АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 21 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

Затем он приводит сообщение, в котором говорится, что, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, проводил моление о ниспослании дождя, его мольбы по большей части представляли собой просьбы о прощении. Аш-Шафи‘и сказал: «Взывая к Аллаху, имам должен по большей части просить о прощении. Ему следует начать с этого свою мольбу, чётко выговаривая каждое слово, и закончить этим, и пусть такие мольбы составляют большую часть его слов, пока он не умолкнет. Кроме того, он должен побуждать людей к покаянию, проявлению повиновения Аллаху Всевышнему и стремлению приблизиться к Нему».

Глава 133. Что желательно говорить, если поднимется

сильный ветер

479. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда ветер начинал бушевать, пророк, , обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от зла его, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха, ва хайра ма фи-ха, ва хайра ма урсилят би-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха, ва шарри ма фи-ха, ва шарри ма урсилят би-хи!/»[1132]

480. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Ветер, являющийся проявлением милости /раух/ Аллаха Всевышнего, приносит с собой как милость (рахма), так и мучение,[1133] и если вы увидите, что (поднимается ветер), не поносите его, а просите Аллаха о благе (этого ветра) и обращайтесь к Аллаху за помощью от его зла».[1134]

481. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

− Когда пророк, , замечал, что на горизонте собираются тучи, он оставлял свои дела, даже если был занят молитвой, и произносил такие слова: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла его!» Если же начинался дождь, (пророк, ,) говорил: «О Аллах, да будет дождь обильным и благотворным! /Аллахумма, саййибан хани’ан!/»[1135]

482. Передают со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

− Не поносите ветер, а если заметите то, что вам не понравится[1136], говорите: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благе этого ветра, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что ему было велено, и прибегаем к Твоей защите от зла этого ветра и зла того, что ему было велено! /Аллахумма, инна нас’алю-кя мин хайри хазихи-р-рихи, ва хайри ма фи-ха, ва хайри ма умират би-хи, ва на‘узу би-кя мин шарри хазихи-р-рихи ва шарри ма умират би-хи!/»[1137]

483. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Когда ветер усиливался, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, пусть (этот дождь) принесёт (воду), а не окажется бесплодным! /Аллахумма, лякхан, ля ‘акиман!/»[1138]

484. Передают со слов Анаса бин Малика и Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если случится большое несчастье или поднимется сильный ветер, вам следует произносить такбир, ибо это способствует устранению чёрной пыли».[1139]

485. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда бы ни поднимался ветер, пророк, , неизменно опускался на колени и говорил: «О Аллах, сделай его милостью и не делай его мукой, О Аллах, сделай его ветрами и не делай его ветром! /Аллахумма, идж‘аль-ха рахматан ва ля тадж‘аль-ха ‘азабан, Аллахумма, идж‘аль-ха рийахан ва ля тадж‘аль-ха рихан!/»[1140]

Ибн ‘Аббас сказал:

− В Книге Аллаха Всевышнего (сказано): { И наслали Мы на них в день непрерывного злосчастья сильный воющий ветер...»[1141], и (сказано также): «Мы наслали на них губительный ветер...}[1142] Всевышний сказал: {И Мы послали ветры, оплодотворяющие (тучи)[1143], а потом низвели с неба воду и напоили вас ею...}[1144], и Он, слава Ему, сказал также: {К числу знамений Его относится то, что Он посылает ветры в качестве вестников блага...}[1145]

486. Сообщается, что, когда один человек пожаловался пророку, , на бедность, посланник Аллаха, , сказал: «Ты, должно быть, поносишь ветер».[1146]

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Никто не должен поносить ветры, ибо это − создания Аллаха, подвластные Ему, и воины, которые принадлежат к числу Его воинов, и по Своему желанию Он делает их милостью или наказанием».

Глава 134. Что желательно сказать при виде падающей звезды

487. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Нам было велено не провожать глазами падающие звёзды, а если это случится, говорить: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях/».[1147]

Глава 135. О том, что нежелательно ни указывать пальцем, ни смотреть на падающую звезду или молнию

К этой главе относится также предыдущий хадис.

488. Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит молнию, пусть не показывает на неё пальцем, но описывает её словами».[1148]

Аш-Шафи‘и сказал: «Арабы до сих пор считают это нежелательным».

Глава 136. Что желательно сказать тому, кто услышит раскаты грома

489. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, услышав раскаты грома, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, не убивай нас, (проявляя) гнев Твой, и не губи нас, (подвергая) мучению Твоему, и избавь нас[1149], прежде чем это (случится)! /Аллахумма, ля тактуль-на би-гадаби-кя, ва ля тухлик-на би-‘азаби-кя, ва ‘афи-на кабля заликя!/»[1150]

490. Сообщается, что, услышав раскаты грома, ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, прерывал разговор и говорил: «Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним! /Субхана-Ллязи йусаббиху-р-ра‘ду би-хамди-хи ва-ль-маля’икяту мин хыфати-хи!»[1151]

Сообщается, что, услышав раскаты грома, видный последователь имам Таус, да будет доволен им Аллах, всегда говорил: «Слава Тому, Кого ты восславил! /Субхана ман саббахта ля-ху!/»[1152]

Аш-Шафи‘и сказал:

− Очевидно, он имел в виду слова Аллаха Всевышнего: {Гром славит Его, воздавая Ему хвалу...}[1153]

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− (Однажды,) когда мы находились в пути вместе с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, раздались раскаты грома, засверкали молнии и пошёл град. Ка‘б сказал нам: «Человек, который, трижды произнесёт слова: “Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним!”, услышав раскаты грома, будет избавлен от зла этого грома». Мы произнесли эти слова, и были избавлены.

Глава 137. Что желательно говорить, когда идёт дождь

491. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, , видел, что (начинает) идти дождь, он говорил: «Пусть этот дождь принесёт пользу! /Саййибан нафи‘ан!/»[1154]

В “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях пророк, , повторял эти слова дважды или трижды.

492. Сообщается, что пророк, , сказал: «Стремитесь получить ответ на мольбу[1155] при столкновении с врагом, совершении молитвы и выпадении дождя».[1156]

Аш-Шафи‘и сказал: «Я запомнил, что не один человек старался получить ответ на свою мольбу во время выпадения дождя и совершения молитвы».

Глава 138. Что желательно говорить после дождя

493. Сообщается, что Зайд бин Халид аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: «В аль-Худайбийи[1157] посланник Аллаха, , совершил с нами утреннюю молитву после выпавшего ночью дождя. Закончив (молиться), он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Тогда пророк, ,) сказал:

− Он сказал: «Этим утром (некоторые) из рабов Моих (остались) верующими в Меня, а (некоторые) стали неверными. Что касается сказавшего: “Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его /Мутыр-на би-фадли-Лляхи ва рахмати-хи/”, то он верует в Меня и не верит в планеты[1158]. Что же касается сказавшего: “Нам был послан дождь благодаря такой-то планете”, то он не верует в Меня и верит в планеты».[1159]

Улемы указывали, что если мусульманин скажет: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», имея в виду, что эта планета вызвала дождь, то он, несомненно, станет неверным и вероотступником. Если же мусульманин произнесёт эти слова, имея в виду, что планета служит признаком, указывающим на то, что пойдёт дождь, который является действием и творением Аллаха Всевышнего, тогда его не следует считать неверным. Улемы расходились во мнениях относительно нежелательности произнесения таких слов, однако правильным является мнение, согласно которому говорить так нежелательно, поскольку так говорят неверные. На это указывает прямой смысл хадиса и об этом говорит в “Аль-Умм” и других трудах аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше. Желательно благодарить Аллаха Всевышнего, слава Ему, за эту милость, то есть за дождь.

Глава 139. Что желательно говорить, когда есть основания опасаться, что начавшийся дождь может причинить вред

494. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Как-то раз) в пятницу один человек вошёл в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха, , произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха, , и, не присев, обратился к нему с такими словами: «О посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь[1160], так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!» Тогда посланник Аллаха, , воздел руки к небу и стал взывать: «О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас! /Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на!/»

(Анас) сказал: «Клянусь Аллахом, (в это время) на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль‘[1161] не было никаких строений или домов».

(Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь».

(Анас) сказал:

− Клянусь Аллахом, (после этого) мы не видели солнца целых шесть дней, а когда посланник Аллаха, , произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошёл человек, встал перед ним и сказал: «О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил (дождь)!»

(Анас) сказал:

− Тогда посланник Аллаха, , воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в вади и на те места, где растут деревья! /Аллахумма, хаваляй-на ва ля ‘аляй-на! Аллахумма, ‘аля-ль-аками, ва-з-зыраби, ва бутуни-ль-аудийати, ва манабити-ш-шаджар!/»

(Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце».[1162]

 

 

 

Глава 140. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время молитв “таравих”

Знай, что совершение молитв “таравих”, по единодушному улемов, соответствует сунне. Такие молитвы состоят из двадцати ракатов с произнесением таслима после каждых двух ракатов. В остальном “таравих” ничем не отличаются от всех прочих молитв, описания которых приводились выше, и в случае их совершения произносятся общепринятые слова поминания, например, “ду‘а аль-истифтах”, обращения к Аллаху с мольбами во время молитвы, полное чтение ташаххуда, мольбы после ташаххуда и прочие слова поминания. Хотя всё сказанное очевидно и известно, я обратил на это внимание, так как в основном люди относятся к подобным вещам недостаточно серьёзно и не произносят большую часть слов поминания, однако правильным является то, о чём говорилось нами выше.

Что же касается чтения Корана, то, согласно правильному мнению, которое разделяло большинство улемов и в соответствии с которым поступают люди, в течение месяца во время молитв “таравих” следует прочесть Коран полностью. Это значит, что каждую ночь необходимо прочитывать одну тридцатую часть Корана. Желательно, чтобы имам читал Коран, чётко выговаривая каждую букву, и избегал чтения более чем одной части за ночь. Следует остерегаться повторять то, что обычно делают во многих мечетях невежественные имамы, которые во время последнего раката этой молитвы, совершаемой в 7-ю ночь рамадана, полностью читают суру “Скот”, утверждая, что эта сура была ниспослана за один раз. Однако подобные действия являются отвратительным нововведением и проявлениями явного невежества, что приводит ко многим пагубным последствиям, о чём уже говорилось в “Книге о чтении Корана”.

Глава 141. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить после молитвы, совершаемой в случае возникновения необходимости в чём-либо

495. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

− Пусть тот, кому что-либо понадобится от Аллаха Всевышнего или от кого-нибудь из людей, должным образом совершит омовение, потом совершит молитву в два раката, потом воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху и призовёт благословения на пророка, , а потом скажет: «Нет бога, кроме Аллаха Кроткого, Щедрого, слава Аллаху, Господу великого престола, хвала Аллаху, Господу миров! Прошу Тебя (даровать мне) то, что послужит причиной проявления Твоей милости и непременно позволит заслужить Твоё прощение, а также приведёт к совершению всего, что даст возможность приблизиться (к Тебе) и очиститься от всякого греха. Не оставляй ни одного греха, которого Ты мне не простишь, ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавишь, и ни одного желания, которое Ты не исполнишь, если желаемое будет угодно Тебе, о Милостивейший из милостивых! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Халиму-ль-Кариму, Субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘арши-ль-‘азыми, аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин! Ас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата мин кулли исмин. Ля тада‘ ли занбан илля гафарта-ху, ва ля хамман илля фарраджта-ху, ва ля хаджатан хийа ля-кя ридан илля кадайта-ха, йа Архама-р-рахимин!/»[1163]

В подобных случаях желательно также обращаться к Аллаху, как обращаются к Нему тогда, когда человеком овладевает печаль, то есть говорить: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[1164]

496. Передают со слов ‘Усмана бин Хунайфа, да будет доволен им Аллах, что как-то раз к пророку, , явился один слепец, который попросил его: «Обратись к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он избавил меня (от слепоты)». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Если хочешь, я обращусь с такой мольбой, а если хочешь, терпи, ибо это будет для тебя лучше». (Слепец) сказал: «Обратись к Нему с мольбой», и тогда пророк, , велел ему совершить омовение должным образом и обратиться к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя и обращаюсь к Тебе через Твоего пророка Мухаммада, пророка милости, да благословит его Аллах и да приветствует![1165] О Мухаммад, поистине, я обращаюсь через Тебя к Твоему Господу, чтобы моя просьба была удовлетворена. О Аллах, прими его ходатайство за меня! /Аллахумма, инни ас’алю-кя ва атаваджжаху иляй-кя би-набиййи-кя Мухаммадин, набиййи-р-рахмати, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма! Йа Мухаммаду, инни таваджжахту би-кя иля Рабби фи хаджати хазихи ли-тукда ли. Аллахумма, фа-шаффи‘-ху фи-йа!»[1166]

Глава 142. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время совершения молитвы прославления /салят ат-тасбих/

Ат-Тирмизи пишет в “Сунан”:

− Известен не один хадис, в котором сообщается о том, что пророк, , совершал молитвы прославления, однако многие из этих хадисов достоверными не являются. Ибн аль-Мубарак, как и многие другие улемы, считал совершение молитвы прославления целесообразным, и все улемы указывали на достоинство такого прославления. Ахмад бин ‘Абда передал, что Абу Вахб спросил ‘Абдуллаха бин аль-Мубарака о том, как совершается молитва прославления, и тот ответил: «(Человек, совершающий такую молитву,) сначала должен произнести такбир, потом сказать “Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табарака исму-кя, ва та‘аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/”, потом пятнадцать раз произнести слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, потом обратиться к Аллаху с мольбой о защите от шайтана[1167], произнести слова “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/” и прочитать “Аль-Фатиху” и ещё одну суру Корана, а потом по десять раз произнести слова “Субхана-Ллах”, “Аль-хамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”. Затем следует совершить поясной поклон и произнести эти слова ещё десять раз, потом выпрямиться и произнести их ещё десять раз, потом совершить земной поклон и произнести их ещё десять раз, потом выпрямиться и произнести их ещё десять раз, потом совершить второй земной поклон и произнести их ещё десять раз. Так следует совершить четыре раката, во время каждого из которых слова прославления произносятся по семьдесят пять раз. Начать следует с пятнадцати прославлений, после чего молящийся должен перейти к чтению Корана, а потом произнести десять прославлений. Мне представляется, что человеку, который будет совершать эту молитву ночью, лучше произносить таслим после каждых двух ракатов. Если же молитва будет совершаться днём, то он может произносить или не произносить таслим по собственному желанию».

В другой версии этого сообщения говорится, что ‘Абдуллах бин аль-Мубарак сказал: «(Совершая такую молитву,) во время поясного поклона следует трижды произносить слова “Слава моему Великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым!/”, а во время земного поклона − “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/”, а потом произносить слова прославления». Ибн аль-Мубарака спросили: «Если человек проявит невнимательность во время такой молитвы, следует ли ему повторять слова прославления по десять раз, когда он будет совершать два земных поклона в качестве искупления?» Он ответил: «Нет, ибо слова прославления следует произнести ровно триста раз».

497. Передают со слов Абу Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , сказал аль-‘Аббасу: «О дядя, разве я не поддерживаю с тобой родственные связи, так не сделать ли тебе подарок и не принести ли пользу?» Тот ответил: «Конечно, о посланник Аллаха!» (Тогда пророк, ,) сказал: «О дядя, совершай молитву в четыре раката, во время каждого из которых сначала читай “Аль-Фатиху” и ещё одну суру, когда же завершишь чтение, по пятнадцать раз произноси слова “Аллаху акбар”, “Аль-хамду ли-Ллях” и “Субхана-Ллах” перед каждым поясным поклоном. Потом соверши поясной поклон, во время которого произнеси эти слова десять раз, потом выпрямись и произнеси их ещё десять раз, потом соверши земной поклон, во время которого произнеси их ещё десять раз, потом выпрямись и произнеси их ещё десять раз, прежде чем встать. (Таким образом, в общей сложности во время) каждого раката (ты произнесёшь эти слова семьдесят пять раз[1168] и (произнесёшь их) триста раз в течение четырёх ракатов, и, если будет у тебя столько грехов, сколько песка в пустыне, Аллах Всевышний простит их тебе». (Аль-‘Аббас) воскликнул: «О посланник Аллаха, кто же сумеет произнести (все эти слова) в течение дня?!» (Пророк, ,) сказал: «Если ты не сможешь произнести их в течение дня[1169], то произнеси их за неделю[1170], а если не сможешь сделать это за неделю, то произнеси их за месяц», и (пророк, ,) продолжал говорить, пока не сказал: «...произнеси их за год»[1171].[1172]

Ат-Тирмизи относит этот хадис к категории неизвестных (гариб). В комментарии к “Сунан” ат-Тирмизи имам Абу Бакр бин аль-‘Араби пишет: «Этот хадис Абу Рафи‘а является слабым и не может быть причислен ни к достоверным, ни к хорошим. Ат-Тирмизи приводит его только для того, чтобы люди обратили на него внимание и не обманывались им. Что же касается утверждения Ибн аль-Мубарака, то оно доводом служить не может». Аль-‘Укайли сказал: «Нет ни одного достоверного хадиса, который служил бы указанием на узаконенность молитвы прославления. Так, например, Абу-ль-Фарадж бин аль-Джаузи приводит ряд хадисов о молитве прославления и указывает на пути их передачи, но потом разъясняет, что все они являются слабыми. В своей книге он относит эти хадисы к числу подложных».

Дошло до нас, что имам и хафиз[1173] Абу-ль-Хасан ад-Даракутни, да помилует его Аллах, сказал: «Наиболее достоверным из сказанного о достоинствах различных сур Корана является то, что говорилось о достоинстве суры “Искренность”, а наиболее достоверным из сказанного о достоинствах молитв является то, что говорилось о достоинстве молитвы прославления». Данное сообщение вместе с его иснадом взято из жизнеописания Абу-ль-Хасана ‘Али бин ‘Умара ад-Даракутни, однако из его содержания не следует, что хадис о молитве прославления является достоверным. Дело в том, что так мухаддисы указывали на то, что то или иное сообщение является наиболее достоверным из всего, что говорилось на эту тему, даже если сообщение как таковое относится к категории слабых хадисов. Иначе говоря, так мухаддисы указывали на то, что из всех сообщений это является наименее слабым.

Некоторые из наших близких товарищей, например, Абу Мухаммад аль-Багави и Абу-ль-Махасин ар-Руйани, указывали на желательность совершения такой молитвы прославления.

В конце “Главы о похоронах” своей книги “Аль-Бахр” ар-Руйани пишет: «Знай, что совершение молитв прославления поощряется, и это желательно делать при каждом удобном случае, не пренебрегая ими. Об этом говорил ‘Абдуллах бин аль-Мубарак и целый ряд других улемов. ‘Абдуллаха бин аль-Мубарака спросили: “Если человек проявит невнимательность во время такой молитвы, следует ли ему повторять слова прославления по десять раз, когда он будет совершать два земных поклона в качестве искупления?” Он ответил: “Нет, ибо слова прославления следует произнести ровно триста раз”». Хотя слова Ибн аль-Мубарака относительно совершения двух земных поклонов в качестве искупления уже приводились ранее, я привожу их здесь во второй раз с особой целью, которая заключается в том, чтобы показать, что, если об этом говорит столь уважаемый имам, который не отвергает этого, значит, он с этим согласен. О желательности совершения молитв прославления говорили и многие другие, в том числе и ар-Руйани, один из достойнейших и знающих наших товарищей, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 143. Слова поминания, имеющие отношение к закяту

Аллах Всевышний сказал: {Бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь и обелишь их, и обращайся за них с мольбами...}[1174]

498. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

− Когда кто-нибудь из людей доставлял пророку, , свою садаку[1175], он всегда говорил: «О Аллах, благослови их! /Аллахумма, салли ‘аляй-хим!/» И когда свою садаку ему доставил мой отец, он (тоже) сказал: «О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!»[1176]

Аш-Шафи‘и и его последователи, да помилует их Аллах, говорили:

− Лучше всего, чтобы сборщик закята говорил тому, кто выплачивает закят: «Да вознаградит тебя Аллах за то, что ты отдал, и да сделает Он это для тебя средством очищения, и да сделает Он для тебя благословенным то, что ты оставил /Аджара-кя-Ллаху фи-ма а‘тайта, ва джа‘аля-ху ля-кя тахуран, ва баракя ля-кя фи-ма абкайта/»[1177]

Желательно, чтобы человек, к которому попадёт собранный закят, будь то сборщик или бедняк[1178], обратился к Аллаху с такой мольбой, обязательным же это ни в нашем мазхабе, ни в других, как правило, не считается. Однако некоторые наши товарищи утверждали, что делать это обязательно, поскольку аш-Шафи‘и сказал: «Выплачивающий закят имеет право на то, чтобы за него обращались с мольбой, на что ясно указывается в этом айате». Улемы говорили:

− Обращаясь с мольбой, нежелательно говорить: «О Аллах, благослови такого-то!» − поскольку в том айате, где сказано: {...и обращайся за них с мольбами...}[1179], подразумеваются обычные мольбы[1180].

Что же касается пророка, , который в подобных случаях говорил: «О Аллах, благослови их!» − то он, в отличие от нас, был волен обращаться с такими мольбами за того, за кого хотел. Улемы говорили:

− Точно так же не принято говорить “Мухаммад ‘азза ва джалля[1181] /могущественный и великий Мухаммад/”, хотя он и был могущественным и великим человеком. Не принято обращаться с мольбой “салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма /да благословит его Аллах и да приветствует/” после упоминания об Абу Бакре или ‘Али, но принято говорить “Радыйа-Ллаху ‘ан-ху” или “Ридвану-Ллахи ‘аляй-хи”, что означает “да будет доволен им Аллах”. По мнению большинства наших товарищей, в таких случаях нежелательно говорить “да благословит его Аллах и да приветствует”. Однако некоторые из них считали необходимым говорить, что это не является наиболее подходящим, а слово “нежелательно” употреблять не следует. Некоторые другие говорили, что делать это не разрешается, то есть запрещается. Говорить “мир ему /‘аляй-хи-с-салям/” следует только после упоминания о ком-либо из пророков, за исключением таких случаев, когда слово “салям” используется в качестве обращения или ответа, поскольку согласно сунне следует начинать с приветствия, на которое обязательно давать ответ. Что же касается использования слова “благослови” применительно к тем, кто упоминается после пророка, то это допускается всеми. Так, например, люди говорят: «О Аллах, благослови Мухаммада, его семейство, его жён, его потомство и его последователей /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ва ‘аля али-хи, ва асхаби-хи, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи, ва атба‘и-хи/», поскольку это делали наши праведные предшественники. Более того, нам было велено произносить такие слова во время ташаххуда. Подробно об этом говорится в “Книге о мольбе за посланника Аллаха, ”.[1182]

Знай, что иметь намерение относительно выплаты закята обязательно, а принимать решение об этом следует сердцем, как и в тех случаях, когда дело касается иных видов поклонения. Кроме того, желательно выражать намерение вслух, если же человек ограничится только этим, но не будет иметь намерения в сердце, то относительно действительности этого у улемов не было единого мнения. Правильнее всего считать, что действительным это не будет, а если тот, кто выплачивает закят, примет решение о его выплате, он не обязан говорить: «Это − закят». Достаточно отдать закят тому, кто имеет право на получение этих средств, но никакого вреда не принесёт и произнесение вышеупомянутых слов вслух, а Аллах знает об этом лучше.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)