АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Книга о приветствии, испрашивании разрешения, благопожелании

Читайте также:
  1. I. Об изображениях креста в древнейших старописных книгах
  2. II. Об изображениях креста в старопечатных книгах
  3. The Open Book (Открытая книга)
  4. Авеста – священная книга зороастризма; религиозная книга, возникшая в 1-вом тысячелетии до н. э во времена легендарной деятельности Заратуштры..
  5. Академия вампира. Книга вторая: Ледяной укус
  6. БЕЛАЯ КНИГА ЕС О ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТАХ И КОРМАХ, ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
  7. Билет № 19. Книга и книжное дело в Западное Европе в эпоху Реформации и распространение идей гуманизма. Династия Этьеннов
  8. Билет № 60. Книга в годы Великой Отечественной войны
  9. Билет № 9. Книга в Европе в средние века. Основные книжные центры.
  10. Бухгалтерская книга
  11. Бывший Охотник. Книга вторая.
  12. В ветхозаветных книгах можно найти несколько сотен пророчеств о Явлении Мессии и о его благодатном Царстве начиная от Пятикнижия пророка Моисея и кончая позднейшими пророчествами.

чихнувшему и обо всём том, что с этим связано........................................................................... 493

ГЛАВА 342. О том, что запретно хранить молчание весь день до наступления ночи.............................. 497

Указатель передатчиков хадисов................................................................................................................... 508

Указатель источников........................................................................................................................................... 514

Глоссарий.................................................................................................................................................................... 518

лючении брака, и о том, что с этим связано

и обязательности проявллючении брака, и о том, что с этим связано

и обязательности прояв

 

www.al-islam.1000mb.ru


[1] Имам(букв. “находящийся впереди”, “предстоятель”) – титул предстоятеля на молитве, духовного руководителя, главы мусульманской общины; почетное прозвище крупных религиозных авторитетов и религиозно-политических лидеров. Подобно титулу шейх, титул имам также стал непременным атрибутом имён некоторых выдающихся деятелей исламского мира, например, имам Малик, имам аш-Шафи‘и и т. д.

[2] Сунна − пример; обычай. Имеется в виду пример жизни пророка,, как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунну составляют хадисы. Хадис − передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк,. Каждый хадис состоит из двух частей: “иснада” − перечисления людей, передававших друг другу то или иное сообщение, и “матна” − собственно сообщения или же информационной части хадиса.

[3] “Семейство Имрана”, 190 – 191.

[4] “Пещера”, 24.

[5] “Сонмы”, 41 – 42.

[6] Иначе говоря, они произносят слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”.

[7] Имеется в виду, что эти слова произносит каждый ангел.

[8] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.

[9] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.

[10] “Гром”, 28.

[11] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и Ибн Хиббан.

[12] Факих − законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

[13] Муджтахид − человек, занимающийся иджтихадом. Иджтихад − деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

[14] Мазхаб (букв. “путь следования”) многозначное слово, в узком терминологическом смысле означающее “богословско-юридический толк, направление; правовая школа”. Имеются в виду четыре основных богословско-пра­вовых толка в ислам – ха­на­фитский, маликитский, шафиит­ский и ханбалитский, названные соответственно по именам их основателей – Абу Ханифы (83 – 150 гг. х./702 − 767), Ма­лика ибн Анаса (93 –179/711 − 792), Му­хам­ма­да ибн Ид­ри­са аш-Ша­фи‘и (150 – 204/776 − 820) и Ахмада ибн Ханбаля (164 – 241/780 − 855). Ка­ж­дый му­суль­ма­нин-суннит, как правило, явля­ется, по­сле­до­ва­те­лем од­ной из этих че­ты­рех школ, ко­то­рые все оди­на­ко­во вер­ны, несмотря на известные различия между ними в практике отправления мусульманского культа.

 

[15] Другими словами, необходимо обращаться с мольбами смиренно и не повышая голоса и не просить о невозможном.

[16] Азан − призыв на молитву, который произносит муаззин.

[17] Икама− объявление о начале молитвы.

[18] Имеется в виду совершение грехов как проявление несправедливости по отношению к самому себе, поскольку грехи неизбежно влекут за собой наказание.

[19] То есть по имени Аллах.

[20] То есть в 9-й день месяца зу-ль-хиджжа.

[21] Аль-Хиджр − огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.

[22] Аль-Маш‘ар аль-Харам − название места в долине Муздалифа. Это место, находящееся близ горы, которая называется Майкада, считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа.

[23] “Корова”, 186.

[24] “Корова”, 216.

[25] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[26] “Развод”, 2.

[27] “Развод”, 4.

[28] То есть ешьте то, что является дозволенным и нравится вам.

[29] “Верующие”, 51.

[30] “Корова”, 172.

[31] Этот хадис приводит Муслим.

[32] См. “Толпы”, 5.

[33] “Корова”, 152.

[34] “Рассеивающие”, 56.

[35] Улемы (калька от мн.ч. “‘уляма” учёные) – мусульман­ские учёные-богословы, знатоки Корана, хадисов и этико-правовых норм ислама.

[36] Иначе говоря, о том, что мусульманину следует делать и какие слова произносить в разные периоды дня и ночи.

[37] В самом общем виде по степени достоверности хадисы подразделяются на “достоверные” /сахих/, “хорошие” /хасан/ и “слабые” /да‘иф/. Термин “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого и до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в этом иснаде нет никаких отклонений или недостатков. Ибн Хаджар аль-‘Аскалани, автор лучшего комментария к “Сахиху” аль-Бухари, даёт термину “хасан” такое определение: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передавали его безо всяких отклонений или недостатков». Подобно достоверным, хорошие хадисы используются в качестве доводов шариата, но уступают им по силе. Термин “да‘иф” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. Слабые хадисы не могут рассматриваться в качестве доводов шариата, касающихся догматов веры или разъяснения таких установлений, которые имеют отношение к дозволенному и запретному, однако с целью побуждения к совершению благого или внушения страха перед совершением грехов, а также в ряде иных случаев, их можно приводить в наставлениях, рассказах или проповедях.

[38] Отвергаемым называется такой хадис, правдивость передатчика которого внушает сомнения.

[39] Мухаддис − знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией.

[40] Здесь речь идёт о том, что вышеупомянутые своды хадисов заключают в себе часть сунны, являющейся второй по важности после Корана основой ислама.

[41] Возможен перевод: «…лишь Аллах даёт силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) я произнёс (эти слова), когда находился у посланника Аллаха,, и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков смысл этих слов?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Ему».

[42] То есть не отклоняясь от единобожия. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

[43] “Явное доказательство”, 5.

[44] Имеется в виду мясо и кровь жертвенных животных.

[45] “Хаджж”, 37.

[46] Речь идёт не только о хиджре − переселении мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще о переселении мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать свободно.

[47] Это значит, что награда Аллаха и возможность общения с Его посланником в этом мире или в мире ином послужат воздаянием человеку, который только ради Аллаха покинет страну, где он не может исповедовать ислам должным образом в силу распространения там неверия и преследований.

[48] Поводом для этого высказывания пророка,, послужил конкретный случай, связанный с переселением из Мекки в Медину одного человека, который сделал это не по религиозным соображениям, а потому, что он хотел жениться на женщине по имени Катиля, кунья (имя по сыну) которой была Умм Кайс, согласившейся выйти за него замуж только при условии его переселения в Медину. Впоследствии этого человека стали называть “мухаджир Умм Кайс” (переселенец Умм Кайс). Значение этого и многих других хадисов, где речь также идёт о намерениях, состоит в том, что в них сформулирован важнейший принцип, в соответствии с которым награда или наказание ожидает человека не только и не столько за добрые или дурные дела как таковые, но в первую очередь за то, каким было истинное намерение человека, совершившего какое-либо дело, поскольку многие поступки, представляющиеся хорошими со стороны, на самом деле могут быть продиктованы дурными намерениями.

[49] Это значит, что человек, сделавший что-либо не ради Аллаха (в данном случае совершивший переселение из Мекки в Медину), не получит за это награды в мире вечном, а должен будет довольствоваться лишь тем, что достанется ему за его дело в земной жизни.

[50] Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим.

[51] Имеются в виду Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Джу‘фи аль-Бухари (ум. в 870/256 г. х.) и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури (ум. в 875/261 г.х.), да будет доволен Аллах ими обоими. Составленные ими по тематическому признаку своды хадисов (оба они носят название “Сахих”) считаются наиболее авторитетными.

[52] Здесь имеется в виду, что человек должен полагаться только на Аллаха, так как ни дела, ни слова, ни познания не могут привести его к спасению.

[53] Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим.

[54] Речь идёт об исправлении дрных нравов, побуждении к совершению благих дел и внушению людям страха перед совершением запретного.

[55] Этот хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, приводят Малик и Абу Ну‘айм в “Хилйат аль-аулийа”. Далее в этом хадисе сказано:

− А потом они посылают первого к небесам, к Господу славы, и говорят*: «О Господь наш, мы пришли к рабам из числа праведных Твоих рабов, которые восхваляют (Тебя) за Твои благодеяния, читают Твою Книгу, обращаются (к Тебе) с мольбами за Твоего пророка и молят (Тебя о благополучии) в мире вечном и в земной жизни». Тогда Господь наш говорит: «Покройте их милостью Моей; они − люди, товарищ которых не попадёт в бедственное положение».

* То есть передают эти слова с тем, кого они посылают.

[56] Этот хадис приводит Муслим.

[57] В Коране сказано: {Он − Тот, Кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере} (“Победа”, 4). В комментариях указывается, что известны разные толкования слова “сакина”. Согласно наиболее предпочтительному из них, “сакина” является одним из созданий Аллаха, которое нисходит на человека вместе с ангелами, принося ему милость Аллаха и спокойствие, после чего мирские дела перестают волновать его.

[58] Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и возвышает их.

[59] Этот хадис приводит Муслим.

[60] “Ночное путешествие”, 110.

[61] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[62] “Сонмы”, 35.

[63] Имеется в виду, что люди, которых пророк,, назвал “муфарридуна” (посвящающие), раньше других смогут снискать благоволение Аллаха, достичь высоких ступеней и оказаться в наилучшем положении.

[64] Этот хадис приводит Муслим.

[65] “Сонмы”, 35.

[66] Этот хадис приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджа.

[67] Чтение Корана, как и совершение молитвы, допускается только в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует, соответственно, полного /гусль/ или частичного /вуду/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права /фикх/. Малое осквернение наступает в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях.

[68] См. “Корова”, 156.

[69] См. “Украшения”, 13. В следующем айате этой суры сказано: {...поистине, мы вернёмся к Господу нашему! } − что соответствует предыдущему айату, поскольку, если животное споткнётся или если случится что-нибудь ещё, езда на нём может закончиться смертью. Следовательно, тому, кто рискует расстаться с жизнью, уместно произносить такие слова, чтобы он не забывал о смерти и о том, что ему неизбежно придётся вернуться к Аллаху, и мог должным образом подготовиться к встрече с Ним. (Ибн ‘Аллян)

[70] См. “Корова”, 201.

[71] См. “Марйам”, 12.

[72] См. “Аль-Хиджр”, 46.

[73] Здесь речь идёт о малом осквернении /хадас/.

[74] Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.

[75] “Семейство Имрана”, 190 – 191.

[76] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[77] Имеется в виду часть Корана, которую человек вменяет себе в обязанность читать ежедневно.

[78] Имеется в виду “сивак” − зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака.

[79] То есть относится к категории “макрух” /неодобряемое/ − нерекомендуемых действий, которые не влекут за собой наказания

[80] Хутба − проповедь, которую имам произносит по пятницам или во время религиозных праздников.

[81] То есть той части, которую человек сам устанавливает себе для ежедневного чтения.

[82] Этот хадис приводит Муслим.

[83] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк,, сказал:

− Если кто-нибудь из вас чихнёт, пусть скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат* (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведёт Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/». (Аль-Бухари)

* То есть брат в исламе.

[84] Имеется в виду имам ан-Наса’и, составивший один из наиболее авторитетных сводов хадисов под названием “Сунан”.

[85] Он больше известен как Ибн ас-Сунни.

[86] Кади − судья шариатского суда.

[87] “Паук”, 45.

[88] “Корова”, 152.

[89] “Выстроившиеся в ряды”, 142 – 144.

[90] “Пророки”, 20.

[91] Имеются в виду фразы.

[92] Этот хадис приводит Муслим.

[93] Этот хадис приводит Муслим.

[94] В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за неё, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.

[95] Передатчик этого хадиса был не уверен, в каком числе − двойственном или единственном − в данном хадисе стоит глагол “наполнят” (тамля’ани − тамля’у). Если здесь необходимо единственное число, то слова пророка,, следует понимать как указание на то, что каждое из этих слов может заполнить собой пространство между небом и землёй, а если двойственное, это значит, что они могут заполнить собой это пространство в сочетании друг с другом.

[96] Этот хадис приводит Муслим.

[97] “Мать правоверных” − почётный эпитет жён пророка,. См. “Сонмы”, 6.

[98] Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, совершаемая перед обязательной утренней молитвой.

[99] Это было ещё до рассвета.

[100] Духа − период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.

[101] Здесь подразумевается, что всё это время Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах, поминала Аллаха и обращалась к Нему с мольбами.

[102] Имеются в виду фразы.

[103] В Коране сказано:

− Скажи: «Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море, прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё столько же чернил» (“Пещера”, 109).

[104] Этот хадис приводит Муслим.

[105] То есть больше всего мира этого.

[106] Этот хадис приводит Муслим.

[107] Иначе говоря, этот человек получит такую же награду.

[108] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[109] Иначе говоря, кроме того, кто произнесёт эти слова большее количество раз.

[110] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[111] Здесь имеются в виду грехи раба перед Аллахом, если же грех заключается в нанесении каких-либо обид людям, то обязательное условие прощения такого греха состоит в том, что виновный должен загладить свою вину, либо извинившись перед обиженным, либо вернув ему то, что он присвоил или украл у него.

[112] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[113] Этот хадис приводят Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».*

* Это выражение означает, что по одним показателям данный хадис является хорошим, а по другим его можно отнести к категории достоверных.

[114] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[115] Этот хадис приводит Муслим.

[116] То есть по сто раз произнося слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”.

[117] Поскольку за каждое доброе дело Аллах обещает человеку по меньшей мере десятикратную награду.

[118] В комментариях указывается, что слова в скобках могут являться указанием на то, что передатчик не знал точно, какую из этих двух фраз произнёс пророк,. Возможно также, что союз “или” употребляется здесь в значении “и”. В таком случае перевод данного места должен выглядеть следующим образом: «…и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел, а (бремя) тысячи прегрешений будет с него сниматься».

[119] Этот хадис приводит Муслим.

[120] Иначе говоря, они считали, что здесь сказано не “или” /ау/, а “и” /ва/.

[121] Садака − добровольное даяние, милостыня. В данном случае имеется в виду либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку.

[122] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.

[123] Такая молитва может состоять из разного количества ракатов − от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца.

[124] Этот хадис приводит Муслим.

[125] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[126] Очевидно, речь идёт о финиковых косточках. Эта женщина перебирала косточки, подсчитывая, сколько раз она произнесла те или иные слова поминания.

[127] То есть говори: «Аллах велик столько же раз», и говори: «Хвала Аллаху столько же раз...», и так далее.

[128] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[129] Мухаджир − переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников.

[130] Имеются в виду женщины.

[131] То есть поочерёдно касаясь большим пальцем кончиков других пальцев.

[132] Этот хадис с хорошим иснадом приводит ан-Наса’и.

[133] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[134] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.

[135] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[136] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[137] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.

[138] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в своей книге “Аль-Мустадрак” пишет: «Его иснад является достоверным».

[139] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[140] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[141] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».

[142] Это делается либо для того, чтобы узел был покрепче, либо для того, чтобы человек ничего не чувствовал.

[143] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари.

[144] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[145] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[146] То есть после пробуждения ото сна.

[147] Иначе говоря, столь же многочисленны, как хлопья пены.

[148] Этот хадис, который является очень слабым, приводит Ибн ас-Сунни.

[149] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[150] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[151] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[152] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[153] Речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, поскольку для искупления тяжких грехов необходимо принести особое покаяние. Имам ан-Навави сказал:

− Улемы говорили: «Следует приносить покаяние за каждый совершённый грех. Если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, а никого из людей это никак не затрагивает, покаяние должно удовлетворять трём условиям.

Во-первых, человеку следует отказаться от совершения такого греха, во-вторых, − раскаяться* в том, что он совершил это, и, в-третьих, − принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.

Если же хоть одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, покаяние не может считаться правильным (в полной мере).

В том случае, когда совершённый кем-либо грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно − трём вышеупомянутым (и ещё одному, суть которого состоит в том), чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от его прегрешения. Так, если речь идёт о (присвоенных или украденных) деньгах или иных материальных ценностях, их следует вернуть** владельцу; если дело касается клеветы или любого иного греха, за совершение которого, в соответствии с Кораном или сунной, человек подлежит обязательному наказанию /хадд/, виновному следует добровольно дать подвергнуть себя этому наказанию или испросить прощения у потерпевшего, а если это связано с возведением хулы***, то виновному следует испросить разрешения у потерпевшего****. Покаяние следует приносить за все грехи без исключения, если же человек покается только за часть их, покаяние его, по мнению придерживающихся сунны, может считаться правильным, но он должен будет принести покаяние и за всё остальное, ибо на обязательность покаяния указывают и Коран, и сунна, и единодушное мнение улемов.

* То есть выразить своё сожаление по этому поводу.

** Если невозможно вернуть присвоенное как таковое, необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.

*** Имеются в виду такие высказывания о другом человеке в его отсутствие, слушать которые ему было бы неприятно.

**** То есть лично сообщить ему о том, что он говорит у него за спиной, и испросить его разрешения на то, чтобы отзываться о нём подобным образом. (Ан-Навави)

[154] То есть мне не хватает силы и хитрости, чтобы добыть одежду самому.

[155] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[156] То есть даровал мне.

[157] Этот хадис приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[158] Согласно ханафитскому мазхабу слово “‘аурат” cлужит общим названием тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей: для мужчин это всё, что ниже пупка и выше колен, а для женщин − всё тело, кроме кистей рук и лица.

[159] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[160] Хамиса − шёлковая или шерстяная женская одежда с узорами.

[161] В то время Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, была ещё маленькой девочкой.

[162] Эти слова являются иносказательным пожеланием долгой жизни.

[163] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[164] Шахид − воин, павший в сражении за веру.

[165] Этот хадис приводят Ибн Маджа и Ибн ас-Сунни.

[166] Таслим− завершающий элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.

[167] Здесь речь идёт о прикосновении к Чёрному камню как одном из элементов обхода Каабы во время большого /хаджжа/ или малого /умры/ паломничества.

[168] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[169] Иначе говоря, для подмывания.

[170] Например, когда пророк,, сморкался или плевал.

[171] Этот хадис с достоверным иснадом приводят Абу Дауд и другие (мухаддисы).

[172] Этот хадис приводят Абу Дауд, аль-Байхаки и другие мухаддисы.

[173] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Байхаки.

[174] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[175] Достоверный хадис, который с достоверными иснадами* приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи сказал: «Достоверный хадис». Здесь приводится версия Абу Дауда.

* Здесь речь идёт об одном передатчике, к которому восходят все пути передачи данного хадиса.

[176] Имеется в виду, что после этого вышеупомянутая мольба произносилась до конца.

[177] В комментариях указывается, что эти слова произносятся либо Аллахом, либо ангелом.

[178] Имеется в виду избавление от всего того, что может причинить человеку беспокойство в обоих мирах.

[179] То есть защищён от зла любого врага.

[180] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и и другие мухаддисы. Ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис».

[181] Этот хадис приводят Ибн Маджа и Ибн ас-Сунни.

[182] “Свет”, 61.

[183] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Альбани указывает, что этот хадис следует относить к категории слабых, так как одним из его передатчиков является ‘Али бин Зайд бин Джуд‘ан, которого ат-Тирмизи считал правдивым.

[184] Этот хадис приводит Абу Дауд, который не считал его слабым.

[185] Речь идёт о награде, которая будет ждать его в мире вечном.

[186] Хороший хадис с хорошим иснадом, который приводит Абу Дауд.

[187] Этот хадис приводит Муслим.

[188] Этот хадис со слабым иснадом приводит Ибн ас-Сунни.

[189] То есть не оставлю без воздаяния.

[190] Имеется в виду, что за благие дела мужчины и женщины получат одинаковую награду.

[191] Речь идёт о достатке неверующих, пользующихся своим богатством.

[192] В данном случае это означает: проявляйте больше выдержки в перенесении тягот войны, чем ваши враги.

[193] “Рабиту”. Здесь имеется в виду пребывание в мечети после завершения одной молитвы в ожидании наступления времени другой. Кроме того, слово “рабиту” может означать “не покидайте рибата”. Рибат − приграничное укрепление, в котором живут вооружённые борцы за веру (мурабитуна), защищающие границы мусульманских земель от неверных.

[194] “Семейство ‘Имрана”, 190 – 200.

[195] Имеется в виду День воскресения.

[196] То есть я привёл свою душу к покорности Тебе.

[197] Имеется в виду возвращение ко всему благому и обращение ко всему тому, что приближает человека к Аллаху.

[198] То есть веду споры с врагами религии благодаря тем аргументам и доказательствам, которые Ты ниспосылаешь мне.

[199] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[200] Возможно также, что под “хубус” и “хаба’ис” имеются в виду злые духи обоего пола.

[201] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[202] Этот хадис приводит Ибн Абу Шайба.

[203] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[204] Этот хадис приводят ат-Табарани и Ибн ас-Сунни.

[205] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха,, сказал: «Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение* и желать блага чихнувшему» (Аль-Бухари; Муслим).

* Имеются в виду приглашения на свадебный пир или подобные ему торжества.

[206] Этот хадис приводит Муслим.

[207] Слово “Салям” (мир), являющееся составной частью мусульманского приветствия (Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху), является также одним из имён Аллаха.

[208] Достоверный хадис, который приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджа.

[209] Этот хадис, который считается слабым, приводит Ибн Маджа.

[210] Имеется в виду содержание хадиса № 68.

[211] Здесь речь идёт о еде.

[212] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни и ат-Табарани.

[213] Этот хадис, передаваемый со слов разных передатчиков, приводят Абу Дауд, аль-Байхаки и другие мухаддисы. Аль-Байхаки, как и другие, считал все его версии слабыми.*

* В своей книге “Ат-таргиб ва-т-тархиб” аль-Мунзири пишет: «По мнению аль-Хасана, Исхака бин ар-Рахавайха и некоторых других, произнесение этих слов во время омовения является обязательным. Они даже считали, что если человек не сделает этого намеренно, то ему надо будет совершить омовение заново. Этот хадис приводится в “Муснаде” имама Ахмада. Его многочисленные версии, передаваемые разными путями, поддерживают друг друга, в результате чего они приобретают силу, а Аллах знает об этом лучше».

[214] Этот хадис приводит Муслим.

[215] Этот хадис, иснад которого является слабым, приводит ад-Даракутни.

[216] Этот хадис со слабым иснадом приводят Ахмад бин Ханбаль, Ибн Маджа и Ибн ас-Сунни.

[217] Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.

[218] “Салаф”(букв. “предки; предшественники”) – общее название мусульманских религиозных авторитетов, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на религиозную практику первой мусульманской общины праведных предков (ас-салаф ас-салихун) ирассматривали как предосудительные новшества (бид‘а) все позднейшие нововведения, не согласовывавшиеся с установлениями Корана и сунной.

[219] “Хауд” − водоём пророка,, в который впадает райская река аль-Каусар и водой из которого верующие будут утолять жажду в День воскресения. В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что пророк,, сказал: «Мой водоём размером с месяц пути*, вода его белее молока, аромат его приятнее аромата мускуса, а кувшины его подобны звёздам**, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды».

* Имеется в виду, что для того, чтобы обойти этот водоём, потребуется месяц.

** То есть кувшины, которые находятся на его берегах, будут многочисленны, как звёзды.

[220] Сират − проложенный над адом мост, по которому каждому предстоит пройти в День воскресения. Кроме того, это слово более сорока раз встречается в Коране в значении “прямой путь /ас-сират аль-мустаким/”.

[221] Этот хадис приводят ан-Наса’и и Ибн ас-Сунни.

[222] Тайаммум − очищение чистым песком, пылью и так далее, совершение которого допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой. Осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.

[223] Ташаххуд − слова, которые следует произносить после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.Рак‘ат − цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных айатов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана “Аль-Фатиха”, которая читается в обязательном порядке.

[224] Этот хадис приводит Муслим.

[225] В Коране сказано: «А если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то, поистине, Я близок и Я отвечаю на мольбы взывающего, когда он взывает ко Мне». (“Корова”, 186)

[226] Слабый хадис, который приводит Ибн ас-Сунни.

[227] Эти слова приводятся также в “Сунан” Ибн Маджи и в “Сахихах” Ибн Хузаймы и Абу Хатима Ибн Хиббана.

[228] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[229] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[230] Имеется в виду дочь пророка,, Фатима, да будет доволен ею Аллах.

[231] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[232] То есть воины Иблиса.

[233] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[234] Глагол “рафа‘а” означает также “возвышать”. Таким образом, здесь речь идёт и о необходимости почитания и очищения этих домов, то есть мечетей.

[235] Имеется в виду, что сердца станут как бы метаться между страхом перед адом и надеждой на спасение.

[236] Это значит, что глаза будут смотреть по сторонам, стараясь увидеть, где окажется человек.

[237] “Свет”, 36 – 37.

[238] “Хаджж”, 32.

[239] “Хаджж”, 30.

[240] Имеется в виду, что мечети предназначены для совершения молитв, чтения Корана, поминания Аллаха и прочих религиозных дел, а заниматься мирскими делами и разговорами в них запрещается.

[241] Этот хадис приводит Муслим.

[242] Этот хадис приводит Муслим.

[243] Здесь речь идёт об “и‘тикаф” − периоде неотлучного пребывания в мечети в течение определённого времени с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает её только в силу крайней необходимости, например, для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман, а также по иным уважительным причинам.

[244] Молитва в знак приветствия мечети состоит из двух ракатов и совершается в соответствии с сунной.

[245] Имеется в виду, что они были построены только для молитв, поминания Аллаха и распространения знания.

[246] Этот хадис приводит Муслим.

[247] Этот хадис приводит Муслим.

[248] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[249] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[250] Азан – призыв на молитву, который состоит из:

1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.

2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/”.

3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/”.

4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! /Хаййа ‘аля-с-салят!/”

5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! /Хаййа ‘аля-ль-фалях!/”

6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.

7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”.

Помимо этого, перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/”

Муаззин − человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве.

[251] Распространённый в доисламской Аравии способ решения споров, когда мужчины писали свои имена на стрелах, а потом вытягивали одну из них из общей связки.

[252] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[253] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[254] Этим словам комментаторы дают разные объяснения: возможно, речь идёт о том, что они в наибольшей мере будут стремиться к милости Аллаха Всевышнего; возможно, что в День воскресения, когда пот будет заливать людей и поднимется до уровня их ушей, шеи муаззинов окажутся самыми длинными; возможно, имеется в виду, что муаззины окажутся в числе предводителей мусульман, так как арабы называли своих вождей и прочих влиятельных людей длинношеими.

[255] Этот хадис приводит Муслим.

[256] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[257] Икама− объявление о начале молитвы. Икама читается муаззином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче*, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов “Спешите к спасению!” во время икамы дважды повторяются слова “Молитва началась /Кад камат ас-салят/”.

* Это утверждение справедливо для всех мазхабов, кроме ханафитского, поскольку у ханафитов икама полностью идентична азану, если не считать того, что во время азана слова “Молитва началась” не произносятся.

[258] То есть произнесение азана и икамы.

[259] Фард аль-кифайа − обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода будут брать на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины.

[260] При этом необходимо принимать в расчёт размеры помещения, в котором проводится молитва.

[261] Имеется в виду произнесение азана с минарета и произнесение икамы муаззином, который стоит, тогда как все присутствующие в мечети сидят.

[262] Возможен перевод: «Лишь Аллах даёт силу и мощь». О том, как следует понимать эти слова, говорится в хадисе, который приводит аль-Баззар. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) я произнёс (эти слова), когда находился у посланника Аллаха,, и он спросил меня: «Знаешь ли ты, каков смысл этих слов?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». (Тогда) он сказал: «(Это значит:) только с помощью Аллаха можно избежать ослушания Аллаха, и только Он даёт силу, позволяющую проявлять покорность Ему».

[263] Кади ‘Ийад сказал: «Эти слова послужат причиной прощения, поскольку довольство Аллахом требует знания о том, что человек обязан делать, что для него невозможно и что ему разрешается, а довольство Мухаммадом,, подразумевает знание об истинности его послания, что является предметом рассмотрения соответствующих разделов науки единобожия. Что же касается довольства исламом как религией, то это подразумевает неуклонное выполнение всех религиозных обязанностей».

[264] То есть сказать: «Да благословит и да приветствует Аллах нашего пророка Мухаммада /Салля-Ллаху ‘аля набиййи-на Мухаммадин ва салляма/».

[265] “Василя” − название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка,.

[266] Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, то есть лучший из Его рабов, каковым является пророк Мухаммад,.

[267] Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.

[268] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[269] Это значит, что о таком человеке Аллах отзовётся с похвалой среди ангелов.

[270] Речь идёт о заступничестве за верующих, с которым в День воскресения Аллах позволит обращаться к Нему пророкам и праведникам.

[271] Этот хадис приводит Муслим.

[272] Этот хадис приводит Муслим.

[273] Здесь имеются в виду мелкие прегрешения, так как для искупления тяжких грехов следует принести покаяние, а в случае необходимости − возместить ущерб пострадавшим.

[274] Этот хадис приводит Муслим.

[275] Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.

[276] Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами − лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад,.

[277] Подразумевается, что человек, занимающий такое место, достоин всяческих похвал.

[278] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[279] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[280] Этот хадис является слабым, поскольку один из его передатчиков неизвестен.

[281] Слова в скобках указывают на сомнение передатчика, однако особой роли это не играет, поскольку все сподвижники были достойны доверия.

[282] Билял, да будет доволен им Аллах, − первый муаззин в истории ислама.

[283] См. хадис № 95.

[284] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[285] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[286] Таслим− завершающий элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо и налево, каждый раз произнося при этом слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”.

[287] Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни, Абу Дауд, ан-Наса’и, ат-Тирмизи и другие мухаддисы. Ат-Тирмизи, сказал: «Хороший достоверный хадис».

[288] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[289] Имеется в виду война.

[290] То есть во время сражения не на жизнь, а на смерть.

[291] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[292] Ракат − цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных айатов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана “Аль-Фатиха”, которая читается в обязательном порядке.

[293] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[294] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[295] Этот хадис приводят аль-Бухари, ан-Наса’и и Ибн ас-Сунни.

[296] Этот хадис приводит Ибн ас-Сунни.

[297] Этот хадис приводит имам аш-Шафи‘и.

[298] Имеются в виду основные категории хадисов (достоверные, хорошие, слабые) и различные их виды, относящиеся к разным категориям.

[299] То есть таким элементом, без которого молитва является недействительной.

[300] Общепринятой является формула “Ас-саляму а‘ляй-кум”.

[301] Удлинение хамзы в данном случае означает, что к этой фразе добавляется вопросительная частица, что изменяет её смысл.

[302] Ташаххуд − слова, которые следует произносить после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.

[303] Разные виды слов обращения к Аллаху, которые произносятся после “такбират аль-ихрам”, именуются “ду‘а аль-истифтах”.

[304] Здесь имеется в виду период времени, который продолжается до захода солнца.

[305] Ханиф − человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам.

[306] Имеется в виду жертвоприношение.

[307] См. “Скот”, 162.

[308] То есть совершал грехи, что рано или поздно обернётся против меня же. Слова “Я обидел самого себя и признал свой грех” означают: я обидел самого себя, поступив вопреки шариату, и я признаю это; Ты – Щедрый и Прощающий, так прости же мне грехи мои. Слова “Я обидел самого себя и признал свой грех” произносятся первыми, поскольку это позволяет добиться прощения. В Коране приводятся слова Адама и Хаввы (Евы): { Господь наш! Мы сами себя обидели, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы неизбежно окажемся в числе потерпевших урон!} “Преграды”, 23.

[309] Здесь речь идёт о прощении всех грехов, в том числе и тяжких, а также их последствий, поскольку Тот, к Кому обращаются с просьбой о прощении щедр, и Он может простить любые тяжкие грехи, какие пожелает. В Коране сказано: {Поистине, Аллах прощает все грехи...}. (“Толпы”, 53) Говорят, что из всех айатов Корана этот айат внушает мусульманам больше всего надежд на прощение.

[310] Все приводимые выше слова поминания Аллаха взяты из разных хадисов, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, а также в “Сунан” Абу Дауда, ан-Наса’и и Ибн Маджи.

[311] Имеется в виду, что эти слова произносились сразу же после “такбират аль-ихрам”.

[312] Слово “марфу‘” является причастием страдательного залога от глагола “рафа‘а” (поднимать). Возможно, хадисы, относящиеся к данной категории, были названы так ввиду того, что они имеют отношение к человеку, который занимаюет высокое положение, каковым является пророк,. В таких хадисах содержатся сообщения о том, что связывают с пророком,, или возводят к нему, будь то слова, действия, невысказанное одобрение или же какое-нибудь качество, независимо от того, являлся ли человек, приписывавший это пророку,, сподвижником или занимал более низкое положение, и независимо от того, непрерывным /муттасыль/ был иснад такого хадиса или имел пропуски /мункати‘/.

[313] Этот хадис приводит аль-Байхаки.

[314] В Коране сказано: {К Нему восходит благое слово...}. (“Создатель”, 10)

[315] Мусульманское право подразделяет все действия человека на пять категорий, а именно:

а) “Фард” или “ваджиб” /обязательное/ − любое действие, которое по шариату является обязательным; ханафиты разделяют понятия “фард” и “ваджиб”, считая безусловно обязательным первое;

б) “мандуб” /рекомендуемое/ − любые похвальные, но не обязательные действия;

в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ − любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;

г) “макрух” /неодобряемое/ − нерекомендуемые действия, которые не влекут за собой наказания;

д) “харам” или “махзур” /запретное/ − любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия и вещи.

[316] “Ташаххуд” − слова, которые следует произносить после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.

[317] Имеется в виду “суджуд ас-сахв” − совершение двух земных поклонов до или после произнесения таслима в случае ошибки при совершении молитвы.

[318] “Пчёлы”, 98.

[319] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и, Ибн Маджа, аль-Байхаки и другие мухаддисы.

[320] Иеется в виду нечто исходящее изо рта.

[321] То есть недействительной.

[322] Этот хадис приводят Ибн Хузайма и Ибн Хиббан.

[323] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[324] Ташдид − удвоение согласной буквы.

[325] Имеется в виду “суджуд ат-тилява” − земной поклон, который следует совершать при чтении тех айатов Корана, в которых упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его; имеются в виду следующие суры и айаты 7: 206; 13: 15; 16: 50; 17: 109; 19: 58; 22: 18; 25: 60; 27: 25; 32: 15; 38: 24; 41: 37; 53: 62; 84: 21; 96: 19.

[326] Ибн ‘Аллян пишет:

− Мне не встречались указания на это. Возможно, имеется в виду хадис, в котором говорится: «Пророк,, всегда начинал молитву чтением {Хвала Аллаху, Господу миров...}*».

* То есть чтением “Аль-Фатихи”.

[327] “Муфассаль” − общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры “Каф” и до конца. Длинные суры муфассаля начинаются с 49-й суры “Комнаты” и заканчиваются 79-й сурой “Вырывающие”. Говорят также, что длинные суры муфассаля начинаются с суры “Каф”.

[328] Средние по длине суры муфассаля начинаются с 80-й суры “Нахмурился” и заканчиваются 92-й сурой “Ночь”.

[329] Краткие суры муфассаля начинаются с 93-й суры “Утро” и заканчиваются 114-й сурой “Люди”.

[330] 32-я сура Корана.

[331] 76-я сура Корана.

[332] 54-я сура Корана.

[333] 87-я сура Корана.

[334] 88-я сура Корана.

[335] 62-я сура Корана.

[336] 63-я сура Корана.

[337] То есть к сокращению времени молитвы.

[338] То есть молитвы из двух ракатов, которая совершается перед обязательной утренней молитвой /фаджр/.

[339] Речь идёт о двенадцати коленах (племенах) Израилевых, родоначальниками которых стали сыновья Йа‘куба, мир ему. Здесь под “коленами” имеются в виду вышеупомянутые племена и откровения, ниспосланные Аллахом тем пророкам, которые к ним относились.

[340] “Корова”, 136.

[341] Так называли иудеев и христиан.

[342] То есть к признанию того, относительно чего в религиозных законах разных религий расхождений нет.

[343] “Муслимуна” − мусульмане, люди покорившиеся воле Аллаха.

[344] “Семейство Имрана”, 64.

[345] 109-я сура Корана.

[346] 112-я сура Корана.

[347] Витр − добровольная ночная молитва из нечётного количества ракатов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного раката, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати ракатов.

[348] 113-я сура Корана.

[349] Имеется в виду “Сахих” аль-Бухари.

[350] Таравих − дополнительные вечерние молитвы, совершаемые верующими во время поста в рамадане.

[351] Ималя – одновременное произнесение долгого и краткого “а”, в результате чего произносимый звук приближается к “е”.

[352] Имам ан-Навави пишет: «В большинстве своём знатоки арабского языка считают, что при обращении с мольбой к Аллаху слово “Амин” следует произносить с долгим “а” без удвоения “м”». Говоря о смысле этого слова, имам ан-Навави приводит мнения других улемов:

− Хиляль бин Йасаф и Муджахид говорили: «Амин – одно из имён Аллаха Всевышнего». Сахль сказал: «(Слово “Амин” означает): этого не сможет сделать никто, кроме Тебя». Ат-Тирмизи сказал: «Это слово означает: не отвергай нашу просьбу».

[353] Подразумевается, что пророк,, перешёл к чтению суры “Корова” после “Аль-Фатихи”.

[354] Этот хадис приводит Муслим.

[355] “Смоковница”, 8.

[356] “Воскресение”, 40.

[357] “Преграды”, 185.

[358] “Высочайший”, 1.

[359] Этот хадис приводит Муслим.

[360] Этот хадис приводит Ибн Маджа.

[361] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[362] В данном случае имеется в виду веление Аллаха Всевышнего, Который сказал: {…прославляй Господа твоего хвалою и проси у Него прощения …} (“Помощь”, 3)

[363] Этот хадис приводит Муслим.

[364] Иначе говоря, всё тело в целом.

[365] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

[366] Под Духом подразумевается ангел Джибрил, мир ему.

[367] Этот хадис приводит Муслим.

[368] То есть их можно произносить и как “Cуббухун, Куддусун”, и как “Cаббухун, Каддусун”.

[369] Этот хадис приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

[370] Этот хадис приводит Муслим.

[371] Примером может служить приведенный выше хадис, в котором сообщается, что пророк,, сказал: «...что же касается поясного поклона, то, совершая его, прославляйте Аллаха», а также другие хадисы.

[372] Этот хадис приводит Муслим.

[373] Этот хадис приводит Муслим.

[374] Эти слова означают: да примет Аллах эту хвалу молящегося и да воздаст Он ему за это.

[375] “Джадд”. В “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар указывает, что в данном случае имеется в виду либо богатство, либо удел человека в этом мире в более широком смысле этого слова, иначе говоря, богатство, положение, многочисленное потомство и т.д.

[376] Иначе говоря, богатство не спасёт богатого от гнева Аллаха.

[377] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[378] Этот хадис приводит Муслим.

[379] Этот хадис приводит Муслим.

[380] Этот хадис приводит Муслим.

[381] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[382] Этот хадис приводит Муслим.

[383] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[384] Этот хадис приводит Муслим.

[385] Здесь имеется в виду, что Аллах является единственным Творцом в полном смысле этого слова.

[386] См. “Верующие”, 14.

[387] Этот хадис приводит Муслим.

[388] Этот хадис приводят Абу Дауд, ан-Наса’и и ат-Тирмизи.

[389] Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.

[390] Этот хадис приводит Муслим.

[391] Это значит, что в тот момент пророк,, совершал земной поклон, опираясь о землю пальцами ног, которые были направлены в сторону киблы.

[392] Комната ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, примыкала непосредственно к мечети пророка,.

[393] Последнее означает, что никто не в состоянии защитить человека от Аллаха, если Он не дарует ему Своё прощение.

[394] Имеется в виду, что оказываемые Аллахом всему сущему благодеяния, за которые Он заслуживает самых великих похвал, столь многочисленны, что ни один человек не в состоянии воздать Ему эти похвалы должным образом.

[395] Этот хадис приводит Муслим.

[396] Это значит: произносите слова “Слава моему Великому Господу и хвала Ему! /Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи/”.

[397] Этот хадис приводит Муслим.

[398] Этот хадис приводит Муслим.

[399] Этот хадис приводит Муслим.

[400] Имеется в виду, что произносить слова поминания желательно, но не обязательно. Если человек не станет произносить их, ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности.

[401] Имеется в виду “кунут” − обращение к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, точнее говоря, во время последнего раката до или после поясного поклона.

[402] Этот хадис приводит Муслим.

[403] Имеется в виду награда Аллаха.

[404] См. “Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о молитве”.

[405] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[406] См. “Ночное путешествие”, 108.

[407] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

[408] Имеется в виду, что в полном смысле слова Творцом является только Аллах.

[409] Имеется в виду, что оно удовлетворяет наиболее строгим требованиям мухаддисов.

[410] Маймуна, да будет доволен ею Аллах, была женой пророка,.

[411] Этот хадис приводит Аль-Байхаки.

[412] Имеется в виду избавление от всех недостатков в обоих мирах.

[413] См. “Сахих” аль-Бухари, “Книга об азане”.

[414] Этот хадис приводит аль-Хаким Абу ‘Абдуллах.

[415] Так именуется всё, что пророк,, совершал неуклонно.

[416] Эти земные поклоны необходимо совершить и в том случае, если человек не произнесёт какие-либо слова мольбы в соответствии с сунной или, наоборот, скажет что-нибудь такое, чего говорить не следует. Говорят, что если человек не станет произносить слова такой мольбы намеренно, то ему и не надо совершать земные поклоны, а его упущение в отношении сунны обернётся против него же. Другие же считали, что намеренное упущение является более тяжким и в большей мере нуждается в исправлении. (Ибн ‘Аллян)

[417] То есть среди шафиитов.

[418] Это значит: упаси меня от любого проявления ослушания и взглядов на кого бы то ни было, кроме Тебя; окажи мне милость и дай мне познать Тебя, что позволит мне стать одним из тех, кого Ты избавил от всех явных и скрытых недостатков. (Ибн ‘Аллян)

[419] Этот хадис приводят Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса‘и; Ибн Маджа; аль-Байхаки.

[420] В данном случае имеются в виду люди, впавшие в ересь в том, что касается атрибутов Аллаха.

[421] Под мудростью подразумевается всё, что удерживает человека от безобразного.

[422] Миллят − это слово используется в Коране для обозначения религии /дин/, а также для обозначения сообщества единоверцев, религиозной общины /умма/. Вместе с тем аль-Куртуби указывает, что термин “миллят” идентичен термину “шари‘а”, а не термину “дин”, и определяет “миллят” и “шари‘а” (религиозный закон) как “то, к совершению чего Аллах призвал Своих рабов”, а “дин” − как “то, что рабы Аллаха совершают по Его велению”.

[423] Этот хадис приводит аль-Байхаки.

[424] То есть из числа иудеев и христиан.

[425] См. хадис № 147.

[426] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[427] В хадисе, приводимом в Сахихе аль-Бухари, сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха,, обращался с такими мольбами после поясных поклонов только (в течение одного) месяца. (Дело в том, что в своё время пророк,,) направил около семидесяти человек, которых называли “чтецами”*, к многобожникам (из Неджда. Что касается людей, убивших этих чтецов**, то) они не относились к числу (вышеупомянутых многобожников), и у посланника Аллаха,, был с ними договор и только после этого посланник Аллаха,, в течение месяца обращался к Аллаху с мольбами покарать их (за это)».

* Речь идёт о группе неимущих сподвижников пророка,, живших под навесом мечети и прекрасно знавших Коран.

** Имеется в виду вероломное убийство этих людей, направленных к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу. Спастись удалось только одному из семидесяти.

[428] “Семейство ‘Имрана”, 128.

[429] Ташаххуд − слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима.

[430] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[431] Этот хадис приводит Муслим.

[432] Этот хадис приводит Муслим.

[433] См. хадис № 150.

[434] Этот хадис с хорошим иснадом* приводится в “Сунан” аль-Байхаки.

* Как указывается в комментариях, есть основания сомневаться в том, что данный хадис можно отнести к категории хороших. Объясняется это тем, что одним из его передатчиков является Мухаммад бин Салих бин Динар, в надёжности которого сомневались Абу Хатим ар-Рази и ад-Даракутни, тогда как Ахмад и Абу Дауд считали его достойным доверия.

[435] То есть шафииты.

[436] Минбар − возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.

[437] Этот хадис с достоверными иснадами приводится в “Муватта” Малика, “Сунан” аль-Байхаки и других сводах хадисов.

[438] Этот хадис с достоверным иснадом приводится в “Аль-Муватта’” Малика, “Сунан” аль-Байхаки и других сводах хадисов.

[439] Этот хадис с достоверным иснадом приводится в “Аль-Муватта” Малика, “Сунан” аль-Байхаки и других сводах хадисов.

[440] То есть из всех вариантов произнесения ташаххуда, приводимых в цитированных выше хадисах.

[441] См. хадис № 151.

[442] Имеются в виду слова ташаххуда, приводимые в хадисах под № № 150, 151 и 152.

[443] См. хадис № 156.

[444] Этот хадис приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.

[445] Здесь под словами “благослови /салли/” и “пошли благословения /барик/” имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” означает “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл − “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”.

[446] См. “Сахих” аль-Бухари, “Книга об обращениях к Аллаху с мольбами”, “Глава о мольбе за пророка,.

[447] Имеются в виду сподвижники пророка,.

[448] То есть пусть тот, кто закончил произносить слова ташаххуда, обратится с такой мольбой к Аллаху, с какой пожелает.

[449] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[450] “Аль-Масих ад-даджжаль” − Антихрист, ложный мессия, который явится в мир в конце времён.

[451] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим, который передаёт его многими путями

* То есть не только со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.

[452] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[453] Иначе говоря, то, чего я ещё не совершил.

[454] Этот хадис приводит Муслим.

[455] То есть совершал грехи, что рано или поздно обернётся против меня же.

[456] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[457] То есть то, что говорит во время молитвы пророк,.

[458] Му‘аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, − один из видных сподвижников пророка,.

[459] Этот хадис с достоверным иснадом приводится в “Сунан” Абу Дауда.

[460] Имеется в виду воздержание от ослушания и всего дурного.

[461] Под богатством /гына/ в данном случае подразумевается отсутствие необходимости в обращениях к людям с какими бы то ни было просьбами.

[462] Имам аль-харамейн (имам двух святынь) – так называли знаменитого законоведа и теолога из Нишапура Абу-ль-Ма‘али ‘Абд аль-Малика бин ‘Абдуллаха аль-Джувайни (1028 – 1085).

[463] В качестве термина это слово используется для обозначения хадиса, передаваемого приемлемым передатчиком, если этот хадис противоречит хадису, переданному тем, кто пользуется более высоким авторитетом. “Приемлемым” (макбуль) именуется беспристрастный передатчик, отличавшийся совершенной точностью, или же беспристрастный передатчик, не отличавшийся большой точностью. Под “пользующимся более высоким авторитетом” подразумевается такой передатчик, которому отдаётся предпочтение по сравнению с первым, поскольку он отличался большей точностью, или передал больше хадисов, или по какой-нибудь иной причине.

[464] То есть один раз сказать: «Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах», повернувшись направо.

[465] Танвин или нунация − добавление звука “н” к концу слова после падежных окончаний, что является указанием на неопределённое состояние.

[466] Кади – судья шариатского суда.

[467] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[468] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».

[469] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

[470] То есть громкое произнесение слов поминания Аллаха.

[471] Слово “салям” образовано от арабского трёхбуквенного корня “с-л-м”, одним из значений которого являе


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.119 сек.)