АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

От автора 7 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

И, наконец, на предметном уровне находится конкретная жизнь человека, то, что называется словом «события» здесь осуществляются конкретные жизненные выборы, волевые акты, здесь царствует не этика, а бытовая мораль, которая может сильно отличаться от этики душевной жизни, здесь появляются несовместимые друг с другом жизненные обстоятельства, в связи с которыми перед человеком встает дилемма или-или, здесь возникают носители полярностей, например, конкретные носители добра и зла, здесь появляются конкретные желания, которые можно исполнять или не исполнять. То, что на уровне душевной жизни формируется как определенная стратегия, на уровне конкретной жизни выражается в соответствующей тактике, определяющей конкретные выборы и действия человека. Что характерно для предметного уровня — здесь нет места абстракциям, здесь нет зла как такового, но есть злодей, черт, который занимается своими проделками, здесь нет абстрактного добра, но есть конкретные поступки или обстоятельства, которые помогают человеку жить и реализовывать свои планы. В каком-то смысле здесь нет цветов — голубого, желтого, зеленого, но есть краски — масляные или гуашь, работая с которыми, можно добиваться определенных эффектов. Для предметного уровня жизни характерна чрезвычайная фрагментарность и противоречивость, часто несовместимость различных событий, что безусловно связано с рассогласованием и противоречивостью душевного уровня, но противоречия здесь носят совершенно другой характер: если в области душевной жизни отчетливой конфронтации нет и быть не может, то есть совершенно противоположные ценности и по-видимому несовместимые качества могут существовать в душевной жизни человека неопределенно долгое время, может быть, как-то его мучая, но не прекращая его бытия, то на событийном уровне события часто ставят человека перед альтернативой, то есть выбором типа исключающего «или»: или он работает на данной фирме, или он из нее увольняется и переходит на другую. Конкретная жизнь иногда представлена гораздо ярче душевной и совершенно предметна, но она всегда имеет окраску, которую ей дает душевная жизнь, и некоторый тонкий привкус, идущий от духовного уровня, то есть от внутреннего «я»; однако почувствовать последний в каждом конкретном событии может быть очень нелегко.

В каком-то смысле найти самого себя означает научиться видеть синтетичность духовного уровня в событиях непосредственной жизни, то есть видеть не только ценностную окраску событий, которую дает качественный (душевный) уровень, но и их духовный смысл, который является проявлением синтетического уровня, то есть голосом внутреннего «я» или личного Бога. Однако это очень непросто, поскольку эти уровни находятся на чрезвычайном расстоянии друг от друга; даже просто цепочка событий далеко не всегда бывает отмечена качествами, аспектами или ценностями душевной жизни: почему, в самом деле, сегодня утром такая погода, а вечером такая, и я так на это реагирую, почему у меня вымокла левая нога, а правая осталась сухой? На эти вопросы не так легко получить ответ, или толкование достаточно произвольно. Тем не менее, даже у обычных людей бывают, хотя и редко, такие состояния, когда вся без исключения практическая жизнь вдруг видится как имеющая духовный смысл.

Если говорить об освоении той или иной профессии, то к предметному уровню относятся чисто технические навыки, умение совершать определенные действия, например, держать в руках кисть или стамеску, а к качественному уровню относится способность, говоря на психологическом языке, достигать определенных состояний сознания, или, если воспользоваться языком мистики, умение призывать различных волшебных помощников — ангелов, духов, даймонов, муз, которые помогают человеку творить не на уровне ремесла, а, как говорится, со вдохновением. При этом наиболее мучительным и сложным для творческого человека является не непосредственное воплощение своего замысла в предметном мире, а предшествующая этому процессу стадия выяснения отношений со своими волшебными помощниками и укрепление одного из них — того, который должен помочь человеку осуществить его замысел. Этого волшебного помощника надо сначала усердно призывать, тратить на него свое время и душевные силы, потом вступать с ним в диалог, получать его согласие на определенную деятельность в целом, и обеспечивать ему защиту от конкурирующих с ним духов и ангелов, которые на время его деятельности остаются как бы без работы, против чего они как правило активно возражают. Когда человек говорит: «Я бы с удовольствием сделал это, но мне не хватает времени», — он выставляет аргумент предметного уровня, то есть речь идет о том, что у него нет ресурсов, относящихся к конкретной жизни, но в действительности за этим всегда стоит и отсутствие ресурсов душевного порядка, то есть в действительности этому человеку не хватает определенных качеств, которые дали бы ему возможность реализовать ту программу, на которую у него как бы не хватает времени; на самом же деле ему не хватает не времени, а определенного душевного потенциала. В свою очередь, душевный потенциал может возникнуть лишь при условии того, что данное качество, данный аспект является раскрытием и проявлением духовной сущности, которую мы называем внутренним «я», и которое именно сейчас хочет проявить данное качество; если же оно этого не хочет, точнее — не имеет соответствующего намерения, то все попытки человека сделать это искусственным и насильственным образом приводят к внутренне неудовлетворительным для него результатам — хотя внешне ситуация может выглядеть вполне благополучной.

 

Следующее чрезвычайно важное приложение триадического архетипа касается схемы материализации архетипа. Всегда, когда в природе наблюдается класс сходных между собой объектов, возникает отчетливое впечатление, что они порождены некоторой абстрактной идеей, единой для них для всех; эта идея может быть названа архетипом данного класса. Например, архетипом для всего человеческого рода является первочеловек Адам Кадмон (Адам Первозданный, в переводе с иврита), по образцу которого Бог сотворил всех остальных людей. Однако между абстрактной синтетической идеей, или архетипом, и ее воплощением в виде конкретного объекта находится (на качественном уровне) еще один объект: индивидуальный прототип данного объекта, который представляет собой не что иное, как набор качеств, которыми должен обладать данный объект и которые в своей совокупности отличают его от всех прочих объектов того же рода. Так, например, у каждого человека имеется архетипический образ Адама Кадмона, по образу и подобию которого он создан в общем, но, кроме того, у него еще имеется его индивидуальный прототип, то есть набор качеств, которыми должен обладать он лично и которые отличают его от всех остальных людей. В эзотерике есть представление об энергетическом двойнике человека, который (двойник) стоит как бы вверх ногами над человеком, так что они соприкасаются макушками; возможно, в этом образе отражена идея индивидуального прототипа.

Индивидуальный прототип представлен в сознании людей по-разному — у одних сильнее, у других — слабее, но с ним всегда можно работать. С точки зрения целительства, работу с самим человеком, то есть с его физическим и более тонкими телами, можно назвать симптоматическим целительством, потому что любые изменения в самом человеке контролируются его индивидуальным прототипом; но, в отличие от симптоматического целительства возможно воздействие качественно более высокого уровня, при котором целитель взаимодействует непосредственно с индивидуальным прототипом пациента и корректирует либо сам прототип, либо его отношения с пациентом, поскольку в очень большой степени болезни человека связаны не с тем, что его физическое и более тонкие тела несовершенны, сколько с тем, что они плохо связаны с индивидуальным прототипом (или же болен последний), и тогда, информация о состоянии человека недостаточно быстро и полно поступает к прототипу, а корректирующее воздействие, идущее от прототипа к человеку, также происходит с задержками и искажениями.

Индивидуальный прототип не следует представлять как некоторый физический или тонкий образец человека — это скорее набор предрасположенностей, которые на другом языке могут называться наследственностью или наработанной кармой, и эти предрасположенности, носящие именно качественный характер, воплощаясь в конкретных условиях материального и тонкого тел и среды, формируют уже конкретного человека с его тонкими и плотными телами и обстоятельствами внешней и внутренней жизни. Этот процесс можно проиллюстрировать на следующем примере.

К гончару приходит заказчик и говорит: «Мне нужен горшок. Он должен обладать такими-то качествами, быть приблизительно такой-то формы и украшенным таким-то орнаментом». После этого гончар начинает работать. Прежде всего он формирует из единого архетипического Горшка, образ которого есть у него в голове, индивидуальный прототип будущего изделия, а именно, он мысленно подбирает сорт глины, выбирает конкретную форму, краски, глазурь — и лишь после того, как у него в воображении сформировался достаточно определенный образ горшка, то есть полный набор качеств, которыми тот будет обладать, гончар приступает к его изготовлению. Результат его работы, то есть конкретный горшок, будет, естественно, несколько отличаться от того образа, который был у гончара, вследствие того, что глина обладала спецификой, которую мастер не до конца предвидел, гончарный круг крутился чуть быстрее или медленнее, где-то дрогнула рука самого гончара, что-то непредвиденное случилось во время обжига, появились непредвиденные трещины, неровно легла глазурь — но все-таки в получившемся объекте, то есть горшке, можно угадать ту мысль, которая его породила, то есть архетипический Горшок, и те конкретные особенности этой мысли, которые вызвали к жизни данный экземпляр.

Итак, в данном случае архетип — это общая идея, объединяющая в сознании гончара всю совокупность имеющихся и мыслимых горшков, а индивидуальный прототип — это та конкретная мыслеформа, которая создается гончаром для изготовления данного горшка.

* * *

Каждый из трех уровней — синтетический, качественный и предметный — в какие-то моменты привлекает человека, и осознавая это или нет, он пользуется этими уровнями, или, точнее, находится на них. Но есть люди, в чьей жизни один из этих трех уровней играет особенную роль, фигурируя постоянно или большую часть времени, и тогда мы можем говорить о человеке синтетического уровня, человеке качественного уровня или человеке предметного уровня. Научившись распознавать эти три психологических и бытийных типа, мы не только начнем лучше понимать окружающих нас людей, но и получим существенное подключение к синтетическому архетипу и его уровням как таковым, поскольку любой архетип наиболее полно выражается именно в психике, жизни и судьбе человека. Конечно, рассматриваемые ниже три типа — это определенные крайности, и каждый реальный человек представляет собой их комбинацию, но, как это всегда бывает, крайности встречаются гораздо чаще, чем можно предположить чисто логически, и автор переходит к их описанию.


Глава 1
Мистик-харизматик

Человека, для которого основным уровнем бытия является синтетический, естественно называть мистиком-харизматиком. Несмотря на несколько экзотическое название, такие люди встречаются довольно часто, но нередко вызывают недоумение и даже порицание окружающих, в большой мере связанное с совершенным их непониманием. И, действительно, понять такого человека нелегко, в том числе и ему самому.

Символом мистика-харизматика мог бы быть круг как символ замкнутой самодовлеющей Вселенной. В зависимости от степени своего развития, он ощущает себя либо центром этого круга, либо всем кругом, относя то, что ему неведомо, далеко за его пределы. На высшем уровне этот круг мог бы служить символом находящегося в нирване Будды, на низшем — полностью погруженного в заботы о своей личности эгоцентрика. Пафос жизни мистика-харизматика — это объединение всей реальности, как внешней, так и внутренней, вокруг некоторой единой идеи, которая для него абсолютно реальна, но, в то же время, весьма абстрактна, и выразить ее он может лишь некоторым символом или словом, которые для него полны смысла, а для окружающих могут звучать не более, чем пустым лозунгом. Строго говоря, цельность и синтетичность бытия для мистика-харизматика не являются целью, так как они изначально уже достигнуты. Его может не устраивать только уровень этой цельности, и в тех случаях, когда этот уровень понижается, он стремится его повысить. Идея, которая ведет его по жизни и организует вокруг него пространство, едина и синтетична по самому своему определению. Остается только сделать так, чтобы она охватила и подчинила себе весь мир, чем мистик-харизматик и занимается: в некоторых случаях он делает это во внутреннем мире, в некоторых — старается максимально распространить ее вовне. В этом и заключается пафос и смысл его жизни, хотя внешне его усилия могут выглядеть и интерпретироваться совсем по-другому. Но если вы не поймете фундаментального факта его внутренней жизни, то вы проинтерпретируете его поведение совершенно ложным образом.

Мистик-харизматик ощущает мир как происшедший из некоторой точки и вечно тянущийся к ней. Этот идейный центр бытия и представляет его основную ценность и смысл, и чем ближе вы находитесь к этому незримому, но ясно ощущаемому центру, тем лучше. Если же где-то, весьма далеко от этого центра, его притяжение и его влияние не ощущаются, то нужно сделать так, чтобы оно стало ощутимым. Центральная идея, породившая и объединяющая весь мир, настолько сильна, что ничего большего для объединения не нужно: он един именно вследствие его принадлежности этой идее, и можно лишь пожалеть тех людей, которые этого не чувствуют. Все, что не подчинено указанному принципу единства, является иллюзорным и имеет лишь условное право на существование, притом временное. Можно не знать точно, каков этот центр, объединяющий мир, но нельзя не чувствовать его притяжения и влияния.

Мировоззрение. Мистик-харизматик смотрит на мир как на управляемый единой причиной, единым законом, характер и точные действия которого он, как правило, указать не может и к этому не стремится. Однако он постоянно ощущает этот закон и видит всевозможные его проявления как управляющие миром в целом. Уклонения от единого закона возникают также только по его, закона, предписанию. Обычно для имени этого закона употребляются достаточно абстрактные слова: воля Божья, карма, эволюция, природа, природные силы, и мистик-харизматик не стремится их как-либо конкретизировать, его даже устраивает, что этот закон не может быть описан рационально чересчур точно. Однако он приветствует открытие частных законов в той мере, в которой они имеют в виду в дальнейшем вписаться в универсальность, которая предполагается имеющей совершенно мистический характер и рационально не постижимой.

Если мистик-харизматик религиозен, то его религиозность будет иметь тотальный характер, на первый взгляд она сможет даже устрашить. При ближайшем рассмотрении, однако, оказывается, что Бог в его понимании не слишком четко контролирует жизнь каждой частички Вселенной, Он пронизывает эту Вселенную, но все-таки от нее отличен, Он гораздо более тонок и те частички, которые не желают признавать Его бытие, имеют на это полное право (с Его санкции). С точки зрения мистика-харизматика, тот факт, что наука не обнаружила Бога, ни в коей мере не означает Его отсутствия. С его точки зрения, Бог показывается лишь тем, кто очень хочет Его увидеть и удостоился Его особого расположения. Нет ничего удивительного, что человек науки, который Бога видеть не хочет, Его и не видит. Атрибутам Божественного мистик-харизматик не склонен придавать большого значения, считая, что Бог тоньше любых своих проявлений, доступных человеку. Вместе с тем, он придает огромное значение любого рода объединениям людей и явлений вокруг излюбленной им абстрактной идеи, которая светится для него Божественным светом; в частности, если он выходит на уровень пророка, он стремится объединить под своими знаменами всех живущих, когда либо живших и будущих людей.

Мистик-харизматик может уподобить закон кармы (независимо от того, пользуется он этим понятием или нет) жонглеру, который держит на множестве резинок разнообразные разноцветные круглые шарики: эти шарики ударяются друг о друга, двигаются во всех возможных направлениях, но в свое время каждый из них возвращается обратно к жонглеру. Жонглер — это Единый Бог или Единая Идея, сотворившая и объединяющая мир, а шарики — это разные люди и другие объекты Вселенной. Идея кармического возврата или воздаяния также связана у мистика-харизматика с идеей полноты и целостности мира, объединенного мистическим центром. Если этот центр допускает уход в одну сторону, то для восстановления равновесия и полноты требуется уход в противоположную сторону. Здесь идея искупления скорее всего найдет свое понимание, в отличие от идеи милосердия, ибо милосердное отпускание грехов означает отсутствие должным образом найденного полноценного противостояния — а впрочем, пути Господни неисповедимы, и если должный баланс и должная полнота могут быть восстановлены какими-то экзотическими и на вид нерациональными способами, то в этом нет ничего удивительного и необыкновенного. Главное — это харизма, то есть некоторая благодать, источником которой является невидимый центр Вселенной. Она регулирует балансы и полноту мира свойственными ей способами. (Эта философия во многом похожа на древнекитайскую философию даосизма.)

Посмертные странствия души видятся мистиком-харизматиком как равноценные части ее жизни. Тот опыт, который человек не успевает получить в этом воплощении, он получает в следующих (или в промежуточных мирах), так что ожидать справедливости и воздаяния за добродетели или наказания за грехи в данном воплощении легкомысленно; интегральная справедливость существует, но лишь при глобальном рассмотрении всей Вселенной и всего пути человеческой монады от момента ее создания до момента ее растворения в Боге, и никак не меньше.

Пути эволюции не только могут, но и должны быть весьма извилистыми, поскольку мир очень широк, но в то же время некоторая невидимая нить постоянно тянет душу по направлению к центру; однако приблизиться к нему можно, лишь получив соответствующий опыт и утончившись в необходимой степени.

Отношения со средой. У мистика-харизматика есть личная сила, достаточная для того, чтобы среда, по крайней мере, в небольшой его окрестности, располагалась так, чтобы он оказывался в ее центре. Что касается более широкой среды, то он, хотя бы подсознательно, хотел бы, чтобы и она располагалась вокруг него, но достичь этого ему чаще всего не удается. У него есть дар объединения среды вокруг себя, однако его энергии обычно хватает на то, чтобы объявить свое единство со средой или единство окружающего мира в том или ином аспекте, однако увеличить уровень этого единства удается лишь достаточно развитым индивидам. Те аспекты и области, которые не удается ощутить и проинтерпретировать как объединенные единой идеей, мистиком-харизматиком, как правило, жестко игнорируются. Если он ощущает, что что-то не в порядке, он может проявлять необыкновенную активность (смысл которой окружающим не вполне ясен), но если, с его точки зрения, единство достигнуто, то он может демонстрировать поразительное равнодушие к очевидным дисбалансам и несправедливостям, которые наблюдаются в окружающей среде, поскольку факт ее объединения представляется ему бесконечно более важным по сравнению со всеми остальными обстоятельствами. Так воинственный монарх, завоевав соседнюю страну, рисует объединенную географическую карту и ежедневно любуется на нее, не обращая никакого внимания на информацию о реальной жизни как своей, так и порабощенной державы.

Если личная харизма мистика-харизматика невелика, то он легко становится жертвой манипулятора, чья идея объединения срезонирует в его внутреннем мире. Он становится его верным слугой и полностью подчиняет свою этику воле своего хозяина. Именно на этом основывается эффект движений под лжепатриотическими лозунгами.

Время. Очень своеобразную модальность приобретает у мистика-харизматика время. Для него прошлое, настоящее и будущее представляют собой неразрывное единство, которое он ощущает непосредственно, даже если ему не удается это логически обосновать; а те части прошлого, настоящего и будущего, которые не укладываются в его центральную объединяющую идею, им или игнорируются, или интерпретируются совершенно фантастическим образом. Например, на упрек друга в нарушении данного обещания, мистик-харизматик может ответить так: «Ты говоришь, что я тебе это обещал, но то был не я, ибо я сегодня это совсем не то самое, что я — вчера, а я завтрашний буду и вовсе третьим, и может быть, даже выполню свое обещание, но не рассчитываешь ли ты на то, что гармония и единство Вселенной будут предъявлены тебе уже сегодня?!»

Таким образом, мистик-харизматик не беспокоится о последовательности в своем поведении, но для него чрезвычайно важна сопряженность прошлого, настоящего и будущего, хотя эту сопряженность он может понимать совершенно мистическим способом, который диктует его харизма. Для него важную роль играет, например, законченность определенного жизненного сюжета. Понятие «я готов (не готов) к чему-то» для него более чем реально. Если он говорит в терминах кармы, он может заявить своему знакомому: «Нам пора расставаться, поскольку наша кармическая связь исчерпалась», — и эмоциональные реакции партнера в ответ на такое заявление могут показаться ему настолько неуместными, что тот, чувствуя всю их неуместность и неадекватность в его глазах, даже и не попытается их выразить.

На высоком уровне мистику-харизматику свойственно очень точное чувство времени, то есть знание, когда следует начинать и когда заканчивать то или иное действие. На низком уровне это скорее претензия на подобное знание, спекуляция идеей прошлых и будущих воплощений и идеей кармы как силы, связующей жизненные сюжеты отдельного человека и групп людей.

Социализация. Для мистика-харизматика характерна неясная сила, которая влечет к нему людей, чем бы он ни занимался, и которая организует вокруг него пространство и обстоятельства. Ему самому может казаться, что это действие объединяющей идеи, которая стоит за ним, окружающим эта сила может казаться следствием его деятельности, а в действительности она присуща ему как индивидууму, то есть не зависит от характера его занятий. Людям, подпавшим под обаяние этого человека, может казаться, что на них действуют его идеи, но в действительности это не совсем так, и выбраться из-под власти организованной им реальности может быть достаточно сложно, поскольку идущая от него объединяющая сила всегда несколько тоньше и незаметнее, а потому и могущественнее всех конкретных обстоятельств, возникающих в окружающей этого человека реальности. Ответить на вопрос о природе его власти над миром достаточно сложно, поскольку эта власть не сводится к его деятельности, а возникает как ее побочный эффект. Когда такой человек появляется в обществе, минимально доброжелательном по отношению к нему, в этом обществе начинает что-то происходить, и это что-то производит, как правило, достаточно приятное впечатление на участников круга, формирующегося вокруг этого человека, однако ответить на вопрос: «Что же это за сила?» — участникам трудно. Для описания этой силы характерен, например, такой отзыв: «Я чувствовал себя вместе с другими», «Мы стали единым коллективом», «Мы прониклись общей идеей, общей задачей», «Он нас повел и мы почувствовали, что мы идем вместе»; при этом сила, которая исходит от мистика-харизматика, достаточно неспецифична, то есть она не слишком зависит от того, какого рода деятельностью занят этот человек, важно лишь, чтобы эта деятельность не мешала метафизическому объединению, происходящему попутно с ней и являющейся в действительности подспудным внутренним смыслом его деятельности. Другими словами, мистик-харизматик может читать лекции по астрономии, водить туристические группы, руководить танцевальным коллективом или снимать фильмы, но в любом случае, люди, привлеченные обаянием его личности и деятельности, ощутят себя вместе, соединенными некоторой достаточно абстрактной идеей, силы которой, однако, хватает для того, чтобы дать им вполне реальное ощущение объединения друг с другом, а на высоком уровне и со всей Вселенной.

Логика. Логика у мистика-харизматика весьма специфична. Он не чувствует запрета ей пользоваться, но и не ощущает никаких ограничений в использовании ее. Его «и» может звучать как «или», его отрицание чаще всего дополняется некоторыми упущенными особыми возможностями, для него характерны обороты типа «да, но...», «и тем не менее», «и в то же время», «с другой стороны» и прочие средства, помогающие объединить логические аргументы в некое единое и должным образом центрированное целое. Рассмотрения типа «с одной стороны, с другой стороны» проводятся им как подготовительные к синтезу, который неизбежно последует и в большой степени заранее определен, хотя бы в общем. Спорить с ним необычайно трудно, поскольку некоторый невидимый, но тяжкий груз начинает действовать на вас, если вы отклоняетесь от того направления, которое предлагает вам мистик-харизматик. Каждому аргументу он может противопоставить контраргумент, так что синтез пройдет как раз необходимым ему образом, и деваться от него будет совершенно некуда.

Логика синтетического уровня бесконечно далека от математической; это логика авторитета. Суждение имеет тем больший вес и тем большую истинность, чем ближе оно находится к некоторому идеально правильному суждению, которое считается таковым как бы по определению и без необходимости каких бы то ни было доказательств. Это похоже на средневековый тезис о том, что истина есть то, что говорит Бог; то есть то, что говорит Бог, по определению является истиной, а все остальное истиной не является, но оно тем ближе к истине, чем оно ближе к Божественным речам. Подобные воззрения прозвучат, может быть, чересчур откровенно, но для мистика-харизматика они более, чем естественны. Он еще может заметить, что обосновать можно все, что угодно, было бы желание, а истина — это то, на что можно опираться, и она всегда многолика и многоаспектна, но в основе своей должна обладать харизмой, и не просто харизмой, а истинной харизмой, и получающийся замкнутый круг нисколько его не смущает. Он понимает, что стоит за этими словами, а если вы этого не понимаете, то тем хуже для вас, значит (считает он), вы до этого еще не доросли, но если вы последуете за ним, то со временем вы это, конечно же, обязательно поймете.

Любимые роли и герои. В сказках и историях мистик-харизматик еще в детстве идентифицирует себя с ключевыми фигурами, вокруг которых сосредоточивается действие; он ощущает себя в роли дирижера, которому окружающие должны подчиняться при малейшем указании дирижерской палочки. В сказках или мифах мистику-харизматику импонирует царь, который сам ничего не делает, а только выражает те или иные желания или же, если это отрицательный герой, то главный злодей — Кощей Бессмертный или Властелин темного замка, у которого есть множество послушных слуг, выполняющих его злые желания.

В жизни этот человек любит исполнять роли монарха, главы семьи, могущественного начальника, вокруг которого собирается любящий и дружный коллектив, неважно, семейный или служебный. Характерным для его ролей будет представление, что власть дана ему изначально и не связана напрямую с той деятельностью, которой он занимается. Он скорее царь милостью Божьей, чем демократическим образом избранный президент, завоевавший положение в народе какой-нибудь конкретной деятельностью. Выступая в темной роли, то есть в роли черного учителя, этот человек станет носителем если и разрушительной, то четко не обозначенной идеи, то есть его темная миссия будет обязательно завуалирована, у него не будет отчетливого врага. Его роль, даже разрушительная, будет носить объединяющий характер, просто объединяющая идея может быть идеей разрушения, но разрушения уже абсолютно всего, неважно, какая именно структура попадается под руку. И наоборот, черный учитель для мистика-харизматика, то есть человек, который может сбить его со своего пути, — это человек, который пленит его целиком, завладеет его харизмой и заставит его служить идее, которая впоследствии самому мистику покажется неправильной или даже ужасной. Но, попадая под чью-то власть, он оказывается под ней целиком, а не какими-то своими аспектами, и пребывание в такого рода рабстве может длиться достаточно долго, а вырваться из-под него будет чрезвычайно трудно, поскольку цена выхода — полная внутренняя трансформация, смерть старого «я» и рождение нового.

Психология и самосознание. Для мистика-харизматика характерна устойчивая положительная самооценка и самомнение. За ним стоит сила, которую он ощущает, и эта сила совершенно реальна, поэтому свою самооценку он, как правило, не демонстрирует явно, так, как это склонны делать люди с сильным комплексом неполноценности. Скорее он навяжет окружающим ощущение значимости собственной персоны значительным взглядом, уверенными манерами поведения, веской интонацией. Его уверенность в себе бросается в глаза и заразительна, причем непонятно, на чем она основана. Его идеал — это некоторое мистическое единство людей и их объединение вокруг идеи, которая представляется ему идеально истинной и возвышенной, но сформулировать ее чересчур конкретно он не в состоянии, и именно это последнее обстоятельство является для него надежной защитой, ибо невозможно опровергнуть нечто несформулированное. На низком уровне это необыкновенный эгоцентрик с совершенно круглым эго, которому, как он считает, должен служить весь мир. На высоком уровне его эго расширяется до размеров всего мира, и тогда уже он служит всему миру, но опять-таки, с позиции его объединения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)