|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сила ценностей
- Что такое ценности? - спросил Ученик. - Ценности - это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни. - Как это? - Ну, - сказал Маг, - мы обладаем стремлением двигаться к тому, что мы ценим, и всячески отдаляемся от иного. Другими словами, мы отдаем свое внимание вещам, которые кажутся нам важными, и не обращаем внимания или даже уничтожаем информацию о том, что кажется на мне важным. - Я знаю, что вы имеете в виду. На прошлой неделе я былна семинаре, и на третий день ведущий попросил участников закрыть глаза и сказать, как много растений находится в комнате. Прозвучали самые разные ответы. Некоторые люди сказали, что в комнате вообще нет цветов. В действительности там стояло пять горшков с растениями, и те люди, которые интересовались растениями, были единственными, кто дал правильный ответ. - Совершенно верно. Наши ценности работают подобно фильтрам. Достаточно подумать о том, насколько мир богат информацией (и это удивительно, не правда ли), то станет ясно, что наш сенсорный аппарат, наши органы чувств не способны воспринять ее полностью. Если бы мы замечали абсолютно все, что происходит вокруг нас, мы оказались бы не способны эффективно действовать. Что же происходит? Мы сосредотачиваем свое внимание на тех объектах, которые кажутся нам ценными и заслуживающими внимания, и игнорируем остальные. - Наверное, поэтому каждый имеет собственную модель реальности. Мы живем в одном и том же мире, но опыт каждого из нас уникален и разнообразен. Мы обращаем внимание на разные вещи, делая это в соответствии с личной системой ценностей. - Отлично, - сказал Маг. - Карта не является территорией, даже если люди ведут себя так, как будто все так и есть. Более того, когда мы выражаем наш опыт в языке(для себя или для других), мы уничтожаем еще большее количество информации. Мы говорим о вещах, которые кажутся нам наиболее значимыми или которые мы считаем наиболее важными для других. Мы столь многое оставляем «за бортом», что просто удивительно, как мы вообще можем понимать друг друга. - Но почему этот раздел книги называется «Сила ценностей»? - спросил Ученик. - Ценности, которых придерживается каждый из нас, определяют те пути, которым мы следуем в нашем поведении по отношению к себе и другим, а также тот уровень мастерства, который мы выбираем для развития (или от которого отказываемся), и они усиливают это поведение. - То есть ценности чрезвычайно важны. Кстати, мне интересно, ценности это нечто фиксированное или они могут изменяться? - Некоторые ценности являются базовыми, центральными, и они практически не изменяются в течение твоей жизни. Другие ценности будут трансформироваться, и по мере этих изменений твой уровень мастерства и твое поведение тоже будут меняться. Изменение этой категории ценностей может даже привести к трансформации чувства собственной идентичности, а также понимания того, как другие люди воспринимают тебя. - Можно ли сказать, что истории, собранные в этом разделе, призваны заставить нас задуматься о тех ценностях, которых мы придерживаемся, и их влиянии? Предназначены ли эти истории для того, чтобы изменить некоторые из наших ценностей, предварительно оценив, насколько они соответствуют действительности? Или эти истории предназначены для того, чтобы продемонстрировать, что система ценностей других людей может быть иной, но настолько же валидной, как и наша собственная, и что мы можем многое получить, изучая Ник - Если ты действительно хочешь узнать обо всем этом, то, мне кажется, ты должен прочитать их и ответить на эти вопросы самостоятельно, - сказал Маг.
2.01. Правила из Книги Земли
Думай честно и будь честен с самим собой. Практикуй следование Пути. Будь открыт обучению всем искусствам. Будь любознателен ко всем профессиям. Знай различие между приобретением и потерей. Обращай внимание на то, что осознаешь. Обращай внимание на вещи, которые находятся по ту сторону сознания. Обращай внимание на мельчайшие детали. Интересуйся только тем, что полезно. Первичный источник: Кристоф КУН3 (Christof Kuпz). Вторичный источник: Книга Земли, Миамото Мусаши (самурайское предание). 2.02. Истинные знания
Однажды школьный Учитель пришел к очень уважаемой Учительнице и обвинил ее в том, что ее метод обучения абсолютно алогичен, что это какая-то безумная болтовня, и в некоторых других вещах такого рода. Учительница достала из своей сумки драгоценный камень. Она указала на магазинчики торгового центра и сказала: - Отнеси его в магазины, где продают изделия из серебра и батарейки для часов, и посмотрим, сможешь ли ты получить за него сотню золотых фунтов. Школьный Учитель перепробовал все, что мог, но ему предлагали не больше чем сотню серебряных пенсов. - Отлично, - сказала Учительница. А теперь пойдите к настоящему ювелиру и посмотрите, что даст вам он за этот камень. Школьный Учитель отправился в ближайший ювелирный магазин и был несказанно удивлен, когда ему вдруг предложили десять тысяч золотых фунтов за этот камень. Учительница сказала: - Вы пытались понять природу тех знаний, которые я даю, и мой способ обучения точно так, как торговцы серебром пытались оценить этот камень. Если вы хотите уметь определять истинную ценность камня, станьте ювелиром. Первичный источник: Залема Мартинес (Zulema Martinez). Вторичный источник: ldries Shah, Thinkers оf the east (см. библиографию). Основной источник: суфистское предание. 2.03. Священник
Старый священник посещал деревню лишь раз в три месяца. Это была очень отдаленная деревня, спрятавшаяся в горной долине. Ни одна другая деревня в этой стране не располагалась так далеко от города, как эта. Там жили очень простые люди, фермеры, которые много работали на своей земле. Они жили, управляемые звездами и временами года, и, как хотелось верить священнику, его нечастыми визитами. Священник знал это место уже много лет, и он был очень заинтересован в своих посещениях. Среди всех жителей деревни он нашел одного особенного мальчика, который отличался от остальных. Казалось, он обладал интеллектом и чувствительностью, которые не были характерны ни для его ровесников, ни для его возраста вообще. Подобно священнику, он был отмечен способностью к руководству, он мог вести людей за собой. Когда мальчик достаточно подрос, священник обратился к старшинам деревни, чтобы они послали мальчика в столицу. Мальчик выучился бы в семинарии, стал священником, а затем вернулся в родную деревню, чтобы вести ее к просвещению и истине, как это делал старый священник. И вот, наконец, подошло время, и юноша отправился в столицу. Он начал свое путешествие ранним утром и долго шел пешком по горной тропе, пересекающей спящие горы. Потом он ехал на осле, на телеге И, наконец, на поезде. И после многих дней путешествия он переступил порог семинарии, которая располагалась на главной площади столицы. Мальчик много учился, осознавая свой долг почтения и благодарности священнику, а также своим односельчанам, которые много работали, чтобы послать его на обучение. Он очень любил жизнь и дисциплину, ритуалы и даваемое ими чувство общности, учение и набожность. Он упорно занимался и пронес это стремление к знанию через многие годы ученичества и служения. Несколько лет спустя пришло письмо. Это было письмо из деревни, где все поздравляли его с тем, что после стольких лет учения и суровой дисциплины он может наконец возглавить их приход. Его также приглашали в деревню, чтобы он приехал и рассказал о том, чему он научился и что замечательного увидел в столице, которую видели лишь несколько жителей деревни, да и то очень давно. В приглашении также просили, чтобы он рассказал об этом перед всей деревней, в самом большом доме, где соберутся все. Его приглашали приехать ровно через год с того дня, как было отправлено это письмо. Когда молодой семинарист закончил читать письмо, он был охвачен смешанным чувством гордости и смирения. И он решил приготовиться к встрече с родной деревней, которая определит множество вещей: укрепит его новый статус, принятый жителями деревни пока только наполовину, даст возможность рассказать о чудесах столицы, наполненной мудростью, еще не известной в провинции, и о многом другом. Он стал одержим идеей подготовки идеального выступления. Все свободное время он посвящал продумыванию, отработке и шлифовке речи. Каждый вечер после молитв он бродил вокруг монастыря, проходил мимо огородов с лекарственными растениями и фруктовых садов, репетируя свой будущий шедевр. Наконец пришел тот день, которого он ждал с нетерпением и опаской, и он покинул стены семинарии. Он ехал сначала на поезде, потом на телеге, затем на осле, а остаток пути прошел пешком по горной тропе, ведущей в долину, из которой он начал свое путешествие много лет назад. Он приехал в назначенный день и назначенный час, чтобы выступить перед всей деревней в самом большом доме. Но округ совсем никого не было. Деревня была пуста. Он огляделся вокруг, постучался в некоторые двери, покричал - но никто не ответил. Он упал духом. Вся его работа, все его старания, вся энергия, которую он потратил, готовясь к этой встрече, были напрасны. И все то волнение, и весь настрой, которые так долго искали выхода, стали потихоньку исчезать. В этот момент появился мальчик - конюх. Не признав юного священника, который покинул деревню много лет назад, мальчишка спросил, кто он такой и чего ему надо. А священник начал сбивчиво объяснять ему про приглашение. - А, - протянул мальчишка, - они, наверное, забыли. Они все в поле. В этом году отменный урожай, и мы должны собрать его, пока не начались дожди. Здесь только я, кто-то же должен присматривать за лошадьми. Молодой священник спросил мальчишку о том, что же ему теперь делать. - Знаете, - ответил тот, - не мне говорить вам такое, ведь вы хорошо образованный священник, а я только помогаю на конюшне. Но если бы я вернулся в конюшню после долгого отсутствия и увидел, что все мои лошади разбежались, кроме одной, я бы накормил ее. Услышав это, сердце молодого священника забилось. Он подхватил мальчика под руку, и они вместе отправились в самый большой дом для собраний. Он усадил мальчика в центре первого ряда и поднялся на сцену. И начал свою проповедь. В этот самый момент на него снизошло вдохновение, как будто он проникся духом самого Творца. Он говорил красноречиво и со страстью в голосе, слова лились из него обширным потоком и складывались в красивые фразы. Его слова были изысканными, а предложения цветистыми, украшенными приемами древней риторики. Он говорил с гордостью и смирением, он рассказывал о своем видении и о своей миссии. Он говорил, говорил, говорил, пока не исчерпал все слова. Он был с ног до головы пропитан накалом своей трехчасовой проповеди, переполнен энтузиазмом и радовался, что получил возможность осветить жизнь этого простого мальчика словом мудрости. И, конечно, он хотел получить обратную связь, подтверждение своего умения и преданности. - Как это было? - спросил он. - Тебе понравилась моя речь? - Ну, - ответил мальчишка, потирая затекшие от долгого сидения ноги, - как я уже говорил, сэр, не мне говорить вам, что есть что, ведь я простой помощник конюха, а вы - образованный человек. Но, как я уже говорил вам раньше, если бы сбежали все мои лошади, кроме одной, я бы, конечно, накормил эту лошадь. Но я бы не отдал ей всю еду, которая у меня была.
Первичный источник: Tessa Woodward. Ways оf traiпiпg, Loпgmaп. Вторичный источник: Носсрат Пезешкиан (Nossrat Peseschkiaп). Основной источник: восточное предание. 2.04. Каменотес
Каменотес много и тяжело работал. Он работал в каменоломнях целый день, пока на землю не опускались сумерки. Его руки были натружены и покрыты множеством мозолей. Его спина была всегда согнута, а лицо было сумрачным и вытянутым. Он был несчастлив. И однажды он сказал: - Это не жизнь. Почему моя судьба сделала меня тем, кто я есть? Почему я не могу быть кем-нибудь более богатым? Если бы только я стал богатым, я был бы счастлив. Ему явился Ангел и спросил: - Что должно случиться с тобой, чтобы ты ощутил, что ты богат и счастлив? - Ну, это просто. Если бы я был богатым, я бы жил в городе, в великолепной квартире на верхнем этаже. Я мог бы любоваться небом. В комнате стояла бы большая кровать с балдахином, застеленная шелковыми простынями, прохладными и черными, и я спал бы там целыми днями. Вот тогда я был бы счастлив. - Ты богат, - сказал Ангел, взмахнув рукой. И он стал богатым. Он жил в городе, в великолепной квартире на самом высоком этаже. Он спал в кровати, застеленной прохладными шелковыми простынями, и был счастлив. Это продолжалось до того момента, пока однажды рано утром его не потревожил шум, доносившийся С улицы. Он соскочил с кровати и подбежал к окну. Посмотрев вниз, он увидел огромную золотую карету. В нее были запряжены красивые скакуны, а позади шли солдаты. Это был Король. И люди, заполонившие улицы, приветствовали его и преклонялись перед ним. И богач внезапно понял, что несчастлив. - Я так несчастен. Король более могущественный человек, чем я. Если бы я только мог стать Королем, я был бы полностью счастлив. И снова явился Ангел и сказал: - Отныне ты Король. И он стал Королем. И был счастлив. Он чувствовал свою власть и могущество. И ему нравилось, как люди выказывают свое почтение, и то, что они служат ему, и то, что он мог решать, должен ли кто-то жить или умереть. И он был счастлив. И вот однажды он обратил внимание на Солнце. И увидел, что оно может делать такие вещи, которые ему и не снились. Он увидел, как Солнце превращает поля из зеленых в желтые, а из желтых в коричневые. Он видел, как Солнце высушивает самые широкие реки и не оставляет ничего, кроме иссушенных берегов, покрытых илом. Он видел, как Солнце лишает жизни сами источники жизни. И тут он понял, что несчастлив. - Я так несчастен. Солнце более могущественно, чем я. Если бы только я мог стать Солнцем, я был бы счастлив. И снова к нему явился Ангел и сказал: - Ты - Солнце. И он стал Солнцем. И был счастлив. Он чувствовал свою силу и могущество. И ему нравилось, что он может превращать цветущие зеленые поля в коричневые, высушивать реки и изменять мир. И он был действительно счастлив. И он управлял миром, стоя в зените и радуясь своей силе. Это длилось до тех пор, пока он не заметил Облако, большую черную грозовую тучу. И он увидел, какой силой обладает Облако, превращающее коричневые, иссушенные поля в цветущие ковры, наполняющее реки силой, изливающее воду и возвращающее миру жизнь. И он впал в депрессию. - Я так несчастен. Это Облако намного могущественнее меня. Если бы только я мог стать Облаком, вот тогда бы я был счастлив всегда. И явился ему Ангел и сказал: - Ты - Облако. И он стал Облаком и был безмерно счастлив. Он наслаждался ощущением своей силы и могущества. И ему нравилось, что он может по своему желанию исправлять работу Солнца и возрождать жизнь там, где, казалось, не оставалось ничего живого. И первое время он был действительно счастлив. Пока однажды прямо перед собой он не увидел Скалу. И он увидел, как она, черная, сильная, несгибаемая - неизменна. И он заметил, что неважно, как долго и сильно поливают ее дожди, ничто не могло изменить или разрушить Скалу. Скала была прочной и устойчивой. И он снова ощутил горечь несчастья. И сказал: - Я так несчастен. Если бы я мог стать скалой, я вновь обрел бы счастье. И снова явился Ангел и сказал: - Ты - Скала. И он стал Скалой, и наслаждался своей силой и могуществом, и был счастлив. Он радовался своей непобедимости и превосходству. Ему нравилось ощущать, что он может противостоять всему, что бы ни уготовила ему Природа. Он смеялся над Солнцем и дразнил Грозовую Тучу. И это продолжалось до тех пор, пока однажды не пришел каменотес.
Первичный источник: Johп Morgaп & Маrio Riпvolucri. Опсе ироп а time (см. библиографию). Вторичный источник: скандинавское предание. .2.05. Истинная святость
Святой человек прогуливался вдоль реки, размышляя о природе истинной святости. Он был педантичным и щепетильным человеком, очень чтил святой закон и считал своим священным долгом обращать внимание на слабости, которые он заметил у себя и у других. Он молился и учился очень долго и старательно, поэтому стал настолько совершенным, насколько это возможно. Прогуливаясь по берегу, он повторял свои молитвы, как вдруг услышал, что кто-то на той стороне реки повторяет священнейшую из молитв. И молящийся, как полагал обычай, повторял ее снова и снова, чтобы в процессе декламации достигнуть состояния святого транса. Но эта молитва обеспокоила святого человека. Кто бы ее ни произносил, он не удосужился выучить ее. Первый слог первого слова молящийся произносил неправильно. Святой человек знал, что обязательным условием достижения счастья в будущей жизни является стремление достичь совершенства в этой. И ему было совершенно ясно, что неправильное чтение важнейшей молитвы станет серьезной помехой для этого пилигрима на пути к вечному блаженству. Поняв, что есть возможность сделать добро, исправив этого незадачливого священнослужителя, святой нанял лодку и отправился на ту сторону реки, чтобы найти того человека, который искажает прекрасные святые слова. И пока он греб небольшим веслом, рассекая волны и преодолевая течение, его ум был занят размышлением о любопытном феномене святости, который ему еще ни разу не довел ось увидеть своими глазами. Он думал, что некоторые пытаются достичь более высокого уровня святости, чтобы научиться ходить по воде. Возможно, если он сумеет стать еще более совершенным, достигнуть большей святости, например, посредством того действия, которое он предпринимает сейчас, исправив незадачливого грешника, который не постарался выучить молитву правильно, он сам однажды сможет достигнуть такого уровня святости, что сможет ходить по воде. И о многом другом думал он в эти минуты. Исправление тех, кто ошибся, и стремление дать хороший совет заблуждающемуся - это долг любого здравомыслящего человека. Так же как и егопрямой долг дать совет и разъяснение со всей возможной скромностью и без осуждения. Искаженные слова молитвы нарушили ход его мыслей, его медитацию о природе святости и высоких идеалах. Звук доносился с маленького островка посередине реки. Он причалил к маленькой пристани, привязал лодку и пошел по узенькой дорожке, посыпанной мелким гравием. Внутри небольшой и просто обставленной пещеры он обнаружил святого, который сосредоточенно молился, чему Был очень удивлен. - Брат, - сказал взмокший гребец, - я преодолел немало сложностей, чтобы добраться до тебя через реку и обратить твое внимание на то, что ты неверно произносишь молитву. Ты произносишь «йее.муу йен заа», а должен говорить «йен муу заа йее».. - Спасибо тебе, - ответил отшельник. - Я не хочу думать о том, что могло бы случиться, и благодарен тебе за то, что ты ради меня подверг себя опасности. Не мог бы ты повторить правильные слова еще раз, чтобы я более твердо следовал на пути к свету? Святой снова повторил правильную версию молитвы и затем вернулся к своей лодке. Направляя ее к берегу реки, он размышлял о природе доброго поступка и о долге морального человека возвращать истинный порядок этому искаженному миру. Действия святости, подобные этому, являются знаками и символами того, что кто-то двигается по истинному пути к святости и раю. Он был очень удивлен, когда его медитация о святости была прервана голосом, зовущим его. - Подождите минутку, уважаемый, - доносилось до слуха святого через шум волн. Оглянувшись, святой увидел отшельника, который бежал к нему по волнам. - Я прошу прощения, что снова тревожу вас, но я боюсь, что память моя коротка и учусь я не слишком быстро. Вы сказали «йен заа муу йее» или «йен муу заа йее»? - Йен муу заа йее, - ошеломленно повторил святой. - Огромное спасибо. Пусть ваш добрый поступок будет оценен по заслугам. И сказав это, отшельник повернулся и легкими шагами пошел по воде к своему жилищу. Первичный источник: Сандра Мэйтри (Saпdra Maitri). Вторичный источник: Идрис Шах (Idris Shah). Основной источник: суфистское предание. 2.06. Награда за учебу
Амбициозный молодой человек уехал от своей семьи и родной земли, чтобы учиться в далекой и чужой стране. В течение семи лет он дисциплинированно и старательно изучал искусство и науку физиогномики, умению определять личностные качества и характер человека по его лицу. Он закончил свое обучение с отличием и отправился в далекий путь домой. По дороге ему не представилась возможность проверить свое умение читать личность по лицу. Пересекая обширную и негостеприимную долину, где с провизией было достаточно туго, равно как и с возможностью встать на постой, студент встретил человека, на лице которого он прочитал все возможные страсти души. В жестких чертах его лица студент увидел жадность и алчность, ненасытность, зависть, злость и другие грязные намерения. Но когда этот человек подошел к студенту, его лицо расплылось в широкой улыбке, и мягким и приятным голосом он пригласил студента остановиться у него и немного передохнуть от длительного и трудного путешествия в его доме. - Это достаточно простое место, - сказал ему этот человек, - но это лучшее, что вы сможете найти. Вам нужно передохнуть~. Расслабьтесь и чувствуйте себя как дома. Считайте, что вы у меня в гостях. Не стоит отправляться в путь на ночь глядя, ведь до следующей деревни очень далеко. Студент был очень смущен. Он вдруг подумал, что вся его учеба была бесполезной тратой времени, что семь лет строжайшей дисциплины не стоили и выеденного яйца. Чтобы убедиться в своих страхах и сомнениях, студент принял приглашение.. Желание мужчины хорошо принять гостя и угодить ему было настолько велико, что студенту было трудно уехать. Он был принят со всей возможной роскошью, его угощали всяческими деликатесами. Он пил сладчайшие нектары, ароматный чай и удивительные по вкусу настои. И все же через несколько дней он собрался в дорогу. Но когда он уже собирался сесть на оседланную лошадь, мужчина протянул ему конверт. - Ваш счет, сэр. Студент решил, что ослышался, и переспросил: - Счет? О чем вы? Доброжелательное выражение исчезло с лица мужчины так же быстро, как ночь сменяет сумерки. Он достал из кармана огромный нож и помахал им перед лицом студента. Все те ужасные черты, которые студент заметил в первый момент их знакомства, снова проявились на его лице. - Плати, ты, наглый обманщик. Хотел сбежать просто так, да? Думал, что сможешь исчезнуть, не заплатив, а? Ты что думал, что я потратил кучу денег, откармливая тебя лучшими продуктами в округе из благотворительности? Ты типичный студент, привыкший жить за чужой счет. Студент, который был удивлен этой неожиданной атакой и объяснениями и растерялся, увидев нож у своего горла, вдруг очнулся от оцепенения. Он открыл конверт и просмотрел счет, в котором было указано все, что он ел и что не ел за все время пребывания здесь. Итоговая сумма была огромной, намного превосходящей все то, что у него было. Но студент, широко улыбаясь, легко соскочил с лошади и отдал ее новому хозяину. Он снял свою великолепную шляпу и дорожный плащ и протянул их этому человеку. И наполненный счастьем, которое светилось в каждом его движении, студент продолжил свое путешествие, и с каждым вдохом он радовался тому, что семь лет обучения не были потрачены им зря. Первичный uсточник: Носсрат Пезешкuан (Nossrat iPeseschkiaп). Вторuчный источнuк: Абдул-Баха (АЬdul-Baha).
2.07. Мыс Канаверал
В те дни, когда космические исследования еще только начинались, Джон Кеннеди посетил базу НАСА, располагающуюся на мысе Канаверал. Он встретился со многими известными учеными и исследователями. Он встретился с людьми, чьим величайшим стремлением было покорить космос И однажды про гуляться по поверхности Луны. Он пообщался с администраторами и бухгалтерами и многими другими, кто прилагает свои силы к тому, чтобы проект был воплощен в жизнь. С мужчинами и женщинами, которые испытывали судьбу, настойчиво стремились к цели и были горды своей деятельностью. Идя по коридору к своему лимузину, он наткнулся на склонившегося над горкой мусора седого негра, в одной руке которого был пакет для мусора, а в другой - совок. Это могло по казаться излишним, но президент вежливо спросил его: - А что вы делаете здесь? Разогнув спину, уборщик внимательно посмотрел на президента и с чувством гордости и собственного достоинства, явственно сквозившими в его голосе, ответил: - То же, что и любой другой человек. Я работаю, чтобы сделать возможным полет человека на Луну. Вот чем я здесь занимаюсь. Первичный источник: Джудит ДеЛозье(Judith DeLozier). 2.08. Пища для ума Приближался полдень. Сократ отправился на прогулку за пределы Афин. Он остановился отдохнуть около верстового столба где-то в пяти милях от города. У правого бедра философа висела небольшая котомка. И он размышлял - открыть ее сейчас или повременить. В ней лежал его ланч. Она была собрана его женой, потому что в те времена у жен было принято готовить ланч для своих мужей. Его ум принялся за работу. Сократ совершенно точно знал, что лежит внутри. Это была его любимая еда. Греческий салат. Он начал представлять перед своим мысленным взором его ингредиенты. Сначала он увидел в нем кусочки свежих, сочных и ярко-красных средиземноморских томатов. Он представил себе, как он берет в рот кусочек, внимательно следя за тем, чтобы сок не брызнул на его тогу. Потом он подумал о пикантном, солоноватом вкусе олив. Он практически ощущал, как перекатывает их во рту, а затем медленно надкусывает и выплевывает косточки, пытаясь попасть в летающих вокруг москитов. Он представил острый вкус кусочков красного лука и прохладную свежесть нежнейших огурцов. Сверх этого, он добавил мысли о густом овечьем сыре, соленом и тающем во рту, и все это полито лучшим, чистейшим оливковым маслом Аттики. Достаточно было только подумать об этом, чтобы у любого потекли слюнки! Он решил-таки приняться за ранний ленч, но как только он наклонился к своей сумке, с дороги сошел путник и направился к нему. - Приветствую тебя, мой друг. Не мог бы ты сказать, правильной ли дорогой я иду в Афины? Сократ ответил, что он идет верной дорогой. - Держись.протоптанного пути. Это большой город, ты не сможешь пройти мимо. - Скажи мне, - спросил путник, - каковы люди Афин? - Что ж, - ответил Сократ, - расскажи мне, откуда ты пришел и какие люди там живут, а я расскажу тебе о людях Афин. - Я из Аргоса. И я горд и счастлив сообщить тебе, что люди Аргоса – самые дружелюбные, счастливые и щедрые люди из всех, кого я когда-либо знал. - Я счастлив обрадовать тебя, мой друг, - сказал Сократ. - Люди Афин точно такие же. Путешественник отправился своей дорогой, а Сократ остался около верстового столба. Этот разговор заставил его почувствовать радость и удовольствие от доброты и гуманности окружающего мира. Поэтому его мысли тут же обернулись к фляге, которая висела у его левого бедра. Он стал размышлять, должен ли он пить, так как еще только утро. Но мысль о прохладном и освежающем местном вине была очень соблазнительной. Он только представил, как берет флягу в руки и делает долгий и освежающий глоток амброзии, которая ласково согревает горло, как еще один путник сошел с дороги. - Приветствую тебя, мой друг! Правильной ли дорогой Я иду в Афины? Сократ подтвердил, что дорога верна. - Иди прямо. Это большой город, тыне сможешь пройти мимо него. - Скажи мне, - спросил путник, - каковы люди, живущие в Афинах? - Что ж, - улыбнулся Сократ, - скажи мне, откуда ты и какие люди там живут, а я расскажу тебе о жителях Афин. - Я из Аргоса, - ответил путешественник, - и мне очень неприятно говорить тебе об этом, но жители Аргоса самые нечестные, скупые и недружелюбные люди из всех, кого я когда -либо встречал. - Мне жаль разочаровывать тебя, мой друг, - произнес Сократ, - но жители Афин точно такие же. Первичный источник: Mario Riпvolucri & Christiпe Fraпk. Challeпge to thiпk, OUP.
2.09. Tutta la vita е fuori
В книге Дэниела Големана «Эмоциональный интеллект» рассматривается случай исторического исследования визуальных процессов для получения информации у обезьян. В этом исследовании молодым обезьянам, обладающим отличным зрением, закрывали один глаз повязкой, которая не снималась в течение всего критического периода развития зрения, то есть около 9 месяцев. Результаты исследования показали, что, несмотря на то что завязанный глаз мог видеть (не обладал органической патологией или повреждениями), он не был способен сформировать отчетливое изображение и различать объекты, в отличие от второго глаза. Закрытый на время эксперимента глаз в результате не мог определять скорость, дистанцию, цвет, взаимное положение предметов в пространстве и многое другое, что умел делать второй глаз. Та часть мозга, которая контролировала визуальное развитие, нуждалась в богатой и разнообразной стимуляции, чтобы полностью развить заложенный потенциал. Нет сомнений, что это истинно и для развития остальных органов чувств, а не только зрения. Но во многих домах и школах по всему миру мы наблюдаем отсутствие такого рода зрительной стимуляции. И мозгу требуется более длительное время, чтобы достигнуть нужного уровня развития, этот процесс занимает скорее годы, чем месяцы. Несколько лет назад я вел программу развития для учителей на восточном побережье Италии, в одной из школ Анконы. Мы припарковались в школьном дворе, и пока шли ко входу, который отмечали огромные стеклянные двери, я был погружен в разговор со своими коллегами о структуре курса и о том, как мы будем его вести. Я ничего не замечал, пока мы не вошли внутрь. Тусклые однообразные цвета произвели на меня угнетающее впечатление. На высоте одного метра от пола и до самого верха стена была раскрашена в тусклые цвета, напоминающие военный цвет хаки. А снизу была проведена толстая бежевая линия. И это не было единичным произведением искусства, которыми украшают стены во многих публичных местах, холлах и коридорах, этот «рисунок» не принадлежал ни перу итальянских мастеров, ни творческому самовыражению студентов. Освещение было тусклым и холодным. Школа отчетливо напоминала морг. Внутри классных комнат дела обстояли не лучше. За исключением расписания, на стенах отсутствовал любой намек на визуальную стимуляцию. Они были абсолютно голыми. Это была одна из самых угнетающих обстановок, в которой мне приходилось когда-либо работать. Мне приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы поддерживать в себе энтузиазм и внимание, которые необходимы для ведения группы. Мной овладевало подавленное состояние. И только вечером, когда я выходил из здания школы через большие стеклянные двери, которые впустили меня сюда несколько часов назад, я заметил, как учащиеся отреагировали на такую обстановку. По обе стороны двери было нарисовано великолепное граффити - яркое, красочное и экспрессивное. И в центре рисунка, который располагался около левой створки двери, было написано на итальянском: Tutta lа vita а fuori. Вся жизнь - за пределами.
2.10. Восприятие
Я пробыл в одном из прибрежных городов Италии почти неделю. Я работал целый день, но по вечерам был предоставлен самому себе. К сожалению, был февраль. К счастью, это дало мне дополнительное время, чтобы потворствовать моей давней страсти, итальянской кухне. К сожалению, было сложно найти хороший ресторан, поскольку был не сезон. К счастью, в последний день меня пригласили в один из отличных ресторанов. Стоя перед стеклянными дверьми, я уже знал, что это был хороший выбор. Ресторан был полон, и только один столик был свободен. Открыв дверь, вы как будто попадали в мир ароматов и удовольствий. Первое, что вы чувствовали, был запах тушеной рыбы, zuppe di pesce, фирменного блюда ресторана. Вокруг журчит итальянская речь, посетители общаются за столиками. И, конечно же, официанты, которые бесшумно снуют туда-сюда, улыбаются, иногда п6крикивают друг на друга и ведут себя так, словно они родились для того, чтобы обслуживать вас, и это характерно, по-моему, только для итальянских официантов. Я сел за свой столик и огляделся. Напротив моего небольшого столика стоял довольно большой стол, за которым сидели 12 мужчин, по шесть на каждой стороне. Наверное, они были родственниками или коллегами. Кем бы они ни были, они праздновали что-то и как раз принимались за zuppe di pesce. Человек, сидевший напротив меня около стены, привлек мое внимание. Он был уродлив. Его лицо было неправильной формы, вытянутое и деформированное. По-видимому, результат какой-то болезни. Его кожа по цвету и фактуре напоминала кожу слона. Это был самый некрасивый человек из всех, кого я когда-либо видел. Я знал, что не нужно на него смотреть, но как язык постоянно тянется туда, где образовалась дыра от отсутствующего зуба, так и мои глаза возвращались к нему снова и снова. Я начал наблюдать, что он делает. Он ел zuppe di pesce. Он медленно подносил ложку ко рту, и все его лицо выражало ожидание. Его глаза блеснули, потом закрылись, он положил кусочек рыбы в рот и медленно пережевал его, наслаждаясь вкусом. Каждая ложка занимала не меньше минуты. Каждый последующий кусочек он пробовал так, как пробуют пищу, предназначенную только для богов. Он съел три кусочка и отложил ложку. Затем он достал сигарету из пачки, лежавшей перед ним. Он закурил с тем же удовольствием, с каким только что ел, и медленно затягивался, растягивая процесс. По его лицу бродила улыбка, его тело было совершенно расслаблено. Он курил сигарету так, словно это было величайшим искусством, действием, которое в данный момент было наиболее желаемым из всех мыслимых удовольствий. Это выглядело так, как если бы каждая затяжка была последней в его жизни и он пытался, насколько мог, растянуть этот восхитительный момент. Я начал понимать, как сильно ошибся в своем первом впечатлении. Этот человек не был уродом. Он был способен на нечто такое, чему я всегда хотел научиться. Этот человек знал, как жить настоящим моментом, как переживать свой опыт в настоящем, сейчас. В то время как многие люди смотрят в прошлое, надеясь найти там поддержку, другие беспокоятся о том, как спланировать и организовать свое будущее. Это, конечно же, важно. Но есть особая мудрость в том, чтобы наслаждаться настоящим моментом, который полон впечатлений и ощущений, которые никогда не повторятся. Он не был уродливым, наверное, это был самый красивый человек из всех, кого я знал. И в тот день я мысленно поблагодарил его за такой чудесный подарок.
2.11. Мотивация
Многие люди в любой части Европы, если спросить их, на улице ли находится их туалет, ответят: «Что вы! Конечно, нет! Это же цивилизованная страна». Но если спросить: «А есть ли у него деревянные двери с отверстием в виде маленького сердечка», они кивнут и ответят: «Конечно, у моей бабушки точно такой». И такие туалеты до сих пор существуют. На это есть несколько причин. Например. Ностальгическая: мой Гренни всегда сидел там и размышлял о смысле жизни. Практическая: зачем его сносить, если он превосходно подходит для хранения всяких садоводческих инструментов. Инерционная: слишком много возни с его сносом. И, кроме всего прочего, личный интерес: когда кто-то занимает туалет в доме, а вы уже больше не можете терпеть, - это идеальный выход. Конечно, такой туалет не может быть настолько же чистым и гигиеничным, как туалет в доме. Ему уже много лет. Он стоит здесь очень давно, и все «отходы», что накопились за эти годы, по-прежнему находятся под ним. И вот именно в таком туалете и произошла эта история. Вообразите, если, конечно, хотите, мужчину, который стоит и делает то, что иногда делают мужчины. Он стоит и пристально вглядывается в мутные таинственные воды. Внезапно он замечает там что-то яркое, блеснувшее на свету. Оно игриво сверкает и блестит. Новенькая британская двухфунтовая монета! Его реакция была немедленной и воистину человеческой. Голос в его голове произнес: «Она может быть моей», и он начал стягивать одежду. Как вдруг остановился. Голос внутри его произнес: «Но стоит ли она того?» Поразмыслив несколько секунд, он придумал, как поступить. Его осенила великолепная идея. Он засунул руку в карман и вынул еще одну новенькую двухфунтовую монету. Посмотрев на нее пару мгновений, он бросил ее вниз, и она упала рядом со своей подругой. Тогда он скинул одежду и сказал себе: «Теперь стоит». Первичныu источник: Дэвид Гордон. 2.12. Выучи правила
В книге «Движение К экологическому мышлению» Грегори Бэйтсон описывает некоторые аспекты своей работы по изучению коммуникативных паттернов среди дельфинов. Он рассказывает о том времени, когда он работал в Морском исследовательском центре на Гавайях, где наблюдал за тренировками дельфинов. В первый день, когда дельфин делает что-нибудь необычное, тренер свистит и дает дельфину рыбу. Каждый раз, когда дельфин повторяет такое же движение, например, прыгает, он получает еще рыбы. Дельфин вскоре соображает, что повторение этого трюка гарантирует вознаграждение в виде рыбы. На следующий день дельфин начинает повторять трюк. Рыбы нет. Он повторяет его несколько раз, пока, расстроенный неудачей, не примется за что-нибудь новое, например начнет крутиться в воде. Тогда тренер свистит (уже по-другому) и кидает ему рыбу. Дельфин понимает, что, когда он повторяет новый трюк, он может надеяться на кормежку. За вчерашний трюк рыбы уже не дождешься, только за новый. И так продолжается 14 дней. Каждый день дельфин начинает с повторения вчерашнего трюка и не получает еды, пока не начинает делать что-нибудь еще. Если он выделывает то, чего не делал раньше, тренер свистит особым образом и дает ему рыбы. По истечении 14 дней дельфин осваивает и отрабатывает уже 14 трюков. На пятнадцатый день дельфин усваивает правила игры. Формируются нужные связи, и он поднимается на новый уровень. Вместо того чтобы идти привычным путем (активность - фрустрация - новое - рыба), он начинает понимать, как работает механизм, и отныне может по желанию получать вознаграждение. Наутро пятнадцатого дня дельфин плавал в бассейне и выполнял прыжок сальто. Этому, как и многим другим трюкам, он научился в предыдущие дни; он исполнил восемь новых трюков, четыре из которых ранее не наблюдались у данной разновидности. Дельфин, как выяснилось, научился не только тому, как формировать новые образцы поведения, но и правилам, указывающим, где, когда и как его демонстрировать. Бэйтсон упоминает и другое открытие, касающееся работы такого механизма обучения. Вне тренировочной обстановки в течение первых двух недель Бэйтсон иногда наблюдал, как тренер бросает дельфину рыбу, которую тот не заработал. Когда Бэйтсон поинтересовался, почему он так поступает, тренер ответил: - Чтобы укрепить отношения с ним. Если я не построю дружеских отношений между мной и дельфином, он даже не будет беспокоиться о том, чтобы научиться чему-нибудь. Первичный источник: Ян МакДермот ([ап McDerтott). Вторичный источник: Грегори Бэйтсон (Gregory Batesoп).
2.13. Перфекционист
Однажды перфекционист наткнулся на поврежденное чучело ястреба, которое было спрятано в подвале. Он взял его и тщательно осмотрел. - Боже, бедная птичка! - воскликнул он. - Что же ты за птица? Ты неправильно выглядишь. Он взял ножницы и отрезал уродливую кривизну хвоста так, что отныне птица была со спины прямой. Потом он подрезал крылья, чтобы они тоже стали прямыми. Наконец, он взял кусачки и срезал когти ястреба до самого основания. - Вот, - сказал он, любуясь своей работой. - Теперь ты больше похож на птицу. Первичный источник: Сандра Мэйтри (Saпdra Маип). Основной источник: суфистское предание
2.14. Ценность времени
Один бизнесмен накопил состояние, составляющее три миллиона золотых долларов. Он решил, что возьмет себе год отдыха от работы и поживет в роскоши, которую мог себе позволить благодаря своему богатству. Но не успел он принять это решение, как к нему спустился Ангел Смерти. Будучи профессиональным торговцем, он решил любым способом уговорить Ангела Смерти, чтобы тот продал ему немного времени. Отчаявшись, богач сделал Ангелу предложение: - Дай мне еще три дня жизни, и я отдам тебе треть моего состояния, один миллион долларов золотом. Ангел отказался. - Хорошо, оставь мне еще два дня жизни, и я отдам тебе две трети своих денег, два миллиона золотых долларов. Ангел снова отказался. - Дай мне всего один день, чтобы еще раз насладиться красотой этой земли и провести немного времени с семьей, которую я так долго не видел, и я отдам тебе все, что имею. Три миллиона золотых долларов. Но Ангел был непоколебим. Наконец, человек спросил, может ли Ангел дать ему немного времени, чтобы написать прощальную записку? Это желание было удовлетворено. «Правильно используйте время, которое отведено вам для жизни, - писал он. Яне смог купить даже часа жизни за три миллиона золотых долларов. Проверьте, прислушавшись к своему сердцу, все ли вещи, окружающие вас, обладают действительной ценностью». Первичный источник: /dris Shah. Тhe way о/ the sufi (см. библиографию). Вторичный источник: суфuстское предание. 2.15. Птица в клетке
Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась о том, каково это - чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья, и, взмывая и пикируя вниз, ловить на лету мошек. Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке. Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке! Немыслимо! И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле вставал комок, а на сердце ложилась печаль. Однажды владелец птички оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее. Она пыталась решить, что делать. И она все еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы ни были ее мотивы, предпочла безопасность свободе. Первичный источник: David Wemer & Bill Bower. Helpiпg health workers learп} Hesperiaп jouпdatioп. Раздел 3 Структура и паттерны
Структура и паттерны [10]
- Почему структура и паттерны? - спросил Ученик. - Твой мозг организует различные значения в систему, - ответил Маг. - Он активно выискивает наши паттерны, чтобы определить значение и способ понимания событий и информации. Он ищет связи между предметами и организует результаты в иерархию данных, которая легка для запоминания и использования. Он обобщает и абстрагирует, детализирует и уточняет. - Вы можете привести мне пример? - Конечно, это просто. Как ты вспоминаешь цвета радуги в правильной последовательности? - Я вспоминаю одно слово: VIBGYOR. (Ученик произносит бессмысленное слово, которое тем нe менее легко запоминается и содержит в себе первые буквы названий всех цветов радуги. - Прuм. пер.) - Видишь, этот мнемонический прием является обобщением, более высоким уровнем хранения информации, чем перечень конкретных названий: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный. - Понятно. - Несмотря на то что жизнь может казаться хаотичной, неструктурированной и полной случайностей, полезно знать, что все обладает структурой, хотя она может быть скрыта в вещах или в твоем бессознательном. Любое поведение, любой навык, который ты имеешь, и любое убеждение, которого ты придерживаешься, имеет структуру, паттерн, который определяет их и удерживает целостность. Чем больше ты осознаешь эту структуру и то, насколько эффективен или неэффективен конкретный паттерн, тем в большей степени ты можешь контролировать свою жизнь. Ты можешь закрепить эффективный паттерн или изменить неадекватный. - А как это сделать? - спросил Ученик с некоторой долей скептицизма. - Как ты поймал ту жирную форель, когда мы ходили на барбекю? - Ну как я ее поймал? Вы же знаете, у меня есть специальная стратегия ловли рыбы. - Вот именно, - сказал Маг. - Стратегия - это образец, закрепленный в человеческих мыслительных процессах. Существуют эффективные и неэффективные стратегии. Эффективная стратегия всегда позволит тебе достичь желаемого результата. Неэффективная стратегия приведет тебя к нежелательному или неожиданному результату. В любом случае стратегия всегда действует в том смысле, что получаешь тот или иной результат. И все-таки как ты поймал форель? Глаза Ученика загорелись от приятного воспоминания. - Сначала я опустил руки в воду там, где проплывали форели, и ждал, пока одна из них не проплывет рядом. Затем, когда она подплыла ближе, я опустил одну руку ей под брюшко и начал мягко поглаживать ее. Я делал это в ритме с ее дыханием, пока я не почувствовал особого изменения в ее движениях, и, когда я заметил, что ее глаза расфокусировались, я вынул ее из воды. - А если бы ты выдернул ее из воды, предварительно не подготовив ее? - Я бы упустил рыбу, - ответил Ученик. - Заметь, что каждое из твоих действий играло роль теста, который доказывал, что твоя стратегия ловли форели будет успешной. - Точно. - Итак, теперь ты знаешь свою стратегию, мыслительный образец процесса ловли. - Черт возьми. Я никогда раньше не осознавал, как именно я это делаю. - В тот момент, когда мы начинаем осознавать паттерны, которые лежат в основе нашего понимания вещей, мы не только начинаем понимать, как наиболее разумно и четко организовать взаимодействие тела и разума, мы также можем обучать этому навыку других людей. - И я смогу прочитать об этом здесь, в следующем разделе книги? - Конечно. И еще о многом другом.
3.01. Конструкторские гены
Все имеет структуру. Когда вы ведете машину, вы следуете определенным шаблонам или образцам поведения, соответствующим конкретным обстоятельствам: например, если вы хотите гладко тронуться с места и невредимым проехать светофор. То же самое справедливо для всех умений и навыков. Следуя одним и тем же шаблонам в схожих обстоятельствах, вы получаете одинаковые результаты. Способность обнаруживать и идентифицировать структуры, паттерны и конструкции, лежащая в основе нашего опыта, является секретом успеха коммуникации, отношений, быстрого обучения (например, при изучении языка) и многих других вещей. Эта идея не нова. Маг вспомнил историю, принадлежащую еще античной традиции.
Жестянщик был оклеветан и несправедливо заключен в тюрьму. Будучи бедным, он не имел могущественных друзей, которые могли бы повлиять на решение судьи. Он проводил день за днем, рассматривая различные возможности, которые у него есть, потому что он не хотел всю жизнь провести в заточении, тем более за то, чего не совершал. Но его камера охранялась, и стража была бдительна. Однажды его жена принесла ему молитвенную циновку, и он молился на ней по пять раз в день. Как-то он предложил своим стражам: - Я беден и скорее всего закончу свою жизнь за решеткой. Вы тоже бедны, вам мало платят. Что же нам делать? Я работал на продажу. Я многое умею, но нет того, что для этого необходимо. Если бы вы принесли мне инструменты и материалы, я мог бы превращать металл в разные вещи, которые вы продавали бы на рынке. Вы получали бы от этого выгоду, и я тоже. Стражники согласились. Они принесли то, о чем просил жестянщик, и вскоре они начали получать прибыль. Узник покупал себе хорошую еду, чтобы разнообразить свой скудный рацион, а стражники купили себе то, что давно хотели. . Это продолжалось до тех пор, пока однажды стражники не обнаружили дверь камеры открытой. Узник сбежал. Некоторые поговаривали о магии или даже о чуде, потому что во всем восточном царстве не было тюрьмы, которая охранялась бы лучше этой. Много лет спустя осужденный вор признался в преступлении, которое совершил много лет назад. В результате доброе имя жестянщика было восстановлено и ему простили побег. Через две недели жестянщик и его семья вернулись в родные края. Управляющий этой провинции заинтересовался тем, что же случилось много лет назад, и пригласил жестянщика к себе во дворец. Когда его спросили, как он открыл дверь и сбежал, он ответил: - Это вопрос о паттернах и о паттернах внутри паттернов. Или называйте это конструированием, дизайном, как вам угодно. Моя жена ткачиха. Она придумывает узоры для ковриков, циновок и больших ковров. Она вплетает эти узоры в рисунок ткани, которую они изготовляют на фабрике. Она нашла человека, который изготавливал замки для камер, и узнала у него об их строении. Она соткала молитвенную циновку, в узор которой был вплетен рисунок замка. Когда я молился, я прикасался головой к тому участку коврика, на котором она вышила форму замка. Я, как жестянщик, понял, как должен выглядеть ключ. Но у меня не было инструментов и материалов. Поэтому я сделал деловое предложение охранникам. Я изготовлял вещи, которые можно продать на рынке, но вместе с другими материалами я заказал и те, которые были нужны для изготовления ключа. Так я и сбежал.
- Мы все рождаемся с мозгом, - сказал Маг, - но без инструкции к его применению. Мозг - это инструмент, обладающий удивительной силой. Но многие люди так никогда и не начинают использовать его эффективно. И это ужасно, потому что эффективные способы мышления и использования нашего мозга могут быть изучены и освоены. Когда мы начнем понимать основные шаблоны и структуру нашего мышления, - продолжил Маг, - мы сможем освободиться от давления многих ограничений. Первичный источник: Сандра Мэйтри, история о жестянщике (Saпdra Maitri). Вторичный источник: Лдрис Шах (история о жестянщике), услышанная от безымянного суфиста из ордена Нагшбанди. 3.02. Секрет успеха'
Маленький мальчик пришел к отцу и спросил: - Папа! Папа! А в чем секрет успеха в жизни? - Сынок, - ответил отец, - это очень трудный вопрос. И я не могу ответить на него. Может, ты спросишь у мамы? Мальчик побежал к матери и спросил: - Мама! Мама! В чем секрет успеха в жизни? - Понимаешь, сынок, - ответила мать, - это очень трудный вопрос. И я не смогу дать тебе ответ. Почему бы тебе не подождать, пока наступят летние каникулы, и не спросить у мудреца, который живет в замке. Я уверена, он должен знать. И вот, скрывая свое волнение и ожидание, мальчик переждал осенние ветра, зимние морозы, цветение весны и раннее лето, и радостно встретил наступление каникул. Он собрал рюкзак, сложил туда все вещи, которые могли бы ему понадобиться, и отправился в путь к замку мудреца. Он был удивлен, что так много самых разных людей были заинтересованы в познании мудрости. Среди них были актеры, танцоры и художники, адвокаты, доктора и учителя, мясники, пекари и лавочники. Среди них были деловые люди, банкиры и финансисты, домохозяйки и безработные, водители автобусов, сантехники и электрики. Среди них встречались доктора, медсестры и люди из социальных служб. Там даже было несколько политиков и академиков. Мальчик терпеливо ждал своей очереди. Наконец он предстал перед мудрецом. - Пожалуйста, ответь мне, - попросил мальчик, - в чем состоит секрет жизненного успеха? - Это трудный вопрос, - сказал мудрец. - И пока я буду думать над ответом, воспользуйся этим временем, чтобы посмотреть мой замок и насладиться его чудесами и красотой. Сними свои туфли, таков обычай, и почувствуй прохладу мозаичных полов в моей приемной комнате. Полюбуйся прекрасными гобеленами ручной работы, которые висят в моей спальне, обрати внимание на богатство цвета и сюжеты вышивки. Остановись, чтобы послушать гармоничную музыку, которую исполняют мои музыканты, потому что ее звуки доставят удовольствие твоему слуху и очистят твою душу. Обязательно зайди ко мне на кухню и попробуй пищу, которую приготовил мой повар, острую и сладкую, соленую или горькую, теплую или горячую, со специями или простую, и твои ощущения будут яркими, как никогда раньше. И не забудь про мой сад и огород с лекарственными растениями. Сладкий аромат фруктов и пронзительный запах трав унесут тебя в страну давно забытых воспоминаний. Мальчик уже собрался уходить, но мудрец остановил его и достал из сумки маленькую ложечку и бутылку. - Прежде чем ты пойдешь, сделай одну вещь. Возьми эту ложечку, - сказал мудрец, налив туда две капельки масла. – Ни при каких обстоятельствах ты не должен уронить эти две капельки масла. Возвращайся через два часа, и я отвечу на твой вопрос. Ровно через два часа мальчик вернулся. Мудрец обратился к нему: - Ощутил ли ты прохладу полов в моем замке, полюбовался моими гобеленами, вдохнул ароматы моего сада, попробовал деликатесы, приготовленные моим поваром, и слушал ли ты музыку, которую играют мои музыканты? Мальчик опустил голову и ответил: - Нет. Нет. Я ничего не сделал. Но смотрите, две капельки масла по- прежнему лежат в ложечке. Мудрец мгновение помолчал. А затем сказал: - Никогда не доверяй тому, у кого не был дома. Поэтому возвращайся назад. В этот раз гуляй по дому столько, сколько тебе понадобится, чтобы оценить все чудеса этого замка. Используй силу своих чувств, чтобы увидеть богатство и красоту, которые вокруг тебя. А затем, разглядев все, что возможно, возвращайся, но две капельки масла должны по-прежнему лежать в твоей ложечке. И мальчик снова отправился в путешествие по замку. Когда он вернулся четыре часа спустя, он был в восторге. Он почти танцевал от удовольствия, его глаза светились, он вовсю размахивал руками. Полный удивления и восхищения, он обратился к мудрецу: - Это прекрасно, все так восхитительно! Я рассмотрел все гобелены с их яркими глубокими цветами и удивительно мелкими деталями. Я слушал богатые и мелодичные напевы твоих музыкантов. Я попробовал все, что смог, у тебя на кухне. Я вдыхал аромат каждого растения в твоих садах и огородах. И я чувствовал приятную прохладу мозаичных полов кончиками пальцев. Твой замок восхитителен! - Да, это так, - ответил мудрец. - Он прекрасен. Но, могу ли я спросить, что случилось с маслом, которое было в твоей ложечке? Конечно же, увлекшись всякими чудесами, мальчик разлил масло. - Секрет успеха в жизни, - тихо сказал мудрец, - на самом деле очень прост. Впитывай, осознавай и используй все богатство мира, который окружает тебя, уделяя внимание каждому из твоих пяти чувств, так как каждое является бесценным даром. Только тогда ты начнешь замечать, как весь мир помогает тебе достичь того, чего ты хочешь. И как только ты начнешь размышлять, куда ты должен двигаться, чтобы реализовать свое стремление, используя все возможности, которые окружают тебя, ты должен научиться распределять свое внимание осторожно и гибко. Отмечая, насколько волшебен и прекрасен мир, ты никогда не должен забывать о капельке масла, лежащей в твоей ложечке. Первичный источник: Раоlо Coelho. The a/chemist (см. библиографию).
3.03. Главное - знать, где ударить
Эта история произошла в конце XIX века. Владелец фабрики на севере Англии был чрезвычайно обеспокоен. Паровой котел, который обеспечивал светом и энергией весь его завод, сломался. Множество экспертов пытались починить его, но все их попытки были безуспешны. - Время - деньги, - повторял себе владелец фабрик, подсчитывая убытки из-за потерянной продукции, - время деньги. В это момент человек в голубом комбинезоне заглянул к нему в контору. - Я могу починить ваш котел, сэр, - сказал он. Фабрикант был не впечатлен. - Я приглашал лучших из лучших специалистов, чтобы они починили паровой котел, но никто из них не смог помочь мне. Посмотрите на себя, у вас только маленькая сумка с инструментами, да и инструментов в ней не так много, если я не ошибаюсь. - Совершенно верно, сэр. Я взял только те инструменты, которые пригодятся мне для выполнения этой работы. Так вы позволите уладить вашу проблему? Рабочий не произвел впечатления на фабриканта, но, поскольку терять ему было уже нечего, он повел его в помещение, где находился котел. В центре комнаты стоял сам котел. От него во всех направлениях тянулось огромное количество труб, сообщающихся с каждым помещением завода. Из котла и труб должны были слышаться самые разные звуки: стук, шипение и лязг. Но машина молчала. Покровительственным тоном фабрикант пригласил работника приступать к делу. Спокойно и без суеты человек в голубом комбинезоне вынул из своей сумки один инструмент, маленький резиновый молоток. Аккуратно и методично он начал простукивать различные участки машины, внимательно прислушиваясь к звукам, которые издавала металлическая поверхность. За десять минут он простучал электронные лампы давления, термостаты, подшипники и соединения, где, как он предполагал, находится повреждение. Наконец, он вернулся к своей сумке с инструментами, положил на место маленький молоточек и выбрал большой молоток. Он подошел к одному из коленчатых соединений в одной из секций труб и нанес сильный удар молотком. Эффект был мгновенным. Что-то сдвинулось, начала поступать вода, котел начал ее накачивать, машина начала работать. Фабрикант был восхищен: - Изумительно! Изумительно! Пришлите мне счет. Удвойте ваши расценки. - В этом нет необходимости, сэр, - ответил работник. Когда несколько дней спустя фабрикант получил счет, он был ошеломлен. Сумма намного превышала его ожидания. 100 фунтов стерлингов! Большие деньги по тем временам. Несмотря на то что он заплатил намного больше тем экспертам, которые пытались исправить поломку, но потерпели неудачу, он знал, что они провели там несколько дней. И они были представителями компаний с отличной репутацией! А этот странный человек провел там всего десять минут. Фабрикант дал секретарше поручение, чтобы она отослала ему запрос с просьбой подробно расписать стоимость оказанных услуг. Вскоре с почты пришел ответ. За десять минут простукивания - 1 фунт ст. За знание того, куда нужно ударить - 99 фунтов ст. Итого: 100 фунтов ст. Первичный источник: Джулuан Рассел (Juliaп Russell). Вторичный источник: существует множество версuй этой истории, например, у Пезешкuана.
3.04. Самый маленький бог
Прошло совсем немного времени после того, как боги создали человечество, как они начали осознавать свою ошибку. Иx творение было настолько адаптированным, умелым, полным любопытства и духа познания, что тот момент, когда оно бросит вызов богам, чтобы опровергнуть их превосходство, казался лишь вопросом времени. Чтобы утвердить свое преимущество, боги собрали большую конференцию, где собирались обсудить возникшую проблему. Были созваны боги из всех известных и неизвестных миров. Обсуждение было очень долгим и детальным. Все боги были совершенно уверены в одной вещи. Разница между ними и смертными состояла в качестве тех ресурсов и возможностей, которыми они обладали. В то время как люди обладали своим «я» и относились к внешнему, материальному миру, боги обладали духом, душой и пониманием того, как устроен внутренний мир. Опасность состояла в том, что рано или поздно люди захотят того же. Боги решили спрятать свои драгоценные ресурсы. Возник вопрос: где? Именно этот вопрос стал основной причиной столь длительных и ожесточенных споров на Великой Конференции богов. Некоторые предлагали спрятать их на вершине самой высокой горы. Но все скоро поняли, что рано или поздно люди доберутся до вершин самых высоких гор. И глубочайшие впадины на дне океана будут открыты. И источники уйдут в землю. И самые непроходимые джунгли могут выдать свой секрет. И механические птицы покорят небо и космос. И Луна, и планеты станут местом прогулок туристов. И даже мудрейший и самый творческий из богов притих, потому что все можно было исследовать и найти, если очень захочется. Наконец самый младший из богов, который молчал до этого момента, открыл рот: - Почему бы нам не поместить их внутрь каждого человека? Они ни за что не догадаются искать его там. Лервичный источник: Литер МакНаб (Peter McNab). 3.05. Он мыслит по-другому
Эдди был необычным мальчиком – он не мог нормально учиться в школе. Учителям казалось, что он представляет для них угрозу, потому что он «не соответствовал». В нем был потенциал, но учителям скорее казалось, что он относится к категории трудных детей. Он былприрожденным аутсайдером. Он категорически не вписывался в систему среднего образования. Он оставил школу в 15 лет без аттестата и квалификации и попытался устроиться на работу на государственный склад. Чтобы его приняли на эту работу, он должен был пройти специальное интервью, которое проводил государственный служащий. И интервьюер, как и учитель, ожидал получить правильные ответы на заранее подготовленные вопросы. - Что ж, - сказал интервьюер, - первый вопрос по общему уровню знаний. Сколько дней в неделе начинаются на букву Т? Даже интервьюер был удивлен тому, как много времени понадобилось Эдди для ответа. - Два[11], - наконец ответил Эдди. - Верно, - сказал интервьюер, - уточните, пожалуйста, какие? - Сегодня и завтра [12], - ответил Эдди. - Ладно, - сказал интервьюер, немного подумав. - Я засчитываю тебе этот ответза находчивость. Теперь математический вопрос. Сколько секунд в году? - Двенадцать, - быстро, как молния, отреагировал Эдди. - Двенадцать, - недоверчиво повторил интервьюер, - а как ты получил такой ответ? - Очень просто, - ответил Эдди, второе января, второе февраля, второе марта, второе апреля и так далее. Всего двенадцать[13]. - Ладно, ладно. Теперь грамматический вопрос. Сколько букв Л содержит «Олененок Рудольф С красным носом»?[14] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.096 сек.) |