|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КРАТКИЙ СВОД ТИПИЧНЫХ ФОРМ КЛИНКОВОГО ОРУЖИЯ ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО XVIII ВЕКА
1. Меч, начало XIV века, с простой крестовиной, негибким обоюдоострым клинком и дисковым навершием. 2. Старинный готический двуручный меч (приписываемый Уоллесу[256]). 3. Итальянский меч, конец XV века, с квадратным венецианским навершием, концами крестовины, горизонтально загнутыми в противоположные стороны, и длинным плоским клинком. 4. Бракемар, середина XVI века, с коротким и широким клинком, загнутыми внутрь концами крестовины, несовершенным pas d'âne и широким боковым кольцом. 5. Двуручный меч, начало XVI века, с длинным клинком (5 футов 2 дюйма)[257] и чрезвычайно длинной крестовиной. С надписью «Je pense plus»[258]. 6. Елизаветинская рапира, конец XVI века. 7. Итальянская рапира, конец XVI века, с кольцевой гардой и невероятно длинным клинком (5 футов 5 дюймов)[259]. 8. Елизаветинская рапира (клинок длиной 4 фута 2 дюйма)[260]. 9. Рапира с обычной рукояткой дужками (клинок 5 футов 1 дюйм)[261]. 10. Немецкая рапира, конец XVI века, с прямой крестовиной, боковым кольцом, pas d'âne и щитками. 11. Рапира, начало XVII века, небольшая рукоятка, приближается к переходной форме. 12. Итальянский пламенеющий меч. Рукоятка без pas d'âne. 13. Венецианская скьявона с испанским клинком, подписанным «Vn Dios una Ley y un Rey»[262]. Датируется примерно 1570 годом. 14. Венецианская скьявона с испанским клинком, подписанным «Viva el Rey de Espana»[263]. Датируется примерно 1580 годом. 15. Венецианская скьявона в оригинальных ножнах. Датируется примерно 1580 годом. 16. Венецианская скьявона, 1590 год. 17. Итальянская рапира с корзиночной рукояткой, Андреа Феррара. 18. Переходная рапира, начало XVII века. 19. Палаш времен Карла I. Клинок Андреа Феррары. 20. Длинный кавалерийский меч (клеймор), середина XVII века. 21. Рапира или эспадрон без pas d'âne, середина XVII века. Клинок с подписью Sahagum. 22. Палаш, конец XVII века, с подписью Abraham Stamm, Solingen. 23. Колишмард с серебряной рукояткой, времен Карла II[264]. 24. Шпага времен Георга I.
В большинстве эпох и стран кинжал[265] был естественным спутником меча по вполне очевидным причинам: в любом самом цивилизованном и наукообразном сражении можно было ожидать, что противники вернутся к «естественной борьбе», то есть сойдутся в рукопашной. Кстати сказать, в наше время то, что пришлось жестко прописать в правилах ведения боя запрет на действия левой рукой, на удары головкой эфеса, кулаками и подножки, показывает, насколько глубоко инстинктивны эти действия. Рис. 140. Miséricorde В Средние века к кинжалу прибегали как к последнему средству, если бой переходил в рукопашный, когда воспользоваться мечом уже было невозможно. Он участвовал и в поединках по правилам и без правил, им добивали раненого противника – наносили coup de grâce, удар милосердия, – или заставляли его молить о пощаде, когда он лежал, поверженный, – отсюда берет начало слово miséricorde, которым в старину называли кинжал французы. Собственно в фехтовании кинжал стал систематически применяться вследствие старинного обыкновения всегда держать его наготове на случай финальной схватки, которая была практически неизбежна, когда искусство боя подразумевало долгое и осторожное хождение вокруг да около, переходящее в совершенно безрассудный натиск. Возможно, что сначала кинжал держали острием вниз, уперев большой палец в навершие или около него, и наносили только колотые раны, но в самых старых трактатах о мече или рапире кинжал всегда изображается как оружие для обороны, которое держат в левой руке почти так же, как меч в правой. Вообще говоря, есть три типичные формы фехтовальных кинжалов[266]. Первый тип – это простой кинжал, который можно назвать обычным, с обоюдоострым клинком длиной восемь – десять дюймов[267] и простой крестовой рукояткой с боковым кольцом или без него. Второй тип – это значительно усовершенствованный первый: концы крестовины сильно загнуты вперед, так чтобы ими можно было встретить клинок противника или даже остановить удар. Имея такой кинжал, дерущийся вполне мог встретить клинок противника во время защиты и удержать его рассчитанным вывертом внутрь или наружу достаточно долго, чтобы получить возможность нанести решительный удар мечом. Кинжал такой формы можно назвать «трезубцем», он лучше всего годится для фехтования. У многих этих кинжалов боковые кольца заменены третьей крестовиной, загнутой в сторону острия симметрично двум другим. С внутренней стороны клинка часто делалась выемка для большого пальца. Обычно у них обоюдоострые клинки, чуть толстоватые, в длину имеют от восьми до двенадцати дюймов[268]. Это были две самые распространенные формы, так как они годились и для собственно фехтования, и для всех других целей. Третий тип – испанский щитковый кинжал, main gauche[269]французов – более изощренный, мы уже говорили о нем ранее. Он соединял преимущества маленького щита и кинжала и был особенно практичен в сочетании с очень тяжелыми рапирами. Но хотя у некоторых таких кинжалов были клинки, способные встретить меч противника (см. образцы на иллюстрации IV), для этой цели они наверняка годились гораздо хуже раздвоенного кинжала. Щитковые кинжалы имеют крестовину с очень длинными прямыми концами; обычно их использовали с длинной рапирой испанского типа с чашеобразной гардой. Все особенности клинка и рукоятки, характерные для рапиры, воспроизведены в парном кинжале, как показывают лучшие образцы. Рис. 141. Испанский щитковый кинжал (main gauche), конец XVI века. Из «Armes et Armures» Лакомба От кинжала полностью отказались в фехтовании даже в Испании и Италии вскоре после окончания XVII века; на исходе своего существования кинжал сильно уменьшился в размере, приблизившись к стилету, и его гарда представляла из себя всего лишь прямую крестовину с небольшим кольцом, а клинок, как обычно, в своей тонкости воспроизводил клинок рапиры[270]. Несколько раз мы упоминали различные виды тренировочных рапир[271], которые перечислим еще раз. До середины XVII века, когда были изобретены fioreti, или fleuret, для тренировки в колюще-рубящей технике всегда использовались затупленные мечи. Гибкую fleuret брали, только если фехтование ограничивалось уколами острием. Затупленные клинки[272] обычно имели ту же форму, что и рапира, которую они заменяли, но с простой гардой. В XVII веке и начале XVIII века клинки рапир также устанавливали в обычные рукоятки, кроме случая французской fleuret. У Анджело в его «L'Ecole des Armes» изображена рапира с небольшой чашеобразной гардой, но без pas d'âne. В последние годы XVIII века была изобретена французская гарда типа lunette. Этот так называемый люнет, который можно считать повторением двойного щитка, распространился, так как был самой легкой гардой из возможных. Для обучения фехтованию на абордажной сабле, дюсаке или фальчионе брали широкие изогнутые доски с проделанным с одного конца отверстием для руки[273]. В XVI веке в Англии вместо палаша в упражнениях использовали waster – кажется, это было тренировочное оружие либо с закругленным клинком, либо с клинком, установленным поперек, так что им можно было наносить удары только плашмя. Позднее, в первой половине XVII века, словом waster называются деревянные дубинки, вставленные в гарды рапир. Когда в Англии перешли на корзиночные рукоятки, примерно во второй четверти XVII века, дубинку вставляли в такую рукоятку, а иногда в плетеную корзинку, похожую на плохие образцы современной деревянной рапиры[274]. Позднее везде была принята корзиночная рукоятка.
Сегодня шпага в Англии называется court sword, а во Франции épée de combat; у обеих сохранился легкий трехгранный клинок, но у второй щитки (возможно, самая распространенная форма гарды – это двойной щиток) снова стали крупными с того момента, как французы полностью отказались от pas d'âne, из-за которого раньше они находились слегка впереди гарды и вследствие этого могли иметь меньшие размеры при такой же эффективности. У итальянцев сохранилась рапирная форма с чашей, pas d'âne и крестовиной, но тонким четырехгранным клинком. За пределами Италии и Франции дуэльная шпага почти не применяется; в Германии и даже в Италии излюбленным оружием является эспадрон. В заключение можно заметить – и те, кто не чужд здравого смысла, наверно, сделают это с удовлетворением, – что дуэли любого рода, которые в Англии канули в Лету, повсюду в континентальной Европе тоже становятся делом прошлого и что не за горами тот день, когда «благородная наука защиты», с какой бы самоотдачей ею ни занимались в спорте, никогда не пройдет проверку на деле – разве что на военной службе. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |