|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 29 страницаАль-Маварди сказал: «Если человек, который повстречает группу людей, пожелает поприветствовать лишь некоторых из них, делать это нежелательно, поскольку с приветствием обращаются с целью выражения симпатии и дружелюбия. Таким образом, выделение кого-либо для обращения с приветствием станет выражением неприязни по отношению к остальным и может послужить причиной вражды». Имам аль-Маварди считает, что, если человек ходит по рынку, идёт по улице или находится в другом месте, где ему встречается много людей, приветствовать можно лишь некоторых. Он сказал: «Причина заключается в том, что если человек станет приветствовать каждого встречного, то это отвлечёт его от всех важных дел, и он поступит вопреки обычаю». Он также сказал: «Приветствовать людей так можно либо для того, чтобы добиться симпатии, либо для того, чтобы избежать чего-либо дурного». Аль-Мутавалли сказал: – Если группа людей обратится с приветствием к одному человеку, который скажет в ответ: «Ва ‘аляй-куму-с-салям», намереваясь ответить всем, он выполнит свой долг перед всеми. Это подобно совершению заупокойной молитвы по нескольким покойным сразу, поскольку участие в такой молитве также позволяет человеку выполнить свой долг перед всеми покойными. Аль-Маварди сказал: «Если человек подойдёт к небольшой группе людей, и каждый из присутствующих услышит его слова, можно ограничиться одним общим приветствием, если же он отдельно поприветствует ещё кого-нибудь, это будет соблюдением правил приличия. На общее приветствие достаточно ответить одному из них, а если это сделает ещё кто-нибудь, то это будет соблюдением правил приличия». Он также сказал: «Если же людей будет много, и они не услышат общего приветствия, например, в таких случаях, когда они находятся в мечети или отмечают какое-нибудь торжество, тогда согласно сунне вошедшему следует сразу же поприветствовать людей, которых он увидит, что позволит ему выполнить свой долг перед всеми, кто его услышит. В подобном случае ответить на его приветствие будет обязан хотя бы один из тех, кто его услышит. Если человек пожелает сесть среди тех, кого он поприветствовал, то согласно сунне приветствовать остальных людей, которые его не слышали, не обязательно». В связи с этим наши товарищи указывают на два момента. Во-первых, человек, который поприветствует тех, кого увидит, поступит согласно сунне и по отношению к остальным, поскольку все присутствующие представляют собой единое целое. Если же он поприветствует и остальных, это будет соблюдением правил приличия. Исходя из этого, следует считать, что если на приветствие человека, вошедшего в мечеть, ответит хотя бы один из присутствующих, то остальным делать это уже не обязательно. Во-вторых, согласно сунне человек должен будет поприветствовать и тех, кто его не слышал, если он захочет сесть среди них. Это значит, что если эти люди ответят на его приветствие, ответить будет обязан и кто-нибудь из первых, если это не было сделано сразу. Желательно, чтобы человек, который войдёт в свой дом, произнёс слова приветствия, даже если там никого нет. Пусть такой человек скажет: «Мир нам и праведным рабам Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин/». В начале книги мы уже указывали, что желательно говорить тому, кто войдёт в свой дом.[1576] Так же желательно поступить и тому, кто войдёт в мечеть или в чужой дом, если там никого не будет. В таких случаях желательно говорить: «Мир нам и праведным рабам Аллаха. Мир вам, о живущие в этом доме, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ас-саляму ‘аляй-кум ахля-ль-байти, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху/». Если человек, который сидел с другими людьми, встанет, чтобы покинуть их, то согласно сунне ему следует обратиться к ним со словами приветствия. 668. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть поприветствует (присутствующих), и когда он захочет уйти, пусть (тоже) поприветствует их[1577], ибо второе не менее обязательно, чем первое».[1578] Содержание этого хадиса ясно указывает на то, что людям, к которым со словами приветствия обращается тот, кто хочет их покинуть, следует ответить ему. Кади Хусайн и Абу Са‘д аль-Мутавалли говорили: «Обыкновением некоторых людей стало обращение со словами приветствия к тем, с кем они собираются расстаться. Отвечать на эту мольбу[1579] желательно, но не обязательно, поскольку приветствовать следует при встрече, а не при расставании». С их мнением был не согласен один из наших товарищей имам Абу Бакр аш-Шаши, который сказал: «Это неверно, так как согласно сунне обращаться к присутствующим с приветствием следует и тому, кто уходит, и тому, кто садится». Именно на это и указывает приведенный нами выше хадис, а слова аш-Шаши верны. Если человек, который будет проходить мимо другого человека или нескольких людей, решит, что скорее всего не получит ответа на своё приветствие в силу высокомерия того (тех), кого он будет приветствовать, или ввиду того, что тот (те) пренебрегает им, или по какой-нибудь иной причине, он всё же должен обратиться с приветствием и не отказываться от этого из-за своих предположений. Объясняется это тем, что приветствовать людей обязательно в силу соответствующего веления шариата, однако проходящему велено только обращаться с приветствием, но никто не велит ему получать ответ на своё приветствие. Кроме того, его предположения могут оказаться ошибочными, и тот человек, мимо которого он пройдёт, ответит ему. Что же касается людей, которые не вникают в суть вопроса и утверждают, что приветствие проходящего становится причиной совершения греха тем, мимо кого он проходит, то подобные утверждения свидетельствуют о явном невежестве и глупости. Дело в том, что измышления такого рода не освобождают тех, кто обязан выполнять веления шариата, от обязанности их выполнения. Ясно, что если мы станем придерживаться таких порочных воззрений, то перестанем порицать тех, кто по незнанию совершает что-то неподобающее. Имеется в виду, что дело кончится этим, если считать, что наши слова вряд ли заставят человека отказаться от этого, а выражение порицания и попытки объяснить, в чём состоит отвратитетльность его поступка, станут причиной греха человека, если он не откажется от этого. Однако нет сомнений в том, что мы не перестанем порицать такие и подобные им общеизвестные вещи, а Аллах знает об этом лучше. Если один человек ясно поприветствует другого, но тот не ответит ему, хотя будет обязан дать ответ, удовлетворяющий всем необходимым условиям, желательно, чтобы человек, который обратился с приветствием, освободил его от этой обязанности. В подобном случае следует сказать: «Я освобождаю его от обязанности отвечать мне», или произнести нечто подобное, поскольку, если он скажет так, эта обязанность будет снята с человека,[1580] а Аллах знает об этом лучше. 669. Передают со слов сподвижника ‘Абд ар-Рахмана бин Шибля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Тому, кто ответит на приветствие, за это (запишется доброе дело), а тот, кто не отвечает (на приветствия), не имеет к нам отношения…»[1581] Если один человек поприветствует другого, а тот не ответит ему, желательно, чтобы обратившийся с приветствием, мягко сказал ему: «Отвечать на приветствия обязательно, и ты должен ответить мне, чтобы выполнить эту обязанность», а Аллах знает об этом лучше. Глава 215. Об испрашивании разрешения Аллах Всевышний сказал: {О те, кто уверовал! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете их обитателей}. [1582] Аллах Всевышний также сказал: {А когда ваши дети достигнут половой зрелости, пусть они спрашивают разрешения, как спрашивали (повзрослевшие) до них…} [1583] 670.Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Разрешения войти (следует спрашивать) трижды, и если тебе будет позволено (войти, то входи), в противном же случае возвращайся обратно».[1584] В обоих “Сахихах” приводится этот же хадис, передаваемый со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, и других. 671. Передают со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Испрашивать разрешения было велено из-за (нескромных) взоров».[1585] О том, что испрашивать разрешения следует трижды, сообщается в хадисах, передаваемых со слов многих сподвижников. Согласно сунне сначала следует произнести слова приветствия, потом попросить разрешения войти, потом встать справа от двери дома, чтобы не видеть тех, кто находится внутри дома, а потом сказать: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/, можно ли мне войти?» Если на это никто не ответит, те же слова следует произнести во второй раз, а потом в третий, и уйти, если ответа не последует. 672. Сообщается, что Риб‘и бин Хираш сказал: – Один человек из (племени) бану ‘амир рассказал нам, что как-то раз он попросил у находившегося у себя дома пророка, , разрешения войти, сказав: «Могу ли я войти?» Тогда посланник Аллаха, , велел своему слуге: «Выйди к этому (человеку), научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил: “Мир вам, можно ли мне войти?”» Этот человек выслушал (слугу), а потом сказал: «Мир вам, можно ли мне войти?» – после чего пророк, , разрешил ему войти, и он вошёл.[1586] 673. Сообщается, что Кильда бин аль-Ханбаль, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Как-то раз) я явился к пророку, , и вошёл к нему без приветствия, и тогда пророк, , сказал (мне): «Вернись и скажи: “Мир вам, можно ли мне войти?”»[1587] Таким образом, как мы уже отмечали, правильно поступит тот, кто сначала произнесёт слова приветствия, а потом попросит разрешения войти. Аль-Маварди указывает, что мнения улемов по этому вопросу разделились. Одни придерживались такого же мнения, как и мы, другие считали, что сначала следует просить разрешения войти, а потом – обращаться с приветствием. Что касается третьих, то они полагали, что в данном случае человек может поступить по собственному выбору. Имеется в виду, что, если пришедший увидит хозяина раньше, чем войдёт в дом, ему следует сначала поприветствовать хозяина, а потом попросить разрешения войти, в противном же случае сначала следует попросить разрешения. Можно ли продолжать спрашивать тому, кто трижды попросил разрешения войти, не получил ответа и решил, что его не услышали? Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби аль-Малики указывает, что мнения улемов по этому вопросу разделились: одни считали, что продолжать спрашивать можно, другие полагали, что делать этого не следует. Что касается третьих, то они полагали, что не следует повторять те же слова, но можно продолжать спрашивать по-другому. Имам Абу Бакр бин аль-‘Араби сказал: «Правильнее всего считать, что не следует продолжать спрашивать тотчас же». Согласно сунне необходимо поступать так, как считал имам Абу Бакр, а Аллах знает об этом лучше. Если человека, который попросит разрешения войти и произнесёт слова приветствия или постучит в дверь, спросят: «Кто ты?» – он должен ответить: «Такой-то, сын такого-то», или: «Такой-то, которого называют так-то», или сказать нечто подобное, чтобы тот, кто задал вопрос, получил о нём полное представление. В ответ на такой вопрос нежелательно говорить: «Я», или: «Слуга», или: «Один юноша», или давать иные подобные ответы. 674. В известном хадисе о ночном путешествии, который передаётся со слов Анаса и Малика бин Са‘са‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: – Потом Джибрил вознёс меня к нижнему небу и попросил открыть (его врата. Его) спросили: «Кто это?» Он сказал: «Джибрил». Его) спросили: «А кто с тобой?» Он сказал: «Мухаммад», после чего вознёс меня ко второму, третьему и прочим небесам, и у врат каждого неба его спрашивали: «Кто это?» – а он говорил: «Джибрил».[1588] 675. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как пророк, , сел на край колодца в саду, пришёл Абу Бакр и попросил разрешения войти». (Абу Муса) спросил: «Кто?» Он ответил: «Абу Бакр». Потом пришёл ‘Умар и попросил разрешения войти. (Абу Муса) спросил: «Кто?» Он ответил: «‘Умар», а потом то же самое повторилось и с ‘Усманом.[1589] 676. Сообщается, что Джабир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Однажды) я пришёл к пророку, , и постучал в дверь. Он спросил: «Кто это?» Я ответил: «Я», а он (стал повторять): «Я, я», (говоря это так, что мне показалось), будто (мой ответ) ему не понравился.[1590] Человек может назваться так, как его называют все, и в том случае, когда в этом есть оттенок восхваления. В этом не будет ничего плохого, если тот, к кому он обращается, не знает других его имён или прозвищ. Так, например, он может назвать свою кунью[1591], или сказать: «Я – муфтий (кади, шейх) такой-то», или представиться иным подобным образом. 677. Сообщается, что Умм Хани бинт Абу Талиб[1592], которую, как указывает большинство мухаддисов, звали Фахита (говорят также, что её звали Фатима; говорят также, что её звали Хинд), да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды, в год завоевания Мекки) я отправилась к посланнику Аллаха, , (и вошла) к нему. В это время он совершал полное омовение, а Фатима прикрывала его. (Пророк, ,) спросил: «Кто эта (женщина)?» – и я отозвалась: «Я, Умм Хани».[1593] 678. Сообщается, что Абу Зарр, которого звали Джундаб (говорят также, что его звали Бурайр), да будет доволен им Аллах, сказал: – Однажды ночью я вышел (из дома) и вдруг увидел посланника Аллаха, , который куда-то шёл в одиночестве. Я последовал за ним[1594] при свете луны, а через некоторое время он обернулся, увидел меня и спросил: «Кто это?» – на что я ответил: «Абу Зарр».[1595] 679. В хадисе о сосуде для омовения, где сообщается о многих чудесах посланника Аллаха, , и затрагиваются разные вопросы религиозного знания, приводятся слова Абу Катады аль-Хариса бин Риб‘и, да будет доволен им Аллах, который сказал: – Тогда пророк, , поднял голову и спросил: «Кто это?» – (на что) я ответил: «Абу Катада».[1596] Можно привести много других подобных примеров, причиной же того, что, представляясь, люди называли свою кунью, являлась необходимость, а не желание похвалиться. Нечто подобное сообщается в хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, которого, скорее всего, звали ‘Абд ар-Рахман Ибн Сахр. 680. Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я попросил: «О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он указал правильный путь матери Абу Хурайры». Далее Абу Хурайра сказал: – После этого я вернулся (к нему) и сказал: «О посланник Аллаха, Аллах внял твоей мольбе и вывел мать Абу Хурайры на правильный путь!»[1597] Глава 216. О различных вопросах, имеющих отношение к приветствию Абу Са‘д аль-Мутавалли сказал: – В шариате нет никаких указаний на то, что к человеку, который выходит из бани, следует обращаться с чем-то наподобие приветствия, например, говорить: «Да будет это приятным для тебя!» Однако известно, что как-то раз ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал человеку, который вышел из бани: «Да очистишься ты и не осквернишься!» На это я скажу, что в подобных вещах нет ничего достоверного. Если же один человек скажет другому: «Да продлит Аллах твоё блаженство!» – желая выразить ему свои дружесике чувства и добиться его симпатии, то в этом не будет ничего дурного. Если кто-нибудь первым обратится к другому человеку, мимо которого он будет проходить, и скажет ему: «Да пошлёт тебе Аллах этим утром благо (счастье)!» – или: «Да укрепит тебя Аллах и да не оставит Он тебя!» – или нечто подобное, что обычно говорят люди, отвечать на это не обязательно. Будет хорошо, если тот, кто услышит такие слова, обратится к Аллаху с мольбой за этого человека, однако в ответ ничего говорить не следует, чтобы впредь тот не забывал о приветствии. Кроме того, это научит его и других обращать внимание на то, что в подобных случаях необходимо приветствовать людей первым. Если набожность, праведность, познания, достоинство, чистота или иные религиозные качества другого человека вызывают желание поцеловать ему руку, это не только не заслуживает порицания, но и является желательным. Если же кто-либо поцелует другому человеку руку из-за его богатства, положения в обществе или могущества, то это заслуживает сурового порицания. Аль-Мутавалли сказал: «Это недопустимо», указав, что подобные вещи являются запретными. 681. Сообщается, что Зари‘, да будет доволен им Аллах, который был одним из членов делегации племени ‘абд аль-кайс[1598], сказал: «…тогда мы поспешили спуститься с верблюдов на землю и принялись целовать руку и ногу пророка, ».[1599] 682. Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «…тогда мы приблизились к пророку, , и стали целовать ему руку».[1600] Что касается обыкновения целовать маленьких детей и братьев, равно как и обыкновения целовать людей не только в щёки,[1601] то всё это соответствует сунне, если является выражением милосердия, нежности или родственных чувств. На это указывают многие известные достоверные хадисы, в которых упоминается о детях обоего пола. Если цель заключается только в этом, то можно целовать как детей своих друзей, так и других детей. Что же касается поцелуев под воздействием страсти, то все улемы считают это запретным как для отца, так и для любого другого человека. Более того, если человеком движет страсть, то, по их мнению, ему запрещается даже смотреть на родственников или посторонних людей. 683. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Однажды) пророк, , поцеловал аль-Хасана бин ‘Али[1602], да будет доволен Аллах ими обоими, в то время, когда у него находился аль-Акра‘ бин Хабис ат-Тамими[1603], и аль-Акра‘ cказал: «Поистине, у меня есть десять детей, но я (ни разу) не поцеловал никого из них». Тогда посланник Аллаха, , посмотрел на него и сказал: «Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия (по отношению к другим)!»[1604] 684. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: – (Однажды) к посланнику Аллаха, , явились какие-то бедуины, которые стали спрашивать: «Так вы целуете своих сыновей?»[1605] – на что им отвечали: «Да». Они сказали: «А мы не целуем их». (На это) посланник Аллаха, , сказал: «Что же я могу сделать, если Аллах Всевышний лишил вас милосердия?!» [1606] 685. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «…и посланник Аллаха, , взял Ибрахима[1607] на руки, поцеловал его и стал вдыхать его запах».[1608] 686. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – (Однажды,) когда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, только перебрался в Медину, я вместе с ним вошёл (к нему в дом) и увидел, что его дочь ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая болела лихорадкой, лежит ничком. Абу Бакр подошёл к ней и спросил: «Как ты себя чувствуешь, доченька?» – и поцеловал её в щеку.[1609] 687. Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал: – (Как-то раз) один иудей попросил своего товарища: «Отведи меня к этому пророку», после чего они явились к посланнику Аллаха, , и задали ему вопрос о девяти ясных знамениях[1610]. (Сафван), который передал этот хадис, сказал (в конце его): – И (после этого) они поцеловали ему руку и ногу и сказали: «Свидетельствуем, что ты – пророк!»[1611] 688. Сообщается, что Ийас бин Дагфаль сказал: «Я видел, как Абу Надра целовал в щеку аль-Хасана бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими».[1612] Абу Надра, которого звали аль-Мунзир бин Малик бин Кыт‘а являлся одним из достойных доверия последователей.[1613] Передают со слов Ибн Абу Хайсама, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто целовал своего сына Салима и говорил: «Дивитесь тому, как шейх целует шейха». Сообщается, что великий подвижник Сахль бин ‘Абдуллах ат-Тустари, да будет доволен им Аллах, один из тех членов мусульманской общины, которые полностью посвятили себя поклонению, часто приходил к Абу Дауду ас-Сиджистани[1614] и говорил ему: «Высунь язык, которым ты передаёшь хадисы посланника Аллаха, , чтобы я поцеловал его», после чего целовал его в язык. Свидетельств о подобных поступках наших праведных предшественников столь много, что и не счесть, а Аллах знает об этом лучше. Нет ничего дурного ни в том, чтобы с целью получения благословения поцеловать в лицо покойного, который был праведным человеком, ни в том, чтобы поцеловать в лицо товарища, вернувшегося домой после какой-нибудь поездки. 689. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(В мою комнату) вошёл Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, который открыл лицо посланника Аллаха, , а потом наклонился, поцеловал его и заплакал».[1615] 690. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Зайд Ибн Хариса прибыл в Медину, посланник Аллаха, , находился у себя дома. (Зайд) пришёл к нему и постучал в дверь, а пророк, , бросился к нему навстречу, волоча за собой одежду, обнял и поцеловал его».[1616] Что же касается обыкновения обнимать и целовать влицо кого-либо, кроме детей или тех, кто возвращается после поездки, и подобных им людей, то Мухаммад аль-Багави и другие наши товарищи считают это достойным порицания. Указанием на это служит приводимый ниже хадис: 691. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» (Пророк, ,) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А обнимать и целовать его?» – (и пророк, , снова) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А брать его за руку и пожимать её?» – и (пророк, ,) сказал: «Да».[1617] Всё сказанное нами о том, что можно поцеловать и обнять вернувшегося товарища или подобного ему человека, тогда как в иных обстоятельствах делать это нежелательно, не касается красивых безбородых юношей. Целовать такого юношу запрещается всегда независимо от того, вернулся он откуда-либо или нет. Очевидно, что в подобных случаях объятия ничем не отличаются от поцелуев или близки к ним, и поэтому безразлично, являются ли целующий и целуемый праведными людьми, или нечестивцами, или же праведным является только один из них. Мы считаем, что смотреть на безбородого красивого юношу запретно не только под воздействием страсти и что, во избежание искушений, взоры на безбородых юношей следует считать столь же запретными, сколь и взоры на посторонних женщин. О рукопожатии Знай, что, по единодушному мнению улемов, рукопожатие при встрече соответствует сунне. 692. Сообщается, что Абу-ль-Хаттаб Катада сказал: – (Однажды) я спросил Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пожимали ли друг другу руки сподвижники посланника Аллаха, ?» – и он сказал: «Да».[1618] 693. Сообщается, что Ка‘б бин Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывавший о своём покаянии, сказал: «…что же касается Тальхи бин ‘Убайдуллаха, то он вскочил (со своего места), бросился ко мне и стал пожимать мне руки и поздравлять меня».[1619] 694. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда (к нам) прибыли йеменцы, посланник Аллаха, , сказал: «К вам приехали йеменцы, которые первыми стали пожимать друг другу руки».[1620] 695. Аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , сказал: «Когда двое мусульман встречаются и пожимают друг другу руки, (их прегрешения)[1621] обязательно прощаются им ещё до того, как они расстаются друг с другом».[1622] 696. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: – Один человек спросил: «О посланник Аллаха, должен ли кто-нибудь из нас кланяться своему брату или другу, когда он встречает его?» (Пророк, ,) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А обнимать и целовать его?» – (и пророк, , снова) сказал: «Нет». (Человек) спросил: «А брать его за руку и пожимать её?» – и (пророк, ,) сказал: «Да».[1623] 697. Сообщается, что ‘Ата бин ‘Абдуллах аль-Хурасани сказал: – Посланник Аллаха, , сказал мне: «Пожимайте друг другу руки, и исчезнет злоба, делайте друг другу подарки, и вы станете любить друг друга, а ненависть исчезнет».[1624] Этот хадис относится к категории “мурсаль”[1625]. Знай, что пожимать друг другу руки желательно при каждой встрече, тогда как вошедший в обыкновение обмен рукопожатиями после утренней и послеполуденной молитв не имеет никаких оснований в шариате, хотя ничего дурного в этом нет. На желательность обычных рукопожатий при встрече указывает сунна, которой люди придерживаются неуклонно лишь изредка, а во многих случаях или в большинстве их отступают от неё, однако, если что-либо делается изредка, не следует думать, что это не может являться желательным по шариату. В своей книге “Аль-Кава‘ид” шейх и имам Абу Мухаммад ‘Абд ас-Салям упоминает о том, что нововведения в религиозных делах подразделяются на пять видов: обязательные /ваджиба/, запретные /мухаррама/[1626], неодобряемые /макруха/[1627], желательные /мустахабба/ и дозволенные /мубаха/[1628]. Он сказал: «Примером дозволенных нововведений могут служить рукопожатия после утренней и послеполуденной молитв, а Аллах знает об этом лучше». Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |