АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 44 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

1093. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от голода − сколь плохо делить с ним постель! − и я прибегаю к твоей защите от вероломства − сколь отвратительно это качество! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-джу‘и, фа-инна-ху би’са-д-даджи‘у, ва а‘узу би-кя мин аль-хыйанати, фа-инна-ху би’сати-ль-битанат!/»[2641]

1094. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) к нему пришёл раб, заключивший со своим хозяином договор о самовыкупе, и сказал: «Я не могу (выполнить условия) моего договора[2642], помоги же мне!» (‘Али, да будет доволен им Аллах,) сказал:

– Так не научить ли тебя словам, которым научил меня посланник Аллаха, ? (Они таковы, что) будь на тебе долг, подобный горе, Аллах (и тогда) отдаст его за тебя![2643] Говори: «О Аллах, избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя! /Аллахумма,-кфи-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя ва-гни-ни би-фадликя ‘амман сива-кя!/»[2644]

1095. Передают со слов ‘Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , научил его отца, Хусайна, двум словам[2645], которые (он произносил), обращаясь с мольбами к Аллаху: «О Аллах, внуши мне (то, что не даст мне отклониться от) правильного пути, и защити меня от зла моей души! /Аллахумма, альхим-ни рушди ва а‘ыз-ни мин шарри нафси!/»[2646]

1096. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от раздоров, лицемерия и дурных нравственных качеств! /Аллахумма, инни а‘узу би-кя мина-ш-шикакы, ва-н-нифакы, ва су’и-ль-ахляк!/»[2647]

1097. Сообщается, что Шахр бин Хаушаб сказал:

– (Однажды) я спросил Умм Саламу, да будет доволен ею Аллах: «О мать правоверных, с какими мольбами чаще всего обращался к Аллаху посланник Аллаха, , когда находился у тебя?» Она сказала: «Чаще всего он обращался с (такой) мольбой: “О направляющий сердца[2648], укрепи сердце моё в твоей религии! /Йа мукаллиба-ль-кулюби, саббит кальби ‘аля дини-кя!/”»[2649]

1098. ‘Аиша О Аллах, избавь (от недостатков) моё тело, о Аллах, избавь (от недостатков) мой слух, и избавь (от недостатков) моё зрение, и даруй это моим наследникам, нет бога, кроме Тебя, Кроткого, Щедрого! Слава Аллаху, Господу великого престола, и хвала Аллаху, Господу миров! /Аллахумма, ‘афи-ни фи джасади, ва ‘афи-ни фи басари, ва-дж‘аль-ху-ль-вариса мин-ни, ля иляха илля Анта-ль-Халиму-ль-Карим! Субхана-Ллахи Рабби-ль-‘арши-ль-а‘зыми, ва-ль-хамду ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин!/»[2650]

1099. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал:

– Дауд, да благословит его Аллах и да приветствует, обращался к Аллаху и с (такой) мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о Твоей любви, и любви тех, кто любит Тебя, и (любви к таким) делам, которые приведут меня к Твоей любви! О Аллах, сделай любовь Твою для меня тем, что я любил бы больше самого себя, и своей семьи и холодной воды! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хубба-кя, ва хубба ман йухиббу-кя ва-ль-‘амаля-ллязи йубаллигу-ни хубба-кя! Аллахумма,-дж‘аль хубба-кя ахабба иляййа мин нафси, ва ахли ва-ль-ма’и-ль-барид!/»[2651]

1100. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Находясь во чреве кита, Зу-н-Нун[2652] воззвал к Аллаху: «Нет бога, кроме Тебя, слава Тебе, поистине, был я одним из несправедливых[2653]![2654] /Ля иляха илля Анта, субхана-кя, инни кунту мин аз-залимин!/» – и, поистине, с какой бы мольбой ни обратился к Аллаху мусульманин, который произнесёт эти слова, ему непременно будет дан ответ.[2655]

Аль-Хаким Абу ‘Абдуллах сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным».

1101. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Как-то раз) один человек пришёл к пророку, , и спросил: «О посланник Аллаха, какая мольба является наилучшей?» (Пророк, ,) сказал: «Проси твоего Господа о благополучии и избавлении[2656] в мире дольнем и мире вечном». На второй день этот человек снова пришёл к (пророку, ,) и спросил: «О посланник Аллаха, какая мольба является наилучшей?» – и он дал ему тот же ответ. На третий день этот человек снова пришёл к (пророку, ,) и задал ему тот же вопрос, и (пророк, ,) сказал: «Если тебе будет даровано избавление в мире дольнем и мире вечном, ты преуспеешь!»[2657]

1102. Сообщается, что аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

– (Однажды) я попросил: «О посланник Аллаха, научи меня тому, о чём я стал бы просить Аллаха Всевышнего», (на что пророк, ,) сказал: «Просите[2658] Аллаха об избавлении». А через несколько дней я пришёл (к нему) и попросил: «О посланник Аллаха, научи меня тому, о чём я стал бы просить Аллаха Всевышнего», и тогда (пророк, ,) сказал мне: «О ‘Аббас, о дядя посланника Аллаха, просите Аллаха об избавлении в мире этом и в мире ином[2659]».[2660]

1103. Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , обращался к Аллаху со многими (разными) мольбами, из которых мы ничего не (могли) запомнить, и (однажды) мы сказали (ему): «О посланник Аллаха, ты обращался к Аллаху со многими мольбами, из которых мы ничего не запомнили!» (На это пророк, ,) сказал: «Так не указать ли вам на то, что объединяет в себе всё это? Говорите: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя о том благе, о котором просил Тебя Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил у Тебя защиты Твой пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует! (Только) к Тебе (следует) обращаться за помощью, и (лишь) Ты способен (ответить на мольбы о благе в обоих мирах), и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин хайри ма са’аля-кя мин-ху набиййу-кя Мухаммад, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма-ста‘аза мин-ху набиййу-кя Мухаммад, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма! Ва Анта-ль-муста‘ану, ва ‘аляй-кя-ль-балягу, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях!/”»[2661]

1104. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал:

– Неуклонно и часто обращайтесь к Аллаху (со словами) «О Обладающий величием и щедростью![2662] /Йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!/»[2663]

Ан-Наса’и приводит этот хадис со слов сподвижника по имени Раби‘а бин ‘Амир, да будет доволен им Аллах. Аль-Хаким сказал: «Иснад этого хадиса является достоверным».

1105. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , часто обращался к Аллаху с такой мольбой: «Господь мой, поддержи меня и не оказывай (другим) поддержку против меня, помоги мне и не оказывай (другим) помощь против меня, сделай так, чтобы воздаяние, (которое Ты уготовил мне,) стало для меня благом, а не обратилось против меня, выведи меня на правильный путь, облегчи для меня (следование) этим путём и окажи мне помощь против тех, кто притеснял меня! Господь мой, сделай так, чтобы я часто благодарил Тебя, поминал Тебя, боялся Тебя, повино­вался Тебе, был покорным Тебе, часто вздыхал[2664] и обращался к Тебе с покаянием! Господь мой, прими моё покаяние, очисть меня от греха, ответь на мою мольбу, укрепи мои до­воды, укажи правильный путь моему сердцу, направь на вер­ный путь мой язык и избавь от злобы сердце моё! /Рабби, а‘ин-ни ва ля ту‘ин ‘аляййа, ва-нсур-ни ва ля тансур ‘аляййа, ва-мкур ли ва ля тамкур ‘аляййа, ва-хди-ни ва йассир аль-худа иляййа, ва-нсур-ни ‘аля ман бага ‘аляййа! Рабби,-дж‘аль-ни ля-кя шаккаран, ля-кя заккаран, ля-кя раххабан, ля-кя митва‘ан, иляй-кя мухбитан, аввахан, мунибан! Рабби, такаббаль таубати, ва аджиб да‘вати, ва саббит худжжати, ва-хди кальби, ва саддид лисани, ва-слюль сахимата кальби!/»[2665]

1106. «О Аллах, поистине, я прошу Тебя (даровать мне) в мире этом и в мире вечном всё благое, о чём я знаю и о чём не знаю, и прибегаю к Твоей защите от любого зла, о котором я знаю и о котором не знаю; я прошу Тебя о рае (и прошу указать мне) такие слова или дела, которые приближают к (раю), и прибегаю к Твоей защите от огня и от любых слов или дел, которые приближают к (огню); я прошу Тебя о том благом, о чём просил Тебя Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прибегаю к Твоей защите от зла того, от чего просил защиты Твой раб и Твой посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, и прошу Тебя привести к благому исходу всё, что Ты судил мне! /Аллахумма, инни ас’алю-кя мин аль-хайри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва а‘узу би-кя мин аш-шарри кулля-ху ‘аджиля-ху ва аджиля-ху, ма ‘алимту мин-ху ва ма лям а‘лям, ва ас’алю-кя-ль-джанната ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва а‘узу би-кя мин ан-нари ва ма карраба иляй-ха мин каулин ау ‘амалин, ва ас’алю-кя хайра ма са’аля-кя би-хи ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва а‘узу би-кя мин шарри ма иста‘аза-кя мин-ху ‘абду-кя ва расулю-кя Мухаммадун, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва ас’алю-кя ма кадайта ли мин амрин ан тадж‘аля ‘акыбата-ху рашадан!/»[2666]

1107. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха, , обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о том, что обязательно (приведёт к проявлению) Твоей милости и непременно (позволит заслужить) Твоё прощение, и об избавлении от всякого греха, и об умножении всего благого, и об обретении рая, и о спасении от огня! /Аллахумма, ин-на нас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата ми кулли исмин, ва-ль-ганимата мин кулли биррин, ва-ль-фауза би-ль-джаннати ва-н-наджата мин ан-нар!/»[2667]

1108. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, , и дважды или трижды воскликнул: «О грехи мои!» (Услышав это,) посланник Аллаха, , сказал ему: «Скажи: “О Аллах, Твоё прощение шире, чем мои грехи, а на Твою милость я надеюсь больше, чем на свои дела /Аллахумма, магфирату-кя ауса‘у мин зунуби ва рахмату-кя арджа ‘инди мин ‘амали/”», и человек произнёс эти слова. Потом (пророк, ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз. Затем (пророк, ,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз, после чего (пророк, ,) сказал ему: «Вставай, ты прощён».[2668]

1109. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

– Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!»[2669]

Глава 332. Об этике обращений с мольбами к Аллаху

Знай, что, по мнению факихов, мухаддисов и большинства улемов, относившихся к различным группам из числа наших праведных предшественников и тех, кто пришёл им на смену, обращаться с мольбами к Аллаху желательно. Аллах Всевышний сказал: {И сказал Господь ваш: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам”}.[2670] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно},[2671] и есть много других айатов, в которых говорится об этом.

Что же касается достоверных хадисов, то они настолько известны, что приводить их нет никакой необходимости, тем более, что совсем недавно мы уже приводили достаточно таких хадисов, а содействие оказывает Аллах.

Имам Абу-ль-Касим аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, пишет в своём “Послании”:

– Мнения людей относительно того, являются ли обращения к Аллаху с мольбами более предпочтительными, чем молчание и довольство, разделились. Некоторые утверждали, что предпочтительнее обращение с мольбой, поскольку в приводимом выше хадисе[2672] обращение с мольбой названо поклонением, а также потому, что мольба является выражением потребности в Аллахе Всевышнем. Другие говорили, что более совершенным следует считать состояние человека, который хранит молчание и проявляет спокойствие, когда осуществляется решение Аллаха, и что лучше довольствоваться предопределённым. Третьи считали, что следует обращаться к Аллаху с мольбами языком и довольствоваться решением Аллаха сердцем, чтобы совершать оба дела. Однако лучше всего сказать так: поскольку разные периоды времени отличаются друг от друга, иногда мольба предпочтительнее молчания, иногда же молчание предпочтительнее мольбы, что зависит от конкретного периода времени. Так, если сердце побуждает человека к мольбе, то лучше обратиться к Аллаху с мольбой, если же оно побуждает его к молчанию, то более совершенным следует считать молчание. Можно сказать и так: если речь идёт о том, что принесёт пользу мусульманам в целом, или об обязанностях по отношению к Аллаху, то лучше обратиться с мольбой, которая является формой поклонения, если же дело касается только твоего удела, то более совершенным будет молчание. К числу необходимых условий обращения с мольбами к Аллаху относится употребление в пищу дозволенного. Йахйа бин Му‘аз, да будет доволен им Аллах, часто говорил: «Как я могу обращаться к Тебе с мольбами, ведь не повинуюсь Тебе?! И как я могу не обращаться к Тебе с мольбами, ведь Ты – Щедрый?!»

Этика бращения с мольбой к Аллаху требует присутствия сердца, что же касается указаний на это, то они будут приведены ниже, если пожелает Аллах Всевышний. Один из улемов сказал: «Цель обращения с мольбой состоит в том, чтобы заявить о своей нужде, а иначе Аллах Всевышний, слава Ему, сделает, как пожелает».

Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”:

– Есть десять правил обращения к Аллаху с мольбами:

1. Для обращений к Аллаху с мольбами следует выбирать наиболее достойные периоды времени, например, день стояния на ‘Арафате, дни рамадана, день пятницы, последнюю треть ночи или время перед рассветом.

2. Следует обращаться с мольбами к Аллаху в наиболее предпочтительных обстоятельствах, например, во время совершения земного поклона, во время битвы, во время дождя, во время объявления о начале обязательной молитвы /икама/, после её завершения обязательной молитвы и в некоторых других случаях.

От себя я добавлю,[2673] что обращаться с мольбами предпочтительно в такие моменты, когда сердце человека смягчается.

3. Перед обращением с мольбой следует повернуться лицом к кибле и воздеть руки к небу, а после завершения мольбы – провести руками по лицу.

4. Необходимо понижать голос, произнося слова мольбы не слишком громко и не слишком тихо.

5. Обращаясь с мольбами к Аллаху, не следует стараться рифмовать[2674] слова. Поскольку не каждый может обращаться с мольбами подобающим образом, в силу чего есть основания опасаться, что человек преступит пределы разумного в мольбе, лучше всего повторять те же слова, которые в подобных случаях произносил пророк, . Один из улемов сказал: «Взывай к Аллаху языком покорности и потребности, а не языком красноречия и развязности». Говорят также, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, улемы произносят не более семи фраз. На это указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: {Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам. Ему (уготована награда за) то, что он приобрёл[2675], и против него (обернётся) то, что он приобрёл[2676]. (Они говорят): “Господь наш, не взыщи с нас, если мы забудем или ошибёмся! Господь наш, не возлагай на нас такого бремени, какое возложил Ты на тех, кто жил до нас! Господь наш, не возлагай на нас и того, что нам не под силу, избавь нас, прости нас и помилуй нас! Ты – наш Покровитель, помоги же нам (в борьбе) против людей неверных!”}[2677]В данном айате приводится самая длинная мольба рабов Аллаха из числа тех, о которых сообщается в Коране.

От себя я добавлю,[2678] что другим примером могут служить те айаты, в которых сказано: {И (вспомните, как) Ибрахим сказал: “Господь мой! Сделай (этот) город безопасным и удали меня и сыновей моих от поклонения идолам. * Господь мой, поистине, они[2679] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, тот, кто последовал за мной, – от меня[2680], а кто ослушается меня…, то, поистине, Ты – Прощающий, Милосердный! * Господь наш! Поистине, поселил я часть своего потомства в долине, где ничего не растёт, у Твоего заповедного дома. Господь наш! (Я сделал это,) чтобы они совершали молитву; склони же к ним сердца (некоторых) людей и надели их плодами, чтобы они благодарили (Тебя). * Господь наш! Поистине, знаешь Ты, что мы скрываем, и что делаем открыто, (ведь) ничто не останется скрытым от Аллаха ни на земле, ни на небе. * Хвала Аллаху, Который, несмотря на старость (мою), даровал мне Исма‘ила и Исхака. Поистине, слышит мольбу Господь мой. * Господь мой! Сделай меня (одним из) совершающих молитву (и сделай такими людей) из числа моих потомков. Господь наш, внемли мольбе моей! * Господь наш! Прости меня, и моих родителей, и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!”}[2681] В большинстве своём улемы считают, что ничего нежелательного в произнесении более семи фраз во время обращения с мольбой нет, напротив, желательно, чтобы мольба была пространной.

6. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует проявлять смирение, покорность, желание и страх, ибо Аллах Всевышний сказал: {Поистине, они спешили творить благое, взывали к Нам, побуждаемые желанием и страхом,[2682] и проявляли смирение пред Нами}.[2683] Аллах Всевышний также сказал: {Взывайте к Господу своему смиренно и тайно}.[2684]

7. Согласно многим известным указаниям шариата, следует проявлять решительность в мольбах и быть уверенным в получении ответа. Суфйан бин ‘Уйайна, да помилует его Аллах, сказал:

– Пусть то, что любому из вас известно о самом себе,[2685] ни в коем случае не мешает ему обращаться к Аллаху с мольбами, ибо Аллах Всевышний ответил даже Иблису, наихудшему из Его созданий, о чём в Коране сказано так: {Он[2686] сказал: “Дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены”. * (Аллах) сказал: “Поистине, ты – из числа получивших отсрочку”}.[2687]

8. Необходимо проявлять настойчивость в мольбах, повторяя каждую из них по три раза и не считая, что ответы на мольбы задерживаются.

9. Следует начинать мольбу с поминания Аллаха Всевышнего.

От себя я добавлю,[2688] что, воздав хвалу и благодарность Аллаху Всевышнему, следует призвать благословения на посланника Аллаха, , и так же необходимо завершать обращения с мольбами.

10. Основной причиной, способствующей быстрому получению ответа на мольбу, является покаяние, возвращение владельцам присвоенного имущества и обращение к Аллаху Всевышнему.

Аль-Газали пишет:

– Кто-нибудь може спросить: «Какую пользу может принести мольба, если предустановленное неизбежно свершится?» Знай же, что предустановлено также и отражение бедствия с помощью мольбы, которая является причиной отражения беды и проявления милости Аллаха подобно тому, как щит является причиной отражения удара, наносимого оружием, а вода – причиной появления растений из земли. Щит отражает стрелу, которая сталкивается с ним, и точно так же сталкиваются друг с другом мольба и бедствие. Отказ от ношения оружия не относится к числу необходимых условий признания предустановления, ибо Аллах Всевышний сказал: {…и пусть они примут меры предосторожности и возьмут своё оружие},[2689] ведь Аллах предопределил не только любое событие, но и его причину. Как мы уже указывали, мольба полезна человеку во многих отношениях. К числу необходимых условий правильного обращения с мольбой относится присутствие и ощущение потребности в Аллахе, что является наилучшим видом поклонения и свидетельствует о познании, а Аллах знает об этом лучше.

Глава 333. Мольба человека, который использует упоминание о своих праведных делах как средство снискания благоволения Аллаха Всевышнего

1110. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– (Некогда) три человека из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но, когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и (наглухо) закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали (друг другу): «Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела[2690]!» (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды я далеко ушёл (от дома) по одному делу, а когда я вернулся к ним, они уже спали. Я надоил для них молока; узнав же о том, что они заснули, не пожелал (ни будить их), ни поить молоком домочадцев и рабов до них, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения». А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему[2691], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход, (но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Далее в этом хадисе сообщается, что каждый из них рассказывал о своём праведном деле, после чего говорил: «О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» – и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти.[2692]

Что касаеся моления о ниспослании дождя, то кади Хусайн и другие наши товарищи говорили, что человеку, который попал в беду, желательно обращаться с мольбами к Аллаху, упоминая о своих праведных делах, и приводили в качестве доказательства этот хадис. Однако можно указать и на то, что в известном смысле подобные упоминания свидетельствуют о том, что человек ощущает потребность в Аллахе Всевышнем не в полной мере, тогда как цель мольбы и состоит в заявлении о такой потребности. С другой стороны, в приводимом выше хадисе сообщается, что пророк, , с похвалой отозвался о людях, которые упоминали о своих праведных делах, и это свидетельствует о том, что он одобрял их действия, а помощь оказывает Аллах.

К числу наилучших сообщений о том, как обращались к Аллаху с мольбами наши праведные предшественники, относится рассказ аль-Ауза‘и, который сказал:

– Однажды люди вышли за пределы города для моления о ниспослании дождя. Среди них находился Билял бин Са‘д, который воздал хвалу Аллаху Всевышнему и поблагодарил Его, а потом сказал: «О те, кто собрался здесь, разве вы не признаёте свои дурные дела?» Люди стали говорить: «Конечно, признаём!» Тогда Билял воскликнул: «О Аллах, мы знаем, что Ты сказал: {Нет никаких оснований укорять тех, кто совершает благодеяния}[2693], и мы признаём, что совершали дурное, но разве Твоё прощение предназначено для кого-либо, кроме таких, как мы? О Аллах, прости нас, помилуй нас и пошли нам дождь!» – после он воздел руки к небу. Так же поступили и все остальные, и им был ниспослан дождь.[2694]

Об этом же говорится и в следующем бейте:

Я грешен и часто ошибаюсь, но прощение (Аллаха)

объемлет собой все грехи,

и если бы не грехи, то не было бы и прощения.

Глава 334. Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу

1111. Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, посланник Аллаха, , опускал их только после того, как проводил ими по лицу».[2695]

 

 

Глава 335. Желательно повторять слова мольбы

1112. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , любил произносить слова мольбы и просьбы о прощении по три раза.[2696]

Глава 336. Побуждение к присутствию сердца во время обращения к Аллаху с мольбами

1113. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах Всевышний, что посланник Аллаха, , сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в получении ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу, которая исходит от небрежного и невнимательного сердца».[2697]

Глава 337. О достоинстве мольбы за отсутствующего

Аллах Всевышний сказал: {А те, которые придут после них, будут говорить: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере[2698]…”}[2699] Аллах Всевышний также сказал: {…проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин}.[2700] Аллах Всевышний поведал, что Ибрахим, , сказал: {Господь наш! Прости меня, и моих родителей и верующих в тот День, когда наступит (пора) расчёта!}[2701] Аллах Всевышний также поведал, что Нух, , сказал: {Господь мой! Прости меня, и моих родителей, и того, кто вошёл в мой дом верующим, и (всех) верующих мужчин и женщин...}[2702]

1114. Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:

– (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата (по вере), ангел, (который находится рядом с ним,) всегда говорит: «И тебе (да будет) то же!»

В другой версии этого хадиса со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , часто говорил:

– Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана, (ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как (мусульманин) обращается к Аллаху с мольбой за своего брата, (призывая на него) благо, этот ангел говорит: «Амин, и (да будет) тебе то же!»[2703]

1115. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах Всевышний ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Быстрее всего ответ даётся на такую мольбу, с которой обращаются за отсутствующего человека».[2704]

Глава 338. О желательности обращения к Аллаху с мольбой за того, кто оказал человеку благодеяние, и о том, как это следует делать


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)