|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Головные уборы. Резко преобладает тип башлыка с ровным краем надо лбом, узким назатыльником и обычно тонкими завязками-наушниками по бокам (тип 1)
Резко преобладает тип башлыка с ровным краем надо лбом, узким назатыльником и обычно тонкими завязками-наушниками по бокам (тип 1). Верх скроен из плотного материала в виде тонкого узкого «шпиля», который, как правило, в отличие от персидского аналога, поддерживался вертикально (Vos 1963, pl. Ib, IIb, II, IIIb, IV, VI, IXb, X–XI; Snodgrass 1967, fig. 38; Lissarrague 1990, fig. 10а, 21, 74, 94, 96; Алексеев 1992, обложка). Убор типа 1 (рис. 23, 1–7, 9–10) имеет на изображениях ряд модификаций. Могут варьировать завязки у подбородка [наряду с узкими лентами иногда встречаются клиновидные, сужающиеся к нижнему краю (рис. 23, 3, 5, 9), а в одном случае завязок нет совсем (рис. 23, 1)]. Верх порой отделен выше макушки лентой или шнурком (рис. 23, 3–4, 7). Если верх сделан не из войлока, а из мягкой ткани, то у безбородых юношей он иногда наклонен вбок (рис. 23, 9–10), как на более поздних изображениях персов. Обычно верх имеет вид узкого конуса, но в двух случаях это очень узкий, чуть заостренный цилиндр (рис. 23, 7). Назатыльник иногда был длинен и узок, поэтому его могли загибать кверху и завязывать на затылке (рис. 23, 2) (как у царя саков-тиграхауда Скунхи на почти синхронном рельефе Дария I в Бехистуне: Schmidt 1991, pl. 5, 29, 34). Чаще всего убор не украшался, но в одном случае верх декорирован полосами косых линий (рис. 23, 5); в другом случае (на килике мастера Андокида) убор сшит из плотной ткани с узором из горизонатальных рядов-«черточек» (рис. 23, 6). Иногда специально подчеркивали швы. Так, острый узкий верх последнего убора у некоторых всадников отделен горизонтальной полосой и пересечен другой полосой по диагонали; в другом случае верх скроен из прямоугольников и клиньев разного размера (рис. 23, 4). Круг аналогий в иранском мире для убора типа 1 вполне очевиден. Судя по ахеменидским рельефам Персеполя и Накш-и Рустама с изображениями народов-данников, он бытовал также у кочевников Западного Туркестана — саков-тиграхауда, или «острошапочных». Их соседи — саки «заморские» носили его верх опущенным на затылок, т.е. он делался из более мягкого материала (Горелик 1997, табл. IV, 3–4). Идентичный образец варианта данного убора, при котором верх отделен горизонтальной полосой и пересечен другой полосой по диагонали (рис. 23, 6), видим у тех же саков-тиграхауда (там же, табл. IV, 4, верхний). Вариант башлыка этого типа с верхом, украшенным диагональными полосами (рис. 23, 5), много позже известен у средневековых аланов Предкавказья (ср.: МАК 1900, с. 172). Другой вариант со сложным кроем верха (рис. 23, 4) бытовал также у саков «заморских» (Горелик 1997, табл. IV, 3); он известен и на глиняных ахеменидских статуэтках всадников-перcов (?) из Нейрабы (Ильинская 1982, рис. 3, 1). Тип 2 представляет собой башлык с острым верхом разной высоты с длинными наушниками, но без назатыльника (рис. 23, 8, 11–12). Тип 3 головного убора (рис. 23, 13, 15–16) имеет яйцевидный верх разной высоты, очень длинный и узкий назатыльник; надо лбом он перехвачен шнуром или лентой с рядом бляшек и имеет широкую полосу декора в средней части (рис. 23, 15–16). Край его назатыльника подчас подвязывался у темени (рис. 23, 15). Тип 4 весьма оригинален. Это небольшая полусферическая шапочка, на макушке которой имеется отверстие, куда продета вверх толстая прядь волос, свисающая затем в виде «конского хвоста» (рис. 23, 17). Ту же специфическую шапочку с продетой через трубочку прядью мы видим у молодых мужчин-согдийцев позже, когда в раннем средневековье в местном искусстве стали изображать не только божества, но и живых людей (Живопись… 1954, табл. VII, XXXVII). При сравнении со скифскими материалами V–IV вв. до н.э. очевидно, что ни один из типов головных уборов не известен в более позднее время (рис. 27). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |