|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 19. Мне хотелось бы провести небезынтересное сравнение между учением и миссией Саи Бабы, Аватара, пребывающего сегодня на землеСаи Аватар и мистицизм Мне хотелось бы провести небезынтересное сравнение между учением и миссией Саи Бабы, Аватара, пребывающего сегодня на земле, и мистицизмом. Как мощное духовное движение мистицизм начал свой путь около тысячи лет назад, оказывая влияние на все монотеистические религии. Чему бы ни учили основатели этих религий, простые люди, посещавшие церкви, синагоги, мечети, храмы, почитают Бога, находящегося «не здесь», а далеко-далеко – за пределами ясного голубого неба. Что касается мистиков, которые вышли из разных конфессий, то они находят Бога внутри себя, глубоко внутри, и Он кажется им ближе, чем дыхание, ближе, чем руки и ноги. Возможно, что отцы мистического движения в каждой из религий обладали интуитивным чувством внутренней божественности; возможно, также, что начало этому движению положили те, кто предавался глубокой медитации и открывал внутреннее присутствие Бога. В одних религиях мистицизм развивался быстрее, в других – медленнее. В большинстве религий мистиков не приветствовали, а в некоторых осуждали за богохульство, ибо они низводили справедливо карающего Бога с Его чистого внеземного престола и устанавливали интимную близость с Ним и телом человека, телом греха, как принято думать. Это было неприемлемо для большинства ортодоксальных верующих, и все же, несмотря на оппозицию, мистическое движение быстро росло и в конце концов приобрело влияние в каждой из монотеистических религий. Наиболее сильное и быстрое развитие мистицизм получил в исламе, и большое число почитателей Аллаха стали мистиками, или так называемыми суфиями. В иудейской религии мистицизм был и остается сильным движением и известен под названием Кабала. В христианской религии мистицизм не имеет специального имени, но тех верующих, кто следует мистическим путем в тесном внутреннем единстве с Богом, часто называют святыми. Некоторые из них, внимавшие божественному голосу внутри себя, такие как Жанна д’Арк, приняли мученическую смерть и впоследствии были канонизированы как святые. Следует также отметить, что существует большое различие между Богом обычного верующего, воспитанного в ортодоксальном духе, и внутренним Богом мистиков. Первый – это Бог-судья, раздающий небесные награды тем, кто подчиняется Его указам, и насылающий страшную кару, иногда длящуюся вечно, тем, кто преступает Его законы, тогда как внутренний Бог мистиков проявляет Себя близким и любящим другом, ведущим Своих детей по пути любви и глубокого понимания к их духовному дому. Кажется странным, что большую часть людей не привлекает «интимный» Бог мистиков, который мог бы увести их от карающего тирана, обитающего в далеких небесах. Вероятно, это объясняется тем, что большинству людей нелегко отыскать внутреннее божество, и возможно, будь рядом опытный наставник, их число бы увеличилось. Когда в студенческие годы я исследовал церкви всех вероисповеданий, чтобы найти ту, которая привлекла бы меня больше всего, я не слышал от проповедников ни одного упоминания о Боге, обитающем в сердце человека. Мне нужно было прожить много десятилетий и посетить множество стран, прежде чем я встретил Саи Бабу – Того единственного, кто открыл мне великую тайну, тайну самой жизни, и она оказалась так проста, что ее может постигнуть любой ребенок. «Бог – повсюду, – сказал Свами, – но легче всего найти Его внутри себя». Позднее, в те годы, что я провел с Ним, Он часто, разными способами, напоминал мне о Боге внутри, который является нашей истинной сущностью. Как-то раз Он сказал: «Моя работа как твоего гуру заключается в том, чтобы вести тебя к твоему внутреннему гуру». Спустя много лет Он сказал: «Я привел тебя к твоему внутреннему гуру, и у тебя нет необходимости снова приходить ко Мне». Потом, как бы подумав чуть-чуть, Он добавил: «Но по-человечески, Я конечно рад тебя видеть». Итак, у меня был Саи Баба, показавший мне, едва я пришел к Нему, реальность внутреннего Бога, открытого мистиками с помощью духовного поиска, но никогда не упоминаемого в воскресных школах в церквах. А ведь каждому ребенку следует непременно рассказать об этой прекрасной истине, скрытой в них самих. Так я увидел в Саи Аватаре сверхмистика, и я спросил себя, какова разница между Аватаром и мистиком – различны их учения или одинаковы? Размышляя об их земной миссии, я понял, что миссия Аватара нашего времени, так же как и Аватаров прошлого, – более широка, всеобъемлюща, обширна, чем задача мистика. Саи Баба, Саи Аватар, обладает притягательной силой, необходимой для того, чтобы привлекать огромные массы людей со всего мира, и несет учение, способное изменить сознание миллионов. Он сказал, что Он – Аватар масс, тогда как Ауробиндо – аватар индивидуумов. В отличие от Ауробиндо, Саи Баба излагает свое учение простым языком, не требующим философского склада ума для того, чтобы его оценили и поняли. Для людей глубокого духовного склада картина современного мира не представляется ни роковой, ни гибельной, какой она может казаться на поверхности, они видят в ней великие перемены, которые следует воспринимать как смерть старого мира, или старого мирового порядка, и как рождение чего-то совершенно нового, грандиозного и прекрасного, по существу того, что называют Золотым веком. Аватар нашего времени сказал, – я не раз слышал это от Него, – что Золотой век начнется до того, как в 2021 году Он покинет Свое нынешнее тело. Во имя этого Нового века, зная, что до него уже недалеко, в «силовом поле света» – по словам сэра Джорджа Тревельяна – работают и другие великие труженики. Ни один мистик, будь он христианин, суфий или еврей, никогда не являлся в этот мир с такой величественной миссией. Цель мистика, в какой бы стране он ни родился, – просветить как можно больше людей и изменить тем самым их жизнь. Но речь обычно идет о нескольких людях, возможно, о сотне или пусть даже тысяче людей. В его задачу не входит поднять в течение нескольких десятилетий уровень сознания всего человечества. Один из мистиков, причисляемых мною к разряду величайших, – Руми, принадлежащий к суфийскому ордену, – должно быть, вывел к свету очень многих людей с помощью своего танца дервишей в Турции, через поэтическое учение и огромное влияние в мире искусства, но его притязания были слишком скромны, чтобы позволить ему совершить прыжок к преображению сознания всего человечества. Но хотя миссия Аватара отличается от задачи мистиков, их учения в целом очень схожи. Отличий не так много, и в основном, они касаются масштабов их деятельности. В течение многих лет я время от времени читал труды мистиков, в основном суфиев, но также и христиан, и среди них наиболее глубоко изучил книги современного мистика Джоэла Голдсмита. Хотя он и принадлежит к христианским мистикам, поскольку следовал учению Иисуса Христа, по рождению он был евреем и жил в наше время – приблизительно с 1890 по 1964 годы. Можно было бы счесть это совпадением, хотя, я думаю, когда речь идет о духовном пути, совпадений быть не может, – но большинство его книг и аудиокассет неожиданно появились у моих друзей по Саи. Мы все вместе изучили и его книги, и аудиозаписи. Самое удивительное заключалось в том, насколько прекрасно они «вписывались» в учение Аватара. Выраженные другими словами, языком, стилем, идеи Голдсмита составляли отличное дополнение к учению Саи о родстве человека и Бога, и хотя в них выдвигается иная причина великой иллюзии разъединенности, эти книги учат истине адвайты, изначальному единству всего человечества под покровом иллюзии. Единственное отличие, замеченное мною в учениях мистика и Аватара, относится к молитве, то есть к словесному общению человека с Богом. Голдсмит строго придерживается своего понимания учения Иисуса Христа в Новом Завете, где сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам». Его Господь Иисус говорит также, что Царство Божие – внутри нас, и что в своих молитвах мы должны просить больше понимания, просветления и помощи для того, чтобы жить духовной жизнью, полной сострадания, всепрощения и т.д. Если мы будем жить так, тогда, по словам Джоэла Голдсмита, нам не нужно будет просить у Бога материальных благ, таких как хорошая работа, высокий заработок и других мирских вещей, поскольку Бог устами Иисуса сказал, что все это дано будет нам, если мы используем молитву для своей дальнейшей духовной эволюции. Саи Баба, напротив, поощряет Своих преданных на то, чтобы они просили все, что хотят – как материальных благ, так и духовных. Он говорит, что дает людям то, что они хотят, если это не принесет им вреда, чтобы со временем они попросили то, что Он хочет им дать, – а это, разумеется, духовные сокровища. Итак, преданные Саи с радостью просят у Него материальные вещи, которые помогут им в повседневной жизни. Многие просят даже о таких простых вещах, как место для парковки машины, и верят, что Свами поможет им. Возможно, эта б о льшая свобода выбора, предоставляемая Саи Бабой, объясняется тем, что Он призывает к Себе людей, находящихся на слишком ранних этапах пути домой, к Богу, чтобы их могло привлечь учение мистика Джоэла Голдсмита. Люди должны быть «готовы» до того, как Он позовет их к Себе, и эта готовность наступает раньше, чем способность воспринять учение мистиков. И потому они, по аналогии, обладают привилегиями детского сада или начальной школы. Более того, Свами, одаривая их материальными безделушками, которые им нравятся, укрепляет их любовь к живому Аватару и делает их шаги по духовному пути более уверенными. Когда, спустя годы, Он сказал мне, что теперь Он – в моем сердце и в визитах к Нему нет больше необходимости, я с интересом обнаружил, что материальные вещи, такие как кольца, часы и многие другие безделушки, все-таки «срабатывают» как некий талисман и помогают привести ученика к его внутреннему Богу. Я слышал, как Свами превозносил ведическую Гаятри- мантру за то, что в ней заключена только одна молитвенная просьба – о духовном свете. По мере того как наши стопы все дальше продвигаются по пути к дому, наши мольбы к Богу сами собой из мирских превращаются в духовные. Другой способ общения человека с Богом мы обычно называем медитацией, или созерцанием. Джоэл Голдсмит учит, что медитацию следует совершать по меньшей мере дважды в день по четверть часа или более, а затем в течение всего дня при любой возможности – пусть это будет хотя бы минута. Это, в каком-то смысле, подобно практике «получения» в Субуде, по учению Мастера Пака Субуха, который сказал, что мы должны стараться привлечь дух и милость Божьи, когда мы заняты повседневными делами и особенно – приготовлением пищи. Тогда божественные благословения, говорит он, непременно почувствует тот, кто будет есть эту пищу. Джоэл, как и Свами, давал специальные рекомендации для различных форм медитации и говорил, что каждый ученик со временем найдет для себя наилучшую и наиболее продуктивную технику. Эти уроки по сути не отличаются от уроков Саи Аватара за исключением того, что Свами не только «приспосабливает» Свои советы по поводу типа, способа и времени медитации к нуждам каждого индивидуума, но подвигает своих преданных включать в свою повседневную жизнь общение с Богом – повторение имени, тихие минуты медитации и нежное, любовное взаимодействие с Божеством. Все, что может освятить повседневные мирские обязанности, придает сил на святом пути домой, к Богу. Интересно отметить, что современный американский мистик, так же как и Саи Аватар, придает очень большое значение любви, или преме, на пути к божественной жизни. Джоэл более строг, чем Свами, в осуждении земной любви, слишком сильно окрашенной эгоизмом и личным интересом по сравнению с бескорыстной, чистой божественной любовью. Человек не должен удовлетворяться не чем иным, как обретением этой чистой самозабвенной любви. Свами в принципе говорит те же самые вещи, но проявляет больше терпимости и понимания по отношению к определенным типам человеческой любви. Материнская любовь или, правильнее сказать, родительская любовь, ближе всего к чистой божественной любви, а в иных случаях, когда мать или отец готовы отдать жизнь ради спасения ребенка, любовь достигает высочайшего уровня. Когда Свами был на земле как Иисус Христос, Он говорил: «Нет у человека более высокой любви, чем отдать жизнь за ближнего своего». И среди великих первооткрывателей, воинов на поле брани, просто среди членов семей были люди, чья любовь была так велика, что они не задумываясь отдавали свою жизнь ради спасения других. Эта величайшая из человеческих ценностей достигает своего зенита в чистой божественной преме. Согревает сердце мысль о том, что, судя по опыту и исследованию, миссия Аватара поддерживается – пусть в относительно скромном, небольшом объеме – мистиками как прошлого, так и настоящего времени. В заключение этой главы мне хотелось бы сказать, что лично я почувствовал большую радость, осознав, что мистицизм оказывает посильную поддержку делу Аватара – поддержку, которую должны оказывать и все мы – люди, вставшие на божественный путь.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |