|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приложение 8Методика «Родительское сочинение» [11] Сочинение выступает как особая форма сотрудничества специалиста и родителя. Это не просто методика, характеризующаяся репрезентативностью, валидностью и др., это маленькое творческое пространство, в котором есть все структурные элементы, подчиненные определенному закону – закону единства места, времени и действия, закону целостности порождения и восприятия текста, которые создает себе на этом пространстве сам родитель. Во всяком сочинении скрывается особая идея, особая проблема, порой не понимаемая самим родителем, который имеет свой индивидуальный жизненный, интеллектуальный и профессиональный опыт. Поэтому задача специалиста – увидеть во внешних формах повествования особое содержание человеческого бытия. Сочинение является фиксацией значимой личностной позиции родителя, главной формой материализации проблем. Материалы сочинений – первый шаг в рефлексии родителем проблем воспитания ребенка, в их осознании и понимании, опора для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Написание сочинений помогает родителю открыть не только себя, но и своего ребенка. Задача педагога – оказать помощь родителю в переходе на качественно новую ступень осознания его проблем, причин их возникновения и способов преодоления. Процедура проведения Базовыми для родительского сочинения являются темы открытого типа «Мой ребенок» и «Я как родитель». В зависимости от целей и степени готовности родителя к выполнению задания формулировка может быть изменена в направлении большей конкретизации (например, «Воспоминания о моем детстве», «Мои родители», «Я – родитель», «Портрет моего ребенка», «Мой ребенок – самый лучший», «Прошлое, настоящее, будущее моего ребенка», «Родители и детский сад» и др.). Родителю предлагается написать все, что он хочет, считает нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании сочинения и его объеме. Нужно вновь повторить инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родителем ребенка. В последнем случае важно обеспечить родителю необходимые условия для работы: изолированное помещение, тишину, отсутствие отвлекающих факторов, достаточное время и т.д. Процесс написания должен быть интимным, поскольку погружение в собственную проблему невозможно под «бурные аплодисменты» зрителей. Кроме того, не каждый родитель соглашается написать сочинение на заданную тему, часто ссылаясь на отсутствие времени, неумение писать. Они предлагают просто поговорить, либо делают вид, что забыли выполнить домашнее задание (если им было предложено написать сочинение дома). Основные параметры анализа «Родительского сочинения»: 9. Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания. 10. Формальные показатели. 11. Содержательные показатели (табл. 1-3). Определена типология образов родителей, отличающихся уровнем владения средствами рефлексии и ориентировки во времени и пространстве, в обстоятельствах детско-родительского бытия. Рассмотрим их. «Игнорирующий родитель». Сочинение таких родителей имеет, как правило, формальный характер (пишу, потому что попросили, не могу понять, зачем это нужно). В основном в таких сочинениях сюжетная линия ограничивается перечислением наиболее существенных жизненных событий главного действующего лица (ребенка). Преобладает биографическая жанровая форма, соответственно, сочинение отличается канцелярским стилем. Достаточно сложно что-либо «прочитать» в таком сочинении, однако можно предположить, что автор либо не видит, либо не хочет видеть своей проблемы, не может сориентироваться в особенностях своей жизненной коллизии либо тщательно маскируется за сухим изложением фактов из жизни, причиной чего может быть недоверие к специалисту или же установка «Я к тебе пришел – ты должен во всем сам разобраться и помочь, если ты специалист». «Агрессивный родитель». Основным лейтмотивом поведения этого типа родителя является: «У меня неудачный брак, мне не повезло в жизни, у меня отвратительный муж, у меня непослушный ребенок, на работе я зверски устаю, в мире непонятно что творится и т.д.». Единственной компенсацией (или защитной реакцией от всех «не») является агрессия по отношению к окружающим, даже к себе. Истинная причина проблемы зачастую не осознается. Все предложения и вопросы поначалу воспринимаются «в штыки», сочинение отличается категоричностью в суждениях, основное повествование вращается вокруг «не», очень часто ведется скрытый амбициозный или дискуссионный (критический) диалог со специалистом: Сочинение пишется для того, чтобы вы его прочитали? – Тогда я вам замечу, что вы тут были не правы. Нередко высказываются сомнения относительно оказания помощи. Преобладающим для данного типа родителей является жанр «жизнеописание» (при этом не исключается уход от темы), а главным действующим лицом нередко становится сам автор, призывающий к наказанию окружающих, виновных во всех жизненных перипетиях подопечного. «Обиженный родитель». Основная форма повествования – жалобная песнь о горемыке, которому судьба приготовила серьезные испытания: «Несчастья подстерегают на каждом шагу, домашние постоянно обижают, на работе – «козел отпущения», дома – ребенок как «вождь краснокожих» и т.д. в отличие от «агрессивного» родителя защитной реакцией «обиженного» является страдательная реакция на весь свет. Родитель не может актуализировать своих проблем, поскольку все бытие человека соткано из обид, поведение зачастую отличается подозрительностью и мнительностью. Рефлексивное начало отсутствует. Отношение к заданию в основном положительное, сочинение откровенно, однако все повествование вращается вокруг своей обиженной персоны и представляет собой жизнеописание с элементами исповеди человека, обреченного на вечное преследование злым роком. «Наивный родитель» чаще всего не может сам обозначить и актуализировать свою проблему. У него определенная версия истории своей жизни, а смысла истории как такового родитель не видит, не осознает, не выделяет, поэтому не видит смысла и в изложении своей проблемы. Соответственно он, как правило, не владеет средствами сочинительства, задание выполняется им в силу необходимости, отношение к заданию в большинстве случаев формальное или же нейтральное. Как правило, сочинение носит форму простого жизнеописания, в котором эмоционально пересказываются основные события жизни ребенка или близких людей. Автор пытается оценить деятельность главных героев, высвечивая либо негативное отношение к ребенку, либо некую свою неопределенность, неуверенность, а истинные причины конфликта и пути выхода из сложившейся ситуации остаются за пределами его внимания. Родитель зачастую не оценивает свою позицию и не анализирует отношение окружающих к нему как к родителю. В силу слабой ориентировки в проблеме рефлексивное движение и самодиагноз отсутствуют. Образ «пластилинового родителя» в некотором смысле подобен образу наивного родителя. Родитель податлив как пластилин, все принимает на веру. Задание выполняет самоотверженно, сочинения тщательно и аккуратно пишет, как правило, в форме жизнеописания с элементами исповеди. В сочинении явно прослеживается неустойчивость собственной позиции, неуверенность в своих действиях по отношению к окружающим. Ориентировки в проблеме нет, все отдается на откуп специалистам. «Морализующий родитель», как правило, ищет подтверждения своей правоты, получения признания своей системы воспитания, одобрения своей родительской позиции. Основная установка: «Я все знаю, я все понимаю, потому и пришел». Сочинение пишет с большим удовольствием, однако в нем часто уходит от темы в сторону материально-бытовых личных проблем, проблем второстепенных героев. Вину перекладывает на чужие плечи, отстаивая свою позицию. Соответственно, основная интрига развертывается вокруг положительного героя (сам родитель) и отрицательных (ребенок, муж, бабушка, дедушка, обстоятельства). Сочинения такого типа, как правило, эмоциональны и пишутся преимущественно в жанре «моралитé». «Позирующий родитель» с особым желанием приступает к выполнению задания. Сочинения таких родителей отличает некий нарциссический оттенок, поводом для размышления является ребенок. Азартность и новизна повествования об одной из важнейших сторон своего Я – ребенке – способны в ходе самого сочинения поставить родительскую рефлексию на первое место. И тогда можно увидеть, как постепенно эта рефлексия «выжимает» насущный объект повествования, замещая собой описание реальной ситуации воспитания, взамен предлагая идеальную конструктивную воспитательную модель. Само по себе такое явление невозможно охарактеризовать как положительное или отрицательное, это особый этап в развитии рефлексии родителя, пытающегося анализировать свои педагогические возможности. К аналогичной группе особенностей можно отнести резонерство (циклическое возвращение к одной и той же теме), доминирование газетной стилистики (обилие вводных слов и предложений, например: вместе с тем; желательно отметить; к вышеизложенному хотелось бы добавить; думаю, что важным обстоятельством, имеющим прямое отношение к нашей проблеме, выступает) и т.д. «Рефлексирующий родитель» крайне заинтересован в разрешении своей проблемы, адекватно воспринимает себя как родителя. В сочинении пытается понять причину произошедшего и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Как правило, сочинение по жанру представляет собой исповедь. Сюжетная линия порой нарушена, поскольку описание важных событий главного героя перемежается с исповедальными отступлениями, откровенными размышлениями, подробными рассуждениями о причинах конфликта. Последний осознается сразу же или по ходу сочинения (тогда мы можем говорить о динамике родительской позиции). Сочинения либо крайне эмоциональны (что и соответствует исповедальному характеру), либо отличаются «железной» логикой рассуждения. Рефлексия может быть многослойной, сгущающейся по определенным направлениям повествования. Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |