АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни проработки. На варварском уровне человек свадхистханы жадина и эгоист

Читайте также:
  1. D.2 Оценка практического экзамена на 1-й и 2-й уровни – руководящие указания по взвешенным процентам
  2. Биоразнообразие. Уровни организации биосистем
  3. Второй и последующие уровни
  4. Допустимые уровни шума на рабочих местах
  5. Лексический и образный уровни
  6. Логические уровни отдельного человека
  7. Мотивация и уч-ные мотивы: виды, уровни, качество.
  8. Надежность СУБД. Классификация сбоев. Журнализация. Уровни журнализации. Типичные схемы использования журнала.
  9. Нормирование опасностей. Общие принципы нормирования опасностей. Пороговые уровни интенсивности воздействия опасностей на человека
  10. Нормируемые параметры и допустимые уровни шума
  11. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума
  12. Общая социологическая теория. Уровни социологического познания.

На варварском уровне человек свадхистханы жадина и эгоист. Он тащит к себе в дом все, что попадется ему под руку, мало беспокоясь о том, насколько это ему нужно и что он будет с этим делать. Главное для него это иметь. При этом стены, отделяющие его владения от окружающего мира, могут быть дырявыми, и сколько-нибудь предприимчивый обитатель внешнего мира легко может проникнуть через одну из этих дыр и утащить все, что ему нужно, но это мало беспокоит свадхистханного варвара.

Количество атрибутов, которыми он обладает и которые он себе мыслит, обычно очень невелико, и они достаточно примитивны, но, тем не менее, ему удается обходиться ими во всех случаях жизни. Как правило, эти атрибуты носят полярный характер: моечужое, вкусноеневкусное, полезноевредное, желаемоенежелательное, и, описав объект с помощью того или иного атрибута, этот человек моментально принимает решение: тащить его к себе (интериоризировать) или, наоборот, от него избавляться (проецировать).

Общаться с ним можно, лишь войдя в его систему категорий и получив положительную характеристику по хотя бы одной из них; тогда он, возможно, согласится некоторое время терпеть вас около себя. И совсем уже высшим комплиментом с его стороны будет способность поделиться с вами чем-то, что он считает своей ценностью. Может быть, вас это и не обрадует, но вы должны воспринять это как комплимент высшей степени.

К окружающей среде такой человек относится исключительно потребительски и хищнически-грабительски, и очень удивляется и обижается, когда неожиданно оказывается, что она больше не в состоянии давать ему те качества, которыми он за ее счет испокон веков успешно пользовался. С другой стороны, когда окружающая среда определенным образом его грабит и лишает важных для него качеств, он не обижается, относя это на счет злой судьбы, но никогда не на свой собственный; в этом отношении он совершенный фаталист. Например, направляясь в лес, он может быть застигнуты дождем, может подстрелить или не подстрелить оленя, и в этом его судьба; но если он занимается хищническим ловом рыбы, то ее исчезновение есть не результат его хищничества, а злой рок — а впрочем, может быть, не такой уж и злой, а просто указание судьбы на то, что ему нужно сменить место рыбалки. Идея того, что можно изменить свое поведение, этому человеку в голову не приходит.

На любительском уровне проработки свадхистханы человек более сознательно относится к обмену ресурсами с окружающей средой и отделяет себя от нее, выстраивая дом, качеством которого он в некоторой степени обеспокоен. Здесь уже будет хороший забор вокруг участка, и крыша протекать не будет. Что же касается внутренней отделки, она будет производиться сообразно вкусам обитателя, но он будет придавать ей существенное значение — но, как обычно, обращая внимание не на подробности, а на общее впечатление.

Мелочи и частности учитываются этим человеком в той степени, в которой они способствуют созданию необходимых ему качеств или искоренению аспектов, которые его не устраивают.

На этом уровне взаимодействие с окружающей средой идет уже с оглядкой на ее ограничения, возможности и запросы, то есть равновесие с окружающей средой является уже одной из целей этого человека, но она представляется ему настолько большой и мало влияемой с его стороны, что он сколько-нибудь серьезного внимания ей не уделяет. Но, конечно, он не станет мусорить в ближайшей окрестности своего дома, постарается не устроить лесного пожара и, может быть, даже высадит несколько деревьев, но глубоко вникать в экологические проблемы не станет; кроме всего прочего, это, как ему кажется, совершенно для него непосильно.

Для любительского уровня характерно гораздо большее количеств качеств и атрибутов, которыми человек себя окружает, которые он учитывает в своей деятельности, и большая глубина их проработки, то есть его палитра уже не черно-белая, в ней встречаются и другие цвета, и даже их оттенки; впрочем, их еще не слишком много.

И, наконец, человек свадхистханы профессионального уровня — это тонкий дипломат или, пользуясь другой метафорой, это художник-акварелист, работающий тончайшими переливами красок, с помощью которых он может выразить любое свое ощущение и настроение. На этом уровне человек поглядывает и на частности и на детали и держит во внимании целое, но основное его внимание по-прежнему уделяется качествам которыми он работает и которые в его руках становятся тонкими и мощными инструментами. Типичный пример — это дипломатические переговоры на высоком уровне, когда вопрос государственных отношений обсуждается в общем и целом, но тем не менее, достигается такой уровень взаимопонимания, что становятся возможными не только перемирия, но и дружественные глубокие связи между государствами, а когда позже происходят переговоры на предметном уровне о конкретном сотрудничестве или взаимной торговле, они имеют под собой полноценную базу, опираясь на которую развиваются уже чисто предметные отношения: и торговые и культурные и общесоциальные программы.


Глава 3
Манипура

Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая!

А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!

Сизые с морозом!

Н. Гоголь

Автор напоминает читателю, что рассматриваемые в этой книге категории — архетипы и модальности — исключительно субъективны, то есть описывают субъективное восприятие данным человеком того или иного объекта или ситуации. Например, говоря, что данный объект находится на определенном эволюционном уровне — муладхары, или свадхистханы, или манипуры — автор имеет в виду, что человек видит этот объект таким (в такой модальности), а не то, что этот объект «объективно» находится на соответствующем уровне: другой человек, или тот же человек, но при иных обстоятельствах может увидеть этот объект как находящийся на совершенно другом уровне, и тогда он будет воспринят им в совершенно ином освещении. Именно попытке разобраться в особенностях этого «освещения» объекта модальностями человеческого восприятия и посвящена эта книга.

Говоря другими словами, принадлежность объекта определенному эволюционному уровню означает соответствующую расстановку акцентов в восприятии человеком этого объекта (в частности, самого себя). Если акценты восприятия себя и мира у данного человека постоянны, то мы говорим, что он находится на определенном эволюционном уровне. Это, однако, ни в коей мере не означает, что, например, человек манипуры в этическом или моральном смысле выше, чем человек свадхистханы, а последний выше человека муладхары: в действительности в жизни каждого человека случаются моменты активизации каждого из семи эволюционных архетипов (уровней), и то, какие из них активизируются чаще, как правило, свидетельствует о природной предрасположенности человека, а не о добром или злом его умысле и намерении. С другой стороны, каждой ситуации присущи определенные вибрации, и рассмотрение ее под несвойственным ей углом зрения ведет к ее сильному искажению, а если человек на этом регулярно настаивает, то и на искажении его собственной судьбы. Поэтому умение распознать вибрации, уровни, архетипы, управляющие данной ситуацией, хотя и относится к числу эзотерических, то есть не поддающихся слишком конкретному и определенному определению, годному для использования компьютером, тем не менее в жизни человека играет большую роль — гораздо большую, чем это может показаться поверхностному наблюдателю. В частности, умение глубоко понимать другого человека в значительной степени связано с умением видеть, в каких модальностях или под какими архетипами он в данный момент существует, и какие архетипы ведут его по жизни в целом. Попытке описания некоторых видов такого рода ведения и посвящена эта книга.

Объект манипуры. Манипурный объект явлен на предметном уровне и находится в окружающей среде, которая представлена для него также на предметном уровне. Это означает, что если на свадхистхане предмет был явлен окружающей среде (и самому себе) на качественном уровне, то есть лишь набором своих качеств, то на манипуре объект представлен уже совершенно конкретно: элементами, из которых он состоит, и связями, которые организуют эти элементы в единое целое. Автор напоминает, что каждый эволюционный уровень косвенно включает в себя все предыдущие, так что объект на манипуре безусловно является цельным законченным объектом, поскольку в нем, пусть неявно, присутствует муладхарный уровень, и обладает набором качеств, поскольку в нем неявно представлен свадхистханный уровень — но эти качества опредмечены в нем определенными элементами, подобно тому, как, например, цвет предмета обусловлен определенной краской, а звучание музыкального инструмента достигается вибрацией струн в пустотелом корпусе. Таким образом, и единство, и разнообразие качеств в манипурном объекте присутствуют, но как бы неявно, а основным его содержанием, или основным объектом внимания в нем, служат его элементы и связи между ними, причем связи не только, как говорится, горизонтальные, но и вертикальные: для манипуры характерно появление понятий иерархии и управления.

Иерархия означает, что некоторые элементы манипурного объекта рассматриваются как обладающие качественно иной, более тонкой природой, чем другие элементы, которые обладают более грубой (плотной) природой. При этом элементы тонкой природы определенным образом управляют плотными, а обратного управления нет, то есть плотные элементы влияют на тонкие, но лишь косвенным образом, в то время как влияние тонких элементов на плотные идет прямо (непосредственно). Строго говоря, иерархия означает, что тонкими элементами управляют еще более тонкие элементы, которые можно назвать тончайшими, ими — еще более тонкие, и так далее, но общее количество этих уровней обычно не слишком велико (не превышает пяти, в редких случаях десяти).

Манипурный объект, рассматриваемый как единое целое, в технике обычно называют системой. Для того, чтобы описать качества, которыми этот объект обладает и которые служат основным моментом рассмотрения для свадхистханного объекта, в манипурном объекте (системе) пользуются понятием подсистемы, а также функции. Подсистемы и функции манипурного объекта приблизительно выражают качества этого объекта, если он рассматривается как свадхистханный (на манипуре, напомним, качеств как таковых не существует, по крайней мере, в явном виде).

Если пафос жизни муладхарного объекта — это выживание в антагонистической борьбе со средой, а пафос свадхистханного — развитие уже имеющихся качеств в балансе с окружающей средой, то пафос манипурного объекта много сложнее. Это структуризация, дифференциация, системное усложнение объекта, повышение количества уровней в его иерархии, усложнение функций и подсистем и увеличение их количества.

В жизни манипурного объекта большую роль играет среда — роль гораздо большую, чем в жизни объекта свадхистханы. Для последнего среда исчерпывается двумя функциями: она поставляет необходимые ему качества и забирает его отходы, а также в какой-то степени ему угрожает, вынуждая возводить перед ней определенную преграду. В жизни манипурного объекта роль среды гораздо сложнее. Прежде всего, она угрожает не только его качествам и целостности, но и его частям (элементам) и связям между ними, так что его дистанцирование от среды должно быть значительно большим: здесь простой границы (забора) уже не хватает, а нужна, как говорится в военном деле, эшелонированная оборона, то есть многослойная преграда, каждый из слоев которой защищает объект от определенного вредоносного воздействия среды. Среда угрожает не только элементной базе объекта, то есть составляющим его частям, которыми она при случае будет охотно питаться, но и его структурной целостности и функциональному единству, так что от среды приходится защищать не только элементы, но и связи между ними: как предметные, то есть реализуемые элементами особого рода (например, проводами), так и более тонкие качественные связи: например, связь между элементами может быть обозначена одинаковой краской, которой они выкрашены, или общностью материала, из которого они сделаны, или их близостью в пространстве, или их соподчинением в иерархии, когда один элемент непосредственно управляет другим.

Среда угрожает сохранению и поддержанию всех этих связей, и поэтому против нее приходится выстраивать целую систему защит; но, с другой стороны, она же является поставщиком как элементов манипурного объекта, так и каналов связи между ними, так что с ней приходится выстраивать очень сложные отношения и рассматривать ее не только с точки зрения качеств, которыми она обладает (как в случае свадхистханы), но и с точки зрения элементов, из которых она состоит, и связей, существующих между этими элементами, то есть принимать во внимание структуру окружающей среды, хотя ее постижение на манипурном уровне возможно лишь весьма приблизительно, и говорить о сколько-нибудь полной картине элементов и связей в окружающей среде здесь еще не приходится: пока что эти связи как-то осознаются и поддерживаются лишь в самом объекте.

Для манипуры, как и для первых двух уровней, то есть для муладхары и свадхистханы, характерно представление о том, что объект является центром окружающей среды, и все процессы обмена между ним и окружающим пространством рассматриваются с его точки зрения, а вся остальная среда располагается как бы вокруг объекта, в чем-то доброжелательная и благодетельная, в чем-то — враждебная и разрушительная.

Развитие объекта, усложнение его функций, увеличение количества подсистем и совершенствование связей между ними — все это происходит не только по воле самого объекта, но и как результат его взаимодействия со средой, так что эволюция манипурного объекта напрямую связана с необходимостью сначала выживания в среде, а затем более полной и глубокой к ней адаптации, и эта эволюция не беспредельна: в какой-то момент она кончается переходом на уровень анахаты, рассматриваемый в следующей главе. Однако пока объект находится на манипурном уровне, его отношения со средой строятся по вполне определенным правилам и законам, которые автор попытается описать ниже.

Как же выглядит среда глазами манипурного объекта? Приводимое ниже описание в чем-то перекликается с наивно-материалистическим взглядом на природу, который разрабатывался и был общепринят в XIX и XX веках в кругах ученых-позитивистов и, возможно, знаком русскому читателю по учебникам диалектического материализма (раздел «Познание мира»).

С точки зрения манипурного объекта, окружающая его среда состоит из разнообразных элементов, которые сами объединяются в различного рода объекты, причем количество элементов и объектов в окружающем пространстве не так велико, они могут быть в существенных для нашего объекта чертах поняты, познаны и так или иначе обезврежены и приспособлены к нуждам его существования. В окружающей среде есть разнообразные ресурсы, с которыми нужно уметь умело распорядиться; сама по себе она достаточно агрессивна и разрушает объекты менее ловкие, низко организованные и малоадаптивные, не умеющие создавать гибкие структуры, управляющие их поведением и взаимодействием друг с другом и с окружающим миром.

На манипурном уровне понятие экологии становится более содержательным, чем на свадхистханном (напомним, что на муладхаре его вовсе не существует). Здесь, на манипуре, экология понимается как создание облагороженной, приближенной к нуждам объекта окружающей среды в его непосредственной окрестности; чем ближе к объекту, тем более дружелюбна к нему должна быть среда; чем дальше от объекта, тем меньше усилий на нее тратится, и ее собственные обстоятельства принимаются во внимание во все меньшей степени. Таким образом, если свадхистханный способ адаптации к среде — это создание зверем логова, а птицей — гнезда, то манипурный способ в большей степени свойственен человеку: он строит ирригационные каналы, культивирует злаки, приручает собаку, охраняющую его жилище, корову, дающую молоко, и овцу, приносящую шерсть, мостит дороги, по которым легче передвигаться, — словом, создает все то, что мы называем словом цивилизация.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)