АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

психики и раскрепощенности тела

Читайте также:
  1. Био- и социогенетические концепции развития психики
  2. Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
  3. Вопрос №20: «Описать социальную адаптацию как функцию социальной психики личности».
  4. Высший уровень развития перцептивной психики
  5. Глава 3 ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ
  6. Глава 5 Интеллект в структуре психики
  7. Делание «стержня» энергетического тела. Делание поверхности кокона. Формирование произвольного энергообмена с помощью различных элементов энергетического тела
  8. Деление психики человека на сознательное и бессознательное
  9. Исцеление тела.
  10. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона
  11. Методы исследования хрусталика и стекловидного тела.
  12. Момент инерции твердого тела. Теорема Штейнера

Не будем пространно комментировать необходимость этих кажу-

щихся само собой разумеющимися обстоятельств, создание которых

входит в круг профессиональных обязанностей певца. Ограничимся

лишь высказыванием Д. Лаури-Вольпи, считавшим радость пения од-

ним из главных «секретов» надежности своей вокальной техники и сво-

его певческого долголетия.

«Как важна эта радость, которую певец черпает в ви-

дении иного мира, коснуться которого удается во время

пения, радость, которая рождается иногда из страдания,

из мучительных поисков, радость, в которой кроется сек-

рет, делающий голос молодым, лицо улыбающимся, ум яс-

ным, память цепкой, фантазию кипучей, чувство нежным,

дух бодрым и чутким.» [100, 259 ]

Преимущества метода моделирования энергетики фонационного

процесса по сравнению с существующими методами обучения вокаль-

ной технике очевидны. Его достоинства состоят в том, что:

- с самого начала учащийся получает адекватное представле

ние о своём инструменте, особенностях «игры» на нём и способах раз

вития своей вокальной техники;

-с первого урока задействован интеллект учащегося,

процесс освоения вокальной техники становится осознаваемым;

Так, уже в начале первого урока появляется возможность

практического знакомства учащегося с парадоксальным ды-

ханием, для чего в большинстве случаев оказывается доста-

точным привести аналогию с потоком энергии, вырывающим-

ся из сопла ракеты или силой сопротивления, управляющей

полётом воздушного змея. Эффекта появления энергетичес-

кого «смычка» или «тяги» дыхания в грудной клетке можно

добиться, если учащийся представит, как поток из нижнего

отверстия «фена» гортани разогревает ядро, находящееся

в центре грудной клетки (аналог - паяльная лампа) и т. д. и

т. п. Важно, что, ощутив в себе этот созданный воображе-

нием и волей энергетический поток сопротивления выдоху,

учащийся становится способным к дальнейшему знакомству

со своим инструментом и его разработке.

- учащийся с самого начала обучения оказывается способным к са

мостоятельной работе. Поскольку учащийся работает с внутрен

ней энергетикой фонационного процесса, он изначально не «привязан»

к уху педагога, а понимание практической задачи позволяет занимать

ся самостоятельно;

- появляется возможность более интенсивного обучения. От

крыв для себя существование внутренней энергетики своего инструмен

та, значительную - практически неограниченную по времени - часть ра

боты певец может проводить при тихом звучании голоса, не нагружая

интенсивной работой голосовые складки (как спортсмены, упражняя своё

подсознание, «проигрывают» телом новые движения и движения, кото

рые надо будет делать);

-у учащегося появляется возможность творчества в разработ-

ке своего инструмента, возможность самостоятельного придумывания

упражнений;

- метод основан на общефонетических особенностях оперного пе

ния и не «привязан» к фонетике какого-либо языка; поэтому он в рав

ной степени применим для обучения вокальной технике певца любой

национальности и пения на любом языке;

- моделирование условий работы инструмента не блокирует

эмоциональную сферу певца и не закрепощает тело поющего;

- знание «внутренней кухни» фонационного процесса и практичес

кий опыт работы с внутренней энергетикой способствует развитию

вокального слуха: знание тела позволяет певцу при слушании мас

теров и своих записей более точно определять особенности работы пев

ческого инструмента поющего;

- моделирование внешних и внутренних условий работы своего ин

струмента развивает ассоциативное и ситуативное мышле

ние учащегося, а также его способность активного действия в

вымышленных обстоятельствах. Осваивая вокальную технику,

певец практически нарабатывает и тренирует те же психофизические

навыки, которые окажутся ему нужны для создания музыки, органич

ного существования в ней и сценического перевоплощения;

- практика программирования условий фонационного процесса раз

вивает позитивное мышление учащегося;

- наконец, достоинство метода функционального моделирования со

стоит в том, что в нём практически используется открытый К.С.Ста

ниславским фундаментальный принцип художественного творче

ства, - осознанное использование поющим артистом творческих возмож

ностей своего подсознания.

Заключение

Раскрытие психологической природы вокальных парадоксов выво-

дит вокальную методику из сферы эмпирики на уровень профессио-

нального (в современном понимании) знания.

Вместе с тем изучение особенностей биофизики и психотехники

оперного пения с новых точек зрения дало нам гораздо больше, чем мы

могли ожидать в начале нашего разговора.

Знакомясь с певческим инструментом и особенностями «игры» на

нём, мы заново открыли для себя собственное тело - не только свой

орган движения, посредством которого мы практически реализовыва-

ем свои идеальные намерения, но и свой главный орган чувств, дающий

нам возможность восприятия физических свойств объектов и явле-

ний внешнего мира, эмоционального проживания радостных и печаль-

ных событий своей жизни, интуитивной оценки жизненных ситуаций.

Тело перестало быть для нас безмолвным носителем внутренних орга-

нов и материальной физической оболочкой нашей души. По сути дела

мы заново открыли своё первое Я, без которого невозможно (и не

нужно) было бы развитие нашей психики и виртуального alter ego -

нашего сознания. Для нас перестал был загадочным и «тёмным» недо-

ступный стороннему наблюдателю язык внутренних ощущений нашего

тела.

Мы заново открыли для себя свою психику, посредством которой

регулируются все наши взаимоотношения с внешним миром.

Для нас открылась программирующая роль языка (произно-

симых нами слов и мыслей), более ясной и доступной для изучения

стала работа подсознания - постоянно действующего внутреннего

процессора, в котором происходит сложнейшая переработка нервных

импульсов от внешних физических воздействий и идеальной инфор-

мации, продуцирование гениальных и шизофренических идей, практи-

ческое управление всеми нашими волевыми действиями и непроиз-

вольными поступками.

Мы открыли в новом качестве сам их себя как автономную часть

мира, в котором живём, и мир как необходимое условие существова-

ния нас. Нам оказались доступной для изучения столь знакомая и в то

же время ранее незамечаемая энергетика нашего тела, стала осоз-

наваемой её «вписанность» в энергетику окружающего нас мира. Стала

осознанной наша способность жить в вымышленных условиях вымыш-

ленного мира.

Незаметно для себя мы ввели в свой информационно-волевой центр

(сознание)новую парадигму мышления -новую систематизиру-

ющую программу интеллектуальной работы психики, значительно рас-

ширяющую нашу способность осознанного вхождения в певческую про-

фессию. Мы не только убедились в познавательной эффективности

новой для нас системы мышления, но и практически освоили её.

После рассмотрения одного, нехудожественного аспекта профессии

певца - особенностей устройства, работы и настройки певческого инст-

румента, - для нас открылась возможность изучения основных аспек-

тов художественного творчества поющего артиста, - закономерностей

и парадоксов существования певца «в музыке» и его сценического пе-

ревоплощения...

Но это уже тема другого разговора...

ЛИТЕРАТУРА

1. Ампилов И. Практическое разъяснение пения и постановка голоса с об

щедоступным применением физики и физиологии. СПб., 1905.

2. Алдер X. НЛП: современные психотехнологии. СПб., Питер. 2000.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

5. Андгуладзе Н. Д. Вокальные парадоксы и проблемы мастерства. // Canto

ergo sum. Тезисы докладов научной сессии, посвященной 90-летию Д. Ан

дгуладзе. Тбилиси, 1986, с. 46—47.

6. Андгуладзе Н. Д. О двойственной природе вокальной техники. // Canto

ergo sum. с. 26—28.

7. Анискина А. А., Барановская С. Л. Русская фонетика. М., 1980.

8. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы.

Избранные труды. — М., Наука. 1979.

9. Анохин П. К. Теория функциональной системы. Успехи физиологической

науки. Т. 1.

10. Асафьев Б. В. Об опере. Л., Музыка. 1985.

11. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М.—Л., Музгиз. 1952.

12. Асратян Э. А., Симонов П. В. Надёжность мозга. М., Изд. АН СССР. 1963.

13. Атанелов И. Опыт теоретического и экспериментального обоснования осо

бенностей техники «прикрытия звука» в педагогическом методе

Д.Я. Андгуладзе. // Сборник трудов Тбилисской гос. консерватории

им. В. Сараджишвили вып. IV. Тбилиси. 1976. с. 109—129.

14. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скри

пичной классики. М., Музыка. 1965.

15. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. ч. 1 - М.,

Музсектор Госиздата 1929; ч. 2 - М., Музгиз. 1932; ч. 3 — М., Музгиз. 1937.

16. Багрунов В. П. «Альфа» и «омега» феномена Шаляпина. // Мариинский

театр №5-6. 1996.

17. Баранцев А. П. Обучение игре на духовых инструментах в России конца

XVIII — начала XX веков. Автореф. дис. канд. иск. Л., 1974.

18. Барсов Ю. А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы

М. И. Глинки. Л., Музыка. 1968.

19. Барсова Л. Г. Из истории петербургской вокальной школы. Эверарди, Га-

бель, Томарс, Ирецкая. СПб., Петровский фонд. 1999.

20. Бахуташвили Н. Очерки по истории вокального образования в Грузии.

Тбилиси, Заря Востока. 1959.

21. Беленов Л. Д. Исследование развития конструктивных особенностей

современных валторн и принципов игры на них. Автореф. канд. иск. Л.,

1979.

22. Бернштейн Н. А. Современные данные о структуре нервно-двигательного

процесса. // Музыканту-педагогу. М.—Л., 1939.

23. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., Медгиз. 1947.

24. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активно

сти. М., 1966.

25. Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб. Нотабене. 1999.

26. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., Наука. 1966.

27. Благодатов Г. Кларнет. М., Музыка. 1968.

28. Блинникова И. В. Культурно-историческая психология: взгляд со стороны.

// Психологический журнал, т. 20, № 3, май-июнь 1999, с. 127—130.

29. Бэндлер Р., Гриндер Д. Семинар по НЛП. Передовые психотехнологии

в психотерапии. М., 1992.

30. Вайнштейн Л. Камилло Эверарди. Киев, изд. автора. 1924.

31. Вальденго Д. Я пел с Тосканини. Издание 2-е, дополненное. Л., Музыка.

1989.

32. Васенина К. В. Правильное произношение слова как важнейший фактор

в пении (методическое пособие по вокалу для преподавателей музучилищ)

М., 1962.

33. Васенина К. В. Проблема слова в пении. // Вопросы вокальной педагоги

ки вып. IV. М., 1969, с.145-162.

34. Васильев Б. И. Из методического опыта профессора Ленинградской кон

серватории И.И.Плешакова. // Вопросы вокальной педагогики. вып. 6.

Л., Музыка. 1982, с. 75-86.

35. Вербов А. М. Техника постановки голоса. Л., Музгиз. 1961.

36. Вокальный словарь. Сост. Кочнева И. С, Яковлева А. С. изд. 2-е.

Л., Музыка. 1988.

37. Волков Н. В. Основы управления звучанием при игре на кларнете. Авто

реф. дис. канд. иск. Л., 1984.

38. Волконский С. М. Выразительный человек. СПб., 1913.

39. Вюрпилло Э. Восприятие пространства. М., Прогресс. 1978.

40. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.

41. Гарсиа М. Полная школа пения. М., Музгиз. 1957.

42. Геллат П. Дыхание и положение гортани. СПб. 1905.

43. Герсамия И. Е. К проблеме сценического перевоплощения в вокально-ис

полнительском искусстве.// Canto ergo sum. Тбилиси, с. 40—41.

44. Герсамия И. Е. Проблемы психологии творчества певца. Автореф. дис.

докт. искусств. Киев. 1988.

45. Гмыря Б. Р. Статьи, дневники, письма, воспоминания. М., Музыка. 1988.

46. Гобби Т. Мир итальянской оперы. М., Радуга. 1989.

47. Годфруа Ж. Что такое психология? М., Мир. 1999.

48. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., 1968.

49. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., Наука. 1980.

50. Горович Б. Оперный театр. Л., Музыка. 1984.

51. Горячев С. М., Константинов Е. П., Исаева Т. М., Исаев М. Ю. Язык

подсознания. 2-е изд. БОНУС. Красноярск. 1999.

52. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., Международная академия

педагогических наук, Московский гуманитарный актёрский лицей. 1993.

53. Григорьев В. Ю. Николло Паганини. Жизнь и творчество. М., Музыка. 1987.

54. Григорьев Л., Платек Я. Евгений Нестеренко. // Музыкальная жизнь, № 1.

1984 г., М., Сов. композитор, с. 6—8.

55. Гутников Б. Л. Об искусстве скрипичной игры. Л., Музыка. 1988.

56. Далькроз Жак Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искус

ства Пер. Н. Гнесиной.

57. Дейша-сионицкая М. Пение в ощущениях. М., Музсектор. 1926.

58. Джильи Б. Воспоминания. Л., Музыка. 1967.

59. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.,

Питер. 2000.

60. Дмитриев Л. Б. Рентгенологические исследования строения и приспособ

ления голосового аппарата у певцов. Диссертация канд. мед. наук. Инсти

тут физиологии АН СССР им. И. П. Павлова. Л., 1957.

61. Дмитриев Л. Б. Гласные в пении. // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1.

Гос. муз. изд., 1962, с. 77-130.

62—63. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., Музыка. 1968, 2000.

64. Дмитриев Л. Б. Солисты Ла Скала о дыхании в пении. //Труды муз.-пед.

ин-та им. Гнесиных. Вып. 9. М., 1970, с.51-63.

65. Дмитриев Л. Б. О воспитании певцов в Центре усовершенствования опер

ных певцов при театре Ла Скала. // Вопросы вокальной педагогики. Вып.

У. М., 1976. с. 61-90.

66. Дмитриев Л. Б. Ирис Корадетти о мастерстве вокалиста.// Вопросы во

кальной педагогики. Вып. V. М., 1976, с. 91 — 109.

67. Дмитриев Л. Б. Подготовка певцов в Италии для оперной сцены. // Вопро

сы вокальной педагогики. Вып. 6. М., Музыка. 1982, с. 100—102.

68. Донец-Тейссер М. Э. Опыт воспитания сопрано. // Вопросы вокальной

педагогики. Вып. 3. М., 1967, с. 120-133.

69. Дьяченко М. И., Кандыбов Л. А. Психология. Словарь-справочник. М.,

ООО«Хелсон». 1998.

70. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб. Гос. кон

серватория им. Н.А.Римского-Корсакова. 1996.

71. Ержемский Г. Л. Психология дирижирования М., Музыка. 1988.

72. Ержемский ГЛ. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб. 1993.

73. Ермаков В. А. Дефекты вокальной методики и роль произношения в пении

(предисловие Л. В. Собинова) Л., Тритон. 1935.

74. Жданов В. Ф. Артист музыкального театра: принципы формирования

вокально-сценического мастерства. М., 1996.

75. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М, 1958.

76. Жинкин Н. И. О произвольном и непроизвольном управлении звуковыми

механизмами пения и речи. // Вопросы психологии № 4, 1978, с.73—83.

77. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М., Просвещение. 1981.

78. Заседателев Ф. Ф. Научные основы постановки голоса. М., ОГИЗ-Муз-

гиз. 1935.

79. Зданович А. П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., 1965.

80. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., Наука. 1979.

81. Злобин К. В. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса пев

цов. Л., Медгиз. 1958.

82. Иваницкий А. М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга

возникают субъективные переживания // Психологический журнал, май-

июнь 1999, с. 93-104.

83. Инструменты духового оркестра. Сост. Б. Т. Кожевников. М., Музыка. 1984.

84. Каллас М. Биография. Статьи, Интервью. М., Прогресс. 1978.

85. Карпенков С. X. Концепции современного естествознания. М., Культура, и

спорт. Изд. объед. ЮНИТИ. 1997.

86. Киселёв А. Н. Исследование новых методов формирования тембра голоса

певцов на основе изменения условий слухового самоконтроля. Автореф.

дис. канд. иск. Л., 1977.

87. Киселёв А. Н. О двойной функции трахеи и бронхов в певческой фонации.

// Canto ergo sum. Тбилиси, 1986, с. 24 - 26.

88. Киселёв А. Н. Теоретические основы методики обучения пению студентов

факультета драматического искусства. Методическая разработка. Л.,

ЛГИТМИК. 1979.

89. Ките М., Микк А. Александр Ардер. Таллинн. 1976.

90. Климов Е. А. Основы психологии. Учебник. М., Изд. объед. «ЮНИТИ».

1997.

91. Коган Г. М. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешнос

ти пианистической работы. М., Сов. композитор. 1961.

92. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны вашего голоса. Екатеринбург.

1992.

93.Кравченко А. М. Секреты бельканто. Симферополь. 1993.

94. Колшанский Г. В. Паралингвистика. М., Наука. 1974.

95. Краткий психологический словарь. М., Изд. политической литературы. 1985.

96. Кречмар Г. История оперы Л., Academia. 1925.

97. Кустов Г. М. Лина По. Жизнь и творчество слепого скульптора. М., 1978.

98. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. Минск, Изд. Попурри. 1999.

99. Ламперти Ф. Искусство пения по классическим преданиям. Технические

правила и советы ученикам и артистам. М., 1913. 100. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. Л., Музыка. 1972.

101. Лебедева И.А. О. Н. Благовидова — педагог. М., Музыка. 1984.

102. Левин С. Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры в 2-х ч.

Л., Музыка. 1983.

103. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л—М.,

Искусство. 1939.

104. Лемешев С. Я. Путь к искусству. М., Искусство. 1968.

105. Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд. 2-е, дополненное, в

двух книгах. Л., Музыка. 1988.

106. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

107. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. Изд-во Московского

университета. 1981.

108. Леонтьев А. Н. Психология общения. М., 1997.

109. Лоуэн А. Биоэнергетика. СПб., «Ювента». 1998.

110. Луканин В. М. Обучение и воспитание молодого певца. Л., Музыка. 1977.

111. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., Изд-во Московского универ

ситета. 1973.

112. Лушин Б. М. На уровках маэстро Барра. // Вопросы вокальной педагоги

ки. Вып. 6. Л., Музыка. 1982, с.123-140.

113. Львов М. Л. Из истории вокального искусства. М., Музыка. 1964.

114. Мазурин К. Методология пения, т. 1 и т. 11. М., 1902,1903.

115. Малютин Е. Н. Экспериментальная фонетика и научные основы поста

новки голоса. Орёл. 1924.

116. Мильштейн Я.И. Советы Шопена пианистам. М., Музыка. 1968.

117. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., Мир. 1966.

118. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., Наука. 1967.

119. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. Л., Наука. 1977.

120. Морозов В. П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические

основы объективных критериев // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7.

М., Музыка. 1984, с. 173-213.

121. Морозов В. П. Исследование способности человека к восприятию инвер

тированной во времени речи // Психол. журн. № 1, 1992, с. 18—31.

122. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация.

М., Изд-во ИП РАН. 1998.

123. Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа. М.,

Муз. сектор Госиздата. 1925.

124. Мусин И. А. Техника дирижирования. СПб., Музыка. 1995.

125. Мусин И. А. Воспитание дирижёра. Л., Музыка. 1987.

126. Назаренко И. К. Искусство пения. Изд. 3-е, дополненное. М., Музыка.

1968.

127. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов

и смысловая архитектоника личности. М., Прометей. 1985.

128. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы

интуитивного познания. М., Мысль. 1972.

129. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. 2-е

изд. М„ Гос. Муз. Изд. 1961.

130. Немов Р. С. Психология (в трёх книгах). М., Владос. 1999.

131. Нестеренко Е. Е. В классе профессора Ленинградской консерватории

В. М. Луканина.// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., Музыка,

1982,с.70-74.

132. Нестеренко Е. Е. Жизнь в пении.// «Москва». № 1-3. 1983.

133. Нестеренко Е. Е. Размышления о профессии. М., Искусство. 1985.

134. Нозадзе М. В. Постикус в функциональной системе дыхание-гортань. //

Canto ergo sum. Тбилиси. 1986, с. 22—24

135. Новиченко Т. Д. Методические указания к работе с колоратурными со

прано. Л., Лен. гос. консерватория. 1986.

136. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. М., Наука. 1988.

137. Общая психология. Курс лекций. Составитель Е. И.Рогов М., Владос. 2000.

138. Ольховский Е. Г. Предисловие // Пальмеджани Ф. Король баритонов.

М-Л., 1966, с. 5-25.

139. Органов П. А. Певческий голос и методика его постановки. М—Л., Гос.

муз. изд. 1951.

140. Орленин В. Н. Фонетика пения и особенности методики обучения казах

ских оперных певцов. Дисс. канд. иск. Л., 1980.

141. Орлов Г. Древо музыки Н. A. Frager & Со «Советский композитор». Ва

шингтон-Петербург. 1992.

142. Орлова Е. М. Методические заметки о музыкально-историческом образо

вании в консерваториях. М., Музыка. 1983.

143. Павлов И. П. Последние сообщения по физиологии и патологии высшей

нервной деятельности. Л., Изд. Академии наук СССР. 1933.

144. Памяти Н. С. Рабиновича. Очерки. Воспоминания. Документы. Сост.

А. Бухин. Изд. Н. A. Frager & Co., Washinqton, DC, USA. 1996.

145. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

146. Панофка Г. Искусство пения. М., Музыка. 1968.

147. Перельман Н. Е. В классе рояля. Л., Музыка. 1975.

148. Петрова Е. П. О динамике звука певческого голоса. М., Музгиз. 1963.

149. Пидорина В. И. А. Ф. Мишуга — выдающийся певец и вокальныч педа

гог. // Вопросы вокальной педагогики. Вып V. М., 1976, с.135—155.

150. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., Наука. 1982.

151. Практическая психология под ред. проф. Птушкиной М. К. СПб., «Ди

дактика плюс». 1998.

152. Прокопьев В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру. СПб., 2000.

153. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. М., 1958.

154. Работнов Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М., Муз

гиз. 1932.

155. Расторгуев Б. Окно в мир звука. М., Знание. 1978.

156. Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследова

ний. М-Л., 1936.

157. Рыдник В. И. О современной акустике. М., Просвещение. 1979.

158. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

159. Руффо Титта Парабола моей жизни. М—Л., 1966.

160. Рязанцев С. Р. Формирование навыков прикрытого голосообразования

в работе с мужскими голосами. Л., Лен. гос. консерватория. 1989.

161. Садовников В. Орфоэпия в пении. М., Музгиз. 1958.

162. Селье Г. От мечты к открытию. М., Прогресс. 1987.

163. Сеффери О. Ф. Отчего у нас падает искусство пения? СПб., 1914.

164. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., Наука. 1961.

165. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность. М, На

ука. 1984.

166. Симонович С, Евсеев Г. Общая информатика. М., ACT пресс. 1998.

167. Современные проблемы педагогики музыкального вуза. Материалы на

учно-методической конференции 2—4 ноября 1998 г.. СПб., Канон. 1999.

168. Сонки С. Теория постановки голоса. Л., Тритон. 1925.

169. Сопина В. Г. И. А. Иосифов и традиции болгарской школы пения.//

Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. 1982, с. 87—99.

170. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Изд. политической литера

туры. 1972.

171. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., Искусство. 1983.

172. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. В двух частях. М—Л.,

Искусство. 1948.

173. Старк Э. Петербургская опера и её мастера. 1890-1910 гг. М., Искусство. 1940.

174. Сухотин А. К. Парадоксы науки. М., Молодая гвардия. 1978.

175. Сухотин А. К. Ритмы и алгоритмы. М., Молодая гвардия. 1983.

176. Тамбовская Н. Час ученичества. Студии профессора Образцовой. //

Музыкальная жизнь № 17-18, 1993, с. 2—3.

177. Тартаков В. В. Книга о И. В.Тартакове. Л., Музыка. 1987.

178. Теляковский В. Воспоминания. М—Л., Искусство. 1965.

179. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М—Л., изд. Акад.

пед. наук РСФСР. 1947.

180. Теплов Б. М. Об объективном методе психологии. // Теплов Б. М. Из

бранные труды в 2-х томах. М., Педагогика. 1985, т. 2, с. 281—309.

181. Теплов Б. М. О культуре научного исследования. //Теплов Б. М. Избран

ные труды в 2-х томах. М., Педагогика. 1985, т. 2, с. 310—317.

182. Тимохин В. В. Выдающиеся итальянские певцы М., Музгиз. 1962.

183. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., Изд-во Московского уни

верситета. 1984.

184. Тиц Г. И. Мой учитель Э. Гандольфи. // Вопросы вокальной педагогики.

Вып. 7. М., Музыка. 1984, с. 66-72.

185. Узинг М. О. Профессор Петербургской консерватории Н. А.Ирецкая. //

Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6. Л., 1982, с. 23—35.

186. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

187. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тби

лиси. 1971.

188. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., Наука. 1964.

189. Физиология голоса и пения с наглядным изложением элементарной ана

томии гортани и гигиена певца д-ра A. Gouguenheim'a врача госпиталя

Lariboisiere и М. Lermoyez старшего интерна в Париже. Пер. с французс

кого приват-доцента императорского Московского университета д-ра

М. Успенского. М., 1890.

190. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.,

Просвещение. 1989.

191. Фишер-Дискау Д. Отзвуки былого. М., Музыка. 1991.

192. Фучито С, Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Карузо.

Л., Тритон. 1935.

193. Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер

и М. Б. Михайлевской. М., Изд-во Московского университета. 1975.

194. Христиансен Л. Л. Работа с народными певцами.// Вопросы вокальной

педагогики. Вып. V. М., 1976, с. 9—36.

195. Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., Москов

ская гос. консерватория. 1994.

196. Хьелл Л., Зингер Д. Теории личностей. СПб. Питер. 1998.

197. Чаплин В. Л. Регистровая приспособляемость певческого голоса. Авто-

реф. дис. канд. иск. Тбилиси. 1977.

198—200. Шаляпин Ф. И., т. 1. Литературное наследство; т. 11. Воспомина-

ния о Шаляпине; т. 111. Статьи и высказывания. Приложение. М., Ис-

кусство, 1976,1977,1979.

201. ПьерТейярде Шарден. Феномен человека. М, Наука. 1987.

202. Шейко И. П. Елена Образцова. М., Искусство. 1984.

203. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., Прогресс. 1982.

204. Шрайер П. Моя позиция. М., Радуга. 1990.

205. Штоколов Б. Т. Гори, гори, моя звезда. Как надо петь. Самоучитель. СПб.,

1995.

206. Шторк К. Система Далькроза. Л.—М, «Петроград». 1924.

207. Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Про

блемы методологии. Л., Музыка. 1973.

208. Щерба Л. В.Фонетика французского языка. Очерк французского произ

ношения в сравнении с русским. М., 1939.

209. Щерба Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отноше

нии. Л., Наука. 1983.

210. Эткинс П. Порядок и беспорядок в природе. Пер. с англ. М., Мир. 1987.

211. Юдин С. П. Формирование голоса певца. М., Музгиз. 1962.

212. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. REFL-book BAKJIEP.

1998.

213. Юссон Р. Певческий голос. М., Музыка. 1974.

214. Юшманов В. И. О роли согласных звуков в формировании певческого

голоса. // Методические материалы методического совета по вокально

му образованию (тезисы). М., 1980, с. 16—17.

215. Юшманов В. И. Актуальные вопросы формирования певца-актёра в му

зыкальном вузе.//Тезисы 3-й Всероссийской научно-теоретической кон

ференции аспирантов вузов культуры и искусства. Свердловск, 1981,

с. 123-124.

216. Юшманов В. И. О регистрах певческого голоса оперных певцов. Депони-

ров. в НИО Информкультура, справочно-информационный отдел, серия

«Музыка», 1983.

217. Юшманов В. И. О принципах профессиональной подготовки вокалистов

в классе сольного пения консерватории (на материале исследования ра

боты профессоров Ленинградской консерватории Е. Г. Ольховского,

И. И. Плешакова и В. М. Луканина). Дис. канд. иск. Л., 1986.

218. Юшманов В. И. О проблемах современной теории певческого искусства

(к вопросу о психологии профессиональной певческой деятельности). //

Современные проблемы педагогики музыкального вуза СПб., Канон. 1999,

с. 36-50.

219. Яковлева А. С. О педагогической деятельности профессора Московской

консерватории Е. А. Лавровской // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 6.

Л., 1982, с. 36-56.

220. Якустиди И. В. К вопросу о формировании губного аппарата валторнис

та. Автореф. канд. дис. Киев. 1985.

221. Ямштекин С. Л. Влияние нёбного свода на профессиональное певческое

голосообразование. // Вопросы вокальной педагогики. М., 1976, с. 202—230.

222. Ярославцева Л. К. О способах регуляции певческого выдоха. // Вопросы

вокальной педагогики. М., 1976, с. 176—201.

223. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., Изд. политической

литературы. 1971.

224. Bandler R. and Grinder J. The Structure of Magic, Volumes I & II; Science

and Behavior Books, Palo Alto, CA, 1975, 1976.

225. Bandler R. and Grinder J. Reframing Real People Press, Moab, UT, 1982.

226. Bandler R. and La Valle J. Persuasion Engineering Meta Publications, Capitola,

CA, 1996.

227. Bartolomew W. Physical Definition of Good Voice-Quality' in the Male Voice.

Acoust. Soc. of America, 1934, № 6.

228. Carelli B. L'arte del canto, metodo teorico-practico di Beniamino Carelli,

professore di canto nel R. Conservatorio di Musica di Napoli. G. Ricordi

С Milano, 1898.

229. Hellat P. Von der Stellung des Kehlkopfes beim Singer // Arch, fur Laryngol.,

VIII, № 2, 1898.

230. Husson R. La voix chantee. Paris, 1960.

231. Husson R. Physiologie de la phonation. Paris, 1962.

232. Киселева Е. За вокалната педагогия. «Наука и изкуство», София, 1963.

233. Korzybski A. Science and Sanity. The International Non-Aristolelian Library

Publishing Company, Lakeville, CN, 1980.

234. L'arte del canto. Vademecum del cantante. Teoria e practice per tutte le voci

de H.Panofca, op. 81. Milano, 185.

235. Leman L. Meine Gesangskunst Bote & Bock Berlin 1995.

236. Piquet J. et Decroix G. Etude experimentale, peroperatoire du role de la pression

sous-glottique sur la vibration des cordes vocales // C.-R.Soc. Biologie,

№ 149,1955.

237. Pielke W. A propos des voyelles chantees "Ouvartes" et "Couvertes" // Passow

und Schaeffer Beitr., № 5, 1911.

238. Reid C. Functionale Stimmentwiclung. B. Schott's Sohne, Mainz, 1994, 82 p.

239. Russel O. X-ray photographs of the tongue and vocal organ position of Mme

Boris // Mus. Teach. Nath. 1932, Ref. Revue fr. De phoniatrie, № 10, 1935.

240. Scheufele-Osenberg M. Die Atemschule. Mainz, Schott. 1998, 179 p.

241. Schilling R. Die Deckung des Gesangstones im Rontgenbild // Arch. f. exper.

u.Klin. Phonetik, № 2, 1914.

242. Seidner W., Wendler J. Die Sangerstimme. Berlin. 1978, 215 p.

243. Stenley D. Your Voice. New York, 1945.

244. Sundberg J. Formant technique in a professional female singer. Acustica,

№ 2, 1975.

245. Tarneud J. Traite pratique de phonologie et de phoniatrie. Paris, 1941.

246. Tomatis A. Relations entre l'audition et la phonation. Ann. Telecommuns, 11,

№ 7-8,1956.

247. Van den bergjw. Calculations on model of the vocal tract for vowel /i/ (meat)

and on the larynx. Journ. Acoust. Soc. Amer., vol. 27, 1955.

248. Weiss D. Polsterpferunversuche zur Physiologie der Stimme // Mitteilungen

uber Sprache und Stimme. Jg. 2, № 3-5, 1936.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................... 6

Глава первая. Устройство певческого инструмента и биофизические

особенности его работы у оперных певцов.................. 13

Глававторая. Особенности психотехники оперного пения................. 46

Психика - высший уровень системы саморегуляции

энергетики человека....................................................................... 48

Певческий голос и его звучание. Слуховой и внутренний

контроль процесса фонации.......................................................... 53

Энергетическая природа внутренних ощущений...................... 60

Парадоксальное дыхание оперных певцов................................... 72

Управление резонаторной функцией........................................... 82

Энергетические тела и центры................................................... 86

Энергетическая защита голосовых складок................................ 91

Глава третья. Моделирование энергетики

фонационного процесса................................................. 100

Заключение..............................................................................................116

Литература...............................................................................................118

Виктор Иванович Юшманов

ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА

И ЕЕ ПАРАДОКСЫ

Верстка

Светлана Герасимова

Корректура

Наталья Перишкова

Елена Русанова

Виктория Снаэри

Художник

Александра Кузнецова

Подписано в печать 30.09.02. Формат 60x90 >/16. Печать

офсетная. Гарнитура «Petersburg». Объем 8 н.л. Тираж

1000 экз. Заказ.\ъ 193.

ООО Издательство ДЕАН. ЛП № 000106 от 17.03.99.

191040, Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 10.

Тел.: (812) 112-27-40. Тел./факс (812) 164-52-85.

E-mail: dcan@peterlink.ru.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «ИПК Бионт»

199026, Санкт-Петербург, Средний пр., 86.

Тел. (812) 322-68-43

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.079 сек.)