АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Энергетическая природа внутренних певческих ощущений

Читайте также:
  1. I. ПРАВО И ПРИРОДА
  2. II. Полномочия органов внутренних дел в сфере лицензирования негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности
  3. II. Хозяйственная природа науки
  4. III. Порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности юридическим лицам
  5. IV. Порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) сыскной (детективной) деятельности
  6. Natur und Umwelt - Природа і довкілля
  7. А. Все разделы внутренних болезней.
  8. Абиотические ( не живая природа )
  9. Анализ чувствительности практических параметров к изменению внешних и внутренних факторов.
  10. Атрибуция внутренних состояний возбуждения
  11. Аура это энергетическая фокусировка
  12. Б) Влияние внутренних и внешних факторов на скорость коррозии

Мы постоянно недооцениваем тот факт, что

опыт есть телесный феномен. Человек ощущает

только то, что происходит в его теле.

Александр Лоуэн

Здесь мы вступаем в одну из самых таинственных областей вокаль-

ной теории. Речь пойдет о субъективных певческих ощущениях, кото-

рые так хорошо знакомы профессионалам и совершенно недоступны для

восприятия стороннего наблюдателя. Мы будем говорить о тех достаточ-

но отчётливо фиксируемых сознанием и вместе с тем трудно поддаю-

щихся описанию ощущениях, которые возникают у певца во время пения

и которые, будучи названными в начале XX века И. М. Сеченовым «тём-

ными», продолжают оставаться таковыми спустя многие десятилетия.

Среди певцов-практиков, не занимавшихся педагогической деятель-

ностью, и сейчас широко распространено убеждение, что внутренние

ощущения у каждого певца свои, а их субъективность, изменчивость,

непостоянство и неуловимость якобы исключают возможность их ис-

пользования в качестве надёжного ориентира при обучении вокальной

технике. «Большинство певцов, или, точнее, все певцы, - говорил Э. Ка-

рузо, - бессознательно или по привычке делают известные вещи и при-

том так незаметно, что они и сами не смогли бы ничего сказать о том,

как и почему они это делают... Они потому вошли в привычку певца, что

приноровлены к его личности. Он узнаёт это не через теорию или расчё-

ты, а через многократно повторяемые опыты. Но это знание, пожалуй,

только ему и полезно; другой сможет получить столь же красивый звук,

но совсем другим способом» [ 126, 138 ].

Нередко такое же мнение высказывается и вокальными педагогами.

«Слуховой самоконтроль, а не мышечные ощущения, являются основной

формой самопроверки правильности голосового звучания, - утверждала, в

частности, профессор Киевской консерватории М. Э. Донец - Тейссер.

- Мышечные ощущения слишком субъективны и обманчивы. Правда,

путём упражнений приобретается мышечная память, мышечная

привычка, но всё же не следует рекомендовать ученикам целиком

полагаться на неё» [68, 120-133 ].

Такое же недоверчивое отношение к чувствуемым внутренним

ощущениям изначально доминирует в научной вокальной теории.

«...Практическое значение субъективных ощущений при пении должно

быть ничтожно, - считал Л.Д. Работнов, - так как они запаздывают от

звука и, следовательно, не могут сыграть руководящей роли ни в какой

степени и, кроме того, легко забываются» [154, 141 ]. Ещё более катего-

ричнее был И. И. Левидов, по мнению которого, «не движения органов

голосообразования определяют качество звука, а, наоборот, осознание

качества извлекаемого звука руководит этими движениями и определя-

ет их, а, следовательно, определяет также и качество звука» [103, 128].

«Имеется основание допустить, - писал он, - что большинства или, во

всяком случае, многих из описываемых певцами ощущений на самом

деле нет, что они являются результатом работы воображения,

внушения и самовнушения и передаются от педагога к ученику, от

вокалиста к вокалисту... Но даже в том случае, если допустить реаль-

ность подобного рода ощущений у некоторых субъектов, то они

(ощущения) настолько субъективны, что уже во

всяком случае не должны воспитываться у всех учащихся,

иначе говоря, воспитание этих ощущений не должно при-

меняться как метод. Это обилие ощущений у вокалистов,

быть может, не представляло бы особенно отрицательно-

го момента, если бы поиски их не отвлекали внимания уча-

щихся от реальных возможностей правильного

звукоизвлечения» [103, 85].

Даже в настоящее время, признавая внутренние ощущения (глав-

ным образом - мышечные и резонаторные) необходимыми для субъек-

тивной оценки фонационного процесса, большинство авторов научных

и методических трудов склонны видеть в них некий вспомогательный,

сопутствующий слуховому контролю фактор. Для многих исследова-

телей рассказы певцов о своих внутренних ощущениях продолжают

оставаться не более, чем свободными ассоциациями, к которым следу-

ет относиться снисходительно, потому что они якобы далеко не всегда

соответствуют тому, что действительно происходит в их голосовом

аппарате (Работнов, Кюрри, Дмитриев). Существует даже предполо-

жение, что на образование внутренних певческих ощущений уходит

«лишняя», не ставшая звуком (не использованная «по прямому назна-

чению») энергия певца (Р. Юссон, Е. А. Рудаков).

К этому следует добавить, что столь недоверчивое отношение к

внутренним певческим ощущениям до недавнего времени подкреп-

лялось и тем, что субъективность этих ощущений и невозможность

наблюдения за ними со стороны вызывали у отечественных психо-

логов серьёзные сомнения в правомерности использования интрос-

пекции (оценки и контроля внутренних ощущений) в качестве мето-

да научного исследования [Б. М. Теплов, 180].

Однако природа не создаёт ничего лишнего. Не исключением явля-

ются и «тёмные» внутренние ощущения, которые возникают у певца во

время пения.

Природой устроено так, что в здоровом состоянии внутреннее про-

странство своего организма мы чувствуем и осознаём материально од-

нородным. Если бы мы никогда не видели повреждённого человеческо-

го тела и не изучали анатомии, - наше внутреннее материальное уст-

ройство оставалось бы для нас неведомой тайной. Мы бы просто не

знали, как устроен наш организм внутри, как выглядят наш скелет, наши

мышцы и внутренние органы, как они функционируют и для чего нужны.

Вместе с тем мы хорошо ощущаем (чувствуем) свою внутреннюю

энергетику -своё внутреннее физическое состояние физи-

ческие усилия, которые нам приходится тратить во время физичес-

кой работы. Мы можем чувствовать себя бодрыми, полными сил и уста-

лыми, энергетически опустошёнными. При этом внутренние ощущения,

позволяющие нам осознавать существование своей энергетики, появля-

ются у нас при двигательной активности и для того, чтобы ощутить (по-

чувствовать) своё физическое состояние и оценить свою физическую

работоспособность, нам необходимо сделать несколько каких-либо дви-

жений, либо произвести какое-либо активное действие. Появление же

постоянных физических ощущений, не связанных с физической актив-

ностью, воспринимается и оценивается нами как проявление неблагопо-

лучия в нашем организме и является поводом обращения к врачу.

Поскольку внутреннее пространство нашего тела находится вне сферы

нашего сознания, у нас есть возможность интроспекции (возмож-

ность осознавать и оценивать со стороны свои внутренние ощущения),

чем мы постоянно, не задумываясь, и пользуемся в повседневной жизни.

При этом точно так же, как мы видим окружающий нас мир, но не

видим сетчатки глаз и находящихся в ней кровеносных сосудов,

слышим голоса птиц, шум деревьев, звучание певческих голосов и

оркестра, а не работу органов слуха, - точно так же

неосознаваемыми («невидимыми», недоступными для нашего

сознания) остаются внутренние процессы «производства» энергии и

её распределения в нашем теле: нам не дано видеть, откуда у нас

берутся силы и благодаря каким происходящим в нашем организме

биохимическим и физиологическим процессам мы оказываемся

способными соотносить свои усилия с сопротивлением объектов

внешнего мира, с которыми приходится иметь дело в повседневной

практике. Подобно тому, как на экране дисплея мы видим

результат невидимой внутренней работы компьютера, - точно

так же восприятию и оценке нашего сознания доступен лишь

конечный результат работы неосознаваемого (подсознания),

благодаря чему каждый из нас имеет возможность управлять своей

энергетикой на том высшем уровне, на котором решаются вопросы

практических взаимоотношений с окружающим миром.

Жизненная необходимость внутренних ощущений и интроспекции

становится понятной, если принять во внимание, что благодаря ощуще-

ниям, возникающим во время двигательной активности, а также при

активных и пассивных перемещениях во внешнем мире, мы знаем о суще-

ствовании не только своей энергетики, но и внутренней энергетики мира, в

котором живём. Если же посмотреть ещё шире, то мы можем обнару-

L

жить, что именно благодаря интроспекции - способности воспринимать

и оценивать ощущения, возникающие во внутреннем пространстве на-

шего тела во время практических действий, - мы знаем о существова-

нии феномена энергетики - фундаментальной особенности

мира, частью которого сами являемся. Становится очевидным, что если

бы не внутренние ощущения нашего тела, мы бы не имели представле-

ния об этой всеобщей невидимой, но реально существующей


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)