АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цветовая характеристика костюма

Читайте также:
  1. I Тип Простейшие. Характеристика. Классификация.
  2. I. Электрофильтры. Характеристика процесса электрической очистки газов.
  3. II.2 Стилистическая характеристика рекламного текста
  4. III. Социолингвистическая характеристика
  5. А30. Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  6. А31. Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).
  7. Абсолютизм. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания. Ключевые архитекторы.
  8. Амплитудно-частотная характеристика и способы ее измерения
  9. Анализ издержек начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках.
  10. Анализ структуры и системы управления организации, общая характеристика
  11. Архитектура кхмеров. Общая характеристика. Особенности стиля. Используемые композиционные решения, конструктивные элементы и строительные материалы. Ключевые здания.
  12. Аутизм. Этиология и виды аутизма. Психологическая характеристика аутичных детей.

Символическим языком, посредством которого наши предки - славяне стремились выразить свои мысли и чувства, духовную связь с окружающим миром, являлся цвет. Его главная функция в одежде края, ее орнаментации выходит далеко за рамки только декоративности. По словам П.А. Флоренского, «семантичность одежды, прежде всего, соотносится с его цветовой маркировкой. Цвет в традиционной культуре является одним из маркеров определенного состояния»[12]. При помощи цвета мастерицы выделяли главные части ансамбля одежды, достигая тем самым одновременно его цельности и завершенности. По меткому выражению П.Д. Пономарева, «цветовой облик одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию».

Как видим, организующее начало в композиции народного костюма принадлежит цвету. Самыми активными и значимыми цветами были и остаются: красный и его оттенки, чёрный, полихромные, ахроматические, блеклые тона (геронтологические). В языке народной символики цвету принадлежит чуть ли не главная роль. Потебня А. А. определил «родство зеленого цвета с огнем, золотом, горением, наделенный продуцирующей символикой, зеленый цвет гармонично связан с другими цветами в декоративном убранстве костюма»[13]. Будто бы освещая окружающее пространство, полихромные и золотые цвета декора костюма охраняют человека.

Особое значение в костюме придавалось цвету как средству наибольшей выразительности, с его помощью обозначалось торжественность и повседневность костюма. У различных народов существовали свои обозначения и названия цвета: веселые и грустные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной русской одежде встречаются практически все основные цвета, известные по шкале восприятия: белый, красный, черный, зеленый, жёлтый, голубой, коричневый, розовый, оранжевый, серый. Естественные цвета льняного холста и шерсти издавна были характерными для многих видов одежды. Распространены были также желтые, оранжевые и коричневые цвета овчин, которые получали в процессе дубления шкур дубовой и ольховой корой. Цвет, выполняя свои магические функции, оберегал носителя костюма от негативных воздействий на человека со стороны людей и нечистой силы. По-видимому, именно в этом состоит основное значение многоцветья и интенсивности цвета в декоре всех костюмных комплексов в виде вышивок и ткачества, бисероплетения и набойки. Кроме того, цвет выполнял и престижную функцию.

Цвет играл в народном костюме существенную роль, сообщая определенную информацию о его носителе, определяя его место в общественной иерархии. При этом различие в цвете костюма воспринималось легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды выступал символом национальной и религиозной принадлежности и как определитель возраста и пола: для детей — нежные, светлые пастельные цвета; для подростков - яркие, контрастные; для взрослых сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спокойная, темная цветовая гамма.[14]

Как выяснено, каждый цвет наделен определенным символическим смыслом, а отдельные цвета - множественной символикой, пришедшей из глубины языческих времен. Так, например, самым излюбленным цветом со времен Киевской Руси был красный. Он считался праздничным, нарядным, красивым. Одежда, сшитая из красной ткани, считалась самой красивой. Красный цвет имеет свою семантику. Слово «красный» в древнем языке, связанное с представлением об огне и свете, понималось как «благовидный» и «прекрасный». От понятия света оно перешло к обозначению цвета, сохранив то же значение, что и белый свет. В народе верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием. Народные представления о символике цвета нашли свое отражение и в древнерусской литературе. Здесь основные цвета белый, серебряный (белый с блеском) и различные оттенки красного. Все они обозначали не цвет, а свет, и употреблялись в рассказах о небесных явлениях. Белый обозначал блеск, белизну сияния пламени и сам свет, а красный был символом небесного огня. Огненно-красные узоры возникают в свете. Само слово «узор», «узорочье» исторически восходят к понятиям: «заря», «гореть», «солнце», вот почему узоры вышивки были связаны с культом солнца и неба, его священными, божественными изображениями или знаками символами. Он связан с кровью, обозначает как жизнь, так и смерть. В одежде женщины репродуктивного периода преобладает красный цвет, а женщине старшего возраста считалось неприличным носить одежду с преобладанием этого цвета. Красный цвет наряду с белым доминирует в свадебной обрядности и служит символом любви, девственности, брака. Красный цвет служил оберегом и имел множество названий и делений: алый, багровый, черв- частый, кармазинный, смородиновый, брусничный и т.д.

Пурпурный цвет означал господство, могущество, достоинство и силу, щедрость и благочестие. Не случайно одежду такого цвета носили обычно особы княжеского рода. Алый цвет символизировал грусть неразделенной любви; красно-оранжевый цвет' называется в народе желто-горячим, цветом солнечного света и тепла; яркий малиновый и нежно розовый цвета символизировали восходы и закаты солнца. Зелёный цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, жизнь, а также изобилие, надежду, спокойствие, радость, свободу. Желтый цвет означал кратковременную разлуку; ультрамариновый - воду, небо, а также верность и целомудрие; белый - горе и смерть; голубой - холод, ненастье, страх, бескровность, ввиду чего использовался в малых количествах лишь в виде узких полосок, квадратиков, чтобы усилить звучание красного цвета, а в ритуалах связан с небесным миром и водной стихией. Коричневый цвет встречается лишь в старушечьей одежде; фиолетовый использовался крайне редко, в основном вместо синего. Встречаются и другие цвета, имеющие образные определения, как маковый цвет, соломенный, огненный, рудо-желтый, шафранный, лимонный, лазоревый, таусинный, дымчатый, сливный, сизовый.

Черный цвет - излюбленный в народной одежде исследуемых территорий. Он символизировал вечный покой, скромность и строгость, чернозем, землю (которую величали матушкой-кормилицей), ночь, данную природой для отдыха земли и людей. Символ матушки-кормилицы перешел и на одежду наших предков: сарафаны, поневы, портки, обувь, мужские головные уборы, пояса для стариков.

Архаичный южнорусский геометрический орнамент черного цвета - это экзотический для Руси тип вышивки, основной частью орнамента которой являются причудливые изогнутые к верху ветви - древо жизни. Протянутые навстречу солнцу ветви символизировали зависимость от светила, дающего жизнь и людям, и животным, и растениям. Ветви древа - словно руки, протянутые в мольбе к солнцу. В орнаменте прослеживается сходство древа с человеческой фигурой. Крестьянки часто ткали или вышивали свастику на деталях женского костюма в виде ромба с крючками на концах. В данной символике как бы объединялось настоящее с прошедшим: спешащие по часовой стрелке крючки означали время живых, идущие против - время мёртвых. Несколько последовательно соединенных свастик символизировали кровное родство потомков и предков.

Семантику полихромного многоцветья в русском народном костюме дополняет белый цвет, который издревле связывался с представлениями о свете и небе. Это общеславянское слово берет свои истоки от индоевропейского корня со значением «светить», «сиять», «блестеть». С «неосязаемым» светом, не зависящим от небесных светил и не имеющим видимого источника, ассоциировались серебристо-белая холстина, так связаны были с ней в народной символике золото, серебро, нити. У большинства жителей Руси белый цвет олицетворял чистоту и целомудрие и использовался в праздничной одежде, но мог быть и символом потустороннего мира, смерти. Белый цвет постоянно присутствует в обрядности переходного цикла (рождение, крещение и так далее). Принято считать, что белый цвет - сакрален, он служил защитой от нежелательного воздействия со стороны существ иных миров. «Белое» - его семантика, взаимодействие и эквивалент света и тишины. Триада белое-красное-черное выступает как универсальный символ культуры и эпохи. Традиционные противопоставления, которые белый цвет образует с черным и красным, моделируют пространственно-временную гармонию человека, где за белым закреплено преимущественное значение жизни, света, добра, чистоты, женского начала. В качестве первоцвета белый в сознании человека традиционно отождествляется с ритуалами инициации (белая рубаха невесты = белый саван как тождество свадьба = похороны). Белый цвет в костюме обладает неоднозначным статусом: с одной стороны, он как цвет жизни и чистоты противопоставлен черному, но с другой стороны, он не менее демоничен, чем красный. Таким образом, вся полихромия цвета в русском народном костюме представляет гармоничную радугу - символ Троицы - райской дуги, являя удивительно многоликий образ этого уникального этнокультурного явления, воплотившего в себе духовные и материальные знания, ценности и опыт народа.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)