АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 5. Типы лексических значений слова. (2 ч.)

Читайте также:
  1. EUCALYPTUS COLLECTION Коллекция ЭВКАЛИПТ
  2. FOUR SEASONS COLLECTION Коллекция ЧЕТЫРЕ СЕЗОНА
  3. I.2 Коннотативный аспект значения лексических единиц
  4. III. Внутренняя форма слова. Мотивация номинации.
  5. IV. Стилевое расслоение лексики. Стилистическая окраска слова.
  6. Анализ типов значений слова
  7. Архивирование (регистрация) значений переменной
  8. В отличие от значений многозначного слова, которые помещаются в толковых словарях в одной словарной статье, омонимы, будучи разными словами, выделяются в разные словарные статьи.
  9. Война - жесточе нету слова.
  10. ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ
  11. ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ Базель, 22 сентября 1912 г.
  12. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

Цель: дать представление о типах парадигматических отношений в лексике.

Задачи:

дать понятие о полисемии;

– научить определять тип полисемии;

– дать понятие об омонимии;

– выявить причины появления омонимии;

– определить суть взаимодействия полисемии и омонимии.

План

1. Лингвистический механизм образования переносных значений слова: два способа образования метафоры, механизм образования метонимии.

2. Структура полисеманта: связь радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная.

3. Критерий разграничения полисемии и синонимии.

4. Роль метафоры в художественном тексте.

5. Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.

6. Виды словесных оппозиций.

7. Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов.

8. Пути появления омонимов в языке.

Литература

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.,1977. С. 162–189.

Фомина М.И. Указ. учебник. С. 36–46; 68–84.

Крысин Л.П. Указ. учеб. пособие. С. 62–64; 70–74.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц / под ред. Е.И. Дибровой. М., 2006, 2007. Ч. 1.С. 199–293.

 

Оборудование

Доска, схема типов полисемии.

Используемые образовательные технологии

Лекция, проблемные вопросы..

Вопросы для самопроверки

1. Структура полисеманта: связь радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная. Графическое представление структуры полисеманта в толковом словаре.

2. Критерий разграничение полисемии и омонимии.

3. Проявление системности лексического состава языка: парадигматика, синтагматика, эпидигматика. Идеографическая организация лексики.

4. Виды словесных оппозиций. ЛСГ (лексико-семантическая группа), ТГ (тематическая группа), ЛСП (лексико-семантическое поле).

5. Омонимия как формальное тождество. Виды омонимов. Пути появления омонимов в языке. Использование омонимии в художественном тексте. Описание омонимов в толковых словарях.

Лекция 6. Синонимия как семантическое тождество. Узкое и широкое понимание синонимии. (2 ч.)

Цель: дать понятие о сути синонимии и антонимии в языке.

Задачи:

– ввести понятие синонимического ряда;

– ввести понятие антонимической пары;

– определить роль синонимов в художественном тексте;

– определить роль антонимов в художественном тексте;

– дать понятие о паронимии;

– определить явление энантиосемии.

План

1. Синонимия как семантическое тождество. Узкое и широкое понимание синонимии.

2. Виды синонимов. Синонимический ряд. Доминанта синонимического ряда.

3. Использование синонимии в художественном тексте.

4. Виды противоположности в языке. Виды антонимов.

5. Антонимия в художественном тексте.

6. Паронимия и парономазия.

7. Конверсивы.

8. Энантиосемия.

Литература

Фомина М.И. Указ. раб. С. 94–112.

Крысин Л.П. Указ. раб. С. 64–70.

Соврем. рус. яз. / под ред. Е.И. Дибровой. С. 227–243.

Совр. рус. яз. / под ред. В.А. Белошапковой. С. 231–236.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)