|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 28 страницаАль-Мутавалли сказал: «Если кто-нибудь приветствует малолетнего ребёнка, тот не обязан давать ответ на приветствие, поскольку на детей выполнение шариатских обязанностей не возлагается». Его слова верны, однако этого требуют правила приличия, и поэтому желательно, чтобы дети также отвечали на приветствия. Кади Хусайн и его последователь аль-Мутавалли ставили вопрос: должен ли взрослый человек давать ответ на приветствие ребёнка? Они указывали, что на этот вопрос можно дать два разных ответа в зависимости от того, следует ли считать исповедание ислама ребёнком действительным. Если исходить из того, что ислам ребёнка действителен, то его приветствие следует считать равноценным приветствию взрослого, а это значит, что отвечать на него обязательно. Если же считать, что исповедание ислама ребёнком действительным не является, тогда отвечать на его приветствие не обязательно, но желательно. Правильное мнение заключается в том, что отвечать на приветствие ребёнка обязательно, поскольку Аллах Всевышний сказал: {А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же}.[1536] Если же говорить об их указаниях, согласно которым на вышеупомянутый вопрос можно дать два разных ответа в зависимости от того, следует ли считать действительным исповедание ислама ребёнком, то аш-Шаши сказал: «Такая посылка является ложной», и его слова верны, а Аллах знает об этом лучше. Снимается ли со взрослых обязанность ответа на приветствие, если взрослый человек приветствует нескольких взрослых людей, среди которых будет один ребёнок, и этот ребёнок ответит ему? Известно два мнения на этот счёт, и более верным представляется то из них, которого придерживались кади Хусайн и аль-Мутавалли. Они считали, что в подобном случае обязанность дать ответ со взрослых не снимается, поскольку выполнение шариатских обязанностей на ребёнка не возлагается, а ответ на приветствие является такой обязанностью. Со взрослых не снимается также обязанность участия в заупокойной молитве, если на ней присутствовали дети. Второго мнения придерживался Абу Бакр аш-Шаши, последователь аль-Мустазхири, который относится к числу наших товарищей. По его мнению, обязанность ответа со взрослых снимается, поскольку ответ ребёнка является действительным, как и в том случае, когда ребёнок возглашает азан, после чего взрослые уже не обязаны это делать. Что касается заупокойной молитвы, то наши товарищий придерживались двух разных мнений относительно обязательности участия в такой молитве, на которой присутствует ребёнок. Правильным следует считать, что в подобном случае эта обязанность снимается, на что прямо указывает аш-Шафи‘и, а Аллах знает об этом лучше. Все наши товарищи считали, что если один человек при встрече обратится с приветствием к другому, а через непродолжительное время встретится с ним ещё несколько раз, то согласно сунне ему надо будет снова приветствовать его столько раз, сколько он будет с ним встречаться. Указанием на это служит приводимый ниже хадис, где рассказывается о человеке, который неправильно совершал молитву. 646. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) посланник Аллаха, , вошёл в мечеть, (туда же) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к пророку, . Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к пророку, , и приветствовал его, (и он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» – (и это повторилось) трижды.[1537] 647. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его[1538], если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом[1539]».[1540] 648. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда сподвижникам посланника Аллаха, , которые направлялись куда-либо, встречался по пути камень или холм, они разделялись (и обходили его) справа и слева, соединившись же позади (препятствия), они приветствовали друг друга».[1541] О таком случае, когда два человека при встрече одновременно приветствуют друг друга или же один произносит слова приветствия сразу же после другого, кади Хусайн и его последователь Абу Са‘д аль-Мутавалли говорят, что каждый из них произнёс приветствие первым, и поэтому каждому из них следует дать ответ на приветствие другого. Аш-Шаши сказал: «Это спорный вопрос, поскольку эти слова[1542] годятся для использования их в качестве ответа, и если один из них произнесёт их после другого, они послужит ответом, если же их произнести одновременно, ответом это считать нельзя», и слова аш-Шаши соответствуют истине. О таком случае, когда при встрече двух человек тот, кто обратится с приветствием первым, скажет: «Ва ‘аляй-куму-с-салям», аль-Мутавалли сказал: «Это не является приветствием и не заслуживает ответа, поскольку в такой форме обращаться с приветствием первым не годится». Что же касается такого случая, когда обращающийся с приветствием первым говорит: «‘Аляй-кя-с-салям», или: «‘Аляй-куму-с-салям», не используя союз “ва”, то имам Абу-ль-Хасан аль-Вахиди категорически утверждает, что ответ на такое приветствие давать обязательно, несмотря на то что в данном случае принятый порядок слов нарушается. Таким образом, мнение аль-Вахиди по данному вопросу очевидно. Имам аль-Харамейн также был уверен в том, что отвечать на такое приветствие обязательно, поскольку тот, кто приветствует первым, произносит слово “салям”. Однако, как и в другом случае, здесь можно выделить и другой аспект. Так, например, наши товарищи задавались вопросом, можно ли считать, что должным образом закончит свою молитву тот, кто во время таслима скажет: «‘Аляй-куму-с-салям». Верным представляется положительный ответ на этот вопрос, но можно сказать, что человек, обратившийся с приветствием в такой форме, в любом случае не заслуживает ответа, на что указывает приводимый ниже хадис. 649. Сообщается, что сподвижник Абу Джурайй аль-Худжайми, которого звали Джабир бин Суляйм (говорят также, что его звали Суляйм бин Джабир), да будет доволен им Аллах, сказал: – Я пришёл к посланнику Аллаха, , и сказал (ему): «Тебе мир /‘Аляй-кя-с-салям/, о посланник Аллаха!» (На это) он сказал (мне): «Не говори: “Тебе мир”, ибо (словами) “Тебе мир” приветствуют покойных».[1543] Возможно, что в этом хадисе речь идёт о наилучшей и наиболее совершенной форме приветствия, но не имеется в виду, что обращаться с приветствием в подобной форме вообще нельзя, а Аллах знает об этом лучше. В своей книге “Ихйа” имам Абу Хамид аль-Газали пишет: «Этот хадис указывает на то, что обращающемуся с приветствием первым говорить: “‘Аляй-куму-с-салям”, нежелательно». Таким образом, следует считать, что обращаться с приветствием в подобной форме нежелательно, но, если кто-нибудь и поступит так, отвечать на его приветствие обязательно, поскольку это всё же является приветствием. Согласно сунне прежде чем говорить что-либо, следует приветствовать другого человека. Указанием на это служат многие достоверные хадисы, а также общеизвестная практика наших праведных предшественников и их последователей. 650. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(При встрече) приветствие (должно) предшествовать (любым иным) словам».[1544] Приветствовать другого человека при встрече первым предпочтительнее, на что указывает приводимый ниже хадис. 651. Передают со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не разрешается мусульманину покидать брата своего более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».[1545] Таким образом, при встрече каждому из двоих следует стараться приветствовать другого первым. 652. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие (других) первыми». [1546] В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Один человек) спросил: «О посланник Аллаха, когда два человека встречаются, кто из них (должен) приветствовать (другого) первым?» (Пророк, ,) ответил: «Тот, кто ближе к Аллаху Всевышнему». Глава 212. О том, в каких случаях приветствовать людей желательно, в каких нежелательно и в каких допустимо Знай, что нам велено приветствовать людей, о чём уже говорилось выше. Однако в некоторых случаях это безусловно необходимо делать, в некоторых других обращаться с приветствиями не столь обязательно, а иногда приветствовать людей запрещается. Случаев, когда приветствовать людей безусловно необходимо, столь много, что и не счесть, и мы не станем разбирать каждый из них отдельно. Знай также, что темой этой главы является обращение с приветствиями как к живым, так и к покойным, но ранее мы уже говрили о том, как желательно приветствовать покойных.[1547] Что же касается таких случаев, когда приветствовать людей нежелательно, или не столь обязательно, или допустимо, то они составляют исключение и нуждаются в разъяснении. Так, например, нежелательно приветствовать человека, который удовлетворяет малую нужду или совершает половое сношение, если же кто-либо сделает это, отвечать ему не обязательно. Нежелательно приветствовать спящего или дремлющего, того, кто молится или возглашает азан или икаму, того, кто находится в бане, что относится и к другим случаям, в которых приветствия не поощряются исламом. Нежелательно приветствовать человека, занятого едой, тогда, когда кусок находится у него во рту, и если кто-либо сделает это, отвечать ему не обязательно. Если же во время еды с приветствием обратятся к тому, у кого во рту ничего нет, в этом не будет ничего нежелательного, и на такое приветствие обязательно дать ответ. Обязательно отвечать и на такие приветствия, с которыми обращаются к людям во время заключения торговых сделок и в иных подобных случаях. Что же касается таких случаев, когда с приветствием обращаются во время пятничной хутбы, то наши товарищи говорили: «Приветствовать первым во время хутбы нежелательно, поскольку нам велено слушать (имама, который обращается к людям с) хутбой». Но обязательно ли отвечать на приветствие того, кто поступит вопреки этому велению и поприветствует кого-либо? Наши товарищи расходились во мнениях по этому вопросу – одни считали, что отвечать такому человеку не следует в силу того, что он допустил упущение, другие же говорили: «Если исходить из того, что молча слушать хутбу обязательно, то отвечать ему не следует, если же считать, что делать это желательно в соответствии с сунной, тогда ответить ему должен один из присутствующих». Однако отвечать на приветствие в подобных обстоятельствах в любом случае следует только одному из присутствующих. Что касается обращения с приветствием к тому, кто занят чтением Корана, то об этом имам Абу-ль-Хасан аль-Вахиди сказал так: «В таком случае лучше отказаться от приветствия ввиду того, что он занят чтением Корана, если же кто-либо всё же поприветствует его, ему будет достаточно ответить жестом, а если он скажет что-нибудь в ответ, после этого ему надо будет сначала обратиться к Аллаху с мольбой о защите от наущений шайтана, а потом вернуться к чтению». Это утверждение аль-Вахиди является спорным, поскольку очевидно, что человек, к которому обращаются с приветствием, должен дать ответ словами. Если сердце человека, обращающегося с мольбами к Аллаху, занято только этим, его можно приравнять к тому, кто читает Коран, и я считаю, что в такие моменты приветствовать его нежелательно, поскольку в подобном положении ему будет труднее дать ответ, чем во время еды. Что же касается паломника, находящегося в состоянии ихрама и произносящего тальбийу, то его нежелательно приветствовать по той причине, что прерывать произнесение тальбийи нежелательно, тогда как он должен будет ответить на приветствие. На это прямо указывают аш-Шафи‘и и некоторые наши товарищи, да помилует их Аллах. Мы уже указали на те случаи, когда обращаться с приветствием к людям нежелательно, и упомянули о том, что в подобных случаях давать ответ на приветствие не обязательно. Однако если тот, к кому в одном из таких случаев обратятся с приветствием, сам захочет ответить, следует ли считать, что это узаконено шариатом или просто желательно? Об этом следует поговорить более подробно. Так, нежелательно, чтобы на приветствие отвечал человек, который удовлетворяет малую нужду, на что мы уже указывали выше. Если человек занят едой, то отвечать на приветствие желательно, но не обязательно. Что же касается молящегося, то в ответ на приветствие ему запрещается говорить: «Ва ‘аляй-куму-с-салям». Если он сделает это, зная о запретности такого поступка, его молитва станет недействительной, если же о запретности этого он не знает, то согласно более верному из двух мнений, которых придерживаются наши улемы, молитва недействительной не станет. Если же молящийся скажет в ответ про себя: «Мир ему /‘Аляй-хи-с-салям/», его молитва недействительной не станет, поскольку это будет мольбой, а не речью. Во время молитвы отвечать на приветствие желательно жестом, а не словами, но будет неплохо, если человек даст ответ на приветствие словами после завершения молитвы. Что же касается муаззина, то, если он даст обычный ответ на приветствие во время произнесения азана, то не совершит ничего нежелательного, поскольку это не потребует много времени, не сделает азан недействительным и никак не нарушит его. Глава 213. О тех, кого следует или не следует приветствовать, и о тех, на приветствия кого следует или не следует отвечать Знай, что если человек, который исповедует ислам, не относится к числу общеизвестных нечестивцев или приверженцев нововведений, то он сам должен приветствовать людей, как и они должны приветствовать его. Это значит, что ему следует приветствовать людей, а они должны отвечать на его приветствия. Наши товарищи указывали, что в этих случаях женщины должны поступать по отношению друг к другу так же, как поступают по отношению друг к другу мужчины. Что же касается таких случаев, когда женщина приветствует мужчину, то об этом имам Абу Са‘д аль-Мутавалли сказал так: «Если она является его женой, служанкой или близкой родственницей[1548], ей следует приветствовать мужчину так же, как это делают мужчины. Каждому из них желательно стараться приветствовать другого первым, а на приветствие обязательно дать ответ. Мужчине не следует приветствовать красивую постороннюю женщину, из-за которой можно впасть в искушение, если же он приветствует её, то ей не разрешается отвечать на приветствие. Кроме того, такой женщине не следует первой приветствовать мужчину, а мужчина не обязан отвечать на её приветствие, если же он сделает это, то совершит нежелательный поступок. Если же речь идёт о старухе, и искушения можно не опасаться, ей разрешается приветствовать мужчину, который обязан ответить на её приветствие. Мужчине разрешается приветствовать группу женщин, так же как и большой группе мужчин разрешается приветствовать одну женщину, если нет оснований опасаться, что кого-нибудь из них это может ввергнуть в искушение. 653. Сообщается, что Асма бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) пророк, , проходивший мимо нас, когда мы находились среди (других) женщин, приветствовал нас».[1549] Выше была приведена версия Абу Дауда, в той же версии, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, , который проходил по мечети, когда там сидели несколько женщин, помахал (им) рукой в знак приветствия». 654. Передают со слов Джарира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , который проходил мимо женщин, приветствовал их.[1550] 655. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Среди нас была одна женщина (в другой версии: одна старуха), которая брала корневища свеклы и бросала их в котёл, потом молола ячменные зёрна, (а потом варила похлёбку,) и когда мы расходились после пятничной молитвы, то приветствовали её, она же предлагала нам (приготовленную ею еду)».[1551] 656. Сообщается, что Умм Хани Фахита бинт Абу Талиб, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день завоевания Мекки я пришла к пророку, , в то время, когда он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его одеждой, и я приветствовала его».[1552] Что же касается находящихся под защитой /ахль аз-зимма/[1553], то в большинстве своём улемы категорически утверждали, что приветствовать их первыми не разрешается. Однако некоторые из них говорили, что приветствовать их первыми не запретно, а нежелательно, если же они первыми поприветствуют мусульман, в ответ им следует говорить: «И вам /Ва ‘аляй-кум/». Авторитетнейший кади аль-Маварди указывает, что один из наших товарищей считает, что приветствовать их первым разрешается, но следует ограничиваться словами: «Мир тебе /Ас-саляму ‘аляй-кя/», и не говорить: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/». Аль-Маварди указывает также, что, по мнению этого человека, в ответ на их приветствие следует говорить: «И вам мир /Ва ‘аляй-куму-с-салям/», но не говорить: «…и милость Аллаха /…ва рахмату-Ллах/», однако оба этих мнения являются единственными в своём роде и не могут считаться приемлемыми. 657. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не приветствуйте первыми ни иудеев, ни христиан, а если встретите кого-нибудь из них на дороге, оттесните его к наиболее узкой её части».[1554] 658. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: – Если вас будут приветствовать люди Писания, отвечайте: «И вам»[1555].[1556] 659. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: – Если вас будут приветствовать иудеи, кто-нибудь из них может сказать: «Ас-самму ‘аляй-кум»[1557], и поэтому говори (им в ответ): «И тебе».[1558] Известно также много других хадисов, имеющих отношение к этому вопросу, а Аллах знает об этом лучше. Абу Са‘д аль-Мутавалли сказал: – Если кто-нибудь поприветствует человека, думая, что тот является мусульманином, а потом выяснится, что он является неверным, желательно потребовать у него вернуть приветствие, сказав: «Верни мне моё приветствие». Цель этого состоит в том, чтобы показать такому человеку, что между ними нет согласия. Сообщается, что как-то раз, после того, как Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, поприветствовал одного человека, ему сказали: «Он ведь иудей». Тогда (Ибн ‘Умар) пошёл за ним и сказал: «Верни мне моё приветствие». В “Аль-Муватта” имама Малика, да помилует его Аллах, сообщается, что однажды его спросили, следует ли тому, кто поприветствует иудея или христианина, требовать, чтобы ему вернули его приветствие, на что Малик ответил: «Нет». Это мнение, которого придерживаются приверженцы его мазхаба, разделял также Ибн аль-‘Араби аль-Малики. Абу Са‘д сказал: – Если (мусульманин) захочет поприветствовать кого-либо из находящихся под защитой /ахль аз-зимма/[1559], пусть сделает это, но не употребляет слово “салям”. Пусть скажет, например: «Да укажет тебе Аллах путь истинный», или: «Да сделает Аллах благословенным твоё утро». Абу Са‘д имел в виду, что, если мусульманин, нуждающийся в ком-либо из находящихся под защитой, скажет: «Доброе утро», или пожелает, чтобы этим утром Аллах порадовал человека или оказал ему милость, в этом не будет ничего дурного. Если же мусульманин не нуждается в нём, то лучше вообще ничего не говорить, поскольку это доставит тому удовольствие и станет выражением радости и дружелюбия, тогда как нам велено проявлять суровость по отношению к ним[1560], и запрещено проявлять дружелюбие[1561], а Аллах знает об этом лучше. Если кто-нибудь из мусульман будет проходить мимо группы людей, среди которых окажутся и мусульмане (мусульманин), и неверные, то в соответствии с сунной ему следует поприветствовать всех их, предназначая это приветствие мусульманам (мусульманину). 660. Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк, , который проходил мимо собравшихся людей, среди которых были и мусульмане, и многобожники, поклонявшиеся идолам, и иудеи, поприветствовал (всех) их.[1562] Если кто-нибудь будет писать многобожнику письмо и использует в нём слово “салям” или нечто подобное, ему следует поступить так же, как поступил пророк, , о чём упоминается в длинном хадисе, где приводится рассказ об Ираклии[1563]. 661. Сообщается, что Абу Суфйан, да будет доволен им Аллах, сказал: «А потом он потребовал подать себе послание посланника Аллаха, , с которым Дихйа[1564] был направлен к наместнику Бусры[1565], и тот подал его Ираклию, прочитавшему в нём следующее: – C именем Аллаха Милостивого, Милосердного. От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума. Мир тому, кто следует правильным путём».[1566] Что следует говорить мусульманину, если он навестит больного из числа находящихся под защитой Знай, что мнения наших товарищей относительного того, следует ли навещать больных из числа тех, кто находится под защитой, разделились, и если одни считают, что делать это желательно, то другие возражают против этого. Аш-Шаши, который упоминал об этих разногласиях, сказал: «По-моему, следует считать, что в целом навещать заболевшего неверного разрешается, и чем более близким соседом или родственником является больной, тем ближе к Аллаху станет тот, кто его навестит», и его слова верны. 662. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда один отрок из числа иудеев, прислуживавший пророку, , заболел, пророк, , пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: «Прими ислам». Тот посмотрел на своего отца, находившегося рядом, (и отец) сказал ему: «Повинуйся Абу-ль-Касиму!» – после чего (этот отрок) принял ислам. А после этого пророк, , вышел (оттуда), говоря: «Хвала Аллаху, Который спас его от огня!»[1567] 663. Сообщается, что отец Са‘ида Ибн аль-Мусаййиба аль-Мусаййиб бин Хазн, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда Абу Талиб[1568] был уже близок к смерти, посланник Аллаха, , пришёл к нему и сказал: «О дядя, скажи: “Нет бога, кроме Аллаха…”»[1569] Таким образом, тому, кто навестит больного из числа находящихся под защитой, следует попытаться склонить его к исламу, объяснить ему, каковы достоинства этой религии, и побуждать его поспешить принять ислам, прежде чем тот окажется в таком состоянии, когда покаяние уже не принесёт ему пользы. Если же мусульманин станет обращаться к Аллаху с мольбами за такого больного, пусть просит о том, чтобы Аллах указал тому правильный путь, или о чём-нибудь подобном. Что касается приверженца нововведений или человека, который совершил тяжкий грех и не принёс покаяние, то таких людей не следует ни приветствовать, ни отвечать на их приветствия, на что указывает аль-Бухари и другие улемы. В качестве довода имам Абу ‘Абдуллах аль-Бухари использует приводимый им в его “Сахихе” длинный хадис, в котором сообщается о том, как Ка‘б бин Малик и двое его товарищей не приняли участия в походе на Табук[1570]. 664. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «И посланник Аллаха, , запретил (людям) разговаривать с нами». Ка‘б бин Малик также сказал: – А я подходил к посланнику Аллаха, , приветствовал его и спрашивал себя: «Пошевелил он губами в ответ на моё приветствие или нет?»[1571] Аль-Бухари сказал: – ‘Абдуллах бин ‘Амр сказал: «Не приветствуйте тех, кто пьёт вино». Если человек, которому приходится встречаться с притеснителями, будет вынужден обращаться к ним с приветствиями, опасаясь, что в противном случае это может привести к пагубным последствиям для его религиозных или мирских дел, пусть приветствует их. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби сказал: – Улемы говорили: «Пусть приветствует, имея в виду, что слово “ас-Салям” является одним из имён Аллаха Всевышнего, то есть, вкладывая в слова следующий смысл: Аллах наблюдает за вами[1572]». Что касается детей, то согласно сунне их следует приветствовать. 665. Передают, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, проходивший мимо (собравшихся на улице) детей, поприветствовал их, а потом сказал: «Так всегда поступал и пророк, ».[1573] В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (однажды) посланник Аллаха, , который проходил мимо (собравшихся на улице) детей, поприветствовал их. 666. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, , который проходил мимо игравших на улице детей, приветствовал их.[1574] В той версии этого хадиса, которую приводит Ибн ас-Сунни, сообщается также, что посланник Аллаха, , сказал: «Мир вам, о дети». Глава 214. Об этике обращений с приветствиями и различных вопросах, которые имеют к этому отношение 667. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Всадник (должен первым) приветствовать пешего, идущий – сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) – большую».[1575] В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что пророк, , сказал: «Младший (должен первым) приветствовать старшего, идущий – сидящего, а меньшая (по количеству группа людей) – большую». Наши товарищи и другие улемы говорили, что то, о чём упоминается в приводимых выше хадисах, соответствует сунне, однако если кто-нибудь поступит по-другому, например, если всадника поприветствует пеший или сидящий, в этом не будет ничего дурного. На это прямо указывает имам Абу Са‘д аль-Мутавалли и другие улемы. Рассуждая так, можно прийти к выводу, что не произойдёт ничего дурного и в том случае, если многочисленная группа людей первой поприветствует малочисленную или если старший первым обратится с приветствием к младшему, однако это приведёт к ущемлению прав того (тех), кто имеет право на то, чтобы другие приветствовали его (их) первыми. Так можно поступать в случае встречи двоих людей в пути, но тот, кто подходит к сидящим (сидящему), всегда должен первым приветствовать их (его) независимо ни от количества сидящих, ни от того, мал или стар сидящий человек. Имам аль-Маварди считает, что второе соответствует сунне, а первое относит к числу этических норм, достоинство соблюдения которых не столь высоко, как достоинство следования сунне. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |