когда эта война закончилась, юному Аватару Сатья Саи Бабе было 20 лет. Его духовная сила безусловно помогла свету одержать победу. Другой великий духовный лидер этого времени, Шри Ауробиндо, которого Свами назвал аватаром личности, заявил во время войны, что если бы силы тирании и тьмы – гитлеровская Германия – выиграли войну, божественный замысел был бы отброшен на тысячу лет назад. Шри Ауробиндо сыграл огромную роль в том, что победу одержали силы союзников, представляющие личные, демократические свободы. Два зараженных дерева, препятствующие духовному росту человечества, были срублены в ходе войны – нацизм и фашизм. Но еще одно дерево осталось. Началась холодная война, она оскалила зубы в 50-х годах и превратилась в настоящий кошмар для свободолюбивых народов в 60-е. Мы оказались на грани Ш Мировой войны, осознавая весь ее ужас: ведь каждая из сторон могла пустить в ход ядерное оружие, что привело бы к опустошению планеты и истреблению большей – если не всей – части человеческой расы. В это время, в 60-е годы, я и моя жена Айрис жили в Индии и часто виделись с Сатья Саи Бабой. Я хорошо помню тот день, когда мы сидели втроем в одной из комнат ашрама в Бриндаване. Мы задали Саи Бабе самый важный вопрос: «Свами, разразится ли эта страшная третья мировая война с применением ядерного оружия?» Затаив дыхание, мы ждали ответа. И ответ последовал быстро и в решительном тоне: «В мире будет несколько малых войн, но атомной мировой войны не будет». Мы почувствовали облегчение и некоторое время сидели молча. Потом Айрис спросила: «Свами, ведь все люди хотят мира, а как насчет правительств? Похоже, они готовятся к войне». «Да, – сказал Саи Баба, – правительства нужно менять». Он сказал это легко, как бы между прочим, словно речь шла о перестройке какого-то здания в ашраме. Мы были потрясены и смотрели на него в молчании. Неужели этот маленький босой человек в оранжевых одеждах и с копной темных волос имел в виду, что Он сам и осуществит смену правительства в России? (Именно об этой стране мы говорили). В то время мы думали о Нем как о человеке, как о милом, надежном друге, обладающем особыми силами, но мы не могли даже и предположить, что Он способен изменить власть в России. Мы забыли, что, как Он часто говорил, Он способен призвать все силы бесформенного Бога ради восстановления справедливости. Даже когда мы думали о Его божественном всемогуществе, нашей веры было недостаточно, чтобы допустить, что Он может изменить правительство в России. Вскоре после этого райские шесть месяцев нашего пребывания в Индии подошли к концу. Мы с грустью попрощались с Саи Бабой и, скоротав немало времени в Англии и Америке, вернулись домой, в Австралию. В последующие годы мы не раз возвращались к стопам нашего садгуру, Саи Бабы. Однажды мы приехали к Нему через несколько дней после того, как Михаил Горбачев вышел на политическую сцену России и в стране началась перестройка, положившая конец холодной войне. В день нашего приезда Свами, зная, что у меня есть к Нему вопрос, позвал меня в комнату для интервью. Вместе со мной Он пригласил еще нескольких человек. Мне почему-то казалось, что не стоит задавать Ему этот важнейший вопрос в присутствии других. Поэтому я задал его мысленно. Со всей определенностью я спросил, не Он ли способствовал смене правительства в России. Для Свами мысленный вопрос ничем не отличается от устного. Его глаза дали мне утвердительный ответ, но губы сказали только: «Горбачав – хороший человек». Я понял тогда, что Он сыграл какую-то удивительную, мощную мелодию на струнах пространства, которая, управляя обстоятельствами, привела к великим переменам. С течением времени у меня уже не осталось сомнений в отношении этого события, и мое сердце не устает благодарить нашего живого Бога за то, что Он даровал матери-земле и человеческой расе дальнейшую жизнь. А как же будущие войны? Применят ли в них смертоносное оружие, изобретенное современной наукой? Я уверен, что есть только один способ предотвратить войну: нужно положить конец войне внутри нас, которая многие и многие столетия ведется под звездами. Но зная, что и эта борьба есть часть божественного плана развития и эволюции человеческого сознания, я вижу, что она не закончится до тех пор, пока, опять же словами Джона Мейсфилда, «из этого вместилища, из этой формы грубой не будет золото отлито высшей пробы». В вечности Бога это может быть и не такой большой срок, но в человеческом исчислении разве не предстает он долгой чередой веков? Но это не значит, что каждый из нас должен ждать так долго, чтобы в его душе воцарился мир. В молитве, которую я часто слышал в свою бытность католиком, есть такие слова: «Есть покой, недоступный разумению. Он пребывает в сердцах тех, кто живет в вечности». Жить в вечности – значит жить в божественном «Я», нашей истинной природе. Медитация приводит нас к этому божественному центру, но, разумеется, мы не можем проводить в медитации все часы своего бодрствования. Свами в своей замечательной книге «Саи Гита» говорить, что мы должны медитировать не только тогда, когда переступаем порог комнаты для медитации, но и в любое другое время дня. А это значит, что пока наши руки и ноги, низшая часть нашего ума заняты мирским делами, наш высший ум должен возноситься к Богу, Атману, который есть наше истинное «Я», и соединяться с Ним. Если нам удается это сделать, мы, несомненно, обретем мир. Более того, эта практика приводит к ясному осознанию единства всей жизни, а следовательно, несет божественную любовь всему без исключения. Это дает нам радость и внутренний мир, рождающий мир во всем мире. В «Саи Гите» Свами ясно устанавливает эту связь. Он говорит: «Если вы хотите мира и счастья, вы должны жить в любви. Только через любовь обретете вы внутренний мир».
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |