|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 5 страницаЗнай, что азан муаззина, который не произнесёт слова “тарджи‘” и “тасвиба”, будет действительным, однако, если он не произнесёт их, это будет означать, что он отказался от наилучшего. Недействительным является азан, который произносит человек, лишённый разума, женщина или неверный, если же его произнесёт разумный подросток, азан будет действительным. Если к молитве призовёт неверный, который произнесёт слова обоих свидетельств, это, согласно наиболее верному мнению, будет означать, что он принял ислам. Один из наших товарищей сказал: «Это не говорит о том, что человек принял ислам». Что же касается недействительности его азана, то на этот счёт расхождений во мнениях нет, поскольку первые слова азана произносятся раньше, чем слова обоих свидетельств, произнесение которых позволяет говорить о том, что человек принял ислам. У этой темы есть множество ответвлений, которые разрабатываются в книгах по фикху, однако это не является предметом нашего разговора. Глава 26. Об особенностях икамы [257] Правильным и соответствующим тому, о чём говорится в достоверных хадисах, является мнение, согласно которому икама состоит из одиннадцати фраз − “Аллаху акбар, Аллаху акбар; ашхаду алля иляха илля-Ллах; ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах; хаййа ‘аля-с-салят; хаййа ‘аля-ль-фалях; кад камат ас-салят, кад камат ас-салят; Аллаху акбар, Аллаху акбар; ля иляха илля-Ллах”. Знай, что произнесение азана и икамы соответствует сунне. Мы считаем, что это мнение является наиболее верным независимо от того, об общей или о какой-либо иной молитве идёт речь. Один из наших товарищей сказал: «Это[258] − обязанность по способности /фард аль-кифайа/[259]». Другой сказал: «Это является обязанностью по способности только во время общей молитвы». Если мы скажем, что произнесение азана и икамы является обязанностью по способности, это будет означать, что в случае отказа от их произнесения жителями какого-нибудь селения иди квартала с ними из-за этого следует сражаться. Если же мы скажем, что это соответствует сунне, то сражаться с ними, согласно наиболее верному мнению, не следует, как не следует сражаться с теми, кто не совершает дополнительную молитву до или после обязательной полуденной молитвы. Один из наших товарищей сказал: «С ними следует сражаться, поскольку отказ от этого является явным знаком». Желательно чётко и громко произносить каждую букву из слов азана и икамы. Желательно произносить слова икамы как можно быстрее и тише, чем слова азана[260]. Желательно, чтобы у муаззина был хороший голос, чтобы он был достоин доверия, чтобы он умел определять время молитв и чтобы он выполнял свои обязанности с охотой. Желательно, чтобы муаззин, который произносит слова азана и икамы, находился в состоянии ритуальной чистоты и возвышался над другими[261], обратившись лицом к кибле. Если муаззин провозгласит азан или икаму, повернувшись к кибле спиной, или сидя, или лёжа на боку, или находясь в состоянии осквернения, как азан, так и икама будут действительны, но поступать так нежелательно. Большое осквернение является нежелательным в большей мере, чем малое, а состояние осквернения при произнесении слов икамы нежелательно в большей мере, чем при возглашении азана. Возглашение азана узаконено только перед совершением пяти обязательных молитв – утренней /фаджр/, полуденной /зухр/, послеполуденной /‘аср/, закатной /магриб/ и вечерней /‘иша/. Это в равной степени касается молитвы, время которой ещё не закончилось, и пропущенной молитвы и является обязательным для человека, живущего где-либо постоянно и путника, для совершающего молитву в одиночестве и тех, кто принимает участие в общей молитве. Возглашение азана кем-либо из участников молитвы избавляет от выполнения этой обязанности остальных. В том случае, когда одна за другой возмещаются несколько пропущенных молитв, азан возглашается только перед первой молитвы, икама же произносится для каждой из них. Если две молитвы совмещаются друг с другом, азан также возглашается только перед первой молитвой, а икама произносится для каждой из них. Что же касается любых необязательных молитв, то азан, по общему мнению, произносить не следует. Среди молитв есть такие, перед которыми желательно произносить слова: «Общая молитва», если они проводятся вместе с другими людьми. К их числу относятся праздничные молитвы, молитвы во время солнечных затмений и моления о ниспослании дождя. В иных случаях, например, при совершении молитв в соответствии с сунной и добровольных молитв вообще, поступать так нежелательно. Есть и такие молитвы, относительно которых мнения по данному вопросу расходятся, а именно − общие дополнительные молитвы во время рамадана /таравих/ и заупокойные молитвы. Наиболее верным следует считать мнение, согласно которому так следует поступать во время рамадана, но не перед заупокойными молитвами. Произнесение икамы является действительным только в том случае, когда это делается своевременно и при наличии желания совершить молитву. Азан же будет действительным только после начала периода времени, отведённого для совершения любой обязательной молитвы, за исключением утренней, так как призывать к утренней молитве можно и до наступления отведённого для неё периода времени. Улемы расходились во мнениях относительно времени, с наступлением которого можно возглашать призыв к утренней молитве. Наиболее верным представляется мнение, согласно которому это можно делать после полуночи. Одни считали, что возглашать призыв к утренней молитве можно незадолго до рассвета, по мнению же других, это можно делать всю ночь, но считать так совершенно неверно. Некоторые утверждают, что делать это можно по истечении двух третей ночи, но предпочтение следует отдать первому из вышеупомянутых мнений. Произносить икаму могут женщины и гермафродиты, но возглашать азан они не могут, поскольку им запрещается возвышать голос. Глава 27. О том, что желательно говорить человеку, который слышит голос того, кто произносит азан или икаму Желательно, чтобы человек, который слышит голос того, кто произносит азан или икаму, повторял всё, что он говорит, за исключением слов “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/” и “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/”. После каждой из этих фраз желательно говорить: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха[262] /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/». После слов “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” желательно говорить: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/». Говорят также, что желательно говорить: «Правду сказал посланник − молитва лучше сна». После двукратного произнесения слов “Молитва началась /Кад камат ас-салят/” во время икамы желательно сказать: «Да устроит и да продлит её Аллах! /Акама-ха-Ллах ва адама-ха!/» − а после слов “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/” желательно сказать: «И я свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ва ана ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/». После этого желательно сказать: «Доволен я Аллахом как Господом[263], Мухаммадом − как посланником и исламом − как религией /Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян, ва би-ль-ислами динан/». Закончив следить за словами азана, желательно призвать благословение на пророка[264], а потом сказать: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе[265] и высокому положению[266] и направь его к месту достохвальному[267], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/» − после чего человек может обратиться к Аллаху с мольбами, касающимися любых религиозных и мирских дел. 93. Сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , сказал: “Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин”».[268] 94. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, , сказал: «Когда услышите (призыв) муаззина (к молитве), повторяйте то, что он говорит, потом призовите на меня благословение, ибо, поистине, того, кто призовёт на меня благословение один раз, Аллах благословит[269] десять раз, а потом попросите Аллаха, чтобы Он привёл меня к Василе, ибо она является таким положением, занимать которое достоин один из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им стану я; тот же, кто попросит привести меня к Василе, получит право на заступничество[270]».[271] 95. Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Спешите на молитву!” − а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если (муаззин) скажет: “Спешите к спасению!” − а (любой из вас) скажет: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”, и если муаззин скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, а любой из вас скажет: “Аллах велик, Аллах велик”, и если (муаззин) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, а (любой из вас) скажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, (и если всё это человек) будет говорить от сердца, он войдёт в рай».[272] 96. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Простится грех[273] его тому, кто, услышав (голос) муаззина, скажет: “Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад − Его раб и Его посланник; доволен я Аллахом как Господом, Мухаммадом − как посланником и исламом − как религией /Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху; радыйту би-Лляхи Раббан, ва би-Мухаммадин расулян, ва би-ль-ислами динан/”».[274] В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «...тому, кто, услышав (голос) муаззина, скажет: “И я свидетельствую”». 97. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, , слышал (голос) муаззина, произносившего слова свидетельства, он говорил: «И я, и я».[275] 98. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: “О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе и высокому положению[276] и направь его к месту достохвальному[277], которое Ты обещал ему! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, ати Мухаммадан аль-Василята ва-ль-фадылята ва-б‘ас-ху макаман махмудан аллязи ва‘адта-ху!/”»[278] 99. Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, , слышал, как муаззин произносит слова “Спешите к спасению!”, он говорил: “О Аллах, приведи нас к успеху! /Аллахумма, идж‘аль-на муфлихин!”/»[279] 100. Один человек[280] передал, что Шахр бин Хаушаб передал, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, (или: кто-то другой из сподвижников пророка, ,)[281] сообщил, что однажды Билял[282] начал произносить слова икамы. Когда (Билял) произнёс слова “Молитва началась /Кад камат ас-салят/”, пророк, , сказал: «Да устроит и да продлит её Аллах! /Акама-ха-Ллах ва адама-ха!/» − а после прочих фраз икамы он произносил те слова, которые приводятся в хадисе ‘Умара об азане[283].[284] 101. Сообщается, что, когда Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, слышал, как муаззин произносил слова икамы, он говорил: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, благослови Мухаммада и даруй ему в День воскресения то, чего он просит! /Аллахумма, Рабба хазихи-д-да‘вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка’имати, салли ‘аля Мухаммадин ва ати-хи су’ля-ху йума-ль-кийамати!/»[285] Если молящийся услышит слова азана или икамы, он не должен отвечать на них во время молитвы, но после произнесения таслима[286] ему следует сделать это, как и тому, кто молитву не совершает. Отвечать во время молитвы нежелательно, однако если человек поступит так, это не сделает молитву недействительной. Тому, кто находится в отхожем месте, не нужно отвечать на слова азана или икамы, пока он не выйдет оттуда. Если же человек будет читать Коран или хадисы, или прославлять Аллаха, или изучать какие-либо шариатские науки, или заниматься иными подобными вещами, ему следует отложить свои дела и ответить муаззину, а потом возобновить свои занятия ввиду того, что иначе он упустит возможность ответить, а ко всему прочему, как правило, можно вернуться. Поскольку человек не будет заниматься своим делом, пока муаззин не закончит говорить, ему желательно как можно быстрее вернуться к своему занятию, чтобы перерыв не затянулся. Глава 28. Об обращениях к Аллаху с мольбами после азана 102. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Мольба, (с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается».[287] В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается также, что люди спросили: «О посланник Аллаха, что же нам говорить?» − и он ответил: «Просите Аллаха о благополучии в мире этом и в мире вечном». 103. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал: «О посланник Аллаха, поистине, муаззины имеют перед нами преимущество!» На это посланник Аллаха, , сказал: «Повторяй то, что они говорят, а когда закончишь, обращайся (к Аллаху) с просьбами, и тебе будет даровано (это)».[288] 104. Передают со слов Сахля бин Са‘да, что посланник Аллаха, , сказал: «Две (мольбы) не отвергаются − мольба во время азана и мольба во время бедствия[289], когда люди не расстаются друг с другом[290]».[291]
Глава 29. О том, что желательно говорить после совершения двух ракатов [292] добровольной утренней молитвы 105. ‘Амир бин Усама передавал со слов своего отца, да будет доволен им Аллах, что (однажды), тот совершил два раката дополнительной утренней молитвы. Рядом с ним находился посланник Аллаха, , который совершил два лёгких раката, а потом (Усама) услышал, как сидевший (поблизости пророк, ,) трижды повторил: «О Аллах, Господь Джибрила, Исрафила, Микаила и пророка Мухаммада, прибегаю к Твоей защите от огня! /Аллахумма, Рабба Джибриля, ва Исрафиля, ва Мика’иля, ва Мухаммада-н-набиййа, а‘узу би-кя мин ан-нар!»[293] 106. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Тому, кто перед утренней молитвой по пятницам будет трижды произносить слова “Прошу прощения у Аллаха, помимо Которого нет иного бога, Живого, Вечносущего и приношу Ему покаяние /Астагфиру-Ллаха аллязи ля иляха илля хуа-ль-Хаййа-ль-Каййума ва атубу иляй-хи/”, Аллах Всевышний простит грехи его, даже если окажутся они подобны пене морской».[294]
Глава 30. О том, что желательно сказать человеку, который присоединится к ряду молящихся 107. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек, явившийся на молитву в то время, когда посланник Аллаха, , молился, присоединился к ряду молящихся и сказал: «О Аллах, даруй мне лучшее из того, что даруешь Ты Твоим праведным рабам». Закончив молиться, посланник Аллаха, , спросил: «Кто сказал это?» (Тот человек) ответил: «Я, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, ,) сказал: «В таком случае твой конь будет ранен, а ты погибнешь на пути Аллаха Всевышнего».[295] Глава 31. О том, что желательно сказать человеку, который хочет приступить к молитве 108. Сообщается, что (однажды) Умм Рафи’, да будет доволен ею Аллах, попросила: «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое Аллах вознаградит меня». (Пророк, ,) сказал: «О Умм Рафи’, когда (захочешь) приступить к молитве, десять раз произнеси слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, десять раз произнеси слова “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, десять раз произнеси слова “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, десять раз произнеси слова “Аллах велик /Аллаху акбар/” и десять раз попроси Аллаха о прощении. Поистине, когда ты скажешь: “Слава Аллаху”, (Аллах) скажет: “Это для Меня”; когда ты скажешь: “Нет бога, кроме Аллаха”, (Аллах) скажет: “Это для Меня”; когда ты скажешь: “Хвала Аллаху”, (Аллах) скажет: “Это для Меня”; когда ты скажешь: “Аллах велик”, (Аллах) скажет: “Это для Меня”, а когда ты попросишь о прощении, Он скажет: “Я уже сделал это”».[296] Глава 32. О мольбе, с которой желательно обратиться к Аллаху во время икамы 109. Сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Просите ответа на мольбу, когда встречаются два войска, когда возглашается икама и когда идёт дождь».[297] Аш-Шафи‘исказал: «Многие говорили мне, что ответа на мольбу можно ожидать в тех случаях, когда она произносится во время дождя и во время возглашения икамы». Глава 33. О том, что желательно говорить человеку, который приступит к молитве Знай, что к теме этой весьма обширной главы имеют отношение многие достоверные хадисы разных видов[298]. Данная тема подразделяется на множество ответвлений, которые рассматриваются в трудах по фикху. Для краткости мы уделяем внимание только основам и целям рассматриваемого предмета, опускаем всевозможные тонкости и не приводим редкие примеры и шариатские указания, поскольку задача этой книги состоит не в разъяснении указаний, а в разъяснении того, как следует поступать. Глава 34. О произнесении слов “Аллах велик” в начале молитвы Знай, что действительной любая обязательная или добровольная молитва может считаться лишь при условии произнесения слов “Аллах велик” (такбират аль-ихрам) в её начале. Имам аш-Шафи‘и, как и большинство имамов, считает “такбират аль-ихрам” составной частью молитвы и одним из её столпов (аркан)[299]. Абу Ханифа же определяет “такбират аль-ихрам” как необходимое условие действительности молитвы, но не её составную часть. Знай, что человеку, произносящему “такбират аль-ихрам”, следует сказать: «Аллаху акбар», или: «Аллаху-ль-акбар». Аш-Шафи‘и, Абу Ханифа и другие считали, что произносить “такбират аль-ихрам” можно обоими способами, тогда как, по мнению Малика, второй способ неприемлем. Из предосторожности и во избежание разногласий необходимо говорить: «Аллаху акбар», произносить же “такбират аль-ихрам” какими-либо иными помимо двух вышеупомянутых способов недопустимо. Так, если человек скажет: «Аллаху-ль-‘Азым /Аллах велик/», или: «Аллаху-ль-Мута‘али /Аллах Всевышний/», или: «Аллаху А‘зам /Аллах Величайший/», или: «Аллаху а‘азз /Аллах Могущественнейший/», или: «Аллаху аджалль /Аллах Величайший/», то, по мнению Аш-Шафи‘и и большинства улемов, его молитва будет недействительной. Абу Ханифа сказал: «Молитва будет действительной». Если же человек сказал: «Акбару-Ллах», то, по нашему мнению, действительной такую молитву скорее всего считать нельзя. Вместе с тем один из наших товарищей сказал: «Она будет действительной, как и в том случае, когда в конце молитвы кто-нибудь скажет: “‘Аляй-кум ас-салям”.[300] Такую молитву скорее всего следует считать действительной». Знай, что ни произнесение слов “Аллах велик”, ни иных слов поминания Аллаха не будет действительным, пока человек не произнесёт их настолько громко, чтобы это было слышно ему самому, если никаких препятствий для этого не возникнет, на что мы уже указывали в первых разделах книги. Если же человек нем, или язык его имеет какой-нибудь изъян, ему следует двигать языком в силу своих возможностей, и тогда его молитва будет действительной. Знай, что, если человек, который может произнести слова “Аллах велик” по-арабски, произнесёт их на каком-нибудь другом языке, “такбират аль-ихрам” будет недействительным. Если же сделать это он не в состоянии, “такбират аль-ихрам” будет действительным, но ему следует научиться произносить эти слова по-арабски. Если такой человек проявит нерадение в учёбе, его молитва также будет считаться недействительной, а это значит, что он будет обязан повторить молитвы, совершённые им в то время, когда он проявлял нерадение в учёбе. Знай, что, согласно наиболее правильному мнению, не следует затягивать “такбират аль-ихрам”, но произносить его быстро. Некоторые улемы считают, что эти слова необходимо произносить медленно, но правильным является первое. Что же касается прочих случаев, когда следует произносить слова “Аллах велик”, то, согласно наиболее правильному мнению, желательно призносить их медленно и не останавливаться до тех пор, пока не настанет время совершения следующего столпа молитвы. Некоторые улемы считают, что произносить эти слова медленно не следует. Если же произнести медленно то, что медленно не произносится, или, наоборот, не произносить медленно то, что следует произносить так, молитва от этого недействительной не станет, но утратит одно из своих высоких качеств. Знай также, что протяжно следует произносить звук “а” после звука “л” в слове “Аллах”, а в других случаях делать это не следует. Согласно сунне, имам должен произносить слова “Аллаху акбар” в начале молитвы и в других случаях настолько громко, чтобы это слышал каждый из тех, кто стоит за ним. Что же касается совершающего молитву под руководством имама, то ему следует произносить эти слова так, чтобы они были слышны только ему самому. Если же человек, совершающий молитву под руководством имама, произнесёт эти слова громко, а имам − тихо, это не сделает молитву недействительной. Имаму следует стремиться произносить “такбират аль-ихрам” правильно, иначе говоря, избегая удлинения звука там, где делать это не положено. Так, если имам сделает долгой хамзу в слове “Аллах”[301] или удлинит второе “а” в слове “акбар”, его молитва станет недействительной. Знай, что во время молитвы, состоящей из двух ракатов, слова “Аллаху акбар” произносятся одиннадцать раз, если молитва состоит из трёх ракатов, их следует произносить семнадцать раз, если же она состоит из четырёх ракатов, эти слова следует произносить двадцать два раза. Во время каждого раката, слова “Аллаху акбар” произносятся по пять раз: один раз перед поясным поклоном и четыре раза перед совершением земного поклона и выпрямлением после него. Кроме того, слова “Аллаху акбар” произносятся в начале молитвы и тогода, когда имам выпрямляется после первого ташаххуда.[302] Кроме того, знай, что произнесение слов “Аллаху акбар” во всех этих случаях соответствует сунне. Если человек не произнесёт эти слова намеренно или по невнимательности, его молитва не станет недействительной, он не совершит ничего запретного, и ему не надо будет совершать два земных поклона в качестве искупления за допущенную во время молитвы ошибку. Это касается всех случаев, за исключением того, когда произносится “такбират аль-ихрам”, поскольку, по общему мнению, без этого молитва является недействительной, а Аллах знает об этом лучше. Глава 35. О том, что желательно говорить после произнесения “такбират аль-ихрам” [303] Знай, что хадисов на эту тему известно много. Ознакомление с этими хадисами в целом показывает, что после “такбират аль-ихрам” желательно произносить такие слова: «Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху ранним утром и вечером[304]! Будучи ханифом[305] и мусульманином, я обратил лицо своё к Тому, Кто создал небеса и землю, и не отношусь я к многобожникам. Поистине, моя молитва, моё поклонение,[306] жизнь моя и смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварища. Это велено мне, и я отношусь к числу предавшихся (Ему).[307] О Аллах, Ты – Царь, нет бога, кроме Тебя, Господь мой, а я – раб Твой. Я обидел самого себя и признал свой грех,[308] так прости же мне все мои грехи[309], ибо, поистине, никто не (может) простить (все) грехи, кроме Тебя! Приведи меня к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не (сможет) привести меня к ним, и избавь меня от дурных нравственных качеств, ибо никто, кроме Тебя, не (сможет) избавить меня от них! Вот я перед Тобой и я счастлив служит Тебе; всё благо находится в Твоих руках, а зло от Тебя не исходит. Я существую благодаря Тебе и к Тебе вернусь, Ты − Всеблагой и Всевышний, и я прошу Тебя о прощении и приношу Тебе своё покаяние /Аллаху акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран, ва субхана-Ллахи букратан ва асилян! Ваджжахту ваджхи ли-ллязи фатара-с-самаввати ва-ль-арди ханифан муслиман, ва ма ана мин аль-мушрикин. Инна саляти, ва нусуки, ва махйайа, ва мамати ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямина, ля шарикя ля-ху, ва би-заликя умирту, ва ана мин аль-муслимин. Аллахумма, Анта-ль-Малику, ля иляха илля Анта, Рабби, ва ана ‘абду-кя. Залямту нафси, ва-‘тарафту би-занби, фа-гфир ли зунуби джами‘ан, фа-инна-ху ля йагфиру-з-зунуба илля Анта! Ва-хди-ни ли-ахсани-ль-ахляки, ля йахди ли-ахсани-ха илля Анта, ва-сриф ‘ан-ни саййи’а-ха, ля йасрифу саййи’а-ха илля Анта! Ляббай-кя, ва са‘дай-кя, ва-ль-хайру куллю-ху фи йадай-кя, ва-ш-шарру ляйса иляй-кя. Ана би-кя ва иляй-кя, табаракта ва та‘аляйта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя/». Кроме того, желательно говорить: «О Аллах, удали (меня) от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисть меня от прегрешений моих подобно тому, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, смой с меня мои прегрешения снегом, водой и градом! /Аллахумма, ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна-ль-машрики ва-ль-магриби, Аллахумма, наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка-с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, Аллахумма,-гсиль-ни мин хатайа-йа би-с-сальджи, ва-ль-ма’и, ва-ль-барад!/» Как сообщается в достоверных хадисах, посланник Аллаха, , произносил все эти слова поминания.[310] Кроме того, к данной главе относятся и другие хадисы, которые приводятся ниже. 110. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, приступая к молитве,[311] пророк, , обычно говорил: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/». Этот хадис со слабыми иснадами приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа. Слабым его считали Абу Дауд, ат-Тирмизи, аль-Байхаки и другие мухаддисы. Кроме того, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и, Ибн Маджа и аль-Байхаки приводят ту версию этого хадиса, которая передаётся со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и также классифицируется ими как слабая. Аль-Байхаки сказал: «Хадисы, в которых приводятся слова “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе...” передаются со слов Ибн Мас‘уда и Анаса, да будет доволен Аллах ими обоими. Все они относятся к категории “марфу‘”[312] и являются слабыми. Наиболее правильной следует считать версию, которая передаётся со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В этой версии сообщается, что сначала пророк, , произносил слова “Аллах велик”, а потом говорил: “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя”», Аллах же знает об этом лучше. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |