|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Силуэт и декоративные принципыСилуэт мужского костюма, каким мы его видим по разным типам изображений и в остатках обшивок из погребений, практически прямой, напоминающий сигару. Этот силуэт образовывали длинные в среднем волосы, удлиненные полы кафтанов, которые не слишком сильно стягивались поясом, достаточно узкие штаны, заправленные в обувь. Силуэт женского костюма иной. Он обычно плавно расширяется книзу за счет головного убора, часто имеющего покрывало, широкого и свободного, обычно не подпоясанного, платья с широкими рукавами. Халат «кандис» также носился внакидку, со свободно висящими полами и рукавами. Дорогие ткани, обилие нашитых золотых бляшек и пластин, яркие многоцветные вышивки и т.п. заметно выделяли скифский костюм в глазах греческих авторов. Так, писавший на рубеже IV–III вв. до н.э. Клеарх Солийский, знакомый с роскошью персидских царей, в своих «Жизнеописаниях» (Clearch. Bioi. IV. fr. 8) пишет о скифах, что они «раньше предавались роскоши как никто другой. Это очевидно из остающихся еще до сих пор одежды и образа жизни их начальников». Высказывалось мнение, что в IV в. до н.э. греческая орнаментика повлияла на более свободное размещение отделки на мужской плечевой и поясной одежде (Горелик 1979, с. 33). К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении материалы пока не дают достаточных оснований для того, чтобы с ним согласиться. На греко-скифской торевтике у мужчин в ряде случаев мы видим комплекты костюма, где плечевая и поясная одежда декорированы примерно с одинаковым богатством (чаша из Гаймановой Могилы; круглотелый кубок из Частых курганов); в этих случаях основные изобразительные мотивы у них сходны («бегущая» спираль). В иных ситуациях акцент делается на кафтан «сисирна» (медальон из Херсонеса; погребение в Дорт-Обе) или на штаны (круглотелый кубок из Куль-Обы; погребение в Солохе). В костюме аристократии один и тот же предмет мог каждый раз индивидуально украшаться бляшками особой формы. Например, носки женских туфель украшались в Гаймановой Могиле рядами треугольных бляшек, в Толстой Могиле — крестовидных, в Мелитопольском кургане — в форме цветка арацеи и т.п. Весьма часто использовались бляшки-личины с подвесками-бубенчиками, образующими, видимо, специфический декор краев тех или иных предметов одежды. 58 К началу столетия относились бляшки с изображением побратимства двух воинов, к 30-м годам — аппликации с «богиней на троне и предстоящим юношей», к самому концу столетия — бляшки в виде имитаций антропоморфных изображений на боспорских монетах и разного рода растительных побегов (см.: Алексеев 2003, рис. 32). 59 Ср.: по данным Страбона, видимо, опирающегося на ранние сведения Гекатея, у горных полукочевых массагетов в Западном Туркестане одежды в это время «пестро раскрашиваются растительными соками, долго не теряющими своего блеска» (Strabo. Geogr. XI. 1. 6–7). Основными элементами декора плечевой и поясной одежды были ряды из золотых бляшек-аппликаций (фиксируемые в погребениях), изобразительные мотивы которых менялись в течение IV в. до н.э., когда они были особенно разнообразны58, вышивки и пестрые ткани (часто детально фиксируемые на изображениях греко-скифской торевтики), а также, видимо, полосатые. В случае если одежда шилась целиком из пестрых тканей, мотивами ее декора были кружки (в том числе с точкой в центре), треугольники из трех точек и крестики. Такие ткани нет необходимости считать только импортными: их вполне могли производить и зависимые от сколотов лесостепные оседлые племена59. Особенно богат был декор спинки кафтанов знати; вышивка с мотивом «бегущей спирали» (весьма популярная, кстати, и на противоположном краю тогдашнего кочевого мира — у пазырыкцев Алтая: Башадар) или стилизованных побегов закрывала широкой полосой ее вертикальный шов (чаша из Гаймановой Могилы; шлем из Передериевой Могилы). Борта кафтана часто декорировались полосой дорогого меха, параллельно которой шла полоса вышивки с той же «бегущей спиралью» или декора в виде сеточки (Передериева Могила; Частые курганы); иногда нашивались рядом две полосы меха разной ширины и, видимо, разных видов (Гайманова Могила: рис. 27, 29). В некоторых случаях декор бортов, видимо, состоял из сплетенных колос кожи и т.п. (рис. 27, 30, 33) (см. аналогичный принцип оформления в более позднее время у парфян: рис. 64, 29). Проймы рукавов обшивались полоской узорчатой ткани с меандрами, трилистниками, крестиками или кружками (рис. 27, 40). Изредка имелись «погоны», декорированные рядом кружков (куль-обский кубок, персонажи 2 и 5). Подол часто украшался той же декоративной полосой, что и борта; он мог также обшиваться рядом круглых или квадратных бляшек (рис. 27, 28а, 30) или тройной полосой (персонаж 3 на пластине из Сахновки: Яценко 1993, табл. 4а). В женской распашной одежде (халаты, кафтаны) преобладал декор из бляшек квадратной формы вдоль бортов, ворота, а также пройм рукавов (рис. 36, 11–13). На нераспашных платьях основной акцент делался на обшивку ворота и особенно — нижней части рукавов (от локтя до запястья) поперечными рядами бляшек и бус, кожаными ремешками с нанизанными бусами; в единичных случаях украшен плечевой шов. При этом край подола, в отличие, например, от одежды сменивших скифов сарматов, практически не декорировался (единственное исключение — воительница из Беглицы на самом востоке Скифии: рис. 36, 20). Иногда, как у женщины в Толстой Могиле, наблюдалась асимметрия в размещении украшений: на левом рукаве их было во всех симметричных рядах больше, чем на правом (Мозолевский 1979, с. 208) (см. о подобной асимметрии на рукавах женского платья у сарматов в главе 2.2). В Вишневой Могиле три ремешка, стягивавшие рукав платья девочки, были декорированы по-разному (на верхнем — всего одна глазчатая бусина-амулет, на нижнем — семь, на среднем не указанное число бусин желтого, синего и голубого цветов). Штаны у мужчин украшались на изображениях двадцатью различными способами (рис. 27, 48–67). Основные из них три: 1) нашивка с внешней стороны вертикальной полоски пестрой ткани или кожи с бляшками (лампасы), которая украшалась крестиками, кружками, прямоугольниками с диагональными линиями внутри, сеточкой, изредка — рядом круглых бляшек; 2) пошив сплошь из пестрой ткани (с мотивом кружков, крестиков или их сочетания); 3) изготовление лицевой и тыльной половин каждой штанины из ткани с разным рисунком (спереди кружки, крестики или ряды точек; сзади сеточка, «бегущая спираль», вьющийся побег или ряды из точек). Иногда штаны также шились из множества горизонтальных полос с различным декором. Головные уборы неизмеримо богаче декорировались у женщин. Чаще всего украшалось их переднее полукружье (золотые пластины и бляшки), особенно обильно — нижний край надо лбом (крупные пластины, подвески и иногда бахрома). У девочек это часто не металлические аппликации, а бусы. Пояса декорировались рядом однотипных бляшек, носки женских туфель — бляшками, которые образовывали треугольник (мужскую обувь, кроме окраски кожи, украшать было не принято). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |