|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Уровни проработки. Человек вишудхи на варварском уровне в большей степени грубо разрушает формы мира, чем их создает; а иногда может показатьсяЧеловек вишудхи на варварском уровне в большей степени грубо разрушает формы мира, чем их создает; а иногда может показаться, что он их создает, но ближайшее рассмотрение показывает, что при этом больше все-таки разрушает, или же он создает такие формы, которые приводят мир на более низкий уровень совершенства и гармонии, чем он был до того. Это касается не только плотно-материальных, но и социальных форм; таким образом, диктатор, создающий мощную систему подавления своего народа, основанную на угнетении и подавлении всего человеческого в людях, выступает именно на этом уровне. Сюда же относится варварское разрушение природной среды, бездумное истощение запасов природных ресурсов, уничтожение и так быстро уходящих в небытие культур малых народов, каждая из которых представляет важную часть интегральной культуры человечества. Человек вишудхи на любительском уровне творит формы для внешнего мира, но не слишком задумывается ни о своем психологическом состоянии, ни о своей ответственности, то есть его формотворчество скорее интуитивно, нежели осознанно; при этом он субъективно обладает большой кажущейся свободой, но эта свобода обусловлена именно невысоким уровнем его труда, хотя он действительно работает с формами мира и изменяет его целиком. Таков, например, первобытный по духу бизнесмен, организующий торговлю или производство в определенной сфере и думающий больше о социальных ценностях, чем о значении своей деятельности для своего общества и мира в целом. То же относится и к культурным деятелям средней руки, чьи произведения воспроизводятся массовыми тиражами или фигурируют на экранах телевизоров и тем самым прямо воздействуют на общественное сознание, но не имеют иной задачи, кроме как просто предстать перед народом и точно соответствовать его ожиданиям. Идея, что проза должна развлекать, тоже относится к любительскому уровню, так же, как и более общая идея, что искусство существует для отдыха после тяжелой работы. На профессиональном уровне человек вишудхи уже сознательно принимает участие в процессе формотворчества мира, у него есть четкое ощущение, что он творит по заданию Космоса или Бога или, как он сам может говорить, своей музы, чьи заботы не ограничены никакой областью мира, а касаются его всего в целом. На этом уровне человек вишудхи ощущает высочайший уровень своей ответственности за формы, которые он творит, за тот замысел, который он воплощает и за инструменты, которыми он пользуется. Последнее относится и к инструментам, находящимся в его внутренней реальности: он заботится о своем внутреннем мире и его ресурсах ничуть не в меньшей степени, чем о внешних действиях, зная, что резонанс от любой выстроенной и пристроенной им формы прозвучит по всему миру и отразится во многих и многих его местах и изменит его совершенно — хотя, может быть, и не сразу. Глава 6 Архитектура Осени. Расположенье в ней Воздушного пространства, рощи, речки, Расположение животных и людей, Когда летят по воздуху колечки И завитушки листьев, и особый свет — Вот то, что выберем среди других примет. ...................... И вся природа начинает леденеть. Лист клена, словно медь, Звенит, ударившись о маленький сучок. И мы должны понять, что это есть значок, Который посылает нам природа, Вступившая в другое время года. Н. Заболоцкий Аджновский объект. Освоившись на уровне вишудхи, человеку естественно задаться вопросом: чего же еще? Разве может быть в жизни более высокая миссия, более ответственное предназначение? Однако пафос вишудхи, заключающийся в оформлении предметного мира, несколько, а порой и весьма существенно, затуманивает единую мысль, которая породила этот мир, и его качественное наполнение, то есть набор качеств, которые являются первичными по отношению к предметам и формам. Поэтому подъем на аджну — это, с одной стороны, абстрагирование, отход от предметного содержания мира, но в то же время и приближение к его глубинному смыслу и значению. Итак, аджна представляет нам мир как набор проявленных в нем качеств, или, говоря на психологическом языке, модальностей, которые являются достаточно абстрактными для того, чтобы иметь возможность проявиться в любой области и материализоваться в любом объекте. Качества аджны отличаются от качеств свадхистханы. В случае свадхистханы качества данного объекта будут свойственны ему и среде в целом, но не всей окружающей среде и не всем ее объектам. В случае аджны под качеством понимается универсальное, или мировое, качество, которое может быть проявлено в разных видах, но область его распространения никак не ограничена: это, фактически, весь мир. Что же такое в этом случае аджновский объект? Во всяком случае, он не является конкретной формой мира. Если внешне он выглядит как конкретная форма, конкретный предмет, то он должен представать как символ определенного качества. Так, например, конкретный кусок бирюзы, поднятый до аджновского уровня, может выступать как символ бирюзового цвета, который, в свою очередь, представляет одну из вибраций универсального спектра, представляющего собой жизнь вибрирующей Вселенной. Другими словами можно сказать, что аджновский объект представляет собой один из ракурсов видения мира, не исключающий при этом других возможных ракурсов; это как бы качественная точка зрения на мир, который мыслится как единый, постижимый и постигаемый с этой точки зрения. Если сравнить мир с горой, то вишудховский уровень представляет различные ее участки, камни, растения как отдельные формы, в то время как аджновский уровень преподносит нам эту гору, увиденную целиком, но с определенного направления, или в определенный сезон, или взятую в определенном плане, например, с точки зрения заключенных в ней минералов и других полезных ископаемых. Таким образом, аджновский объект представляет собой аспект, ракурс, качество, способ видения единого мира, рассматриваемого целиком. Например, существует феномен, когда наиболее яркое и самое знаменитое произведение искусства, написанное в определенном жанре, становится не только образцом, но и символом этого жанра, и это соответствует его переходу с вишудхи на аджну. Так, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира — не просто драма о любви двух молодых людей, но (для европейской культуры) символ любовного произведения как такового. Аналогично, автомобиль сам по себе в глазах социума является вишудховской формой, но некоторые автомобильные марки становятся символом принадлежности их хозяев к определенному социальному слою, то есть представляют собой транспортное средство, символизирующее определенное качество жизни. Что в таком случае является средой для аджновского объекта, представляющего определенное качество? Средой для него служат не формы, в которых может быть реализовано это качество, а другие качества, родственные ему, и вместе составляющие полную систему, описывающую единый мир. Поэтому объект вишудхи объекту аджны не конкурент: первый всегда локализован во времени и пространстве, второй же, наоборот, как бы покрывает все время и все пространство, придавая им определенную окраску. Другой аджновский объект, другой символ может давать миру другую окраску, но, как правило, они несравнимы и конкуренция между ними невозможна, так как они не взаимозаменяемы. Так звук не конкурент цвету — оба они суть равно необходимые грани мира, характеризующие самые разные его объекты. Таким образом, аджновские объекты суть идеи, для которых характерен высокий уровень абстракции и, следовательно, повсеместная их приложимость, по крайней мере, потенциальная. Не следует, с другой стороны, считать аджновский уровень абстрактным до бессодержательности. При сотворении мира сначала творились качества, а затем формы, но число этих качеств и тонкость их различий чрезвычайно велики; можно сказать, что число различных качеств мира не уступает количеству форм этого мира, а может быть, даже его превосходит. Более того, любой объект, пройдя ступени эволюции от свадхистханы до аджны, трансформирует свои личные качества, проявляющиеся на свадхистхане, в мировые качества, то есть качества, свойственные миру, но увиденные как бы через призму данного объекта и его конкретного манипурного и вишудховского бытия. Что означает это видение? Например, поэт-мистик, устремившийся в своих дерзновенных мечтах к постижению мирового женского начала, вполне может прозревать его в земной женщине, своей подруге, отвлекаясь от ее конкретных физических и человеческих качеств, но, тем не менее, каким-то образом косвенно имея их в виду — в той мере, в какой они его вдохновляют, то есть помогают в его настройке. И его видение мирового женского начала будет отличаться от видения другого мистика, который будет идти к постижению этого начала с помощью другой женщины или совсем иными методами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |