|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Приложение 15Методика “Песочница” Воссоздание детской игровой традиции, вобравшей в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку – дошкольнику или младшему школьнику – готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, а подростку дает возможность приобрести психологическую независимость от негативных влияний, учит отстаивать свою позицию, формирует солидарность и чувство «Мы». Воссоздать можно новые развивающие игры, неизвестные пока широкой аудитории игрушки, которые имеются в арсенале умудренных народной культурой бабушек и нянь, любящих мам и пап. Это могут быть разработанные специалистами (психологами и педагогами) игры, способствующие развитию не только интеллектуального и физического состояния ребенка, но и его душевного и нравственно-духовного потенциала, столь необходимого в современных условиях. Одной из таких игр является предлагаемая В.А. Абраменковой “Песочница”[18]. Кто не знает наших городских песочниц? Унылые и замусоренные, они весьма малопривлекательны. Между тем идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение и разнообразия мира, и возможностей собственного тела, и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Песочницы существуют в различных странах и представляют собой отголоски древних традиций – символического осмысления мира человеком различных культур при помощи природных материалов. Например, у американских аборигенов в обрядах инициаций, в практике шаманства при посвящениях и в целях излечения использовались песочные картины, в которые помещался человек. Песочная игра обеспечивает взаимодействие тела и духа, творя общее поле, где они могут влиять друг на друга. Но песочницу можно переместить с улицы в дом, снабдить ее незамысловатыми аксессуарами, и тогда она сможет раскрыть все богатство песочной игры. Для многих людей облечение мыслей и чувств в слово затруднено, особенно это касается детей. Однако помимо словесного языка существует язык мимики, жеста, тела, способный тонко выразить те или иные ощущения, чувства и представления. В то же время в рисунке и пластике рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами, когда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. На этих принципах основаны методы анализа детского творчества – свободного детского рисунка, лепки, аппликации. Именно этот принцип положен в основу методики "Песочница". Главное отличие “Песочницы” в том, что она позволяет реально создавать картину мира в «живом» трехмерном пространстве, строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом. Оборудование для работы. На столике помещается ящик 70-75 см шириной, 55-60 см длиной и 15-18 см глубиной, до половины наполненный чистым речным песком. Для имитации воды дно ящика выкрашено в голубой цвет. На полочке или в коробках помещены различные предметы и миниатюрные фигуры – основные составляющие картины мира: камни, минералы, ракушки (мир неживой природы), цветы, шишки, деревья (растительный мир), птицы, рыбы, насекомые, домашние и дикие животные(животный мир), фигурки людей различных эпох, культур, профессий, взрослых и детей(социальный мир), сказочные персонажи, "ужастики" и пр. (фантастический мир), дома, здания, мосты, строительные материалы, транспорт (рукотворный мир), сакральные предметы (мир символов), различные предметы, могущие "быть всем", - тряпочки, палочки, шарики... Предметов не должно быть слишком много, они должны быть доступны для играющих; кроме того, детям должна быть предоставлена возможность смачивать песок, чтобы он лучше формовался. Методика рассчитана на детей различного возраста (от дошкольного до подросткового), в ней участвуют и взрослые. Возможна групповая работа, когда группа сверстников (или ребенок и взрослый) оказывается в ситуации совместного творческого моделирования на песке: это выработка общего плана, групповое обсуждение композиции. Важнейшее преимущество песочных картин в том, что они могут быть сфотографированы, тем самым можно проследить динамику образов, процесса совместной деятельности, особенностей взаимоотношений. Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и прочие проявления эмоционального неблагополучия, особенно нуждаются в подобных играх. Сначала игра может проходить индивидуально и иметь свободную тему, затем можно предложить: конструирование (индивидуальное, вдвоем, втроем, вчетвером) на свободную или заданные темы («Сотворение мира», «Добро и зло», «Наше будущее»), евангельские сюжеты («Рождество», «Притча о блудном сыне», «Притча о добром самаритянине» и др.). Серия песочных композиций, созданных детьми и родителями, оказывается психодиагностическим средством, позволяющим обнаружить тенденции развития взаимоотношений, трансформацию образов и поиск механизмов перестройки сознания и поведения ребенка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |