|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Смысл детской субкультурыОбщеизвестно, что и семья, и группа сверстников играют важнейшую роль в процессе социализации ребенка. Однако если семья и вообще взрослый, опираясь на «зону ближайшего развития ребенка», готовит его к освоению социальных норм, ценностей и стереотипов данной культуры (например, социально-экономических ориентаций, религиозной принадлежности и пр.), то детское сообщество, детская субкультура задает одновременное существование и «перекличку» разных культур, иных логик, обеспечивая готовность ребенка к решению задач в непредвиденных обстоятельствах. Детская субкультура является уникальным, самобытным способом освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Именно детская субкультура определяет вкусы, язык и способы взаимодействий, а группа сверстников служит референтным источником многочисленных моделей поведения, помогает соотносить их с социальными и культурными нормами взрослого общества, понять себя, испытать свои силы. К сожалению, зачастую потребность растущей личности в сверстнике и в детском сообществе как особой, уникальной детской субкультуре, предоставляющей ребенку пространство для самореализации и опробования себя и своих возможностей, а также своеобразном психологическом укрытии от неблагоприятных воздействий взрослых, оказывается нереализованной. Подойти к глубинному пониманию своеобразия детской жизни позволяет, на наш взгляд, изучение феномена детской субкультуры. Понятие возрастной субкультуры раскрывается в отечественной литературе как «специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве возрастных общностей» (И.С. Кон). В таких феноменах, как общечеловеческая культура и возрастная субкультура,относительно автономная детская субкультура занимает подчиненное место иозначает «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» (В.В. Абраменкова). Детская субкультура, отражая смысл детского бытия, является не менее содержательной, чем культура взрослых. Она имеет право на самостоятельное существование. Содержание детской субкультуры, наполняемое на протяжении всего социогенеза, составляют (М.В. Осорина, Н.Я. Большунова и др.): язык – фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки и др.), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки, современные «приколы»), детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); детский правовой кодекс (нормы жизни, знаки отношений, табуирование личных имен и наделение прозвищами сверстников и взрослых); традиционные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); среда жизни (освоение пространства); детское философствование (рассуждения о жизни и смерти и пр.); эстетические и религиозные представления (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты», детские молитвы, обряды), детская магия и мифотворчество (призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы). Детская субкультура выполняет следующие функции: социализирующую - детская субкультура предоставляет ребенку особое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе сверстников. Уже на самых ранних этапах детское сообщество вместе с семьей берет на себя обучающие и воспитывающие роли (подчинение групповым нормам и овладение собственным поведением, усвоение половой принадлежности); функцию экспериментальной площадки для опробования себя, определения границ своих возможностей, самореализации. Детская субкультура задает множество путей развития ребенка, погружает в иные логики, другие языки, готовит к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях; психотерапевтическую (в этом случае важное значение имеет детский фольклор). Детская субкультура создает «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Это - естественное психотерапевтическое средство (например, дразнилка – психологическое средство владения собой и тренировка культурных коммуникативных умений, страшилка – тренинг тревожности и боязни темноты); культуроохранительную – в недрах детской субкультуры сохраняются жанры, устные тексты, обряды, ритуалы и пр., утраченные современной цивилизацией; прогностическую, ориентированную на будущее. Существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. Итак, детская субкультура, являясь особым смыслом детского бытия, имеет глубокое психологическое и социально-педагогическое значение. Однако, как показывают специальные исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения. В исследовании Н.Я. Большуновой выявлены различия между детской и взрослой субкультурами. Они обнаруживаются в таких компонентах, как особенности деятельности, общения, системы ценностей, картины мира. Сфера жизнедеятельности взрослого сообщества включает в себя трудовую, бытовую, общественно-политическую, досуговую деятельность. Жизнь ребенка происходит, прежде всего, в пространстве свободно организованной игровой деятельности, которая осуществляется не ради цели, а по интересу. Кроме того, дошкольник и младший школьник осваивают деятельность со стороны процесса, а не результата. Освоение деятельности со стороны ее продукта возникает только в отношении специфических детских видах деятельности, где четко обозначен видимый результат, - конструирования, коллекционирования, рисования и т.д. Такая деятельность переживается ребенком как необходимая, интересная. Если для взрослых характерно в основном функциональное, нормативное общение, то детской субкультуре более свойственны такие качества общения, как спонтанность, интимность, неотчужденность. Свободно организованная детская деятельность требует от детей отношения близости. Различия между детской и взрослой субкультурами в системе ценностей особенно заметны при сравнении представлений взрослых и детей о «хорошем» ребенке. Для взрослого ребенок – прежде всего объект воспитания, поэтому критерием идеального ребенка является его «удобность» (послушание, аккуратность, уравновешенность). Детям же в качестве «хорошего» ребенка важен сверстник как партнер по игре, т.е. тот, с кем удобно и интересно играть. Исследования жизни современного детского сообщества (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) наглядно показывают, что дошкольник представляет себя как человека играющего, приобщенного к сверстникам посредством игры и других детских видов деятельности. Кроме того, в отличие от взрослых, система ценностей в детской субкультуре представлена не в виде логических конструктов (понятий, умозаключений, суждений), а в виде образов, символов, метафор. Картина мира в представлениях ребенка характеризуется целостностью, гармонией, субъектностью, независимостью, непредсказуемостью. Ребенок воспринимает мир как события, где каждое явление живет по своим собственным законам, имеет свой тайный смысл, обладает свободой принятия решений. Таким образом, мир требует от ребенка установления особых отношений с ним. Впечатления от обыденной жизни ребенок отражает в сюжетах игр, рисунков, в содержании разговоров со сверстниками. В широкомасштабных исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой помимо детской субкультуры изучалась профессиональная субкультура дошкольных педагогов, особенности ее взаимодействия с субкультурой детского сообщества. Одним из выводов, заслуживающим серьезного внимания, явилось положение о том, что взрослый привлекателен ребенку как обладатель статуса широкой свободы, а отнюдь не как «лицо, приобщенное к детскому сообществу (т.е. прежде всего как человек играющий), как эмоционально заинтересованный интерпретатор событий окружающей жизни». Таким образом, детская субкультура представляет собой уникальный феномен, являющийся сущностно-смысловой характеристикой и результатом жизнедеятельности детского сообщества. Кроме того, детская субкультура имеет серьезные различия с субкультурой взрослых и их взаимоотношения сегодня носят дисгармоничный характер. Учитывая вышеизложенное, следует напомнить, что родитель является носителем специфических черт взрослого сообщества. Поскольку известно, что субкультура рождается и функционирует внутри сложившегося сообщества, то можно предположить, что в сообществе родителей имеет место своя, родительская субкультура. Сегодня повсеместно отмечается, что важнейшими факторами психологического и духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества. Резкое ухудшение социально-экономических условий жизни, плюрализация ценностей привели к снижению воспитательного потенциала семьи, ухудшению ее социального положения. Значительные изменения во внутрисемейных отношениях, характеризующиеся взаимным отчуждением детей и родителей, являются центральной причиной психоэмоционального неблагополучия ребенка в семье. В работах Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что причиной непонимания взрослыми детей является то, что ребенок на всех стадиях детства – растущий, но еще не ставший взрослым человек. Именно это «еще не…» и определяет то, что ребенок воспринимается взрослым миром как неравный субъект, который живет будущим, постепенно врастая во взрослость. Другим важнейшим фактором духовного нездоровья ребенка выступает дисгармония его отношений в системе «ребенок-ребенок», т.е. в детской субкультуре. Сегодня отмечается, что многие культурные формы либо утрачены, либо находятся в стадии деградации, а возникновение и широкое распространение в последние десятилетия новых культурных форм (например, «черного юмора», жестоких розыгрышей («приколов»), так называемых «садистских стишков») свидетельствует об изменениях детского сознания в сторону его танатизации (поэтизации смерти, разрушения, деструкции). Тема смерти, обнаруженная В.А. Абраменковой в контексте детских представлений об атомной электростанции, в последнее время занимает все больше места в картине мира современного ребенка. Известный детский страх смерти, которому посвящены тома художественной и научной литературы, в настоящее время все более превращается в страх жизни - боязнь и даже нежелание ребенка жить (о чем свидетельствует возрастающее количество детских самоубийств). Таким образом, заметная дегуманизация отношений современного российского общества к Детству и отношений самого ребенка к миру находит свое отражение и в детском, и в семейном сообществах. Нам представляется, что признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике, и, прежде всего в содействии семье в обеспечении особого пространства детской жизнедеятельности. Задания для студентов 1. Приведите примеры, иллюстрирующие содержание детской субкультуры. 2. Предложите ситуацию, в которой субкультура может выполнять психотерапевтическую функцию (социализирующую, функцию экспериментальной площадки и др.). 3. Подготовьте сочинение на тему «Игры моего детства». 1.2. Детско-родительское сообщество как предмет педагогического сопровождения Специфика сферы взаимоотношений взрослых и детей состоит в том, что ребенок в ней изначально выступает как представитель одновременно двух больших социальных сообществ – мира взрослых и мира детей, каждый из которых оказывает серьезное влияние на становление его личности. В своем сочетании они образуют уникальную социальную ситуацию развития ребенка (В.А. Абраменкова, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн). Актуальность проблемы взаимоотношений ребенка в детском и взрослом сообществах обусловлена значительными изменениями, которые произошли в них. В частности, речь идет о снижении воспитательного потенциала семьи, ухудшении ее социального положения, отчуждении детей от родителей в связи с резким ухудшением социально-экономических условий жизни, плюрализации ценностей. Налицо серьезные перемены и в детской субкультуре, носителем которой является современное детское сообщество, имеющее свои нормы, ценности, особенности вербального и невербального общения, пространственно-временной организации жизни. В целом в современном обществе наблюдается разрушение естественных институтов социализации — семьи и детского сообщества, что является важнейшим фактором риска в духовном и психическом развитии ребенка. В современной психолого-педагогической науке имеются многочисленные исследования, актуализирующие эту проблему и предлагающие свои пути ее решения. Обнаруживается некоторая динамика в изучении проблем детско-родительских отношений. Она находит свое отражение в смене предметной ориентации с одного субъекта (родителя или ребенка) на обоих субъектов взаимоотношений (Г.Т. Хоментаускас, И.М. Марковская, Л.М. Кларина и др.). В современных исследованиях проблем семьи и семейного воспитания семья выступает не как фон, контекст индивидуального развития ребенка, а как единый психологический субъект. Как следует из научной концепции Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, система «родитель-ребенок» представляет собой «полисубъект развития» (В.Т. Кудрявцев). Понимание семейного воспитания как одностороннего воздействия родителей на детей теряет свою актуальность. Акцентируется семейная общность, где взаимодействие детей и родителей обеспечивает, с одной стороны, освоение ребенком пространства развития, а с другой - взаимодействие и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей. Наряду с этим признание декларируемой сегодня идеи самоценности и самобытности периода детства требует ее реального воплощения в воспитательной практике. Подойти к глубинному пониманию своеобразия детской жизни позволяет, на наш взгляд, изучение феномена детской субкультуры. Проблема детско-взрослых отношений в настоящее время рассматривается не только в русле субкультурного, этнографического подхода в педагогике, но и в детской и возрастной психологии, в частности - в психологической концепции развития субъективности (В.И. Слободчиков). В ней используется понятие «детско-взрослое сообщество». Оно трактуется как «частный случай понятия ”со-бытийная общность”». В отличие от специально заданной и жестко структурированной социальной организации, общность представляет собой встречу людей, которые совместными усилиями конструируют свое бытие в поисках общих ценностей и смыслов. Высшим выражением общности является возникновение духовной связи между ее субъектами. Каждый человек является носителем персонального, уникального комплекса способов деятельности, ценностей, норм совместного бытия. Содержание этого комплекса обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями, личным опытом человека, характером его связей и отношений с другими людьми. Понятно, что ребенок-дошкольник обладает минимальным набором вышеописанных качеств, и взрослый в данном случае создает возможность для их обогащения. Однако реальность показывает, что ценности, способы, нормы задаются взрослым ребенку извне, при этом не учитывается необходимость их внутреннего принятия. Результат такой ситуации очевиден: возникающее противоречие между ценностями взрослого и собственными ценностями ребенка тормозит индивидуальное развитие последнего. Вероятно, в данном случае мы имеем дело с формальным объединением детей и взрослых. Для возникновения общности необходимо изменение характера совместного бытия ребенка со взрослыми на основе общих ценностей и смыслов. Общие ценности и смыслы возникают тогда, когда каждый участник общности, являясь носителем персональных качеств, выступает субъектом совместного с другими бытия, совместной деятельности, общения. При этом каждый субъект может занимать многообразные позиции, не закрепленные его статусом, а обусловленные общей целью и согласованные внутри конкретной общности. Поэтому процесс взаимодействия в данном случае носит особый характер и основывается на сопереживании, взаимопринятии, взаимопонимании участниками общности друг друга. Это означает, что и ребенок и взрослый ведут общий поиск таких форм совместного бытия, которые давали бы возможность каждому в условиях постоянно изменяющегося жизненного контекста выразить свою индивидуальность через принятие индивидуальности другого, эмоциональное и творческое содействие его развитию. В.И. Слободчиков описывает три варианта существования детско-взрослой общности: симбиотическая, формальная и со-бытийная. Данные виды общности различаются между собой по своему устройству. Симбиотическая и формальная общности представляют собой неполноценную форму совместного бытия, поскольку в каждой из них присутствует только один из двух необходимых компонентов (связи и отношения). Общность, в которой между ее участники существуют либо только связи, либо только отношения, развивается по дисгармоничному пути. В контексте проблем детско-родительских отношений такие формы общности описаны А.Я. Варгой, А.В. Петровским, Е.О. Смирновой, А.С. Спиваковской и др. в виде разнообразных вариантов родительского поведения. Наивысший уровень развития представляет собой со-бытийная общность, которая объединяет множественные связи и отношения в целостное единство. В данном случае взаимопорождающее преобразование связей и отношений переводит общность на более высокий уровень развития. В качестве важнейших ее характеристик выступают две существенные стороны – персональность и совместность. Они существуют одномоментно и находятся во взаимозависимости. Развитие детско-взрослого сообщества как динамичного социально-психологического феномена предполагает разделение всеми участниками общей системы ценностей и занятие каждым участником сообщества позиции полноправного субъекта. Основным качеством ребенка как субъекта деятельности является самостоятельность в выборе средств и способов взаимодействия с миром. При этом детско-взрослое сообщество выступает в качестве необходимого условия развития как субъектной позиции ребенка, так и процесса самосовершенствования взрослого. Характер взаимодействия взрослых и детей предполагает «включение» взрослого в деятельность ребенка во избежание постановки ее целей, средств и способов в готовом виде. Функция взрослого заключается в создании предметной среды, провоцирующей детей на участие в совместной деятельности; в проектировании или использовании спонтанно возникающих ситуаций в целях развертывания совместной деятельности и естественного принятия ребенком воспитывающих воздействий со стороны взрослого; в оказании помощи ребенку на различных этапах осуществления деятельности (в восприятии цели на практическом уровне, в выборе средств, в выстраивании последовательных действий, в их контроле и корректировке). В современной педагогической практике в рамках экспериментальной программы начального (дошкольного и начального школьного) образования «Рекорд-Старт» есть попытки формирования детско-родительского сообщества как модели со-бытийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина). Она характеризуется наличием общей системы ценностей, учетом возможностей, интересов, склонностей, прав, обязанностей каждого участника; отношениями, основанными на взаимном признании и принятии; взаимодействием, предусматривающим особую позицию взрослого как партнера по совместной деятельности. Таким образом, мы понимаем детско-родительское сообщество как особый тип объединения детей и родителей представляет собой совместное, полисубъектное бытие. Оно имеет специфические характеристики, собственный онтогенез, который не исключает самоценность и особенность развития отдельных субъектов сообщества (детей и родителей). В качестве сущностных, инструментальных для педагогического сопровождения характеристик детско-родительского сообщества нами определены следующие: 1) понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных самоценных субкультур; 2) наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию; 3) наличие разнообразных связей детско-родительского сообщества с другими сообществами. Рассмотрим эти характеристики подробнее. Понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных субкультур, бытийных миров, по нашему мнению, представлено в таких характеристиках бытия, как пространство, время, язык. В исследованиях, посвященных проблемам пространственной среды (М. Черноушек, Г. Ковалев, Д. Думитрашку), установлено, что пространство жилища и его качественные характеристики опосредованно отражаются на отношениях между членами семьи. Как пишет один из авторов концепции предметно-пространственной среды в ДОУ Л.П. Стрелкова, наличие персонального жизненного пространства у каждого члена семьи является необходимым условием его нормального функционирования. Детско-родительское сообщество характеризуется наличием персональных мест для взрослых и детей в объеме, достаточном для удовлетворения интересов и потребностей. При этом каждый член сообщества является субъектом пространства, к которому другие проявляют уважительное отношение. Возможность максимального присвоения пространства создает ребенку полноценные условия для того, чтобы проявить себя, установить и осознать собственные взаимоотношения с миром предметным, природным, с собственным телом, со своей жизнью и бытием. Не менее важным для полноценного функционирования и развития детско-родительского сообщества является организация общего пространства, где каждый может проявить себя, имеет равные с другими права и обязанности. Мобильность пространства выражается в возможности перестраивать, вносить изменения под нужды всех членов сообщества. Особое значение придается предметному содержанию пространства. Как указывает М.М. Прокопьева, наличие предметов, материалов, объектов, а также возможности в любую минуту оперировать ими обеспечивает условия для преодоления трудностей в осуществлении жизнеобеспечения и воспитания детей. Удовлетворению насущных потребностей ребенка способствует оптимальная, многообразная насыщенность предметной среды, возможность ее полифункционального использования. Поддержка, понимание мотивов поведения ребенка, уважение к пространству его жизни, к предметам, которыми он пользуется, отражает уважение к личности ребенка с его особым отношением к окружающему миру. Не менее ценным в воспитательном значении является стимулирование у ребенка уважительного, бережного, ценностного отношения к предметам взрослого как к собственности (его, чужой, общей). В отношении временных характеристик бытия детско-родительского сообщества определяющей является способность родителя видеть своего ребенка в настоящем, прошлом, будущем. Зачастую для родителя образ ребенка в настоящем времени представляет собой маленького человека, не достигшего требуемого совершенства. Следствием является отвержение ребенком своего настоящего времени и самого себя, неумение ценить свое время и правильно его организовывать, да и сами родители оказываются не готовыми принять особую траекторию развития своего ребенка. Признание, принятие, ценностное отношение к прошлой биографии ребенка и взрослого, полноценное проживание настоящего, сбалансированное обращение к прошлому, настоящему и будущему характеризует такой показатель совместного бытия детей и родителей, как время. Следует также указать на необходимость гибкой регуляции взрослым временного режима ребенка, сообразного с его физиологическими и психологическими особенностями и интересами. В целях развития самостоятельности ребенка, воспитания уважительного отношения к своему и чужому времени, создания условий психологического комфорта следует предоставлять ребенку возможность для распоряжения личным временем в количестве, достаточном для его нужд. Примером в этом отношении является взрослый, демонстрирующий ребенку умение распределять и планировать собственное время. Немаловажным во временной характеристике совместного бытия, по нашему мнению, является вопрос о рефлексии и ценностном отношении к общему времени, касающемуся настоящего, прошлого и будущего. Так, в исследованиях Т.А. Березиной показана значительная роль семейных традиций, которые не только способствуют сохранению истории семьи, но и укрепляют внутрисемейные отношения, создают доброжелательную, творческую семейную атмосферу. В создании детско-родительского сообщества особое значение имеет понимание особенностей детского языка и детского фольклора. С их помощью знакомые и незнакомые дети быстро находят общий язык, темы для разговоров, улаживают взаимоотношения. Язык является не только способом социальной регуляции и утверждения норм детского сообщества, но и серьезным инструментом саморегуляции (М.В. Осорина). Дети - не только знатоки детского фольклора, но и его активные создатели. Яркий тому пример - наличие собственного, детского языка общения, отличающегося лингвистическими особенностями, особыми средствами коммуникации, недоступными взрослому. Овладение ребенком этим уникальным пластом детской субкультуры стимулирует его развитие как активного субъекта, творца, полноценного члена детского сообщества. Поэтому важным является понимание и признание взрослыми особенностей детского языка и его значения в жизни ребенка, уважение права ребенка на языковую интерпретацию.Кроме того, усилия взрослых должны быть направлены на усвоение ребенком языковых норм. Это происходит путем постоянного включения ребенка в ситуации диалогического общения и демонстрации нормативного образца речи. Наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию, представляет вторую характеристику детско-родительского сообщества. Как указывают многие ученые - исследователи проблем семейного воспитания, специфичность воспитательного влияния семьи на ребенка заключается в непреднамеренном, естественном включении детей в различные ситуации жизнедеятельности. Именно семья создает уникальную возможность преобразования воспитательной ситуации в условиях сотрудничества и сопричастности всех членов сообщества (В.П. Дуброва, Г.В. Иванова, С.А. Расчетина и др.). При этом определяющей в организации совместной деятельности детско-родительского сообщества является идея норморегуляции и нормотворчества. Об особой значимости позиции ребенка как «правилоносителя» свидетельствуют исследования Е.В. Субботского, С.Г. Якобсон, Н.Я. Михайленко и др. Исследования Н.Я. Михайленко, посвященные нормативной регуляции поведения дошкольников в игровой деятельности, показали, что ценность правилосообразного поведения в игре конкурирует с ценностью самой игры. Кроме того, наиболее значимыми для детей являются правила собственного изобретения в сравнении с правилами, заданными взрослыми извне. Эти факты позволяют нам установить важный аспект в статусе ребенка как партнера по деятельности: стремление к выполнению правил на уровне личностного принятия возникает исключительно в условиях самостоятельного и сопричастного их создания. Таким образом, сущностной характеристикой совместного бытия детей и взрослых является наличие норм, принятых не только на внешнем, но и на внутреннем уровне, являющихся личностно значимыми для взрослого и ребенка и реализующихся в повседневной жизни. При этом в целях предотвращения возникающих противоречий между собственными личностно значимыми нормами и реально существующими общими нормами совместного бытия первые и вторые должны совпадать. Для этого организуется совместное равноправное обсуждение содержания норм, характера их выполнения и способов контроля. Содержание норм направлено на регуляцию жизни как детей, так и взрослых и носит гибкий характер (возможна их совместная корректировка). Контроль за выполнением норм осуществляют и взрослый и ребенок, используя демократические формы. Действенным регулятором является проблематичность самой воспитательной ситуации, когда выполнение или невыполнение норм представляет собой жизненную проблему, реально влияющую на жизнедеятельность и самочувствие всех членов сообщества. Как известно, деятельность переживается ребенком как необходимая и интересная только тогда, когда она является свободной от регламентации извне и характеризуется интимностью, близостью отношений. Поэтому важно, чтобы ребенок как член детско-родительского сообщества являлся активным участником совместных событий, наполненных глубоким личностным смыслом, от создания замысла до обсуждения и анализа хода и результата взаимодействия. Роль взрослого при этом заключается в организации и направлении творчества, в создании условий для автономных действий ребенка, максимальной активности впроявления своих собственных интересов. При этом ситуации взаимодействия должны носить регулярный, систематический, долговременный характер. Наконец, третьей характеристикой детско-родительского сообщества являются его связи с другими сообществами, открытость социальному миру.Открытость детско-родительского сообщества – это наличие многообразных и регулярных связей сдругимисообществами, которые могут не только разнообразить совместную жизнь детей и взрослых, но и значительно обогатить опыт детско-родительского взаимодействия. Содержание ситуаций взаимодействия с другими сообществами включает организацию детских сообществ и стимуляцию их развития со стороны взрослых, обмен опытом как на информационном, так и на практическом уровне. Это дает возможность расширить круг общения ребенка, создать условия для полноценного вхождения его в мир детской субкультуры. При этом и сам взрослый имеет возможность испытать себя в роли партнера по игре или в роли «коллективного» педагога, сравнить и обогатить свой педагогический опыт. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития детско-родительских отношений, свидетельствует о новых акцентах в ее понимании в русле субкультурного и субъектного подходов (И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Кларина, Н.Я. Большунова и др.). В качестве важнейших характеристик детско-родительского сообщества как особой со-бытийной общности выступают: понимание и принятие членами сообщества друг друга как представителей различных бытийных субкультур; наличие опыта организации совместной деятельности, предполагающей создание совместных замыслов и их совместную реализацию; наличие разнообразных связей детско-родительского сообщества с другими сообществами. Успешность решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в значительной степени зависит от умений педагога видеть и сопровождать процесс развития детско-родительского сообщества.
Задания для студентов 1. Поясните, в чем педагогический смысл организации жизненного пространства ребенка в семье? Опираясь на собственный опыт, приведите пример создания персонального детского пространства. 2. Обоснуйте значение мобильности пространства в развитии ребенка. Предложите пути достижения этой характеристики. 3. Докажите, что язык является способом социальной регуляции и утверждения норм детского сообщества. 4. Предложите пример создания проблемной ситуации, направленной на решение вопроса о выполнении детьми и взрослыми норм совместного бытия.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |