АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 26 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

 

 

Глава 183. Что желательно сказать путнику, который увидит родные места

В подобных случаях желательно произносить слова, которые приводятся в хадисе Анаса[1414] и в главе под названием “Что желательно сказать при виде какого-нибудь селения…”[1415] К той главе имеет отношение также нижеследующий хадис.

580. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что при виде Медины посланник Аллаха, , говорил: «О Аллах, сделай её для нас местом пребывания и даруй нам в ней благой удел /Аллахумма,-дж‘аль ля-на би-ха караран ва ризкан таййибан/».[1416]

Глава 184. Что желательно сказать путнику, который вернётся после поездки и войдёт в свой дом

581. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда посланник Аллаха, , возвращался из какой-нибудь поездки и входил в свой дом, он обычно говорил: «Прими наше покаяние, прими наше покаяние, к Господу нашему возвращаемся, чтобы не осталось ни одного греха /Таубан, таубан, ли Рабби-на аубан ля йугадиру хаубан/».[1417]

Глава 185. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после поездки

В таких случаях желательно произнести слова: «Хвала Аллаху, Который уберёг тебя /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи салляма-кя/», или: «Хвала Аллаху, Который соединил тебя (с нами) /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи джама‘а-ш-шамля би-кя/», или сказать нечто подобное, ведь Аллах Всевышний сказал: {Поистине, если будете вы благодарить, Я обязательно умножу (милости Свои) вам…}[1418] К этой главе относится также приводимый ниже хадис ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Глава 186. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после военного похода

582. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды,) когда посланник Аллаха, , вернувшийся после военного похода, вошёл ко мне, я встретила его, взяла его за руку и сказала: «Хвала Аллаху, Который оказал тебе помощь, придал тебе силы и почтил тебя /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи насара-кя, ва а‘азза-кя ва акрама-кя/».[1419]

Глава 187. С какими словами желательно обратиться к тому, кто вернётся домой после совершения хаджжа, и что желательно говорить ему самому

583. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Как-то раз) один юноша пришёл к пророку, , и сказал: «Я хочу совершить хаджж». Посланник Аллаха, , который пошёл (проводить) его, сказал: «Да наделит тебя Аллах благочестием, и да напрвит тебя к благу, и да избавит тебя от беспокойства /Заввадя-кя-Ллаху-т-таква, ва ваджжаха-кя фи-ль-хайри, ва кафа-кя-ль-хамма/». Когда же этот юноша вернулся, он поприветствовал пророка, , который сказал: «О юноша, да примет Аллах твой хаджж, и да простит Он твой грех, и да возместит Он твои расходы /Йа гуляму, кабиля-Ллаху хаджжа-кя, ва гафара занба-кя, ва ахляфа нафаката-кя/».[1420]

584. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, , сказал: «О Аллах, прости совершающего хаджж и того, для кого совершающий хаджж станет просить прощения /Аллахумма,-гфир ли-ль-хаджжи ва ли-ман истагфара ля-ху-ль-хаджж/».[1421]

 

 
 


Книга о словах поминания Аллаха во время еды

и питья

Глава 188. Что желательно сказать человеку, если к нему придвинут еду

585. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда к пророку, , придвигали еду, он обычно говорил: «О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас и упаси нас от мук огня. С именем Аллаха /Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва кы-на ‘азаба-н-нар. Би-сми-Ллях/».[1422]

Глава 189. О желательности того, чтобы, предлагая гостям еду, хозяин сказал: «Ешьте», или нечто подобное

Знай, что желательно, чтобы, предлагая гостям еду, хозяин сказал: «С именем Аллаха», или: «Ешьте», или: «Мольба»[1423], или произнёс какую-нибудь иную фразу, ясно указывающую на то, что всем разрешается приступить к еде. Однако произносить такие слова не обязательно – достаточно поднести гостям еду, ничего не говоря, после чего они могут начинать есть. Один из наших товарищей утверждал, что говорить нечто подобное необходимо, но это неверно. Что же касается достоверных хадисов, в которых упоминается о том, что такие слова произносил пророк, , то это следует считать указанием на желательность их произнесения.

Глава 190. О произнесении слов “С именем Аллаха”

во время еды и питья

586. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Посланник Аллаха, , сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, и ешь правой рукой».[1424]

587. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[1425]

588. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же (человек) вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, (шайтан) говорит: «Вы получили и приют, и ужин».[1426]

В другом хадисе упоминается об одном из явных чудес, которое совершил посланник Аллаха, , когда Умм Суляйм[1427] и Абу Тальха пригласили его к себе, чтобы накормить.[1428]

589. Сообщается, что Анас сказал:

– Потом пророк, , велел: «Впусти десять». И (Абу Тальха) впустил десять (человек), которые вошли (в дом), после чего пророк, , сказал: «Ешьте и поминайте Аллаха Всевышнего». Они поели, и пророк, , продолжал делать это, пока (не поели и не насытились все), восемьдесят человек![1429]

590. Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Когда нам доводилось есть вместе с посланником Аллаха, , мы (никогда ничего не брали первыми), пока не (начинал есть) посланник Аллаха, . (Однажды,) когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, (спешившая так,) будто её подгоняли. Она (сразу подошла к еде) и протянула к ней руку, но посланник Аллаха, , схватил её за руку, а потом явился какой-то бедуин, (также) будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы (с её помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы (с его помощью) сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была (рука шайтана)!» – после чего (пророк, ,) произнёс имя Аллаха Всевышнего и приступил к еде.[1430]

591. Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один человек, который ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) посланника Аллаха , не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её», и тогда пророк, , рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, (шайтан) изверг из себя всё то, что было у него в чреве».[1431]

Здесь подразумевается, что пророк, , узнал о том, что этот человек не помянул Аллаха только в конце трапезы, поскольку он не стал бы молчать, если бы знал об этом с самого начала.

592. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Как-то раз, когда) посланник Аллаха, , ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и съел (всё, что осталось, взяв сразу) два куска, а посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха, (еды) обязательно хватило бы вам (всем)!»[1432]

593. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:

– Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха над едой, прочтёт: «Скажи: “Он, Аллах, Один…”»,[1433] после того, как закончит есть.[1434]

По единодушному мнению улемов, желательно поминать имя Аллаха в начале трапезы. Если же человек не сделает этого в начале намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине, но в процессе трапезы вспомнит об этом или у него появится возможность помянуть Аллаха, желательно, чтобы он так и поступил, то есть произнёс слова “С именем Аллаха в начале и конце её”, как указывается в приводимом выше хадисе. Тому, кто станет пить воду, молоко или любой другой напиток, следует поминать Аллаха точно так же, как и во время еды. Улемы из числа наших товарищей, и не только они, указывали, что поминать Аллаха желательно вслух, чтобы обратить на это внимание других и побудить их последовать его прмеру, а Аллах знает об этом лучше.

Что касается формы поминания, то знай, что лучше всего говорить: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим/», если же человек скажет: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», то этого будет достаточно, поскольку и это соответствует сунне. Поминать Аллаха во время еды или питья желательно всем, в том числе и тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные. Делать это следует каждому из участников трапезы, однако, если Аллаха помянет один из них, этого будет достаточно и для остальных. На это указывает аш-Шафи‘и, да будет доволен им Аллах, а также ряд улемов, слова которых приводятся в жизнеописании аш-Шафи‘и в “Табакат”.[1435] Таким образом, в этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если за всех нужные слова произнесёт один из присутствующих.

Глава 191. О том, что не следует порицать еду и питьё

594. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её».[1436]

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим,, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «…а если не желал, то хранил молчание».

595. Сообщается, что сподвижник Хульб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я слышал, как один человек сказал посланнику Аллаха, : «Есть такие виды еды, которые мне затруднительно есть».[1437] (В ответ ему пророк, , сказал: «Пусть в сердце твоём ни в коем случае не возникают сомнения, что из-за этого ты уподобишься (тем, кто исповедует) христианство»[1438].[1439]

Глава 192. О том, что в случае необходимости разрешается говорить: «Я не хочу есть это», или: «Я не привык к такой пище», или говорить нечто подобное

596. В хадисе, передаваемом со слов Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, сообщается следующее:

– Однажды посланнику Аллаха, , принесли жареную ящерицу, и он протянул к ней руку. (Люди стали) говорить: «Это ящерица, о посланник Аллаха», и посланник Аллаха, , убрал руку. Халид спросил: «(Мясо) ящерицы запретно, о посланник Аллаха?» – на что он ответил: «Нет, но там, где живут мои соплеменники, (ящериц) в пищу не употребляют, и я чувствую к ней отвращение».[1440]

Глава 193. О том, что человеку желательно хвалить пищу,

которую он ест

597. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, и они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!»[1441]

Глава 194. Что желательно сказать постящемуся, когда подают угощение, если он не намерен прерывать пост

598. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кого-нибудь из вас пригласят, пусть примет приглашение[1442]; если (приглашённый) соблюдает пост, пусть помолится[1443], если же он не постится, пусть поест».[1444]

599. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал: «…если он не постится, пусть поест, если же он не постится, пусть призовёт благословение (на того, кто его пригласил)».[1445]

Глава 195. Что желательно сказать человеку, которого пригласят на угощение, если с ним будет кто-нибудь ещё

600. Сообщается, что Абу Мас‘уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Один (из ансаров) пригласил пророка, , и ещё четырёх человек отведать угощения, которое он для него приготовил, однако за ними последовал (ещё один) человек. Когда пророк, , подошёл к дверям (дома пригласившего), он сказал (хозяину): «Этот (человек) последовал за нами, и если хочешь, можешь позволить ему (войти), а если хочешь, то он вернётся», (на что пригласивший) сказал: «Нет, я позволяю ему войти, о посланник Аллаха!»[1446]

Глава 196. О том, как пророк, , увещевал и наставлял тех, кто ел неправильно

601. Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– В детстве я находился на попечении посланника Аллаха, . [1447] Обычно я протягивал руку к (разным концам общего) блюда, но (однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[1448]

В другой версии этого хадиса, приводимой в “Сахихе”[1449], сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Однажды, когда во время общей трапезы, в которой принимал участие посланник Аллаха, , я стал брать (еду с разных концов общего) блюда, и посланник Аллаха, , сказал мне: «Бери то, что находится рядом с тобой!»

602. Сообщается, что Джабаля бин Сухайм сказал:

– Когда мы находились с Ибн аз-Зубайром, [1450] выдался засушливый год, и нам выдавали финики. Что же касается ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, то, проходя мимо нас, когда мы ели, он говорил: «Не берите по два, ибо, поистине, пророк, , запретил делать это, – а потом добавлял: – если только человеку не даст разрешения (на это) его брат».[1451]

603. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Как-то раз один человек стал есть левой рукой в присутствии посланника Аллаха, , который велел ему: «Ешь правой!» Тот сказал: «Я не могу», и (тогда пророк, ,) воскликнул: «Да не сможешь ты! Ничто не мешает ему,[1452] кроме гордости!» – и больше тот уже не смог поднести ко рту (свою правую[1453] руку).[1454]

Глава 197. О том, что во время совместной трапезы желательно вести беседу

К этой главе относится хадис, который приводится в главе под названием “О том, что человеку желательно хвалить пищу, которую он ест”.[1455] В своей книге “Ихйа ‘улюм ад-дин” имам Абу Хамид аль-Газали пишет, что согласно нормам мусульманской этики во время еды следует разговаривать о том, что одобряется шариатом, а также передавать рассказы о праведных людях.

Глава 198. О том, что следует говорить и делать тому, кто ест, но не может насытиться

604. Передают со слов Вахши бин Харба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) сподвижники посланника Аллаха, , сказали (ему): «О посланник Аллаха, поистине, мы едим, но не (можем) насытиться!» Он сказал: «Должно быть, (вы едите) порознь». Они сказали: «Да». (Тогда пророк, ,) сказал: «Так встречайтесь (друг с другом) для еды и поминайте имя Аллаха, (и благодаря этому) еда станет благословенной для вас[1456]».[1457]

Глава 199. О том, что желательно сказать человеку, если ему придётся есть вместе с больным

605. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, , взял за руку прокажённого, положил её на блюдо, (с которого он ел,) и сказал: «Ешь с именем Аллаха, полагаясь на Аллаха и уповая на Него».[1458]

Глава 200. О том, что, если гость или какой-нибудь другой человек уберёт руку от угощения, желательно, чтобы хозяин сказал: «Ешь», и повторял эти слова, пока он не удостоверится, что тот насытился (подобным образом желательно поступать и в тех случаях, когда дело касается питья,

благовоний и тому подобных вещей)

Знай, что человеку желательно поступать так и в тех случаях, когда речь идёт о его жене или других близких людях, если ему покажется, что им всё ещё хочется есть, пусть даже немного.

Указанием на это является длинный хадис в котором сообщается об одном из чудес пророка, . В этом хадисе о том, что однажды Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, который испытывал муки голода, сел на дороге и стал расспрашивать каждого, кто проходил мимо, о смысле одного из айатов Корана в надежде на то, что его пригласят в гости и накормят. В конечном итоге его пригласил к себе посланник Аллаха, , который послал ему за жившими под навесом, а когда Абу Хурайра привёл их, пророк, , досыта напоил всех, кто у него собрался, одной чашей молока. Часть этого хадиса приводится ниже:

606. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Тогда он[1459] сказал: «Остались (только) мы с тобой». Я сказал: “Твоя правда, о посланник Аллаха». Он сказал: «Садись и пей». Тогда я сел и отпил (из этой чаши), после чего он (снова) сказал: «Пей», и я (снова) отпил. И он продолжал говорить мне: «Пей», до тех пор, пока я не воскликнул: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я больше не могу!» Он сказал: «Тогда дай её мне», и я дал ему эту чашу, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему,[1460] произнёс слова “С именем Аллаха” и выпил остаток.[1461]

Глава 201. О том, что желательно сказать после еды

607. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что после того как скатерть с едой убирали, пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, (хвала, без которой нам) не обойтись! (Он) – Господь наш! /Аль-хамду ли-Лляхи хамдан кaсиран, тайибан, мубаракaн фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда‘ин, ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!/»[1462]

В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды после завершения трапезы пророк, , сказал: «Хвала Аллаху, Который удовлетворил наши потребности и утолил нашу жажду! Невозможно ни отплатить (за Твои милости), ни отрицать их! /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи кaфа-на ва арва-на гайра макфийин ва ля макфурин!/»

608. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, Аллах обязательно останется доволен (таким Его) рабом, который (станет) воздавать Ему хвалу за (каждый) съеденный им кусок и за (каждый) сделанный им глоток».[1463]

609. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил нас, напоил нас и сделал нас мусульманами /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-на, ва сака-на, ва джа‘аля-на муслимин/».[1464]

610. Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:

– После еды или питья посланник Аллаха, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который накормил и напоил (нас этим) и облегчил вход (для каждого куска пищи и глотка воды), и устроил (для этого) выход /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама, ва сака, ва саввага-ху, ва джа‘аля ля-ху махраджан/».[1465]

611. Передают со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Простятся грехи[1466] его тому, кто после еды станет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе[1467] /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[1468]

612. Как передал последователь[1469] по имени ‘Абд ар-Рахман бин Джубайр, один человек, который прислуживал пророку, , в течение восьми лет, сообщил ему, что он слышал, как пророк, , произносил слова: «С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/», когда ему подавали еду, а после еды он говорил: «О Аллах, ты накормил, напоил, избавил (от нужды), наделил, даровал и оказал благодеяние, хвала же Тебе за то, что Ты дал (мне) /Аллахумма, ат‘амта, ва сакайта, ва агнайта, ва акнайта, ва хадайта, ва ахсанта ва ля-кя-ль-хамду ‘аля ма а‘тайта/».[1470]

613. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что после еды пророк, , обычно говорил: «Хвала Аллаху, Который облагодетельствовал нас и вывел нас на путь истинный и Который насытил и напоил нас и оказал нам все благодеяния /Аль-хамду ли-Лляхи аллязи манна ‘аляй-на ва хада-на, ва-ллязи ашба‘а-на, ва арва-на, ва кулля-ль-ихсани ата-на/».[1471]

614. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:

– Пусть тот, кто съест что-либо (В версии Ибн ас-Сунни, приводятся другие слова: «Пусть тот, кому Аллах пошлёт еду…»), скажет: «О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат‘ым-на хайран мин-ху/». И пусть тот, кому Аллах пошлёт молоко, скажет: «О Аллах, сделай его благословенным для нас и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва зид-на мин-ху/», ибо, поистине, ничто, кроме молока, не может служить заменой и еде, и питью.[1472]

615. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха, , пил из какого-нибудь сосуда, он всегда делал три глотка, воздавая хвалу Аллаху перед каждым глотком и благодаря Его после того, как заканчивал (пить)».[1473]

Глава 202. О мольбе за хозяев, с которой приглашённому и гостю желательно обратится к Аллаху после еды

616. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) посланник Аллаха, , остановился у моего отца. Мы подали ему еду и небольшой бурдюк (молока, и пророк, ,) поел, а затем ему предложили финики. (Пророк, ,) стал есть их, отбрасывая в сторону косточки, которые он клал между указательным и средним пальцами.[1474] После этого ему подали питьё, и он отпил (из сосуда), а потом передал его тому, кто находился справа от него. Тут мой отец попросил: «Обратись к Аллаху с мольбой за нас», и он сказал: «О Аллах, сделай для них благословенным то, чем Ты наделил их, прости их и помилуй их /Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум, ва-рхам-хум/».[1475]

617. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, , пришёл к Са‘ду бин ‘Убаде. Тот принёс ему хлеб с оливковым маслом, и пророк, , поел, а потом сказал: «Да разговляются у вас постящиеся, да вкушают вашу еду праведные и да благословляют вас ангелы! /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту!/»[1476]

618. Сообщается, что ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Разговевшись у Са‘да бин Му‘аза, посланник Аллаха, , сказал: «Да разговляются у вас постящиеся[1477]…»[1478]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)